Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антикризисные стратегии муниципального менеджмента.






Стратегия — современный ресурс антик изисного управления. Стратег (греч. strategos) — военачальник, облеченный широкими военными и поли ическими полномочиями; в современном значении — полководец, руководитель крупных военных операций. В настоящее время стратегия из высшей области военного искусства превратилась в искусство поли ического руководства и персп ктивного управления обще твенными делами, где решаются принц пиальные вопросы целеполагания, выявляются закон мерности и тенденции обще твенного развития, разра атываются приоритетные направления накопления ресурсов развития и концентрации усилий в необходимом месте обще твенного прорыва, в том числе и антикризисного. Стратегия развития тесно связана с общественной доктриной и политикой государства. Последняя задает стратегии политические цели, а стратегия обеспечивает их выполнение, разр батывает технологии получения оптимального результата в различных сферах общественной жизни. Поэтому наряду с общей стратегией развития общества есть частные стратегии: экономическая, социальная, финансовая, кредитно-денежная, социальная, правовая, духовно-культурная.

В современных условиях глобальной конкуренции все большее значение приобретает страт гическое планирование на разных уровнях управления не только федерального центра, но и субъектов Федерации, районов, городов, муни ипальных образований и отдельных социальных организаций. Все субъекты управления сегодня определяют перс ективные цели развития. Выделяют методы, сроки, ресурсы их достижения, выявляют критерии оценки деятельности по достижению поставленных целей. Обычно разра атывается несколько альте нативных стратегий, одна из которых становится рабочей и является основой для страт гического планирования, выделения орган зационных концепций, составления плана действий и механизма реализации, т.е. основой современного управления, прежде всего антикризисного. Давно известны технологии разработки и реализации таких стратегий. Они включают анализ внешней среды и ресурсов самой организации, ее орган зационной структуры.

Организация формирует видение того состояния, в котором она находится (фирма, местное сообщество, город, район), и на основе лучших образцов (теоритических моделей) составляется представление о том, что она хочет достичь к определенному моменту времени. Такое видение сжато определяет стратегические цели организации, ее прообраз по истечении определенного времени, который характеризует ее не только в целом, но и отдельные структурные элементы, функции, параметры деятельности.

Следующим этапом стратегического планирования является определение методов достижения целей, шагов, поиск ресурсов, т.е. формируется концепция развития организации, которая и является стратегией для руководства, ее социального проектирования.

При этом используются различные методы анализа среды и внутреннего состояния организации, когда выявляются сильные стороны системы, ее недостатки, возможные угрозы. На этой основе разра атываются стратегии, в основу которых кладутся сильные стороны организации, используются возможности, предо тавляемые внешней средой, нейтр лизующие ее слабые стороны и блокирующие или снижающие действие угроз. Потом разра атываются орган зационные компетенции: способность к инновациям, профес иональный потенциал.

Обязательное наличие предста ительного органа власти предполагает принцип разделения властей и на этом уровне. Право и способность местных органов власти регулировать и управлять частью общественных дел в интересах населения в рамках закона и под свою ответственность, терри ориальная целостность, многообразие орган зационных форм осущ ствления местного самоуправления, материально-финансовая дост точность в части гаран ирования минимальных социальных стандартов, сора мерность полномочий местного самоу равления ресурсам составляют совокупность взаим связанных и взаимообу ловленных принципов, интегрируют своеобразную системную модель (рис. 5). Сравнивая меру воплощения этой модели в жизнь с требованиями Европейской хартии о местном самоу равлении в том или ином муни ипальном образовании, можно говорить о степени демок атизации местного управления, его влиянии на демок атические процессы в стране.

Корп ративные модели местного самоуправления, организация жизнеде тельности местного общества, в чем убеждает отеч ственный и зарубежный опыт, могут быть самыми разнообразными. Корп ративизм углубляет и регулирует много исленные связи и отношения в системе местного самоуправления. И здесь важно обратить внимание на сущность и содержание муниц пального права. Эта новая отрасль права Российской Федерации регулирует отношения, возникающие в процессе реализации, во-первых, «собственных» полномочий местного самоу равления (тех, которые необходимы для решения вопросов местной жизни) и, во-вторых, отдельных госуд рственных полномочий, которые закон может делегировать органам местного самоуправления. Речь идет прежде всего о регу ировании следующих отношений:

• управление муни ипальной собст енностью и местным хозяйством, формирование и исполнение местного бюджета;

• выбор населением орган зационных форм самоуправления, структуры и формирование его органов, реальное воплощение наро овластия на своей территории;

• осущ ствление органами местного самоу равления отдельных переданных им госуд рственных функций;

• реализация органами местного самоу равления права на судебную защиту от непр вомерных в отношении их действий и компенсация понесенных затрат, связанных с осуще твлением переданных государством функций. Все сказанное хара теризует системный характер местного самоуправления, взаимосвязь и взаимообусл вленность всех его элементов, в том числе материально-финансовой базы.

Хорошо известно, что местные органы самоу равления направляют материально-финансовые средства на те нужды населения, которые обычно являются наименее удовле воренными со стороны государства в силу его оторванности от местных потребностей и спец фических интересов: развитие культуры, образования, медицинского обслуживания, социальное обустройство, что в первую очередь определяет качество жизни населения местного сообщества.

При этом условии и в духовной сфере местного сообщества будут наблюдаться позитивные изменения: повышение уровня образования населения, нравс венности и становление идеологии местного сообщества на принципах корпоративности, общности, которые являются цеме тирующим стержнем духовной жизни МО, что в свою очередь объединяет все социальные связи на местном уровне, улучшает качество жизни каждого жителя и его социальное самочувствие.

Все структурные элементы и принципы построения стратегии МО находятся во взаимосвязи, неразрывном единстве и определяют успех ее реализации на пути защиты коренных интересов граждан МО.

Такой корп ративный менеджмент является антикризисным, способствует нормальной ротации управ енческих кадров, росту их професс онализма и ответ твенности перед населением. Реализация стратегии управления МО предполагает разработку ряда частных технологий.

За основу взята известная на Западе конце туальная программа «Прорыв», которая построена не на всеобщем нагнетании и без того сложной обстановки, а на поиске путей выхода из кризиса.

Механизмы, предс авляющие суть иннов ционного прорыва, — системы взаимод йствующих экономических, политических, социальных, духовных явлений — возникают под влиянием начального импульса — управления. Теоретически может существовать столько механизмов, сколько существует различных мотиваторов — импульсов развития в каждой системе взаим связанных явлений при заданных условиях. Нас интересуют инновационные механизмы, где импульсами в системе являются новые явления (открытия, изобретения, управ енческие новации, ноу-хау). Как результат их взаим действия возникает иное, отличное от исходного состояния, явление. В такой ситуации сам результат закладывает основу интеграции экономических, политических и духовных процессов. Поскольку появляются новый импульс и новый импульс-результат, то и весь механизм будет инновационным, который не восп оизводит исходное явление, а кладет начало новой серии явлений.

Приоритетной стратегией, задающей цели развития всем остальным частным стратегиям местного сообщества, является социальная стратегия.

Унив рсальная технология реализации прин ипиально иной концепции развития МО заключается в том, чтобы не подменять средства (экономика, рыночное хозяйство, реформы) целями его развития — повышение качества жизни своих граждан. Меняется сама парадигма обще твенного развития МО — не само по себе развитие местного хозяйства, наращивание или сокращение его объемов в соответствии с наци нальными требованиями, а развитие производства для оздоровления жизни населения МО. Испо ьзование социального ресурса МО выступает не только как средство развития, но и как его основной смысл и главный рычаг подъема территории, ее «прорыва» и накопления потенциала развития, анти ризисной стратегии.

В целом разработка концепции МО предполагает выделение основных признаков МО, подробную харак еристику экон мической жизни, местного хозяйства, рыночный анализ сообщества и на этой основе определение механизмов развития МО.

В концепции авторы предлагают не только саму программу социально-эконо ического развития, но и уточняют функции социального управления в МО, обосновывают колич ственные и качественные параметры материально-технических и финансовых средств, необходимых для организации социальной защиты населения, предлагают перс ективные меры в русле региональной социальной модели развития МО.

В приоритетном порядке оцениваются:

• качество жизни человека по уровню здоровья каждого и дохода семей (бюджета);

• интегральный показатель качества жизни в МО (экология, здоровье и питание населения);

• доходы и материальная обесп ченность всего населения;

• результаты хозя ственной деятельности;

• состояние социальных связей, социальное самочувствие, уровень социального напряжения.

Также выделен интегральный индекс оценки социально-эконо ического развития МО; он приспособлен для расчета индекса данного города, района, муниц пального образования и соотнесен с качеством жизни населения1.

В концепции антик изисного развития МО представлены и другие механизмы, прежде всего технология корпо ативного управления муни ипальным образованием.

Важнейшей стратегией, которая обеспечивает накопление потенциала развития и выход из кризиса, являются управ енческие действия, направленные на рациональное испо ьзование экон мических ресурсов, прежде всего финансовых, без которых все остальные сегодня в МО бездействуют. Основная конце туальная идея финансово-экон мических ресурсов — отказ от политики быстрого наращивания госуда ственного долга и активное влияние на уровень доходности реального сектора экономики, ориентация на производство и удержание интелл ктуальной ренты как ведущего механизма извлечения сверхприбыли и решающего фактора конкурентоспособности.

В проекте представлен ряд финансово-экон мических технологий, которые в совокупности направлены на реализацию этой идеи в соответствии с теми социальными целями, которые определены в социальной стратегии как целеполагающей.

В целом стратегия антик изисного развития, отвечая на вопрос, где основное направление выхода из системного кризиса как каждого местного сообщества, так и общества в целом, утверждает корп ративный метод организации хозя ственной жизни.

Корп ративный метод хозяй твования харак еризуется сбалансированным взаим действием центральной власти и органов местного самоуправления, рациональным распр делением ресурсов, в том числе и финансовых, расп ряжением и испол зованием собственности, прежде всего муни ипальной на основах согласия и договора. По существу корп ративные формы хозяй твования создают благ приятные предпосылки для создания среднего класса собс венников — совладельцев природных ресурсов, совместного капитала.

Только тогда общество в целом и каждый гражданин получают дивиденды от комм рческого испо ьзования природных ресурсов. Рента и экспортные пошлины распр деляются не только по счетам частных лиц, но и членов корпорации, общества как ассоциации корп ративных образований. Только при этом возможно рациональное, правильное испо ьзование материальных средств, в том числе и финансовых. Часть из них идет на личное потребление, обеспечивая материальную основу прав человека, его экономическую, политическую, духовную независимость; остальное распр деляется по фондам развития и социального обеспечения федерального и реги нального значения. Вместо громоздкой системы социального обеспечения включается мощный механизм оздоровления экономики — расп еделение ресурсов через корп ративные банки, коммерческие структуры, словом, корп ративные финансово-промышленные группы населения.

Как показывает мировой опыт, это маги тральный путь выхода из эконо ического кризиса, который позволяет сделать большинство населения хозяевами средств производства, субъектом рынка или создать для этого соотв тствующие условия. Нет необ одимости доказывать, что в России население отстранено от реального участия в распоряжении собственностью, результатами своего труда, осуществлен быстрый переход собс венности в руки небольшой группы лиц. Это тупиковый путь эконо ического развития и важнейшее обстоятельство, определяющее углубление эконо ического кризиса в России.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.