Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекционный комплекс 6 страница






Контрольный тест:

1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта)

A) социальная физика

B) социальная математика

C) социальная химия

D) социальная биология

E) социальная астрономия

2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта)

A) метафизическая

B) поздняя

C) средняя

D) ранняя

E) физическая

3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта)

A) социология

B) физика,

C) химия,

D) астрономия,

E) биология

4. Принцип социологии (Согласно О.Конта)

A) позитивизм

B) абстракционизм

C) историзм

D) логицизм

E) утилитаризм

5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта)

A) социальная динамика

B) контент-анализ

C) фокус группа

D) опрос

E) идеальный тип

7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера):

A) эволюции

B) революции

C) синергетики

D) конструкции

Е) деконструкции

8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера):

A) естественного отбора

B) гравитации

C) прилива и отлива

D) инерции

E) наследственности

11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм):

A) факты

B) явления

C) противоречия

D) конфликты

E) проблемы

13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм):

A) разделение труда

B) мораль

C) религия

D) социальные нормы

E) общие взгляды

14. Аномия - это (Э. Дюркгейм):

A) отклонение от нормы

B) болезнь

C) недостаток крови

D) дисгармония

E) хаос

15. Религия - это способ (Э. Дюркгейм):

A) объединения людей

B) бегства от реальности

C) обмана

D) подавления людей

E) спасения людей

17. Социологическое понимание означает выяснение (М.Вебер):

A) мотива поведения

B) кто виноват

C) что делать.

D) установки человека

E) причин преступления

18. Идеальный тип - это (М.Вебер):

A) модель социальной реальности

B) хороший человек

C) образец поведения

D) философское понятие

E) нереальная мечта

20. Бюрократия - это форма соц. отношений, основанная на (М.Вебер):

A) организации

B) социализации

C) урбанизации

D) глобализации

E) модернизации

Список рекомендуемой литературы

Основная

1.Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002г.

2.Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. – М.: Наука, 2002г.

3.Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. – М.: Наука, 2000г.

4.Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казахстанский университет, 2002г.

5.Тажин М., Аяган Б. Социология. – Алматы, 2002г.

6.Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007г.

7.Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004г.

Дополнительная

8.Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000г.

9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001г.

10.Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002г.

11.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002г.

12.Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000г.

13.Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008г.

14.Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1, 2. – М., 2009г.

15.Габдуллина К.Г. Общества: прогресс и регресс. – Алматы, 2003г.

16.Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004г.

17.Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001г.

18.Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане.- Алматы, 2009г.

19.Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. – Алматы, 2009г.

20.Жаназарова З.Ж. Социология семьи. – Алматы, 2001г.

21.Садвакасова А. Институционализация социологии в Казахстане. – Алматы, 2003г.

22.Экономическая социология. Курс лекций. Авторский коллектив под руководством Л.Я. Гуревич. – Алматы, 2002г.

23.Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. – Алматы, 2002г.

24.Дарменова Б.К. Социология управления. – Алматы, 2002г.

25.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Фонд Мир, 2003г.

26.Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006г.

 

Лекция №15.

Тема: Методика обработки информации и анализ её результатов

План:

1.Анализ и обобщение информации с применением технических средств обработки 2.Научное описание полученных данных и составление научного отчёта с выводами, рекомендациями, советами и предложениями 3.Проблема репрезентативности полученных данных 4.Этические принципы исследовательской работы 5.Анонимность проводимых исследований 6.Особенности социологического исследования экономических, политических, социальных процессов

Основными методами сбора первичной социологичес­кой информации являются наблюдение, изучение докумен­тов и опрос, они могут сочетаться в различных вариантах.

Основными методами сбора первичной социологичес­кой информации являются наблюдение, изучение докумен­тов и опрос, они могут сочетаться в различных вариантах. Наблюдение, т. е. прямая регистрация событий социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами. Во-первых, информация регистрируется наблю­дателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц; во-вторых, события фиксируются в момент их свер­шения; в-третьих, регистрировать можно объективные фак­ты, а не только факты сознания. В то же время возможны искажения реальной действительности в субъективных оценках исследователя.

Социологическое наблюдение является научным и отли­чается от обыденного тем, что оно подчинено исследова­тельской цели и задачам исследования; планируется по за­ранее продуманной процедуре, все результаты наблюдения фиксируются.

Другим важнейшим методом социологического исследо­вания является изучение документов. Документом в кон­кретном, социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке.

Важнейшим, необходимым элементом социологическо­го исследования является опрос. Он дает информацию о субъективных мнениях, чувствах, мотивах поведения инди­вида, во многих случаях является источником сведений и об объективных процессах. Наиболее распространенными являются два больших класса опросных методов: интервью и анкетирование. Интервью — целенаправленная беседа, за­дача которой — получить ответы на вопросы, предусмот­ренные программой исследования.

В процессе интервью исследователь должен учитывать следующие требования: I) создавать атмосферу искренно­сти в процессе беседы; 2) так ставить вопросы, чтобы по­лучать достоверные ответы; 3) вести точное фиксирование ответов.

Часто применяемым видом опроса является анкетирова­ние. Вопросы анкеты принято классифицировать по следующим основаниям. Во-первых, по содержанию их условно делят на две группы: вопросы о деятельности, фактах в прошлом и в настоящем и вопросы о мнениях, оценках, мо­тивах респондентов (опрашиваемых). Во-вторых, по фор­ме делят на «открытые», когда ответ может быть дан в лю­бой форме, как пожелает респондент, без каких-либо регламентации; на «закрытые», если в его формулировке содержатся варианты возможных ответов (альтернатив), и респондент должен остановить выбор на каком-либо из них.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее вопросы должны быть предельно ясны для рес­пондента. Обычно композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов: 1) вводная часть; 2) основная часть; 3) паспортичка — объ­ективные данные о личности респондента (пол, возраст, профессия и т. д.). В основной части, как правило, не дол­жно быть множества вопросов. Вопросы анкеты должны быть краткими и ясными, желательно «закрытыми». Прак­тика анкетирования показывает, что для большинства ка­тегорий опрашиваемых анкету следует составлять так, что­бы респондент на чтение ее и заполнение не затрачивал более 15—25 минут.

После окончания сбора первичной социологической информации проводится подготовка к обработке получен­ных анкет, при этом часть их бракуется, если респонденты несерьезно подошли к их заполнению. Некоторая часть оставшихся анкет тоже исключается из дальнейшей работы с ними. Это необходимо, чтобы точнее соблюсти принцип репрезентативности выборки. Выборка — это часть генераль­ной совокупности, т. е. объекта исследования, подлежащая непосредственному изучению. Удельный вес тех или иных социальных групп в выборке должен соответствовать их удельному весу в генеральной совокупности. Для удобства обработки анкет, особенно их дальнейшей группировки, применяется кодирование ответов в зависимости от того, какой вид программы предусмотрен для обработки инфор­мации на ЭВМ. Ответы могут быть закодированы сплош­ной нумерацией всех позиций, т. е. с помощью порядковой системы кодирования, или нумеруя ответы в каждом воп­росе, т. е. используя позитивную систему кодирования.

Полученные с помощью ЭВМ данные социологическо­го исследования, сведенные в таблицы или отображенные при помощи графиков, представляют собой числовые ве­личины, пригодные для выводов о характере и сущности изучаемого явления. Для этого надо дать полученным материалам всестороннее, четкое объяснение, т. е. дать интер­претацию. В процессе интерпретации сравниваются итого­вые материалы, полученные с помощью различных мето­дов социологического исследования, эти данные соотносятся не только между собой, но и со знаниями ис­следователя. В результате интерпретации и связанного с нею анализа проверяются гипотезы, после этого можно пе­реходить к формулировке выводов и рекомендаций.

Заключительная часть социологического исследова­ния это оформление результатов исследования. Важней­шим документом исследования является отчет, который имеет как теоретическое, так и практическое значение. Даже исследование прикладного направления способству­ет развитию той или иной социологической теории, по крайней мере, дает для этого эмпирический материал. В от­чете социологического исследования наглядно проявляет­ся тесная взаимосвязь теории и практики, в нем должны содержаться как теоретические, так и практические реко­мендации.

Контрольный тест:

1. Первоначальное название социологии (Согласно О.Конта)

A) социальная физика

B) социальная математика

C) социальная химия

D) социальная биология

E) социальная астрономия

2. Одна из стадий общественного развития (Согласно О.Конта)

A) метафизическая

B) поздняя

C) средняя

D) ранняя

E) физическая

3. Самая сложная наука (Согласно О.Конта)

A) социология

B) физика,

C) химия,

D) астрономия,

E) биология

4. Принцип социологии (Согласно О.Конта)

A) позитивизм

B) абстракционизм

C) историзм

D) логицизм

E) утилитаризм

5. Метод изучения общества (Согласно О.Конта)

A) социальная динамика

B) контент-анализ

C) фокус группа

D) опрос

E) идеальный тип

7. Социальный дарвинизм - это наука о социальной (Согласно Спенсера):

A) эволюции

B) революции

C) синергетики

D) конструкции

Е) деконструкции

8. Социальная адаптация - это отражение природного закона (Согласно Спенсера):

A) естественного отбора

B) гравитации

C) прилива и отлива

D) инерции

E) наследственности

11. Социология изучает только социальные (Э. Дюркгейм):

A) факты

B) явления

C) противоречия

D) конфликты

E) проблемы

13. Основа общественной солидарности (Э. Дюркгейм):

A) разделение труда

B) мораль

C) религия

D) социальные нормы

E) общие взгляды

14. Аномия - это (Э. Дюркгейм):

A) отклонение от нормы

B) болезнь

C) недостаток крови

D) дисгармония

E) хаос

15. Религия - это способ (Э. Дюркгейм):

A) объединения людей

B) бегства от реальности

C) обмана

D) подавления людей

E) спасения людей

17. Социологическое понимание означает выяснение (М.Вебер):

A) мотива поведения

B) кто виноват

C) что делать.

D) установки человека

E) причин преступления

18. Идеальный тип - это (М.Вебер):

A) модель социальной реальности

B) хороший человек

C) образец поведения

D) философское понятие

E) нереальная мечта

20. Бюрократия - это форма соц. отношений, основанная на (М.Вебер):

A) организации

B) социализации

C) урбанизации

D) глобализации

E) модернизации

Список рекомендуемой литературы

Основная

1.Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002г.

2.Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. – М.: Наука, 2002г.

3.Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах. – М.: Наука, 2000г.

4.Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казахстанский университет, 2002г.

5.Тажин М., Аяган Б. Социология. – Алматы, 2002г.

6.Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007г.

7.Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004г.

Дополнительная

8.Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000г.

9.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001г.

10.Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002г.

11.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002г.

12.Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000г.

13.Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008г.

14.Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1, 2. – М., 2009г.

15.Габдуллина К.Г. Общества: прогресс и регресс. – Алматы, 2003г.

16.Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004г.

17.Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001г.

18.Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане.- Алматы, 2009г.

19.Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. – Алматы, 2009г.

20.Жаназарова З.Ж. Социология семьи. – Алматы, 2001г.

21.Садвакасова А. Институционализация социологии в Казахстане. – Алматы, 2003г.

22.Экономическая социология. Курс лекций. Авторский коллектив под руководством Л.Я. Гуревич. – Алматы, 2002г.

23.Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. – Алматы, 2002г.

24.Дарменова Б.К. Социология управления. – Алматы, 2002г.

25.Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Фонд Мир, 2003г.

26.Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006г.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.