Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды ОИВ. Тема 7. Система органов исполнительной власти в РФ

Тема 7. Система органов исполнительной власти в РФ

Органы исполнительной власти – это организационно и функционально обособленные элементы системы государственных органов, формируемые для непосредственного и повседневного осуществления функций государственного управления и наделенные в этих целях государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера.

В конституционно установленных пределах федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

На конституционном уровне не установлен полный перечень федеральных органов исполнительной власти. В ст. 110 регламентируются только некоторые вопросы организации и деятельности Правительства РФ. (см. Конституцию самостоятельно!)

ОИВ – это многоуровневые системы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. Исполнительная деятельность проявляется в непосредственном исполнении ими требований, содержащихся в актах органов законодательной власти, вышестоящих органов исполнительной власти и органов судебной власти. Распорядительная деятельность выражается в принятии ими мер путем издания собственных актов и в обеспечении их выполнения подчиненными им органами и организациями. Деятельность органов исполнительной власти является подзаконной.

Виды ОИВ.

1. В соответствии с федеративным устройством РФ: федеральные и субъектов РФ

2. По организационно-правовым формам: правительства, советы министров, министерства, службы, агентства, администрации, департаменты, комитеты, управления, инспекции, отделы

3. По характеру компетенции: общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой. Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие. Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными отраслями. Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ.

4. По порядку разрешения вопросов: коллегиальные и единоначальные

Основные принципы построения системы ОИВ:

федерализма,

сочетания централизации и децентрализации,

законности.

Согласно Конституции РФ, в систему ФОИВ входят Правительство РФ, министерства и иные ФОИВ.

Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, возглавляющий единую систему исполнительной власти в России. Основы его правового положения, состав, порядок формирования определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Правительство РФ является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Правительства Российской Федерации принадлежит Президенту, который назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы) из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Ст. 40.1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» устанавливает обязательность официального опубликования таких отчетов в Российской газете и Парламентской газете, а их подготовка осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.

Председатель Правительства Российской Федерации обладает особым статусом. Он предлагает Президенту Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Председатель Правительства распределяет обязанности между своими заместителями, представляет Правительство в международных делах, издает по оперативным и другим текущим вопросам распоряжения, а также подписывает решения Правительства.

Заместители Председателя Правительства в порядке распределения обязанностей между ними координируют работу органов исполнительной власти. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты постановления и распоряжения, внесенные в Правительство.

Министры как члены Правительства участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях, облагая при этом правом решающего голоса.

В качестве постоянно действующего органа Правительства действует его Президиум в составе Председателя, его первых заместителей, министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и др.

Решения Президиума принимаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на его заседаниях. Правительство имеет право отменить любое решение Президиума.

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, Федеральными законами, Указами Президента РФ.

Организация и деятельность Правительства РФ регламентируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. " О правительстве Российской Федерации".

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

ФКЗ закрепляет полномочия Правительства в сфере экономики, в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в сфере внешней политики и международных отношений. (Полномочия самостоятельно!)

Деятельность Правительства обеспечивает аппарат, состоящий из структурных подразделений, должности в которых замещаются профессиональным корпусом квалифицированных специалистов.

Структура министерств и иных федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

В настоящее время Указом Президента от 9 марта 2004 г. " О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" система, состоящая из министерств, государственных комитетов, федеральных служб и других ведомств, заменена новой " трехзвенной" системой " министерства-агентства-службы".

Федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

ФМ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации).

ФМ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;

во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

ФМ осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;

вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;

назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов

Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.

ФС не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации), а федеральная служба по надзору – также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации.

ФА не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации).

Действующая же на сегодняшний момент система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 " О структуре федеральных органов исполнительной власти":

I блок — органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (так называемые политические органы):

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

Федеральное агентство специального строительства

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II блок — федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ (так называемые административные органы):

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральное медико-биологическое агентство

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное архивное агентство

Федеральное агентство по туризму

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральное агентство по делам молодежи

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

Министерство регионального развития Российской Федерации

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Федеральное агентство связи

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство по рыболовству

Министерство спорта Российской Федерации

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное дорожное агентство

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральное казначейство (федеральная служба)

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральная служба по аккредитации

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство энергетики Российской Федерации

 

III блок — федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная миграционная служба

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по оборонному заказу

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Федеральная таможенная служба

Федеральная служба по тарифам

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральное космическое агентство

Федеральное агентство научных организаций

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спрос на общественные блага и эффективный объем предлагаемых благ. | Понятие социальных связей, их виды




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.