Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 6.






Тема: «Физическое развитие. Функциональные аспекты конституции». Антропометрическое обследование. Биоимпедансометрия. Понятие о клинической антропологии. Биохимические и психофизиологические аспекты конституции. «Спринтеры» и «стайеры». Соотношение морфологических, физиологических и биохимических составляющих конституции

2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы. Практическая ценность соматотипирования обусловлена тем, что телосложение имеет корреляционные связи с физиологическими функциями организма, характером психосоматической реактивности (темперамента) индивидуума, а также со склонностью к определенным заболеваниям, позволяя выявить не только специфику адаптивных реакций, но и сформировать группы риска в отношении повреждающих факторов.

4. Цели обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- учебная: знать понятие «физическое развитие»; методы соматотипирования, способы оценки компонентного состава тела; уметь определить тип конституции человека; проводить антропометрическое обследование для оценки физического развития человека как маркера здоровья; получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата; пользовать научной литературой; владеть базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях; навыками использования ресурсов сети Интернет.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование).

Выбрать один правильный ответ

 

1. для измерения высоты отдельных точек над полом используется

1) калипер

2) антропометр

3) толстотный циркуль

4) гониометр

 

2. для измерения изгибов позвоночного столба используется

1) гониометр

2) вертеброметр

3) антропометр

4) калипер

 

3. Расчет индекса Эрисмана основан на данных следующих измерительных признаках

1) диаметр плеч и масса тела

2) масса и длина тела

3) ширина плеч и диаметр таза

4) окружность груди и длина тела

 

4. Дефициту массы тела соответствует величина индекса кетле

1) 24, 9 кг/м2

2) 18, 5 кг/м2

3) менее 18, 5 кг/м2

4) 18, 5 - 24, 9 кг/м2

 

5. определение соматотипа женщин по схеме В.П. чтецова основано на соотношении компонентов тела

1) жирового и костного

2) жирового и мышечного

3) мышечного и костного

4) жирового, мышечного и костного

 

6. назовите автора формулы для определения площади поверхности тела

1) У.Шелдон

2) В.В. Бунака

3) J. Matiegka

4) Ф. Иссаксон

 

7. Индекс рорера позволяет определить

1) степень ожирения

2) плотность тела

3) степень развития грудной клетки

4) идеальную массу тела

 

8. гиоидный тип жироотложения характеризуется скоплением жира

1) в нижней части живота

2) в верхней части туловища

3) на плечевом поясе

4) на руках

 

9. Наибольшее практическое распространение в антропологии получили два способа определения состава и компонентов тела

1) морфология и ауксология

2) антропометрия и антропоскопия

3) краниометрия и краниоскопия

4) остеометрия и остеоскопия

 

10. андроидный тип жироотложения характеризуется скоплением жира

1) в нижней части живота

2) на передней стороне бедер и ягодицах

3) на плечах

4) на гребнях таза

 

11. К дискретным схемам соматотипирования относится

1) схема У. Шелдона

2) схема В.Е. Дерябина

3) схема В.В. Бунака

4) схема М.А. Негашевой

 

12. Концепция биохимической индивидуальности предложена

1) Р. Уильямсом

2) Е.Н. Хрисанфовой

3) М.В. Черноруцким

4) В.П. Казначеевым

 

13. Три вида стратегии адаптивного поведения предложил

1) В.В. Бунак

2) Е.Н. Хрисанфова

3) М.В. Черноруцкий

4) В.П. Казначеев

 

14. К главным признакам конституции относятся

1) масса тела

2) длина тела

3) окружность грудной клетки

4) диаметр таза

 

15. К ВТОРОСТЕПЕННЫМ ПРИЗНАКАМ КОНСТИТУЦИИ ОТНОСЯТСЯ

1) длина туловища

2) длина тела

3) тип обмена веществ

4) диаметр таза

 

16. М.В. ЧЕРНОРУЦКИЙ ВЫДЕЛЯЛ ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

1) мускульный

2) брюшной

3) грудной

4) нормостенический

 

17. Астеническому типу соответствует индекс ПИнье

1) больше 30

2) меньше 10

3) от 10 до 20

4) от 20 до 30

 

18. ГИПЕРСТЕНИЧЕСКОМУ ТИПУ СООТВЕТСТВУЕТ ИНДЕКС ПИНЬЕ

1) больше 30

2) меньше 10

3) от 10 до 20

4) от 20 до 30

 

19. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ФРЕНОЛОГОВ

1) характер людей по генетическим особенностям

2) характер людей по типу нервной системы

3) характер людей по форме головы

4) характер людей по типу телосложения

 

20. СВЯЗЬ психики и типа телосложения ИЗУЧАЛИ

1) Ч. Ломброзо

2) Л. Мак-Олиф

3) Г. Ростан

4) Э.Кречмер

 

21. висцеротония, соматотония и церебротония ЯВЛЯЮТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

1) соматотипа

2) типа обмена веществ

3) темперамента

4) типа высшей нервной деятельности

 

Основные понятия и положения темы.

Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью к выполнению физических нагрузок. Физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма индивида.

Физическое развитие – это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, сила, быстрота, ловкость и т.д.), совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

Факторы, влияющие на физическое развитие:

1. биологические (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и качественных изменений в организме и др.);

2. социальные (материальный и культурный уровень жизни, распределение и использование материальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность, быт и т. д.).

Физическое развитие управляемо (с помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха). В основе управления физическим развитием лежит биологический закон управляемости и закон единства форм и функций организма.

Физическое развитие подчиняется законам:

1. закон наследственности;

2. закон возрастной ступенчатости;

3. закон единства организма и среды.

По определению В.В. Бунака (1940) под физическим развитием подразумевается " комплекс свойств организма, определяющий запас его физических сил", которое хорошо описывается соотношением трех параметров тела - веса, длины тела и обхвата груди - то есть признаков, определяющих " структурно-механические свойства" организма.

Методы изучения физического развития:

n метод индексов,

n метод средних квадратических отклонений с последующим построением таблиц, номограмм или морфограмм индивидуального или группового профиля,

n индекс процентного распределения с разделением вариационного ряда признака на «сферы»,

n метод корреляций с построением шкал регрессии и таблиц,

n метод главных компонент

 

Методы индексов - индекс Брока, индекс Пинье, индекс Рорера, индекс Кетле, индекс Эрисмана.

Индекс Рорера или индекс плотности тела (Rohrer, 1908)

R=P× 100/L3, где R – индекс Рорера, P – вес в граммах, L – рост в сантиметрах.

Значения Индекса Рорера от до 1, 15 кг/м3 расценивают как уровень плотности ниже среднего, от 1, 15 до 1, 30 – как средний, и выше 1, 31 как высокий.

 

Индекс Пинье (Pignet, 1901)

ИП=L-(P+T), где L – длина тела (см), P – масса тела (кг), T—окружность грудной клетки (см).

Этот индекс известен под названием «числового указателя»: чем меньше цифры индекса, тем организм считается крепче. Так, при индексе:

Менее 10 - организм считается очень крепким;

От 10 до 15 - крепким;

От 16 до 20 - хорошим;

От 21 до 25 - средним;

От 26 до 30 - слабым;

От 31 и выше - очень слабым.

Такая градация цифровых значений индекса приурочена преимущественно к мужчинам молодого возраста 20-25 лет. В пожилом возрасте средние значения индекса меньше, в юношеском и детском - больше. Этот индекс был положен в основу схемы соматотипирования по М.В. Черноруцкому.

 

Индекс Брока (д ля расчета идеальной массы тела и определения степени ожирения) предложен в 1868 году.

Идеальная масса тела = (рост в см – 100) + 10% коррекции по конституциональному типу.

В оригинале, современная формула врача Поля Брока скорректированная по типам телосложения, и в независимости от роста и пола выглядит так:

· При астеническом (худощавом): 175 см -100 – 10%
- 175 см – 100 = 75 кг, а далее – 75 х 0, 9 = 67, 5 кг;

· При гиперстеническом (ширококостном): 175 см -100 + 10%
- 175 см – 100 = 75 кг, а далее – 75 х 1, 1 = 82, 5 кг;

· При нормостеническом (среднем): 175 см -100
- 175 см – 100 = 75 кг.

Индекс Кетле (индекса массы тела (ИМТ)

Индекс Кетле-II ; P – вес тела в кг, L – длина тела в м.

Международная консультативная группа по проблеме содержания энергии в пищевых рационах определила три уровня этого индекса: при ИМТ < 18, 5 предполагается хроническая энергетическая недостаточность (ХЭН), при ИМТ > 25 – наличие лишнего веса, ИМТ> 30 – ожирение.

 

Индекс Эрисмана характеризует степень развития грудной клетки и частично - упитанность ребенка:

ИЭ = окружность груди – ½ роста (в см).

Нормальная величина у детей до года составляет от +13, 5 до +10; для 2-3 лет - от +9 до +6; для 6-7 лет - от +4 до +2; для детей 8-15 лет от +2 до -3. Чем ребенок более развит физически, тем позже индекс Ф.Ф.Эрисмана становится равен нулю. Желательно, чтобы у детей до 15 лет величина индекса оставалась величиной положительной.

 

Индекс Таннера (ИПД) используется для оценки полового диморфизма:

ИПД = 3 × «2» - «3»,

где «2» - акромиальный диаметр (ширина плеч), «3» - гребневый диаметр.

По величине ИПД диагностируют гинекоморфию (ИПД < 837 у мужчин, ИПД < 731 у женщин), мезоморфию (931 ≥ ИПД ≥ 837 у мужчин, 821 ≥ ИПД ≥ 731 у женщин) и андроморфию (ИПД > 931 у мужчин, ИПД > 821 у женщин). Для женщин инверсией полового диморфизма считается андроморфия, для мужчин – гинекоморфия, легким вариантом дисплазии для обоих полов считается половой мезоморфизм.

 

Наиболее доступной характеристикой физического развития является физическая конституция (тип телосложения, соматотип).

Соматотип — тип телосложения — определяется на основании антропометрических измерений (соматотипировании), генотипически обусловленный, конституционный тип, характеризующийся уровнем и особенностью обмена веществ (преимущественным развитием мышечной, жировой или костной ткани), склонностью к определенным заболеваниям, а также психофизиологическими отличиями.

Жировой компонент имеет существенное значение для энергетического обеспечения жизнедеятельности. Слой подкожного жира прекрасно сохраняет тепло и, кроме того, является " аккумулятором" энергии.

Мышечный компонент сомы также имеет энергетическое значение - при движениях выделяется немало тепла. Мышечная масса является неплохим показателем двигательной активности человека, определяет запас физических сил и дает прямое преимущество для выживания в условиях естественной (природной) среды.

Костный компонент - основной показатель развития опорно-двигательного аппарата. Его развитие связано с величиной, длительностью и регулярностью физических нагрузок, испытываемых индивидом.

Модели состава тела:

Двухкомпонентная: МТ=ЖМТ+БМТ

Трехкомпонентная: МТ=ЖМТ+ОВО+ММТ;

МТ=ЖМТ+ММТ+БФМТ

Четырехкомпонентная: МТ=ЖМТ+КМТ+ВКЖ+ВТВ

Многокомпонентная пятиуровневая модель

 

МТ - масса тела, ЖМТ – жировая масса тела, БМТ - безжировая масса тела, ОВО – общая вода организма, ММТ – минеральная масса тела, БФМТ – безжировая фракция мягких тканей, КМТ – клеточная масса тела, ВКЖ – внеклеточная жидкость, ВТВ – внеклеточные твердые вещества.

 

Методы оценки состава тела ( все методы являются непрямыми, примерами прямых методов являются анатомический и химический анализ трупов):

1. Основаны на измерении плотности тела:

- гидростатическая денситометрия – измерение веса тела в воде, ошибка измерения ЖМТ 2, 5%;

- воздушная плетизмография - измерение в жесткой герметичной кабине, заполненной воздухом, ошибка определения ЖМТ 0, 3%;

 

2. Основаны на оценке содержания воды в организме:

- метод изотопного разведения

- метод биоимпедансного анализа

- радиоизотопные

- рентгеновские

- нейтронного активационного анализа

- определения естественной радиоактивности тела

 

Биомпедансометрия основана на измерении электрической проводимости различных тканей тела.

 

С использованием антропометрических и биоэлектрических параметров получают оценку основного обмена – характеристику энергетического метаболизма человека. В результате биоимпедансного анализа получают абсолютные (жировая и тощая массы тела, активная клеточная и скелетно-мышечная массы, общая вода организма, клеточная и внеклеточная жидкости) и относительные показатели (используются для сопоставления групп пациентов, различающихся по полу, возрасту, состоянию здоровья и пр.). Для характеристики региональных особенностей строения тела используют параметры сегментов тела.

 

Традиционная методика количественной характеристики компонентного состава тела называется антропометрией.

Различают 2 вида антропометрии:

1) измерение и выделение вариантных признаков при помощи обычных измерений – собственно антропометрия и

2) выделение признаков при помощи иных способов – антропоскопия (оценка в баллах).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.