Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры






В процессе практической деятельности люди вовлекают предметы природы в сферу культуры для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. У этого процесса есть две значимые стороны. С одной стороны, культурная деятельность «очеловечивает» внешний мир. Предметы, взятые из естественной среды, становятся частью человеческой жизни, как бы элементами культуры. С другой стороны, культура не просто преобразует предметы природы, а, преобразуя самого человека, наделяет его способностью разумного, подлинно человеческого пользования материальными и духовными ценностями. В ценностях духовной культуры: нравственных, эстетических, религиозных, воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.

Специфика духовного производства определяется особенностями его продукта. Это не материальный предмет (или по крайней мере, не просто предмет), а произведение, символ, ценность. Особенности продукта духовного производства – неуничтожимость в процессе потребления (грубо говоря, картину можно уничтожить, но образ ее останется и ему будут подражать; то же самое с литературой, музыкой, религиозным учением и т.п.), способность свободно перемещаться в пространстве и историческом времени, невозможность стать объектом частного присвоения (по тем же причинам). В современных условиях важнейшие элементы духовной жизни общества, во-первых, основываются на конкретных формах общественного сознания; во-вторых, отражают специализированные виды (типы) духовной деятельности; в-третьих, функционируют как особые институты или подсистемы общества (такие, как «кино», «эстрада», «литературная общественность» и т.д.).

В качестве самостоятельных сфер жизни общества рассмотрим мораль (ей соответствует особая философская дисциплина – этика), искусство (ему соответствует эстетика) и религию (ей соответствует философия религии и религиоведение).

Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преимущество ценностного отношения к действительности. По другому определению, это система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности. Между ним существует внутренняя связь: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Вместе с тем, необходимо учитывать и определенное различие между ними.

Под «моралью» понимают особую форму общественного сознания, фиксирующую высокие идеалы и строгие императивы поведения (сфера идеально-должного). Понятие «нравственность» включает совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях (сфера сущего).

Существуют следующие основные теории происхождения морали:

– естественно-историческая (зарождение морали – естественная, закономерная стадия социальной эволюции);

– религиозная (мораль – это, как минимум, продукт «религиозного чувства» людей, как максимум – «переживание» и осознание нравственного закона, заповеданного человеку Богом);

– априорно-ценностная (мораль – отражение изначально заложенных в природу человека, не подвергаемых сомнению нравственных ценностей).

Мораль – сложное системное образование. Основными структурными элементами морали являются:

– моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.);

– моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.);

– моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);

– морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

К основным социальным функциям морали относятся:

– Оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);

– Императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);

– Воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);

– Коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);

– Гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);

– Познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).

Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общественных отношений людей, средством духовно-персонального самоопределения личности, атрибутивной характеристикой социального бытия. В уровне нравственного развития личности, ее моральном облике наиболее полно и рельефно выражены автономия и величие человеческого духа.

Философская дисциплина, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности называется этикой.

Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности (греч. aesteticos – чувствующий, чувственный). Эстетические переживания – атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире. В большинстве сфер жизни эстетический аспект хотя и присутствует, но является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т.д). И только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.

Искусство, в отличие от других форм духовной деятельности, ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Искусство не настолько жестко «привязано» к политико-экономической сфере общества, как идеология, право, СМИ и другие подобные общественным явлениям. В искусстве на первый план выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая, искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 30-40 тыс. лет своей эволюции. В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства. Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые гипотезы, объясняющие его генезис.

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская дисциплина – эстетика.

Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, Кантом и многими другими философами. Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля. Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилёв, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и др.

Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Мировая история не знает ни одного народа, который «обходился» бы без религиозного сознания и опыта. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека «обрести непосредственную связь с Абсолютом», идентифицировать для себя высший смысл, высшую цель, высшие ценности всего мира, который окружает его и о котором он задумывается. Поэтому религия – универсальный феномен. Ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной жизни человека.

В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению Иммануила Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Для Георга Гегеля религия – самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Людвиг Фейербах рассматривал религию как превращенную форму отражения человеческого бытия. Фридрих Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Эмиля Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей. Зигмунд Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа.

Религия – системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня – религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т.д.

Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации предоставляют собой объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление, религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические. В обществе оно выполняет мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции.

 

 


 

48. Основные принципы классической философии и постклассические ориентации философствования.

 

В развитии европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в., или – если персонально – до Гегеля включительно) и постклассика (развитие европейской философии с середины XIX в. по настоящий момент).

Под классической философией обычно понимают стилистику философского мышления, базирующуюся на принципах рациональной интерпретации мира и форм его взаимосвязи с человеком как субъектом познавательной активности.

Термин «постклассическая философия» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией: она не только выдвигает новые, нетипичные для классической философии проблемы, но и предлагает новое понимание сущности и задач философии.

 

Сравним базовые принципы и ориентации классической и постклассической философии:

Классическая Постклассическая
Гармонияиупорядоченность – неотъемлемые атрибуты мироустройства; принципиальная возможность их рациональной реконструкции Мир может быть негармоничен, в основе его силы, которые его разбалансируют (вечно неудовлетворенная воля, насилие, эксплуатация, тяга к смерти и т.п.) В мире велика роль хаоса и случайности
Редукция всего многообразия духовного мира человека к рационально-теоретическому мышлению; (разум – это сущность человека и всего социального и культурного) Провозглашение категориально-понятийных структур философии наиболее продуктивным и адекватным средством философского познания Отказ от рациональной аргументации. Иррационализм, идущий из кризиса общества. Акцент на интуитивном «схватывании» смыслов
Строгая приверженность метафизической проблематике, предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск истинных субстанциальных оснований сущего; (Метафизика – это раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового) Отрицание метафизики – идея «исчезновения реальности», ее недоступности, «симуляции». Критика со стороны позитивизма, феноменологии и деконструктивизма
Принцип тождества бытия и мышления, означающее принятие умозрительной конструкции рефлексивного сознания как главного средства постижения объективной реальности Отказ от тождества бытия и мышления. Введение фигуры непознаваемого
Трактовка субъект-объектного отношения как фундаментальной оппозиции и исходной гносеологической структуры процесса познания. Отсюда следует объективизм Отказ от субъекта как наблюдателя, как умозрительной конструкции рефлексивного сознания. Отказ от принципиальной оппозиции субъекта и объекта. субъект всегда находится внутри, а не вне мыслимого. Переход от понятия субъекта к понятию субъективности
Принцип тождества мышления и языка Отказ от тождества мысли и языка. (язык не только выражает мысль, но его грамматика может и «задавать», «диктовать» содержание мысли: принцип лингвистической относительности, гипотеза Сепира-Уорфа)
Провозглашение истины универсальным гносеологическим регулятивом, задающим содержательные и инструментальные приоритеты в познании не только природной, но и социокультурной реальности и т. д  
Субстанциализм Субстанция – философская категория для описания чего-то неизменного, что лежит в основе постоянно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего У всего есть основание. Принцип Лейбница – Nihil sit fine ratione Отказ от поиска неизменной субстанции
Дискуссия о соотношении материального и идеального Маркс: основной вопрос философии – об отношении идеи к материи, мышления к бытию, духа к природе Дилемма материализма и идеализма не является для философии центральной проблемой – слишком абстрактна
Идея о разумности хода истории Отказ от поиска закономерности в социально-историческом процессе, отказ от единого смысла и цели истории, идеи прогресса и т.д.
БеспредпосылочностьФилософское знание – подлинно высшая форма теоретического освоения действительности, т.к. говорит о самых предельных вещах Критика философии как самой высшей формы знания. Философия – «надстроечное» явление в числе других феноменов культуры. Философия может быть пролетарской, буржуазной и т.п.

 

Процесс преодоления установок философской классики и становления постклассической философии проходил три этапа. Логика этих этапов обнаружила разделение постклассических философских школ и течений на два «русла»: неклассические (отвергающие, пересматривающие установки философской классики) и неоклассические (стремящиеся «сохранить лучшее» в классических философских системах и адаптировать их к новым историческим условиям).

 

Этапы, их характеристика Не классические философские школы, учения, направления Нео классические философские школы, учения, направления
Первый этап был связан с распадом гегелевской школы философской классики и критическим переосмыслением задач и предмета философской рефлексии Рационалистическое философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса – марксизм, а также иррационалистические учения Артура Шопенгауэра и Сёрена Кьеркегора. По содержательным признакам к этому этапу можно отнести еще и философию Фридриха Ницше (он, по сути, идейный наследник Шопенгауэра, хотя и относится по времени не к середине, а к концу XIX века). Идеи этих мыслителей заложили общие принципы собственно постклассического стиля философствования, которые проявлялись в большинстве школ и направлений западной философии XX в.  
Второй этап в становлении постклассической философии был связан с двумя противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания: преодоление либо сохранение классики В рамках позитивистского направления(Огюст Конт, Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль) радикально отвергались метафизического и спекулятивного философствования. В рамках направления философия жизни (Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон, Освальд Шпенглер) давался философский анализ проблем человека и культуры с позиций витализма (культура, общество, цивилизация, мир в целом анализировались по аналогии с живыми, растущими и умирающими организмами) В философии прагматизма (Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи) задача философии и всей науки была постулирована как достижение жизненной пользы – преуспеяние человека и общества в этом реальном мире. Особый взгляд на природу общества и культуры с позиций взаимодействия сознания и бессознательного предложила философия психоанализа (Зигмунд Фрейд, Карл-Густав Юнг и др.)   В 60-х гг. XIX в. под лозунгом «Назад к Канту» оформляется неокантианство. Оно представлено двумя основными школами: марбургской (Г. Коген. П. Наторп, Э. Кассирер) и баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Несколько ранее под лозунгом «Назад к Гегелю» начало формироваться неогегельянство. К наиболее видным его представителям относятся Дж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд - в Англии; Р. Кронер - в Германии; Б. Кроче, Дж. Джентиле - в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Ипполит - во Франции и др. Стремлением сохранить верность традициям характеризуется католический неотомизм (от лат. написания имени Фомы Аквинского -Thomas). Наиболее известные его представители Ж. Маритен, Э. Жильсон и др. в качестве важнейшей задачи философии обосновывали необходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к условиям XX в. Протестантской версией неорелигиозной философии является неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.)
К середине XX столетия завершается оформление третьего этапа в развитии постклассической западной философии. Сложились три стратегии неклассического философствования 1) Социально-критическая стратегия (марксизм, феминизм, гендерные исследования).   2) Экзистенциально-феномеологическая стратегия, в том числе: феноменология – Эдмунд Гуссерль и его последователи; экзистенциализм – Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю и др.; герменевтика – Ганс-Георг Гадамер.   3) Аналитическая стратегия, в том числе: философия логического анализа – Бертран Рассел, Готлиб Фреге; неопозитивизм (Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Мориц Шлик и др.) философия лингвистического анализа (философия языка) – Людвиг Витгенштейн, Джон Остин, Джон Сёрль; постпозитивизм – Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Поль Фейерабенд.   4) Структуралистская стратегия, в том числе: структурализм (Клод Леви-Стросс, Роман Якобсон, Ролан Барт и др.; постструктурализм (Мишель Фуко, Жак Лакан, Юлия Кристева. Жак Деррида и др.)

 

В последние десятилетия XX в. в культуре современных западных обществ оформляются и заявляют о себе такие тенденции и течения, инициирующие становление приоритетов философии как социокультурного феномена XXI в. К этим тенденциям можно отнести:

кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности;

противоречия социодинамики, обнаруживающие себя в потенциально-возможном конфликте различных типов социума и цивилизационных структур;

феномен информационной революции и становление нелинейных и виртуальных моделей жизни сознания.

Данные тенденции в развитии современных обществ инициируют поиски новых образцов философствования. При этом акцент переносится на такие области и сферы философского знания, как социокультурный статус «философии модерна» и «постмодерна»; философия и общество: границы и возможности коммуникативной компетенции; философское обоснование постклассической научной рациональности; новые образы знания и реальности в эпоху информационной революции; феминистский поворот в культуре и философии и другие.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.