Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Врожденные несращения альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба






Врожденные несращения нёба классифицируют таким образом: 1. Явные (сквозные) и скрытые (несквозные).

2. Полные и неполные (частичные).

3. Односторонние, двусторонние и срединные.

4. Твёрдого и (или) мягкого нёба.

5. Сочетанные с несращением губы и (или) альвеолярного отростка. Жалобы. При врожденных несращениях нёба родители ребенка жалуются на

наличие дефекта тканей нёба и попадание еды в нос при кормлении, что вызыва­ет кашель и попёрхивание. В старшем возрасте ребенок гнусавит, нечетко произ­носит слова (Rhinolalua aperta).

Клиника. В случаях срединных изолированных несращений при осмотре ро­товой полости альвеолярный отросток цел, твердое и мягкое нёбо состоит из двух


фрагментов, сошник расположен посредине (рис. 318). При скрытом изолиро­ванном несращении твердого и мягкого нёба определяется: на твердом — участок втянутости тканей посредине, просвечивающийся синеватым цветом, а при паль­пации в нем определяется отсутствие костной ткани; на мягком — такая втяну-тость тканей хорошо видна при произношении ребенком гласной " А" или крике. Часто изолированные несращения сопровождаются пороками развития опорно-двигательного аппарата и других систем (рис. 319-321). Именно поэтому такие дети нуждаются в тщательном обследовании.

При одностороннем сквозном несращении альвеолярного отростка твердое и мягкое нёбо состоит из двух фрагментов, один из них больший, второй — мень­ший; сошник сращён всегда с большим на всем протяжении или частично (на 1/3, 2/3 длины). Ротовая полость сообщается с носовой на стороне несращения. Обычно малый фрагмент недоразвит, короче, западает внутрь, а большой вывер­нут наружу. Если ребенка с таким видом несращения определенное время (2-3 мес) кормят через соску, врожденная деформация фрагментов становится более выраженной. Расстояние между фрагментами по протяжению разное, но наи­большее — на границе твердого и мягкого нёба (рис. 322).

При двусторонних сквозных несращениях альвеолярный отросток состоит из трех фрагментов — двух боковых и срединного. Последний представлен межче­люстной (резцовой) костью, частью альвеолярного отростка с резцами и сошни­ком, расположенным между боковыми фрагментами посредине. В остальных случаях межчелюстная кость выступает вперед — это так называемая протрузия, которая может быть врожденной или приобретенной в результате неправильно­го кормления ребенка. Значительная протрузия межчелюстной кости требует ор-тодонтического предоперационного лечения. Боковые фрагменты представлены альвеолярным отростком и горизонтальными пластинками нёбной кости (в боль­шинстве случаев смещены ксереднне и кзади). Ротовая полость сообщается с но­совой. В некоторых случаях в дефект нёба выступают гипертрофированные носо­вые раковины, покрытые синюшной слизистой оболочкой (рис. 323).

При всех видах несращений фрагменты мягкого нёба обычно короткие, могут быть асимметричными. Средний отдел глотки — мезофарингс — широкий. У де­тей старшего возраста определяются гипертрофированные миндалины и адено­идные вегетации на задней стенке глотки.

Таким образом, постановка диагноза " врожденное несращение нёба" не вызы­вает трудностей. Последние начинаются после рождения ребенка с решения во­просов организации вскармливания и продолжаются весь период комплексного лечения и реабилитации.

Естественное вскармливание новорожденного снижает смертность среди ма­лышей, удовлетворяет сосательный рефлекс, усиливает мышечную активность ребенка.

Дефицит питания на 1-м году жизни не может быть компенсирован ни в ка­кие последующие периоды. Поэтому обеспечение качественным по составу пи­танием и выбор правильного способа вскармливания являются основополагаю­щими для гармоничного развития детей с несращением нёба, у которых с первых Дней жизни нарушены функции сосания, глотания, дыхания, что затрудняет их




Раздел 10

Рис. 318. Изолированное срединное нес­ращение твердого и мягкого нёба

Рис. 320. Синдактилии пальцев нижних ко­нечностей, сопровождающие изолирован­ное несращение нёба

Рис. 322. Левостороннее несращение альвеолярного отростка, твердого и мягко­го нёба


Рис. 319. Деформация стоп у ребенка с изолированным несращением нёба

Рис. 321. Врожденная деформация пяст-но-фаланговых суставов (типа морской звезды) у ребенка со скрытым несращени­ем нёба

Рис. 323. Двустороннее несращение аль­веолярного отростка, твердого и мягкого нёба


Пороки развития тканей и органов челюстно-лицевой области

вскармливание и создает условия для развития различных воспалительных за­болеваний дыхательной системы, пищеварительного тракта и т.п. У малышей сосание влияет на секреторную и моторную функции органов пищеварения, об­мен веществ, гармоничный рост челюстей и лицевого скелета в целом. Наруше­ние одной из цепей функциональной системы сосания (дефект твердого и мяг­кого нёба, мягких тканей верхней губы) вызывает несогласованные действия всех ее составляющих и создает условия, делающие невозможным естественное вскармливание такого ребенка. Так, по нашим данным, 23 % матерей детей с несращениями кормили их своим молоком лишь до 3 мес, 16 % — до 2 нед, 12 % — ни одного дня. То-есть соблюдение одного из главных положений совместной декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию о не допустимости кормления младенцев никакой другой пищей или питьем, кроме грудного молока, у детей с несращениями губы и нёба практически невыполнимо.

Существует несколько искусственных способов кормления детей с несраще­ниями нёба: с использованием зонда, ложечки, соски и обтураторов. Первые два способствуют угасанию одного из важнейших рефлексов младенца — сосания, под действием которого укрепляются мышцы околочелюстных тканей, нижняя челюсть растет, благодаря чему нивелируется физиологическая микрогения. При зондовом кормлении травмируется слизистая оболочка глотки, пищевода, возни­кает ее отек, воспаление, а в дальнейшем возможно формирование пролежней, стриктур. Поэтому эти способы кормления детей с врожденными несращениями губы и нёба должны быть исключены, если не существует других показаний (нап­ример, синдром Пьера-Робина, 1923).

Применение обтураторов различной конфигурации оправдано у детей со сквозными несращениями верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба или изолированных несращений мягкого и твердого нёба. В насто­ящее время основным назначением обтураторов является обеспечение возмож­ности естественного вскармливания таких детей.

Обтуратор (типа съемного полного протеза на верхнюю челюсть) изготав­ливают сразу после рождения ребенка в челюстно-лицевом отделении в присут­ствии анестезиолога. Для изготовления полноценного обтуратора нужно качест­венно снять оттиск с верхней челюсти. Это очень важный и сложный этап рабо­ты, поскольку ортодонт работает с ребенком первых дней и недель жизни, у кото­рого ротовая полость соединена с носовой, а поэтому может возникнуть главное осложнение на этом этапе — попадание оттискной массы в дыхательные пути. Чтобы предотвратить это, необходимо подготовить индивидуальную ложку для оттиска соответственно размеру челюсти малыша, правильно выбрать оттискную массу; манипуляцию у ребенка проводят натощак в присутствии анестезиолога в перевязочной или операционной, ребенка держат в вертикальном положении с наклоненной вперед головой. После получения оттиска изготавливают обтуратор типа съемного протеза из прозрачной пластмассы на верхнюю челюсть. Пластин­ка должна быть легкой, тонкой, охватывать альвеолярный отросток с обеих сто­рон, что существенно повышает фиксацию, не заходить за границу твердого нёба. Достаточная адгезия достигается путем перебазирования пластинки мягкой пластмассой. В последнее время обтуратор изготавливают по " ESSlX''-техноло-гии из термопластического материала. Такой способ значительно сокращает сро-


 


•XI/,


Ч7Я







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.