Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антропологический (2-ая пол. 5 в. до нэ – кон. 5 в. до н.э.) – делает главным предметом своего исследования человека, пытаясь определить его сущность






· Софисты (человек и сознание, «человек-мера всех вещей). Происходит переворот в философии: переход от природы к человеку. Победа демократии в большенстве древнегреческих полисов соправождалось активизацией политической жизни общества. Это породило потребность в развитии и изучении некоторых дисциплин, в особенности ораторского искуства. Преподавателей " Мудрости", называли софистами. Характер деятельности софистов определил смещение их философских интерессов в область антропологии и теории познания. Проблема логического доказательства была в центре внимания наиболее известных софистов Пратогора (ок. 480 - 410 до н.э) - говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение; Горгий (ок. 483-375 до н.э) пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Общим для всех софистов является утверждение об относительности всех человеческих понятий, этических норм и политических учреждений. Ярче всего этот релятивизм философских воззрений софистов выражен в знаменитых словах Пратогора - " Человек есть мера всех вещей". Учение софистов сводилось к умению, нарушая логические правила, доказывать все что удобно и выгодно. Объективной истины нет, субъект является мерой всех вещей. Софисты ищут основы человеческого существования не в мире, но в самом человеке. Они впервые апеллируют не к космическому разуму, но к разуму человеческому, они отделяют разум от первоначала. Релятивизм – учение об относительности и условности человеческого познания.

· Сократ (469-399 до нэ) (вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства, «познай самого себя», метод маевтики)

Сократ открыл совершенно новую проблематику. До него занимались проблемой мироздания, а он начал исследовать ч-кое сознание: «познай себя, ч-ую красоту». Антидогматизм Сократа выражался, в его отказе от претензий на обладание позитивным знанием. Он считал себя не учителем мудрости, а лишь человеком, способным побуждать в других стремление к истине. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление. В качестве важного вида ч-кой деят-ти признавалась мыслительная, познавательная деят-ть, связанная с постижением и космоса, и ч-ка, направленная на достижение внутренней гармонии ч-ка, соц гармонии, гармонии между ч-ком и космосом. С этим связана такая характерная черта ф и античной культуры как рационализм познавательный и этический. Идеалом ч-ка в античной философии является мудрец, кот созерцает окруж мир, размышляет об окруж мире. Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно – произвольный единичный ч-к, а ч-к как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выст с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. По Сократу, основопол способность ч-ка – это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Ч-к дол затратить значит усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика- (повивальное искус). Этот метод помогает рождению ч-кой мысли, а ф-ф, работающий по этому методу, уподобляется «бабке-повитухе». Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию.

Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредствам вопросов и ответов. Ядром его философии является человек, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения “я знаю, что я ничего не знаю” к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел свой философский принцип изречение дельфийского оракула “Познай самого себя! ”. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

В вопросах этики он развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Политические вопросы базировались на убеждении, что власть должна принадлежать лучшим, т.е. опытным, честным, справедливым и непременно обладающим искусством государственного управления. “Худшее – это большинство! ”. Сократические школы:

КИРЕНАИКИ. Аристипп. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Гедонизм.

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе. Отказ от богатства, славы, наслаждений, достижение независимости и внутренней свободы.

МЕГАРСКАЯ: Евклид. Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. существует единое добро, равное истине, богу, уму. Единственная добродетель - познание добра. Все единичное противостоит добру и лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.

Систематический (5-4 в. до н.э.) – открытие сверхчувственного и категориальная диалектика Платона и Аристотеля, давших формулировки основных философских проблем, главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов.

· Платон (427-347) (открытие идеального сверхчувственного мира, проблема души и тела, диалектика, теория государства). Центральное в его ф-й системе – учение о мире идей (эйдосов).

В учении о мире философ противопоставил предшествующей материалистической космологии произвольную умозрительную конструкцию. Он допускал существование вневременного и внепространственного мира идей, сообразно с которыми вселенский художник-созидатель из неразумной и хаотической стихии материального мира формирует и благоустраивает космос, как и каждую отдельную вещь в нем. Идеи существуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Высшая идея – это идея абсолютного добра – она своего рода “Солнце в царстве идей”, мировой разум, ей подобает название Разума и Божества. Существует Бог - космический разум (Демиург). Идея выступ как образец, идеал, который существует сам по себе. И этот идеал во всей полноте не реализуется в каком-то единственном чувственно восприятием явлении. Все множество идей по Платону представляет единство. Центральной идеей является идея блага или высшего добра и она является идеей всех идей. Блага – это единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного.

Греческая мысль до Платона не знала понятия “идеальное” в собственном смысле этого слова. Платон же выделил этот феномен как нечто самосущее. Идея изначально отдельна от чувственного мира, самостоятельное бытие. А это в сущности, является удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.

Гносеология Платона основана на постулате бессмертия души. Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, “вспоминает о мире идей”. Душа по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделением. Разумная часть души – основа добродетели и мудрости, пылкая – мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Познание есть оживление и пробуждение памяти о некогда созерцаемых сущностях. Противопоставление мира идей и мира вещей закономерно приводит Платона к противопоставлению двух источников познания - разума и чувства. Только разум, оперирующий общими понятиями, может достичь познания вечных, бестелесных сущностей - непроходящий мир идей. Душа познает мир идей если она полностью отрешается от чувственного мира. Средством такого познания идей и является, согласно Платону, диалектика. Диалектика, по Платону, состоит в выявлении противоречий как в обычных мнениях людей, так и высших понятиях о бытие движении, покое и т. п.

Развитие человеческой души определяет тот факт, что каждый человек способен только к одному виду труда, что принадлежность к той или иной социальной группе является наследственной. В социологии Платон выступает против древнегреческой рабовладельческой демократии, противопоставив идеал замкнутого авторитарного общества с жестокой иерархий (философы-правители, воины-стражники, земледельцы и ремесленники). Каждому сословию соответствует своя добродетель - мудрость, мужество, воздержанность, в сочетании образующие высшую добродетель - справедливость. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию

Первая система из пяти основных категорий предложена Платоном: сущее, движение, покой, тождество, различие.

· Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Ученик Платона - развивал и видоизменял его учение. Открыл в Афинах философскую школу – Ликей. Сочин.: " Метафизика" " О душе", " Физика", " Категории". Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии теории познания. В философии различал 1) теоретическую часть - учение о бытие, его частях, причинах и началах; 2) практическую - о человеческой деятельности; 3) поэтическую - о творчестве. Предмет науки - общее, но оно существует в единичном и познается через него, то есть условие познания - индуктивное обобщение и чувственное восприятие. Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики.

Ф. Аристотель определяет как науку “о причинах и началах”, или как науку о “сущем как таковом”. Античная философия была синтезирована Аристотелем. Он выдвинул идеал науки, очищенной от религиозно-культовых соображений: создал науку о законах мышления, формальную логику как средство систематизации категориального аппарата науки и философии. Ф-й стиль – понятийность, систематичность, отдифференцированность методов решения философских проблем. Учение Аристотеля колеблется между материализмом и идеализмом. Он исходит из доверия к чувственному опыту, к сфере идеального и единичного бытия, подвергая позицию материалистического сенсуализма платоновский идеализм критики (Платон мне друг, но истина дороже). В учениях о первоосновах бытия А. изменил материализму, полаагя, что мировой процесс осуществляется вследствии надмировой цели (Первого Двигателя, Ума, Бога), стоящей за пределами Космоса и генерирующий позыв к движению и совершенствованию. Соотношение государства, общества и человека А. рассматривал как соотношение целого и части. Он сущность человека сравнительно с животным (вслед за Платоном) определял через социальную, общественно политическую деятельность в государстве, как деятельность души, руководящийся разумом.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое значение начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятии в силу изменчивости вещей. Истинное знание есть понятия, постигающие сущность вещей.

Он говорит, что науку дает опыт с наблюдением, создал науку о мышлении – формальная логика. Логика по А. - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Связи мыслей является по А. отражениями объективной сущности связей. Аристотель рассматривает логическое строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В соответствии со спецификой античного знания, ограниченным прямым наблюдением и построением умозрительных гипотез, А. главное значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движение мысли от общего к частному (дедукция) а на индукцию обращ мало внимания. Сформулировал четыре закона логики «Органон»: 1. Тождество – одно понятие должно иметь постоянный и неизменный смысл. 2. Противоречия – ничто не может сразу быть и не быть. 3. Закон исключения третьего – одно из противоположных суждений истинно. 4. Закон достаточного основания – каждая мысль должна быть доказана.

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе материя, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей (мрамор содержит возможность различных статуй). Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи форму. Форма – активный творческий фактор, благодаря которому вещь становиться действительной. Форма – это стимул, цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материи как глина. Для того чтобы из нее возниклт разнообразные вещи необходим гончар – бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом. Т.о. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слияние материи и эйдоса(формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Аристотель не доволен концепцией Платона, говорит, что нужно строить систему категорий и с помощью их описывать все существующее. Учение о категориях (основные роды понятий о бытии, без которых ничто не мыслится). Выделяет 10 категорий философии – сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, положение. Он разработал иерархическую систему категорий, в которой основой была “сущность”, или субстанция, а остальные - ее признаки.

По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Согласно А в пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти т.о. становятся текучими.

А разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего сущего: 1)причина – формальная Эйдос вещи, ее идея, форма, сущность, которая находится в ней самой, обуславливает «суть бытия» или ее первую сущность, то без чего вещи нет; 2) материальную – «хюлэ», имеющий двойной смысл: чисто житейский – лес, кустарник, и более общий, то из чего состоят вещи. Материя и форма, два вечных начала, взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой сущность материи, а материя – то субстракт, в котором эта форма запечатлена. 3) причина – движущая. Возникает вопрос, как возможно само движение. Логика рассуждения А: Если рассматривать в качестве причины движения какую либо другую вещь, то мы неизбежно прейдем к дурной бесконечности. Для избежания этого требуется признать наличие самодвижности, самодвижущей причины, которая определяет активность формы. 4) Ни бытие вещи, ни ее движение немыслимо без четвер причины – целевой, направляющей движение к определенной цели. Завершает Аристотелевскую концепцию 4-х первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, кот уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя (Бог есть чистая форма и первая сущность). Общая формулировка четырехпринципной структуры- вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Теория познания. Исходная точка - существования независимой от субъекта объективной действительности. Ощущения ч-ка явл отражениями, копиями предметов внутреннего мира. Т. о. источником познания явл чувств опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает, ч в разуме нет ничего, ч было б раньше в ощущении, утверждение это он не распространяет на последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны б признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

Душа - неотделимый от тела его организующий принцип, источник регуляции организма. Душа не может существовать без тела, но сама она нетелесна. (дуализм). “Именно душа придает смысл и цель жизни”. Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. В мире А существует 3 вида души: растительная, животная и разумная.

Общественно полит. теории А. Человек по А, не только разумное, но и «политическое животное», жизнь которого вне общества не мыслима. Научное созерцание есть высшая доблесть, наиб совершен вид блаженства. Созерцательная деят-ть разума существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и заключает в себе ей одной свойственное наслаждение. Наилучший из всех классов - земледельческий, однако они в силу своего образа жизни и территории распыленности не могут активно вмешиваться в вопросы управления, этим делом должны заниматься средне зажиточные классы общества. А не создает формы идеального государства, а стремится проанализировать и охарактеризовать реальные формы управления. А различает 3 хор. и 3 плохих формы управления государством. Хор он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.

А. создал дифференцированную систему знаний и сам стиль научного мышления. Фактически разработал понятийный аппарат, к-м ф. пользуется до наст. времени. Систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, был первым античным ученным, создавшим систематическую науку о природе – физику; заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

4. Этический (3 в. до нэ – 1 в. до нэ) («эллинизм») – понимание философии прежде всего как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни, главные проблемы – мораль и свобода человека, проблема познания и т.д. (Период завоеваний А. Македонского).

В период крушения полюсных идеалов, социальной нестабильности, разложения рабовладельческих отношений античная философия обратилась к одностаронне трактуемой этике, отстаивающей достижение " антараксии " - невозмутимости. Предлагались разные пути преодоления трудностей: следование судьбе и долгу (стоики), воздержание от суждения (киники), предание удовольствию (Эпикурейцы). Единственным благом, учили стоики, является ценная сама по себе благодетель. Происходит поворот философии и в сторону индивидуализма, появляются новые течения.

· Эпикуреизм (индивид первичен, цель жизни – счастье=удовольствие). У Демокрита движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Эпикур (341-270днэ). развивал идеи атомизма. Он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним актом воли человека. Получается, что атомам присуща “свобода воли”, которая и определяет “непременное отклонение”. Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Из этого Эпикур делает вывод: “В необходимости нет никакой необходимости! ”. Т.о. Эпикур выдвинул идею об объективности случайности. Это явл. необход. условием свободы человека. Итог - более глубокий взгляд на необходимость и случайность. Эпикур

Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Удовольствие Эпикур понимал не как утоление желания, а ка избегания страдания. Кредо Эпикура умеренность и незаметность. Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна. Естественное состояние человека - покой, атараксия. Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие – принцип гедонизма. Эпикур стремилься к постоянному, равному и незакатному блаженству в отличие от тех кто проповедовал “наслаждения минуты и там, что будет, то и будет”. Предел наслаждения и блаженства – избавиться от страданий.

Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоречии с данными восприятиями.

В учении о душе Эпикур – материалист («пока мы живы – смерти нет, когда она придет – нас уже нет»), в области религии – атеист («природа не нуждается в сверхъестественных силах»), в сфере познания – один из основателей сенсуализма (в основе познания лежат наши ощущения как предпосылки понятий), в этике – ориентация на достижение высшего блага (спокойствие души – атараксия и счастье – эвдемония; источник страданий – отсутствие знаний, неопределенность), в области социальных отношений – предвосхищает теорию общественного договора.

Эпикуреизм получил свое продолжение в философии Тита Лукреция Кара (99-55 до н.э.). судя по поэме «О природе вещей», это был высший взлет материализма античного мира. по мнению Лукреция, «природа собственной силой богата и от нас не зависит». Цель философии в том, чтобы обеспечить каноны формирования невозмутимого и безмятежного существования. Неопределенность бытия снимается просвещением, осмыслением своего ничтожества и могущества природы. У Лукреция атомы совсем не как у Эпикура: они не предел делимости, своего рода творческие начала, из которых создаются конкретные вещи, т.е. атомы это материал для природы.

· Стоицизм (свобода от власти внешнего мира, идеал - бесстрастие)конец 4 вднэ. Критикуют Эпикура – сведение мира и человека к набору атомов и отождествление блага и удовольствия. Главная задача философии - в этике (это плоды науки). Знание - средство приобретения мудрости и умения жить сообразно природе. Счастье - в свободе от страстей, в равнодушии.. В понимании природы - материалисты. Отличали истину (воистину существуют только тела) и истинное - бестелесно и не существует. Человек может быть сильным, но никакой награды, кроме чистой совести, не получит. Ответ ты несешь только за себя.Создали логику высказываний, в отличие от логики предикатов.Стоицизм просуществовал с 3 в до н.э. до 3 в. Ранние стоики в большинстве сирийцы: Зенон Китионский, Хрисипп. Поздние стоики 1-2 вв. Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий – это в основном римляне.

Множеству атомов противопоставили космос, как единый одушувленный телесный оргаинзм, подчиняющийся законом Логоса. Согласно Хрисипу существует мировая душа. Это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, тончайший вид материи. Развитие природы трактовали как все предопределено. Бог не отделен от мира, он душа мира, благодетельное провидение. Все имеет свой смысл – принцип всеобщей целесообразности у них. Марк Аврелий римский император, был убежден, что Вселенная – тесно связанное целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. “Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении”. Все предопределяется судьбой.- отрацание случайности и фатализм. Добродетель – в подчинении вселенскому закону: жить надо ради и во имя целого. Стоики особое внимание уделяли феномену воли: учение было построено на волевом принципе, на терпении. Разработанная стоиками система категорий внесла существенный вклад в развитие логики.

· Скептицизм (Пиррон, Карнеад, Секст Эмпирик – отрицание истинности любого познания). Невозможность рационального обоснования норм человеческого поведения. Линия поведения – воздержание от суждений как средство достижения атараксии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.