Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различие древней и современной науки.






Античная наука была «закрытым» храмом для избранных. В древние времена знания были эзотерическими, то есть тайными. Пользоваться знаниями имели право небольшое количество людей. Из современников Аристотеля знали единицы. Его труды получили «популярность» лишь спустя тысячелетия только потому, что вошли в программы обучения и сохранились для потомков.

«Эзотеричность» или закрытость знаний является главным отличием античной науки от современной. Простые люди эпохи античности не имели ни времени, ни возможности научиться читать и писать.

Жрецы берегли свои знания как зеницу ока. Греческие школы были закрытыми школами для избранных и богатых. Попасть в лабораторию китайского ученого было труднее, чем пробраться в военный штаб монголов – главных «врагов» китайских императоров. В индийском обществе существовали касты: люди с рождения делились на принадлежность к определенным группах по занятиям и поведению. То есть научные знания могли приобретать только те, кто родились брахманами – высшей касте.

И так пребывало по всему миру. В «храм» знаний допускались только избранные, прошедшие через частокол жесткого отбора. Главным критерием отбора был родство, происхождение, деньги или мнение главного «жреца». За «бортом» знаний находилось подавляющее большинство людей, у которых была одна задача в жизни: выжить, приспособиться и продлить род. Для этого было достаточно навыков и привычек.
Проблемы выживания и приспособления стоят перед народами земли и сегодня.

Однако сегодня приобретение и использование знаний дают решающие преимущества в приспособлении и выживании. Но в отличие от древних времен, современные знания не носят сознательно закрытого характера. Сегодня любой человек, который хочет получить знания, имеет возможность это сделать. Где бы он не жил, кто бы его родители не были и чем бы они не занимались.

Нет необходимости говорить о естественной природе тайных знаний в древние времена. Возможно, это было выгодно элите для достижения высшей власти над людьми. Но…. наша тема касается различия конфигурации древних знаний от современных научных принципов. Поэтому мы опускаем причины или былую необходимость тайных знаний, а отметим только последствия для науки, которые возникают, когда знания становятся тайной.

В отличие от современных ученых, вера в бога (или в богов) не давали античному ученому «оторваться» от абсолютного или от цельного представления о мире. Он постигал явления, которые он наблюдал или о которых размышлял как часть целого или в неразрывной связи с целым. Практически все закономерности, выявленные античными учеными, рассматривались как частное проявление абсолюта, Бога, логоса.

Разделы философского знания и их основные вопросы.

Философия изучает четыре основные раздела: онтология, гносеология, человек, общество.

Онтология - философское учение о бытии вообще, бытии как таковом. Теория, лишенная всякой связи с частными науками, построенная чисто умозрительным путем, не обращаясь к опытам

Гносеология - теория познания, учение о сущности, закономерностях и формах познания. Ее главные проблемы: каковы предмет и источники познания, что в его основе и что движет им, каковы методы и формы познания, что такое истина, каково отношение между познавательной и практической деятельностью людей и т.д.

Различают две различные линии в решении основных проблем гносеологии - материалистическая и идеалистическая Идеализм считает, что знание является первичным, предметный же мир истолковывается как нечто производное от знания. Материалисты считают, что первично бытие, а знание есть отражение бытия. Различие между философами во взглядах на познание связано и с тем, какие моменты в познавательном процессе считаются ими основополагающими. В соответствии с этим существуют линии:

Эмпиризм - усматривание в фактах основание всего знания и сводящего теорию к описанию наблюдаемых фактов.

Рационализм - преувеличение роли абстрактного мышления, теоретического познания.

Иррационализм - противопоставление разуму, интеллекту интуицию как средство постижения предмета в его целостности.

В философии раздел, занимающийся исследованием проблем человека, называется " философской антропологией". Антропология - наука, которая изучает биологические и рассовые особенности человека, а философская антропология занимается изучением наиболее существенных объективно-научных и ценностных аспектов человека в природном, общественном и социальном его существе. Цель этих исследований - создание всеобщей концепции человека. Назначение философского знания о человеке - обеспечить теорию и практику наиболее общим видением человека.

В современной антропологии можно выделить ряд основных решаемых ею задач и проблем:

· исследование проблем родовых сущностных сил человека;

· объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции природы;

· анализирует деятельную сущность человека, его свободу и ответственность, ценности и идеалы;

 

12. Онтология как раздел философии. Различие понятий – Абсолютное и Беспредельное, Вселенная, Галактика и Космос. Абсолютное и относительное пространство и время.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.