Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы научного познания






Человек может познавать мир в двух основных формах: посредством чувственного восприятия, конструируя в своем сознании систему образов, и посредством абстрактного мышления, конструируя в своем сознании систему понятий. В свою очередь чувственное восприятие мира осуществляется в трех различных формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение — это непосредственное познание отдельной стороны предмета или явления (цвета, запаха, размера и т. д.).

Восприятие — это непосредственное познание предмета или явления как целостности, предполагающее построение в своем сознании соответствующего или комплекса ощущений.

Представление — это опосредуемое памятью познание предмета или явления как целостности, предполагающее построение в своем сознании соответствующего ему комплекса ощущений.

Примечание.

Наталкиваясь ночью на стену, человек ощущает ее как твердое и шершавое, утром, рассмотрев ее внимательно, он воспринимает ее как стену дома и представляет, что перед ним дом, хотя он не видит других стен и крыши.

Поэтому и говорят, что научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический, которые органически взаимосвязаны.

На эмпирическом уровне научного познания преобладает чувственное познание. Рациональное познание здесь присутствует, хотя и имеет подчиненное положение. На эмпирическом уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию.

Эмпирическое познание очень близко соприкасается с такими теоретическими методами как анализ и синтез. Да и сам эксперимент соединяет опытное получение знаний с предварительным осмыслением условий его проведения и, соответственно, закладкой определенного гипотетического знаний в основу конкретных действий.

 

К методам эмпирического познания относятся:

Наблюдение - целесообразное восприятие явлений действительности, связанное с описанием и их измерением.

Сравнение – выявление сходных и отличающихся сторон в процессе, предметах, явлениях.

Эксперимент – активная, целенаправленная практическая деятельность, при которой субъект выбирает или формирует объект исследования и условия, при которых он функционирует.

Теоретический уровень научного познания.

Теоретическое познание осуществляется при помощи теоретических методов познания. К таким методам относятся:

Абстрагирование – мысленное отвлечение отдельных элементов, свойств, отношений и рассмотрение их отдельно друг от друга.

Анализ и синтез.

Идеализация – мысленное конструирование понятий об объекте, несуществующих в действительности, но имеющих прообразы в объективном мире.

Индукция и дедукция.

Аналогия – установление сходства черт, сторон, свойств, отношений у рассматриваемых нетождественных объектов. Умозаключение по аналогии дает вероятностное знание.

Мысленное моделирование – построение и исследование объекта, сходного в существенных чертах с изучаемым объектом.

Системный метод – рассмотрение объекта как элемента большой и многоуровневой системы.

 

Научное познание есть процесс, в ходе которого обогащается содержания знания и сменяются формы его существования. Основными формами научного познания являются проблема, гипотеза и теория.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.