Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный русский язык с практикумом






Вариант 1

1. Определите ряд, в котором правильно указаны гласные фонемы русского языка:

а) [а], [о], [у], [и], [ы], [э];

б) [а], [я], [о], [ё], [у], [ю];

в) [е], [я], [ё], [ю];

г) [у], [э], [о], [о].

2. Буква Я обозначает 1 звук в слове:

а) семья;

б) сядьте;

в) ястреб;

г) пиявка.

3. Обозначьте ряд слов, в которых совпадает количество букв и звуков:

а) вьюн, игра, поешь;

б) рожь, баян, фляга;

в) ясли, ёлка, радостный;

г) солнце, известь, поезд.

4. Обозначьте ряд, в котором во всех словах букв больше, чем звуков:

а) адъютант, пьеса, паяц;

б) женитьба, льёшь, дочь;

в) фаянс, поймёшь, ненастье;

г) лето, разъезженный, жюри.

5. Обозначьте ряд, в котором во всех словах звуков больше, чем букв:

а) янтарь, кровать, пирожки;

б) мюсли, берет, приезд;

в) маяк, ежевика, союз;

г) кассир, юбилей, уютный.

6. Обозначьте ряд, в котором все согласные звуки глухие:

а) [ц], [ф], [т];

б) [ч], [м], [с];

в) [ш], [х], [л];

г) [т], [р], [с].

7. Обозначьте ряды, в которых все согласные звуки звонкие:

а) [г], [з], [ц];

б) [б], [ч], [ш];

в) [б], [в], [д];

г) [в], [ч], [з].

8. Обозначьте ряд слов, в котором наблюдается ассимиляция по глухости:

а) гриб, коробка, крик;

б) стена, юбка, дорожка;

в) пошив, залив, глаз;

г) скользкий, вторник, стружка.

9. Обозначьте ряд слов, в котором все согласные звуки твердые:

а) каюта, белый, чаща;

б) болото, цена, кошка;

в) жилет, загадочный, стекло;

г) безработица, программа, брови.

10. Обозначьте ряд слов, в котором все согласные звуки мягкие:

а) очки, зелень, синий;

б) зрачок, одеяло, любитель;

в) ценить, лилия, бязь;

г) ряд, суть, тревога.

11. Обозначьте слово, в котором все согласные звуки глухие:

а) просьба;

б) волосы;

в) покос;

г) отдача.

12. Укажите слово, количество слогов в котором равно 3:

а) рука;

б) методист;

в) театр;

г) вписать.

13. Укажите ряд, в словах которого ударение падает на первый слог:

а) рыбалка, брат, обида;

б) дятел, домашний, десерт;

в) въезд, вагон, вилка;

г) ручка, торта, моста.

14. Обозначьте неправильное деление на слоги:

а) лей-ка;

б) пар-та;

в) лод-ка;

г) до-бро.

15. В каком ряду во всех словах есть звук [б]:

а) сноб, букле, беседа;

б) богатырь, собака, банка;

в) рыбалка, брат, обида;

г) билет, бочка, отбой.

16. В каком ряду во всех словах есть звук [в’]:

а) кровь, ветер, велосипед;

б) въезд, вагон, вилка;

в) весть, завидовать, совесть;

г) вода, вектор, волна.

17. В каком ряду во всех словах есть звук [с]:

а) сдать, посылка, редиска;

б) садовник, мороз, резцы;

в) нести, лесок, паровоз;

г) глаз, слон, синий.

18. В каком ряду во всех словах есть звук [ш]:

а) шёпот, рожь, мышь;

б) шапка, шуметь, багажник;

в) шоссе, шоколад, бумажный;

г) шарф, счастливый, шаг.

19. В каком ряду во всех словах есть звук [г]:

а) гном, газета, герой;

б) порог, бегемот, град;

в) гиря, голова, нога;

г) гуашь, загар, поголовье.

20. Назовите пары слов, имеющих одинаковый звуковой состав:

а) дрова – трава;

б) мать – мять;

в) костный – косный;

г) слёг – слог.

21. Укажите слова, в которых все согласные звуки звонкие:

а) удивление;

б) отбор;

в) оцененный;

г) цирк.

22. Укажите слово, в котором есть звук [о]:

а) дирижер;

б) поиграть;

в) договориться;

г) средство.

23. Укажите слово, в котором буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

а) блеск;

б) ягода;

в) бетон;

г) весна.

24. Выделенное слово употреблено в переносном значении в предложении:

а) У сороки в хвосте длинные перья;

б) Из порванной подушки перья летели в разные стороны;

в) Сатирическое перо Салтыкова-Щедрина совершенно неповторимо;

г) Шарль Перо написал сказку «Кот в сапогах».

25. Выделенное слова употреблено в переносном значении в предложениях:

а) Хвост у жеребенка еще короткий;

б) Все хвосты нужно сдать да конца июня, иначе стипендию не дадут;

в) Строители уже уточнили фронт работы на новом объекте;

г) Сторонники мира должны действовать единым фронтом.

26. Паронимами является следующая пара слов:

а) дипломатичный – дипломатический;

б) хороший – нехороший;

в) роспись – живопись;

г) черный – белый.

27. Обозначьте правильный ответ «Однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению – это»:

а) антонимы;

б) синонимы;

в) паронимы;

г) омонимы.

28. Отметьте пару слов, которые не являются паронимами:

а) невежа — невежда;

б) абонемент — абонент;

в) горячий — горячительный;

г) большой – небольшой.

29. Вычеркните «лишнее» слово в синонимическом ряду:

а) выразить;

б) сформулировать;

в) придумать;

г) назвать.

30. Отметьте неправильно подобранную антонимическую пару:

а) говорить – молчать;

б) паркет – линолеум;

в) просторный – тесный;

г) густой – редкий.

31. Определите, какая пара слов не является синонимами:

а) погасить — потушить;

б) лелеять — нежить;

в) бесхитростный — незатейливый;

г) горе — случай.

32. Укажите, какое слова не является старославянизмом:

а) чуждый;

б) младость;

в) голос;

г) брег.

33. Укажите слово, заимствованное из немецкого языка:

а) генерал;

б) бутерброд;

в) самовар;

г) космонавт.

34. Укажите общеупотребительное слово в ряду устаревших:

а) красноармеец;

б) вояж;

в) путешествие;

г) перси.

35. Обозначьте правильное утверждение «Общеупотребительная лексика – это»:

а) слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей;

б) лексика, используемая только в бытовой сфере;

в) слова, употребление которых ограничено территорией распространения;

г) лексика, бытующая только в письменной форме;

36. Обозначьте правильное утверждение «Слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники и не ставшие общеупотребительными, - это»:

а) диалекты;

б) арго и жаргоны;

в) неологизмы;

г) профессионализмы.

37. Обозначьте правильное утверждение: «Пассивный словарный запас русского языка – это»:

а) только неологизмы;

б) устаревшие и новые слова;

в) только архаизмы и историзмы;

г) вся лексика русского языка.

38. Выделите устаревшее слово:

а) подъезд;

б)теперича;

в) венчаться;

г) золото.

39. Сколько функциональных стилей насчитывается в современном русском языке:

а) 2;

б) 3;

в) 4;

г) 5.

40. Для какого стиля характерны черты: оперативность и точность информации, логичность, эмоциональность, образность, доступность, побудительность:

а) художественный;

б) научный;

в) публицистический;

г) разговорный.

41.Обозначьте ряд, в котором все слова расположены по алфавиту:

а) по-актёрски, по-американски, по-английски;

б) требовать, требовательный, требуемый;

в) хвалёный, хваленный, хвалимый;

г) царь, царевич, царевна.

42. Обозначьте ряд, в котором все слова расположены по алфавиту:

а) школа-студия, школьный, школьник;

б) эффективный, эффективность, эффектный;

в) супруг, супружеский, супруга;

г) апельсин, апостроф аппетит.

43. Обозначьте правильное утверждение «В русском языке»:

а) 34 буквы;

б) 30 букв;

в) 33 буквы;

г) 32 буквы.

44. В каком словосочетании на месте пропуска пишется буква Е?

а) зам…рать от шороха;

б) нач…нать урок;

в) большая неразб…риха;

г) пр…открыть дверь.

45. Обозначьте, в каком слове допущена орфографическая ошибка:

а) малахит;

б) манумент;

в) триумф;

г) жюри.

46. Ошибка в написании слова содержится в следующем словосочетании:

а) сильно преувеличить;

б) приготовить обед;

в) преумный ученик;

г) превстать на цыпочках.

47. Обозначьте ряд, в котором НЕ пишется слитно со всеми словами:

а) далеко (не)тёплый приём, (не)обращая внимания;

б) (не)настная погода, (не)деликатный вопрос;

в) (не)когда известный, (не)рассказан;

г) (не)зная языка, (не)ужели.

48. Обозначьте ряд, в словах которого пишется НН:

а) исписан…ая тетрадь, оловян…ая ложка;

б) гостин…ый двор, корчёван…ые пни;

в) вагон…ая мастерская, кожан…ая куртка;

г) беспричин…ый смех, орлин…ый клюв.

49. Обозначьте, в каком ряду допущена ошибка:

а) атмосфера, коридор, тайга;

б) тромбовать, материк, котлован;

в) прихотливый, папоротник, копыто;

г) галантерея, галерея, палата.

50. Обозначьте, в каком ряду слов на месте пропусков пишется буква О:

а) об…яние, пан…рама, п…гоны;

б) доск…нально, к…р…пуз,..ллея;

в) п…лынь, б…рахтаться, уд…вольствие;

г) т…варищи, …лант, пр…жектор.

Вариант 2

1. Укажите, в каких рядах во всех словах правильно выделено окончание:

а) занов-о, озер-о, искренн-е;

б) сюжетн-ый, ужесточен-ие, арми-ия;

в) сэкономи-ть, словесность-0, рыбач-ий;

г) разбойничий-0, предмет-0, правильн-ый.

2. Обозначьте слово, которое соответствует схеме: Ç Ù □:

а) помогать;

б) пригородный;

в) замирал;

г) насухо.

3. Укажите, в каких рядах во всех словах правильно выделен корень:

а) раз-глаш-ение, со-бр-ание, из-вин-ение;

б) метел-ица, из-бир-атель, ис-прав-ленный;

в) ис-куп-ление, ис-пар-иться, жи-тель;

г) обо-рв-ать, раз-у-ть, мечт-ательный.

4. Обозначьте слово, в котором есть нулевое окончание:

а) хуже;

б) перелёт;

в) авеню;

г) работая.

5. Обозначьте слово с двумя суффиксами:

а) водянистый;

б) хлебный;

в) обучение;

г) по-хорошему.

6. Обозначьте слово, образованное приставочным способом:

а) расположение;

б) выдвижение;

в) подоконник;

г) некрасивый.

7. Обозначьте ряд, в котором записаны только формы одного и того же слова:

а) дом, домашний, дома, домов, домострой;

б) читать, читая, читавший, читай, читали;

в) искать, ищущий, поиск, разыскивать, искали;

г) светлый, свет, светлее, светлейший, наисветлейший.

8. Обозначьте слова, которые образованы сложением основ в сочетании с суффиксацией:

а) мореплаватель;

б) пароходство;

в) сухофрукты;

г) светло-зеленый.

9. Каким способом образованы слова: работник, крановщик, храбрец, специалист:

а) постфиксальным;

б) префиксальным;

в) суффиксальным;

г) суффиксально-префиксальным.

10. Каким способом образованы слова: СНГ, ПТУ, ГАИ, ЦУМ:

а) сложение;

б) аббревиация;

в) усечение;

г) сращение.

11. Обозначьте притяжательное прилагательное:

а) баранья нога;

б) баранья шапка;

в) медвежья услуга;

г) учительский стол.

12. Укажите существительное второго склонения:

а) пламя;

б) осень;

в) озеро;

г) почка.

13. Обозначьте прилагательное, от которого нельзя образовать степени сравнения:

а) холостой;

б) высокий;

в) сладкий;

г) милый.

14. Укажите относительное прилагательное, употребленное в значении качественного:

а) заячий мех;

б) стальные нервы;

в) лисья хитрость;

г) деревянный шкаф.

15. Обозначьте прилагательное в простой форме сравнительной степени:

а) хуже;

б) прекрасный;

в) более сладкий;

г) умнее всех.

16. Не является относительным прилагательным слово:

а) летний;

б) белый;

в) подростковый;

г) морской.

17. В одном словосочетании выделенное слово является краткой формой прилагательного:

а) на душе радостно;

б) девочка воспитана родителями;

в) яблоко румяно;

г) отвечали обдуманно.

18. Категория рода, числа и падежа имен прилагательных зависят:

а) от соответствующих категорий определяемого существительного;

б) являются самостоятельными;

в) от характера основы и окончания;

г) от категории одушевленности-неодушевленности существительного.

19. В одном из утверждений допущена ошибка:

а) Относительные прилагательные являются не прямыми, а опосредованными названиями признаков предметов.

б) Не образуют кратких форм прилагательные с суффиксами субъективной оценки.

в) Прилагательное горазд употребляется только в краткой форме.

г) Многие притяжательные прилагательные образуют формы субъективной оценки.

20. Определите, в каком предложении выделенная словоформа является именем прилагательным:

а) Душа моя жива.

б) На берегу глухо и торжественно шумели по-осеннему черные кедры.

в) На дворе свежо, почти холодно, ядреный утренний воздух напоен запахом увлажненных листьев березы.

г) Солнце поднималось все выше, вливая свое тепло в бодрую свежесть весеннего дня.

21. Определите, какой морфологический признак выделенного в предложении слова указан неправильно:

Наша столовая находилась на первом этаже.

а) числительное;

б) относительное;

в) порядковое;

г) в форме единственного числа.

22. Одно из выделенных слов является числительным:

а) И один человек в поле воин, если за ним народ стоит.

б) Картина Ф. Решетникова «Опять двойка».

в) Жили на земле в старину одни люди.

г) Мы выходим в дорогу вдвоем, а заря все ясней.

23. Обозначьте составное количественное числительное:

а) пятьдесят;

б) двадцать три;

в) восемнадцать двоек;

г) двадцать.

24. Обозначьте сложное порядковое числительное:

а) пятиэтажный;

б) сорок восьмой;

в) восьмой;

г) шестидесятый.

25. Числительное двое сочетается с существительным:

а) мальчики;

б) девочки;

в) сестры;

г) карандаши.

26. Найдите ошибку в склонении числительного 1568:

а) Р. одной тысячи пятисот шестидесяти восьми;

б) Д. одной тысяче пятистам шестидесяти восьми;

в) В. одну тысячу пятьсот шестьдесят восемь;

г) Т. одной тысячью пятьсот шестидесяти восемью.

27. Укажите, какое слово не является именем числительным:

а) пятый;

б) пятеро;

в) впятеро;

г) три пятых.

28. Обозначьте притяжательное местоимение:

а) ваш;

б) вас;

в) иной;

г) каждый.

29. Обозначьте местоимение, у которого нет формы именительного падежа:

а) никакого;

б) самого;

в) собой;

г) его.

30. Обозначьте ряд, в котором допущены ошибки в склонении местоимений:

а) сама, самой, самой, саму (самоё), самоей, о самой;

б) этот, этого, этому, этот (этого), этим, об этом;

в) мой, моего, моему, мой (моего), моим, о моем;

г) я, меня, мне, меня, мной, обо мне.

31. Обозначьте ряд, в котором указаны местоимения разных разрядов:

а) оно, у него, их, ты, ей;

б) сам, самый, всякого, иному, каждым;

в) какой, какого-то, некоторым, нечто, кое-чему;

г) кто, чему, чьи, сколько, какую.

32. Определите, какой морфологический признак выделенного в предложении слова указан неправильно:

Без тебя соскучился и загрустил.

а) местоимение;

б) определительное;

в) в форме родительного падежа;

г) второго лица.

33. В одном из утверждений допущена ошибка:

а) Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект.

б) Относительные местоимения отличаются от вопросительных по синтаксической функции.

в) Постфиксы -то, -либо, -нибудь неопределенных местоимений пишутся через дефис.

г) Все определительные местоимения склоняются, как существительные.

34. Укажите ряд, в котором все слова – местоимения-существительные:

а) кое-что, кто, ничей;

б) сколько-то, чей-нибудь, что-либо;

в) что-то, себя, она;

г) я, собой, иной.

35. Укажите, какое местоимение изменяется по родам, числам и падежам:

а) кто-нибудь;

б) столько;

в) кто;

г) этот.

36. Укажите, в какой строке допущена ошибка в употреблении местоимений:

а) с ним никогда не бывает скучно;

б) узнали новые сведения об ихних друзьях;

в) мы всегда рады за вас;

г) они тоскуют по нас.

37. В одном из утверждений допущена ошибка:

а) Глаголы изменяются по временам.

б) Глаголы изменяются по лицам

в) Глаголы изменяются по видам.

г) Глаголы в настоящем времени изменяются по родам и числам.

38. В окончаниях данных глаголов пропущены буквы:

1.Вас не услышат, пока вы не крикн...те погромче.

2. Крикн...те погромче, чтобы вас услышали.

а) В первом глаголе пропущена буква е, во втором глаголе — буква и.

б) В первом глаголе пропущена буква и, во втором глаголе — буква е.

в) В обоих глаголах пропущена буква е.

г) В обоих глаголах пропущена буква и.

39. Найдите собственно безличный глагол:

а) жжет;

б) светает;

в) греется;

г) надеется.

40. Найдите правильный морфологических разбор глагола замерзаете:

а) замерзаете — глагол, замерзать, несовершенного вида, невозвратный, переходный, действительного залога, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, в настоящем времени, множественном числе, в 3-ем лице.

б) замерзаете — глагол, замерзнуть, совершенного вида, невозвратный, непереходный, действительного залога, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, множественном числе, во 2-ом лице.

в) замерзаете — глагол, замерзать, несовершенного вида, невозвратный, непереходный, действительного залога, 1 -го спряжения, в изъявительном наклонении, в настоящем времени, множественном числе, во 2-ом лице.

г) замерзаете — глагол, замерзать, несовершенного вида, невозвратный, непереходный, действительного залога, 1 -го спряжения, в изъявительном наклонении, в настоящем времени, множественном числе, в 3-ем лице.

41. Отметьте односоставное предложение:

а) Героя в бой водила песнь.

б) Помню отважных ребят, славных друзей и хороших людей

в) Жить и верить - это замечательно.

г) Все пути от Волги и до Буга политы горячей кровью друга.

42.Найдите словосочетание:

а) Около ворот.

б) Прошли и оглянулись.

в) Прошли под сводами церкви.

г) Он посмотрел.

43. Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «согласование»:

а) Мороженое в стаканчиках.

б) Мороженое фруктовое.

в) Мороженое тает.

г) Есть мороженое.

44. Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «управление»:

а) Очень ждать.

б) Буду ждать.

в) Ждать друга.

г) Ждать и надеяться.

45. Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «примыкание»:

а) Говорить серьезно.

б) Очень серьезно.

в) Серьезное намерение.

г) Серьезнее всех.

46. Определите тип синтаксических отношений в сложносочиненном предложении:

Старый ли дуб зашептался с сосной, Или вдали заскрипела рябина, Или запела щегла окарина, Или малиновка, маленький друг, Мне на закате ответила вдруг? (Н. Заболоцкий).

а) Соединительные отношения.

б) Противительные отношения.

в) Разделительные отношения.

г) Сопоставительные отношения.

47. Определите вид придаточной части сложноподчиненного предложения:

Купальницы, затопившие было весенней желтизной все луга, теперь уступили место этим колокольцам, первым ромашкам и нежной, пронзительно-розовой, словно лазурной гвоздичке, которую называют в народе девичьей красотой (В. Белов).

а) Придаточная определительная часть.

б) Придаточная изъяснительная часть.

в) Придаточная часть меры и степени.

г) Придаточная часть условия.

48. Определите вид придаточной части, укажите слово (или словосочетание) в главной части предложения, к которому присоединяется придаточная, а также главное средство связи частей:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.