Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы развития общества в современной философии.






Глобальные проблемы возникли во второй половине XX в. Исторически им предшествовали локальные (местные) и региональные проблемы. Сам термин «глобальные пробле­мы» появился в научной литературе в конце 60-х годов XX в. Глобаль­ные проблемы обладают тремя признаками:

1. они охватывают все стра­ны;

2. их решение возможно усилиями всего человечества, если несколько стран иди даже одна большая страна будет уклоняться от их решения, то человечеству будет грозить серьёзная опасность;

3. неспособность решить какую-либо из глобальных проблем будет означать либо глубо­кую катастрофу для человечества, либо даже его гибель. Таким обра­зом, глобальные проблемы — это проблемы жизни и смерти человече­ства. Никогда ещё человечество не было таким могущественным в тех­ническом и научном отношении, как сейчас, но никогда до этого не стояло оно на грани всеобщей катастрофы.

В целом глобальные проблемы представляют собой сложную систе­му, включающую в себя три основные группы взаимосвязанных про­блем. Первая группа - это интерсоциальные проблемы, выражающие противоречия между странами и группами стран. Первая из интерсоци­альных проблем и самая важная из всех вообще глобальных проблем на данном этапе — это проблема сохранения мира между ведущими держа­вами и предотвращения термоядерной войны. Какими бы серьёзными опасностями для человечества ни сопровождались все остальные гло­бальные проблемы (экологическая, демографическая, сырьевая и др.) они даже в совокупности несопоставимы с гибельными последствия мировой термоядерной войны. Она может привести не только к непо­средственной гибели многих сотен миллионов людей, но и к необрати­мой экологической катастрофе. По мнению специалистов, даже 5% име­ющегося к настоящему времени ядерного оружия (в случае его применения) будет достаточно, чтобы вызвать необратимые экологические по­следствия: поднявшаяся сажа от испепелённых городов и лесов создаст непроницаемый для солнечных лучей экран и приведёт к падению сред­ней температуры на десятки градусов, так что даже в тропическом по­ясе наступит долгая полярная ночь. В итоге от такой «ядерной зимы» погибнет не только всё человечество, но и, по-видимому, все биологи­ческие виды за исключением простейших.

Вторая группа глобальных проблем — проблемы в системе «человек-общество». К ним относятся проблемы здравоохранения и демографии. Несмотря в целом на улучшение условий жизни и развитие медицины на планете растёт количество таких заболеваний, как алкоголизм, нарко­мания, злокачественные опухоли, гипертония, СПИД, которые угрожа­ющим образом подрывают трудоспособность общества. В развивающих­ся странах миллионы людей не имеют медицинской помощи, часто воз­никают эпидемии. Из-за распространения в окружающей среде хими­ческих и радиоактивных мутагенов нарастает генетическая отягчённость человеческой популяции.

Третья группа глобальных проблем — проблемы в системе «общество — природа». К ним относятся экологическая, сырьевая, энергетическая и продовольственная проблемы. О первой из них, которая, по-видимо­му, по своей остроте после военной проблемы стоит на втором месте среди всех глобальных проблем. Здесь отме­тим, что в обозримом будущем человечество исчерпает традиционные сырьевые ресурсы и источники энергии (уголь, нефть, газ, уран и др.). Интенсивные технологии истощают плодородие почвы. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящаяся на одного человека, уменьшилась за последние 30 лет на одну треть. С 1984 г. мировое производство зерна (которое используется не только в пищу человека, но и служит кормом для мясного и молочного скота) ежегодно возрастало лишь на 1% - в 2 раза медленнее, чем рост населения. По­этому число голодающих на планете не уменьшается, а увеличивается.

Природа и содержание духовной жизни общества

Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека.
Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры.
Изучение духовной жизни уходит в глубокую древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон. В его философии природа духовного - это неопределенное, объективное идеальное начало - составляет основу возникновения не только материального, но и души (сознания) человека. Объективная идея оказывается первосущим, а материальный мир является лишь ее несовершенным подобием в изменчивом и несовершенном мире. Платон ищет абсолюта, совершенства, постоянства - и находит все это лишь в мире идей, приобретающих у него статус самостоятельного существования.
Природа духовного стала усматриваться (приниматься на веру) в едином Боге. Христианская религия весьма существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое пренебрежение Платона материальной стороной жизни сменилось ее однозначным принижением и соответственно возвеличиванием религиозного духа. Бог в христианстве признавался непознаваемым творцом всего, Абсолютным добром, Абсолютной красотой и Истиной.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.