Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии






Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия — развивается в тесном единстве с другими областями знания, изучающими человечество на всех исторических этапах его развития.

Наиболее распространена так называемая триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух

Идея тела в философии отсылает к природным основаниям человеческого бытия. Именно на уровне тела осуществляется первичная, жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида. Однако тело человека выступает и как продукт социальной и культурной эволюции, устанавливающей определенные границы и каноны «естественности».

Исторически первое значение слова «душа» отсылает к феномену поддерживающего жизнь дыхания. Душа может рассматриваться как особая жизненная энергия тела, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает сроки земного существования человека. Отвечая за процессы жизни и смерти, душа определяет человеческую судьбу, его волю, характер. Душа связана не просто с поддержанием жизни, но и с индивидуальной человеческой судьбой.

Понятие дух обращено к описанию не столько индивидуального, сколько общего, и даже всеобщего в человеке. С духовными качествами соотносятся сущностные родовые особенности человека, в качестве которых в философии чаще всего назывались разум и социальность.

Представления о человеке возникли в рамках мифологического и религиозного мировоззрения. Опираясь на мифологические, религиозные образы человека и одновременно переосмысливая их, философия стремилась осознать место человека в мироздании.

В философских системах Древнего Востока и античной философии сложилось представление о человеке («микрокосме») как неотъемлемой части природы — «макрокосма».

В средневековой философии господствовал теоцентристский подход: происхождение, сущность человека, его земная судьба трактовались через отношение к Богу.

Для философов эпохи Возрождения человек представлялся прежде всего творцом, созидающим новый мир и самого себя.

В культуре и философии Нового времени многообразие способностей человека было редуцировано к разуму. При этом в философских учениях XVII—XVIII вв. подчеркивалось естественное происхождение человека. Наоборот, на первом плане – социальная обособленность и активность человека.

Философский взгляд на человека в эпоху Просвещения исходил из признания человека природным существом, отличающимся склонностью к добру и стремлением к счастью.

В немецкой классической философии подчеркивалась творческая природа человека, одновременно включенного и в природную необходимость, и в мир нравственной свободы и абсолютных ценностей (И. Кант). Творческая природа человека проявляется и на сознательном, и на «досознательном» уровне – так, по Канту, человек-живущий есть прежде всего «оболочка» для трансцендентального субъекта, который своими познавательными действиями (чувственный, рассудочный и разумный синтез) сам «строит» мир, в котором предстоит жить человеку.

С середины XIX в. в рамках постклассической философии возобладал социоцентризм, акцентировавший социальную сущность человека. Так, философия марксизма рассматривала человека как деятельное историческое существо, которое в процессе преобразования природы создает условия существования социума, преобразуя его и себя самого.

Вместе с тем, дальнейшее развитие постклассической философии в XX веке продемонстрировало так называемый «антропологический поворот», резко увеличивающий внимание к человеку.

В XIX–XX веке философское осмысление проблематики человеческого бытия осуществлялось главным образом в рамках трех основных подходов: экзистенционально-феноменологического, социологизаторского и натуралистического.

Название подхода Краткая характеристика Школы, представители
Натуралистический Восходит к философии позитивизма с одной стороны, к «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), с другой. Акцентирует внимание на высокой степени интегрированности человека в окружающую среду. Нередко подчеркивается биологическая неполноценность человека, компенсаторный характер его деятельности Фрейдизм, неофрейдизм, Некоторые версии структурализма (Ж. Лакан)
Экзистенционально-феноменологический Внимание сосредоточено на уникальности человеческого бытия, особом взаимоотношении человека с «миром», которое приобретает подлинность и особый личностный смысл в состоянии экзистенциальной свободы Феноменология, экзистенциализм
Социологизаторский Ориентировал на рассмотрение человека в контексте социальных связей, продуктом которых он является; Марксизм, структурализм

Конец XX в. ознаменовался своеобразным кризисом философских антропологических исследований. На современном этапе активно развиваются прикладные исследования человека, однако этот процесс не сопровождается адекватным философским синтезом. Философия постмодерна отрицает сам факт существования целостного человека, растворяет его в витальных, технических, семантических и других процессах.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.