Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античная культура.




1.7.1. Истоки и инновационный характер античной культуры
1.7.2. Полис как основа античной культуры
1.7.3. Историческая модификация античной традиции
Акропль Цитадель Алеппо Античная культура. Посейдон

 

  7.1 Истоки и инновационный характер античной культуры   Временные рамки античной культуры традиционно определяются временем существования греко-римской культуры – сначала в условиях первых государств на Балканском полуострове во II тыс. до н.э., потом – греческих полисов, позже – эллинистических государств и Римской республики, и завершает историю античности период существования Римской империи. Временем окончания истории античного мира традиционно считается 476 год н.э., когда рухнула Западная Римская империя. За время своего существования греко-римская культура прошла путь от протогородских поселений и примитивных представлений о природе и космосе до создания великих империй, развитых религиозных и научно-философских систем, легших в основание позднейшего развития человеческой мысли эпохи Средневековья и Нового времени. Понятие «античность» (от греческого слова «антикус» – древний) было впервые введено итальянскими гуманистами Возрождения для обозначения культуры древней Греции и Рима. В этой культуре они видели свой идеал для подражания и стремились возродить основные идеи античного мировоззрения и мироощущения, что, несомненно, в значительной степени определило роль античного наследия в последующей истории европейской и мировой культуры. Антропоморфизм мироощущения и мифология Древней Греции. Греко-римской цивилизации, так же, как и цивилизациям Востока, присуще мифологическое сознание. Древнегреческая мифология зародилась еще на самом раннем этапе развития греческого общества, а к VIII-VI вв. до н.э. превратилась в стройную и развитую религиозную систему с многочисленным сонмом божеств, делившуюся на множество циклов: космогония (происхождение Вселенной), теогония (происхождение богов) и многочисленные героические сказания о приключениях героев-полубогов. На основе мифов были созданы литературные произведения – «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода и многие другие. Влияние мифологии проявляется в самых разных областях жизни древних греков, особенно в искусстве, сюжеты которого в большинстве случаев касались мифологических тем. Вместе с тем нельзя преувеличивать значение мифов и религии в жизни человека периода античности. В отличие от большинства стран Древнего Востока боги мыслились древними греками и римлянами как совершенные люди, с людскими же потребностями и слабостями, главным отличием которых от простых людей является бессмертие. Так же, как и люди, боги, по мнению человека античности, подвержены влиянию судьбы, изменить которую они не в силах. Это очеловечение богов породило своеобразное отношение к ним – античный грек и римлянин рассматривали свои взаимоотношения с богами, как правило, с сугубо практической точки зрения. Не случайно в Греции и Риме получили развитие философские учения, полагавшие именно человека центром мира. Такая концепция носит название антропоцентризма. Античная рациональность и зарождение философии. Первые центры развития греческой философии сформировались еще в VIII-VII вв. до н.э. в Ионии, греческой области, расположенной на западном побережье Малой Азии. Центром Ионии был Милет, где и образовалась первая в Греции т.наз. милетская философская школа, представителями которой были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Их философская концепция получила название натурфилософии – философии природы. Они пытались ответить на вопрос о первоначале мира: Фалес видел таковым воду, Анаксимен – воздух, а Анаксимандр – апейрон, или «беспредельное», некую субстанцию, из которой путем борьбы противоположностей происходит все сущее. Там же, в Ионии, в городе Эфесе, жил еще один выдающийся философ архаической эпохи – Гераклит. Он также пытался ответить на вопрос о первоначале мира: по его мнению, все сущее возникает из огня и превращается в огонь в результате неких мировых пожаров. Миром, по мнению Гераклита, правит общий закон – логос. Именно в соответствии с логосом мир возникает и разрушается. В это же время жил известнейший греческий философ и математик Пифагор. Его школа возникла в городе Кротоне, греческой колонии в Южной Италии. Пифагор и его ученики занимались проблемами астрономии, музыки, скульптуры, архитектуры, пытаясь применить здесь законы математики. В основе всего, по их мнению, должна лежать гармония. Пифагорейцы открыли законы музыкальной гармонии, которые до сих пор используются в музыке – речь идет о законе интервалов, выведенном из наблюдений за изменением высоты звучания натянутой струны в зависимости от ее длины. Им же принадлежит первая известная науке теория не просто о шарообразности Земли, но о ее движении в пространстве – согласно теории ученика Пифагора Филолая Кротонского, Земля движется, правда, не вокруг Солнца, а вместе с Солнцем вокруг некоего «Центрального огня», который и является центром Вселенной. Вкладом пифагорейцев в скульптуру и архитектуру является теория «золотых делений», рассказывающая о правильных соотношениях между частями зданий или скульптур. Философия следующего – классического – периода представлена именами множества мыслителей, из которых наиболее выдающимися и известными являются Анаксагор, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон и Аристотель. Анаксагор и Демокрит развивали идеи стихийного материализма. Они полагали, что мир состоит из неких мельчайших частиц, которые Анаксагор называл «семена», а Демокрит – «атомы». Протагор – основатель школы софистов, т.е. «мудрецов»; софисты полагали, что всякое познание относительно, и можно с помощью логически построенной системы доказательств обосновать или опровергнуть любое утверждение. Их философия шла вразрез с философией одного величайших философов древности – Сократа. Он полагал, что объективная истина все же существует, и пытался найти способ ее постижения, названный им майевтикой, т.е. «искусством повивальной бабки»: как повивальная бабка помогает рождению человека, так философ должен помогать рождению истины. Учеником Сократа был Платон, основатель идеализма. Согласно его теории, существует два мира – мир вещей и мир идей, причем мир вещей – всего лишь бледное проявление мира идей, содержащего объективную истину. Только философ способен созерцать и постигать этот идеальный мир, где содержатся первообразы всех предметов мира материального. Поэтому, полагал Платон, именно философы должны стоять во главе общества и государства. Ученик Платона Аристотель в противоположность своему учителю отрицал самостоятельное существование общих понятий – «идей», т.к. сущность вещей, по его мнению, не может существовать отдельно от самой вещи. Познание вещей должно идти посредством чувств. Аристотель ввел многие понятия, которые после этого применяются в философии: «метафизика», «этика» и др. В последующий период эти учения получили новое развитие. Долгое время существовала школа последователей Платона – платоников, которая позднее сменилась неоплатонизмом и исчезла только с закрытием в V в. н.э. афинской Академии – оплота этого учения. Кроме того, в период эллинизма (IV-I вв. до н.э.) и господства в Средиземноморье Рима возникали и развивались новые философские учения. Их главная задача состояла в том, чтобы указать человеку путь к достижению счастья. Стоики полагали, что счастье состоит в свободе от страстей, спокойствии духа, равнодушии. Жить, по их мнению, нужно в соответствии с природой, таков идеал истинного мудреца. Эпикурейцы полагали, что счастью человека мешает прежде всего страх. Избавление от этого страха и было задачей философов этой школы. Они видели путь к счастью в идее отрицания вмешательства богов в земную жизнь, а самый большой страх человека – страх смерти – был отвергнут ими на основании того, что смерть есть исчезновение: «Когда мы есть – смерти еще нет, а когда смерть придет – нас уже не будет». А счастье понималось ими как отсутствие страданий; для этого предлагалось максимально ограничить свои потребности физического плана в пользу потребностей духовных. Скептики полагали, что путь к счастью лежит через спокойствие, которому мешает попытка человека понять окружающий мир. Но это невозможно, т.к., по мнению скептиков, мир совершенно непознаваем – нельзя даже сказать, существует он реально или нет. Поэтому мудрее всего воздерживаться от суждений, обретя тем самым спокойствие, равнодушие к горю и радости. 7.2 Полис как основа античной культуры   Во взглядах на мир и свое место в нем среди античных мыслителей не было единства. Основой греческой культуры периода архаики и классики был полис – греческий город-государство. Полисов в Греции и за ее пределами было множество, они сильно отличались по площади, экономическому и политическому могуществу и роли, играемой в греческом мире, но все же каждый полис, сколь бы мал и незначителен он ни был, являлся тем миром, в котором свободный грек мог чувствовать себя личностью, полноправным гражданином, а выйдя за пределы своего города, он превращался в чужака, не имеющего никаких прав. Греческие полисы столетиями отстаивали свою независимость, формировали традиции, и все это наложило свой отпечаток на сознание древнегреческого человека. Вместе с тем достаточно характерным явлением в Греции полисной эпохи является осознание греками себя и своей малой родины как части единого мира, который греки называли Эллада. Для людей, живших за пределами Эллады, в Древней Греции бытовал термин «варвары», который первоначально означал человека, языка которого грек не понимал. Традиции полисного мировоззрения были частично разрушены лишь в эллинистическую эпоху, когда среди расселившихся по огромным просторам бывшей империи Александра Македонского греков стал преобладать иной взгляд на мир, называемый космополитизмом. Несколько иначе обстоял вопрос о мировоззрении в Древнем Риме. Одним из коренных отличий римского взгляда на мир было господство в сознании римлян представлений об их родине как о могущественнейшей державе тогдашнего мира, перед которой должны склоняться все остальные державы и народы. Римское государство с самого начала его существования вело экспансионистскую политику, что, с одной стороны, привело к формированию мировой империи, с другой – римский гражданский коллектив был более открытым, чем греческий, сюда нередко попадали люди и нелатинского происхождения (например, известный евангельский факт – потомственным римским гражданином был апостол Павел, по происхождению – иудей). Т.е. Рим был открыт для иноземного влияния больше, чем Греция, и это отразилось и на мировоззрении его древних обитателей. 7.3 Историческая модификация античной традиции Наиболее значительной исторической модификацией античной греческой традиции стала ее модификация в рамках древнеримской культуры. Культура Древнего Рима испытала на себе влияние нескольких значительных внешних факторов. Прежде всего, это была культура этрусков – народа, жившего в Италии, происхождение которого позднейшая традиция возводила к переселенцам из Трои, поселившимся на благодатных землях Апеннинского полуострова. От этрусков римляне переняли систему власти, некоторые обычаи, например, обычай гладиаторских боев, которые восходят к этрусским ритуальным схваткам, в которых принимали участие рабы умершего человека. Вторым источником римской культуры стала культура греческая. Начиная с эпохи великой колонизации греков (период архаики), римляне все более активно контактировали с греческими переселенцами, а когда Рим начал свою экспансию в Средиземноморье, то под его власть стали переходить важные греческие культурные центры – такие, как сицилийские Сиракузы, в Италию хлынул поток рабов-греков, которые нередко по образованности превосходили своих хозяев. В результате в Риме возникла мода на греческую культуру. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый искусство внеся». Вместе с тем римляне не ограничились простым заимствованием греческой культуры. Они, с одной стороны, вносили свои черты в перенимаемые из Греции традиции искусства, с другой – дополняли их своими нововведениями. Среди достижений Рима, оказавших значительное влияние на последующее развитие европейской культуры, можно назвать такие, как создание развитой и совершенной системы права, которая до наших дней не утратила свое значение, римскую литературу и философию, связанную с именами Вергилия, Горация, Сенеки, Петрония, Цицерона и других. Римлянам принадлежит создание многих институтов власти, государственных органов. Наконец, в недрах Римской империи возникло и сформировалось учение, которое оказало столь большое влияние на развитие человечества – христианство. После падения Западной Римской империи традиции античности продолжали еще некоторое время существовать в рамках Византии, которая вплоть до ее крушения в XV веке сохраняла название «Ромейской» (т.е. Римской) империи. Но большая часть этих традиций постепенно была вытеснена новыми веяниями, в основе которых лежали традиции христианской культуры. Но все же некоторые из них, в частности, в искусстве, сохранились и перешли потом по наследству к народам, которые вошли в сферу влияния православной религии, в т.ч. и к русскому народу. В то же время на западе Европы шло формирование новых государств, созданных разрушителями Западной Римской империи – варварами, которые не особенно заботились о сохранении античного наследия. Наступал период средневековья, или Темных веков, как нередко называли его философы эпохи Возрождения.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.