Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивы.






Основной мотив юношеской лирики - переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Особенностью ранней лирики становится синхронность переживания. Это придаёт единство лирике.

В зрелой лирике герой Лермонтова по-прежнему чужд обществу. Он не может удовлетвориться. Но герой зрелой лирики становится ближе к людям и более земным по своим переживаниям.

Гражданские мотивы – «Парус» (1832) – символичный образ, философ.- псих. осмысление обществ.-полит. проблем. «Смерть поэта» - самое значительное пр-ие русской рев.-полит. поэзии. В этом стих. Л., оплакивая гибель Пушкина обвиняет в этом реакционные верхи дворянства. В «Думе» (1838) Л. даёт резкую критику своего «поколения». Поэт упрекает современников за душевный холод и неумение отдаться чему-либо со всей страстью, за отсутствие твёрдых убеждений, за творческое бесплодие.

Лермонтов оборачивается к народной жизни, видит крестьянскую Россию, её природу. Таково стихотворение “Родина”:

 

Но я люблю, - за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов колыханье,

Разрывы рек её, подобные морям.

 

В стих-ии «Поэт» (1839) и «Пророк» (1841) – звучит протест против непонимания поэта обществом, нет примирённости.В стих-ии «Родина»(1841) – звучит патриотизм.

Но всё же основным мотивом лирики Лермонтова является мотив одиночества и тоски, пронизывающей все стихотворения. Это объясняется тем, что лирика Лермонтова обозначила послепушкинский этап в развитии русской поэзии, время реакции, когда передовая дворянская интеллигенция, немирившаяся с отсутствием духовной свободы, была лишена возможности открытой борьбы.

В стихотворении «Поэт» (1838) он с горечью признаёт, что его современники перестали понимать «простой и гордый» язык поэта. Тема поэта находит завершение в одном из последних стихотворений - «Пророк» (1841). Как бы продолжая одноимённое пушкинское стихотворение, Л. Расск-ет о том, какова была судьба миссии поэта-пророка: обличит. речи и высокие призывы встретили враждеб. отношение со стороны людей. Своебраз. итогом этих горьких переживаний явилось стих. «Прощай, немытая Россия..» (1841), в кот. поэт назвал страну «Страной рабов», «страной господ».

Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми, придаёт драм.колорит и теме любви. В отличие от героев Пушк. и мн.др. поэтов герой Л. почти не знает счастливой любви. Его отношение к женщине осложнено каким-то роковыми обстоятельствами и противоречиями. «Отчего» (1840): «Мне грустно, потому что я тебя люблю..» Любовь приносит не радость, а страдание.

Но лирика Л. отнюдь не исчерпывается мотивами тоски и одиночества. Его лирич. произ-ия полны чувств и стремлений. Мрачные настроения сменяются светлыми переживаниями, отрицание жизни – мотивами жизнеутверждения. («1831-го июня 11 дня» - мотив утверждения жизни и борьба за жизнь).

Жанры.

20-ег.г. Опыты Л. в «легкой поэзии»: антологич. басня-аллегория «Заблуждение Купидона», моралистич.эпиграммы, «Мадригал»,.идиллия «в древнем роде» в александрийских стихах «Пан» и анакреонтич. Стихи типа «Пира», «Веселого часа», «К друзьям» и др.

В дальнейшем эти жанровые формы у Л. Исчезают.

Устойчивыми для лирики Л.оказываются Ж. элегии, романса («мелодии», лит. песни), баллады.

Все они не имеют четких границ исильно деформированы в сравнении с классич. образцами. Так, признаки сюжетного строения балладыобнаруживаются в послании «К NN ***» («Не играй моей тоской»), «Грузинской песне»; напротив, балладнаяформа («Два сокола») лишена балладного сюжета; нет сколько-нибудь четких различий между романсом, лит. песней и «мелодией».

Из «старших» жанров Л. обращается к элегии -.«унылая элегия»— угасание чувств, старение души («О! Если б дни мои текли»), «Кладбище», «К...»(«Не привлекай меня красой»), «К***»(«Мы снова встретились стобой»).

В раннем творчестве определяется и Ж. историч. элегии с элементами романса и баллады НПР: «Наполеон» («где бьет волна, и брег высокий»)

1828 г. Л. жанр лирич. поэмы - «Черкесы», «Кавказскийпленник», «Корсар», «Преступник» и др.

Проблематика и поэтика романа “Герой нашего времени”

Роман «Г. н. в.» ставит центр.проблему эпохи – проблему «деятеля», отвечающ.обществ.-истор-им потребностям эпохи.

Гл.герой романа Печорин григ.Алекса – натура, богато одаренная, обладает острым аналит. умом, позволяющ.ему верно и глубоко судить о людях, о жизни, видит пороки окруж. его общ-ва и относ.к нему резко отрицат. Печорин стоит значительно выше своей среды, он от природы наделен горячим сердцем, спос-ым глубоко чувс-ть и сильно переживать, – человек волевой, активный, что делает его весьма способным к «действию», и он в какой-то мере «действует». Это полож. задат-ки глав. героя.

Индиви-дуализм и эгоизм (отриц.кач.) П. приводят его к полному одиноч-ву и сознанию бес-цельности жизни.

«Г. н. в.» - роман психологический. Осн. вним. автора направлено здесь на «историю души человечес.». Осн. задача – раскрыть хар-р и внутр. мир героя, в их типич-ности для людей 30-х г., переж-х ду-ховную драму.

Л. показал социал. природу хар-ра и пережив. своего героя.

Идейно-худож. смысл композиции романа: автор поставил своей задачей раскрыть хар-р героя времени и нашел здесь ту последовательность, постепенность, кот. позвол. сделать это с наибольшей убедительн. и глубиной. Л. первоначально показ. П. как «какое-то таинственное лицо», и лишь в дальнейшем «туман рассеивается, загадка разгадывается, основная идея романа пристает к вам и преследует вас».

В «Бэле» герой предстает перед читат. ч/з двойное посредство: расказчика (Максим Максимыч) и автора.

В «Максим Мак-симыче» остается только автор, наблюдающий героя, имеющий прямую возможность судить о нем по его внешности, словам и поступкам.: перед читателем предстает сам герой в его рассказе о самом себе.

В композ.образа П.значительное место занимает его портрет (глава «Максим Максимыч»). Принцип обрисоки внешн. героя соотв. Жанру (псих.роман): худож-к рисует психолог. портрет, стремясь ч/з изображ. внешнего облика героя, раскрыть его внутр. мир, психолог. мотивируя каждую деталь наружности, манеры держаться, мимика («не размахивал руками» - признак некот. скрытности хар-ра). Центр. место в портрете П. занимает опис. глаз («не смеялись, когда он смеялся»), их выраж, эти детали интерпретируются психолог-ки.

Описанием портрета Л. Также дает социаль. хар-ку героя, показывает нам аристократа, в кот. видна «порода» («маленькая аристокр.рука», черные брови и усы при светлом цвете волос) и «привычки порядочного чел-ка («ослепительно-чистое белье»).

Особенно отчетливо авт. оценка героя в романе выявл. через систему образов. С двух сторон оттеняют образ героя др. персонажи романа. На фоне «водяного общ-ва» с его пошлостью, корыстными расчетами, мелочным эгоизмом, грядными интригами П. выступ. как благор., высококультур., страдающ. от совей общ-ой бесполезности чел. Но в рома-не есть группа людей, которая оттеняет П. с невыгодной для него стороны. Уже в 1 части «Бэле», скучающему и разди-раемому внутр. противоречиями П. п/вопост-ы кавказцы (Казбич, Азамат) с их горячн., цельностью, постоянством. Встреча П. с М.М. показывает «героя времени» в резком контрасте с обыкновенным чел-ом той же эпохи. М.М. п/вопоставлен П. в психол-ом и социальном отнош.: как обыкнов-ый, ясный и цельный в своей психологии чел-к «необыкновенной», сложной, п/воречивой натуре, с одной стороны, и как представитель демократич. среды аристократу – с другой. И оказыв. что этот обыкнов., простой, скромный чел. гораздо выше по своим моральным качествам.

Душевная неуравновеш. и обществ. неустроенность П. резче выступ. в сопоставл.с доктором Вернером, скептицизм кот., сближающий его с П., не машает вып. свой общ-ый долг.

Л. дает обширную и пеструю галерею ярких, пластически вылепленных фигур:

1. В образах Бэлы, Казбича, Азамата – типы кавказцев.

2. В «Княжне Мери» особенно ярко и широко обрисован Грушницкий.

3. В образе Грушницкого Л. заклеймил, тех кто опошлил, лишил внутрен-го смысла тот глубокий душевный кризис, кот. переживали люди типа П. Романти-ий индивид-зм был для Груш. не рез-ом идейного разрыва с соврем. ему дворян-м общ-ом, но пустым подражанием, модной маской, под кот. скрывалась самая банальная физиономия огранич-го и пошлого юнкера, далекого от острых общ.-полит. вопросов соврем-ти.

Разнообраз. оттенки женского хар-ра и психологии Л. воплотил в ярко индивидуализир-х женских образах. (Бэла, княжна Мери, Вера).

Роман «Герой нашего времени» - образец русской реалистич. прозы. В «Г. н. в.» Л. сред-ми реалистич. иск-ва создает объективно-типич-ий образ, в кот. нашли отражение существенные стороны соврем-ой писателю действит-ти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.