Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ 2. Общественные блага и механизм их воспроизводства.






1. Классификация благ: частные, общественные и смешанные блага.

2. Спрос на общественные блага и эффективный объем предложения общественных благ. Проблема «безбилетника» и цены Линдаля.

3. Обеспечение общественными благами.

 

1.Классификация благ: частные, общественные и смешанные блага.

Важное значение для обоснования необходимости общественного сектора имеют общественных. Впервые она в развернутом виде была выдвинута в 1954 г. П.Самуэльсоном.

В рыночном секторе производятся частные блага. Они характеризуются 2 свойствами: с одной стороны, они являются объектами конкуренции потребителей (т.е.конкурентны), с другой стороны, для тех потребителей, которые не готовы за них заплатить, они недоступны (т.е. исключаемы).Следовательно, частные блага – конкурентные и исключаемы. Большинство благ в экономике являются частными.

Общественные блага – неконкурентные и неисключаемые. Например, радиопередача не мешает обладателю радиоприемника слушать передачу другим (т.е. неконкурентное благо), с другой стороны у радиостанции нет возможности помешать кому-либо пользоваться ее услугами, если он их не оплатил (т.е. благо неисключаемое). К таким благам можно отнести телевидение, дорог и др. Неисключаемость общественных благ приводит к тому, что их производство не может быть организовано рыночных началах. Возместить затраты производства общественных благ можно лишь посредством системы налогообложения и государственного финансирования.

Кроме чисто частных и общественных благ существуют смешанные блага, которые не обладают в полной мере свойствами частных или общественных благ.

 

  Конкурентные Неконкурентные
Исключаемые Чисто частные блага Смешанные блага 1 (Общественно исключаемые)
Неисключаемые Смешанные блага 2 (коммунальные) Чисто общественные блага

 

СБ1 – неконкурентные, но исключаемые, которые отчасти регулируются рынком. Они предоставляются обществу в меньшем (по сравнению с оптимальным) объеме. Например, затраты на эксплуатацию кабельного телевидения не увеличиваются по мере подключения новых пользователей. Поэтому максимальную пользу от данного вида благ общество получит при полном насыщении в этом виде услуг. Но при введении платы за пользование таким телевидением объем потребляемых услуг может оказаться меньше оптимального.

Здесь реально возможен контроль собственника над процессом потребления подобных благ, хотя такой процесс часто протекает в коллективных формах. Такие блага часто называют исключаемыми общественными.

Неисключаемость выступает в качестве решающего свойства для выделения таких благ и кажется экономистам-прагматикам более важной. Возможность распространять выгоду от потребления таких благ на дополнительных экономических субъектов с почти нулевыми издержками имеет существенное значение, тем более, что под эту особенность подпадает такое важное в современных условиях благо – как информация. Пример – интернет.

Другой разновидность СБ1 является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Принцип исключаемости применяется не к отдельному потребителю, а к группе людей. Доступ к ним ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов (клубы по интересам, добровольные ассоциации домовладельцев и др. самоуправляемые общественные организации).

N – численность потребителей. Если численность пользователей задана, то объем предлагаемого для потребителя блага должно расти до тех пор, пока MB выравняется с MC. C

Y E1 E2

B

 

 

N* Na N** N

N – численность потребителей

B – выгоды

C - издержки

Y – объем благ

До Na потребление невыгодно (MC> MB)

Na N**- наиболее оптимальна численность потребителей

N*N** - выгоды максимальны, но без учета издержек.

 

Разновидностью исключаемых СБ является перегружаемые ОБ. Оно неисключаемое до определенного порога, а затем начинается перегрузка (шоссейные дороги, туннели). До определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей одинакова. Но с определенного момента полезность начинает убывать (дорожные пробки, снижение скорости, повышение опасности движения), т.е. до определенного момента благо является ОБ, а затем начинает обретать свойства и черты платного частого блага.

Величина α – мера «общественности» поставляемого ОБ, а (1-α)- мера его делимости.

Если α = 1, то это чистое общественное блага: количество, на которое может рассчитывать каждый потребитель и которое равно общему количеству ОБ и не зависит от количества потребителей.

Если α = 0, то это частное благо и в среднем на каждого потребителя приходится 1/n блага.

Между этими 2 крайними значениями должны быть промежуточные случаи (т.е смешанные блага).

Пример с автострадой: существует две причины повышения TC при росте n.

TC 1. MC могут быть положительными, так как с ростом

E числа потребителей увеличиваются расходы на

содержание дорог, ремонт.

Q 2. «Качество» предоставляемых услуг.

ATC MC MC После определенной точки оно снижается. Это

E снижение качества соответствует косвенным

ATC издержкам, которые можно измерить через

Q приращение дополнительных ресурсов, которые понадобились для того, чтобы это снижение качества устранить.

 

Иная классификация ОБ осуществляется с учетом внешних эффектов. Внешние эффекты различаются по масштабам и по долгосрочности своего воздействия.

Выделяются следующие виды ОБ:

· ОБ, внешний эффект которых имеет национальное и мировое значение (фундаментальная наука, спутниковая связь, мировые шедевры и др.)

· ОБ с региональным и локальным эффектом воздействия (радио и телевидение, полиция, пожарная охрана и др.).

 

Если положительные внешние эффекты сочетаются с исключаемым благом совместного потребления, то выделяются: социально-значимые блага и блага, создаваемые в отраслях с естественной монополией.

· Социально значимые блага (заслуженные блага).

Такие блага могут быть частными, но обретают свойства ОБ благодаря положительным внешним эффектам. Противоречивая природа социально значимых благ создает объективную основу для коллизии между текущими и долгосрочными общественными предпочтениями в отношении потребления таких благ. Возникает необходимость вмешательства государства для разрешения этой коллизии в пользу общественных предпочтений, при этом устанавливается обязательность потребления таких благ (обязательность среднего образования, обязательность социального страхования и др.).

Государство считает, что индивид не может судить о «подлинности» блага и полагает:

- что они плохо информированы;

- их образование не позволяет им должным образом обрабатывать нужную информацию;

- существуют общественные ценности, которые выше индивидуальной свободы выбора.

* Блага, создаваемые в отраслях с естественной монополией.

Такие блага представляют собой исключаемые блага совместного потребления (квазиобщественные). В них больше свойств частных благ и меньше свойств ОБ (коммунальные отрасли). Особенности этих отраслей в крупномасштабности и капиталоемкости, что требует значительного капитала. Следовательно, существует барьер для вступления в отрасль новых конкурентов (эффект масштаба). Другая особенность – технологии, которые исключают дублирование и разукрупнение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.