Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая глава оседлая и Полукочевая культура в VI-ix веках






§ 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУКОЧЕВОЙ И ОСЕДЛОЙ КУЛЬТУР Полукочевая культура. Разведение и выращивание скота было древнейшим видом хозяйства человека. По данным археологичес­ких раскопок, приручение животных началось еще в новокамен­ном веке. Это была эпоха распада общинного строя и начала рас­селения первых людей у рек и озер. Период выращивания массо­вого поголовья скота относится к эпохе бронзы. Если вначале скот содержали близ жилищ, то постепенно его стали выгонять на паст­бища. Это способствовало увеличению поголовья скота и повы­шению его продуктивности. В эпоху железа скотоводство посте­пенно становилось кочевым сезонным, что привело к появлению кочевого и полукочевого скотоводства. Безусловно, разведение ско­та всегда зависело от погодных условий. А казахские земли из­древле имели благоприятные условия для полукочевого скотовод­ства. Из предыдущих тем мы узнали, что у кимаков имелись по­стоянные зимовки. Помимо полукочевого скотоводства, совершав­шегося по местам зимних, осенних, весенних и летних кочевий, на некоторых стоянках и поселениях занимались и земледелием. Некоторые постоянные зимовки, расположенные ближе к ка­раванным путям или вдоль них, со временем разрастались в горо­да. Таким образом, в начале средних веков на территории Казах­стана стали возникать города. Развивались тесные экономические и культурные связи между жителями городов и полукочевника­ми. Скотоводы продавали горожанам и жителям зимовок шерсть, мясо, масло, шкуры, излишки скота или обменивали на предметы и вещи повседневного спроса.

Развитие городской культуры. Археологические исследования показывают, что еще в VI—IX веках на юге Казахстана и в юго- западных районах Жетысу была развита городская культура. Так, например, китайские летописи свидетельствуют о существовании в начале VII века в Южном Казахстане города Испиджаб. Этот го­род в VI веке, по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сай­рам. Ныне Сайрам является крупным населенным пунктом Южно-Казахстанской области. Близ города находилось множество посе­лений, жители которых занимались земледелием. Центрами осед­лой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Турке­стан, Сауран, Сыгнак и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык. Города и поселения вокруг них как центры оседлой культуры находились в тесных взаимоотно­шениях с полукочевыми скотоводами. В этот период ( VI-IX вв.) в данных регионах произошли серь­езные социально-экономические изменения. Обедневшие группы полукочевых скотоводов постепенно переходили к оседлому обра­зу жизни, становились жителями поселений и городов. С увеличе­нием численности городского населения прогрессивнее стала раз­виваться оседлая культура. Между городским населением и полу­кочевыми скотоводами стали устанавливаться более тесные эко­номические связи. Такие отношения порождались требованиями самой жизни и никогда не прерывались.

Материальная культура городских и степных жителей. Сей­час известны лишь местонахождения некоторых разрушенных го­родов, зимовок и кентов тюрков VI-IX веков. Археологические раскопки дали ясную картину о структуре их застройки. Города были обнесены глинобитными стенами, жилища состояли из одно­го или нескольких помещений. В жилищах имелись очаги (печи) для их обогрева и котлы для приготовления пищи. Города обычно состояли из трех частей, что свидетельствует о существовании неравноправия между жителями. В центре жили представители знати, богатые купцы. Их дома строились на воз­вышенной местности и огораживались стенами. Во второй части, в предместье, окружавшем центр города, жили мелкие торговцы и ремесленники. Третья часть города как бы окружала вторую. Здесь жили земледельцы, бедняки. Внутри жилищ были обнаружены различные предметы обихода, необходимые в повседневной жизни, в том числе гончарные изделия разных размеров и видов, ручные мельницы. В некоторых помещени­ях имелись глиняные горшки-чаны для хранения зерна, керамичес­кая посуда для приготовления пищи и хранения воды. Структуры застройки, характерные для городов, использова­лись и при строительстве зимовок, кентов и крепостей. Население зимовок и кентов преимущественно занималось земледелием, до­полнительно - выращиванием скота и ремеслами. Близ таких по­стоянных стоянок находились и кладбища их жителей. Таковыми являются кладбища Шага близ Туркестана, Борижар на берегу реки Арысь, у города Отрар. Наличие множества кладбищ говорит о том, что население по­стоянно проживало в этих местах в течение многих веков. Науч­ные исследования, проведенные в этих районах, дали полное пред­ставление о религиозных верованиях, обычаях и традициях жив­шего здесь населения. А найденные посуда, орудия труда, оружие, различные предметы быта и украшения являются показателями, характеризующими материальную культуру людей того времени.

Материальная культура полукочевников. Как мы уже отме­чали ранее, материальная культура полукочевых тюркских пле­мен отражала потребности их главного занятия - скотоводства. Хозяйственная необходимость заставила тюрков улучшать и со­вершенствовать разборную юрту. Сведения о юртах встречаются в древних китайских и арабских письменных источниках. Так, на­пример, по свидетельству одного из них, осевшие в городах тюрки продолжали ставить юрты во дворах дворцов или у своих постоян­ных жилищ. Второй разновидностью жилищ сезонных полукочевых ското­водов являлись их жилища на зимовках. Они строились из камня, дерева, камыша или сырого глиняного кирпича. Возле жилищ рас­полагались стойла и загоны для скота. Зимовки в большинстве своем находились на берегах рек Или, Чу, Сырдарья, Иртыш и в местах, богатых зарослями камыша, в лесах и тугаях, на солнеч­ных склонах гор. О богатстве материальной культуры свидетельствуют предме­ты и вещи обихода, извлеченные из погребений в ходе археологи­ческих раскопок. Среди них оружие, конские сбруи, кисе (кожа­ные ремни), железные наконечники стрел, кинжалы, сабли, мечи, и различные виды украшений. Особое внимание ремесленники уде­ляли изготовлению кисе, потому что на него навешивались необ­ходимые для мужчины оружие, точильные бруски, ножи, фитиль, кремниевый камень и др. Мужчины, имевшие кисе с указанными предметами, как бы демонстрировали свою общественную значи­мость среди остальных. Головные уборы имели различные виды, мужчины носили вы­сокие калпаки из кошмы, борики (круглые шапки, сшитые из шкур диких зверей и домашних животных), малахаи. Словом, тюрки все виды необходимой одежды и головных уборов шили сами и удов­летворяли свои потребности.

Гончарное дело. Гончарное дело было более развито в горо­дах, чем на стоянках. Это объясняется, во-первых, тем, что горо­жане вели оседлый образ жизни, у них было больше условий для гончарного дела. Во-вторых, у них имелись мастерские для вы­пуска гончарных изделий. Поэтому у горожан посуда была более высокого качества и ремесленный труд — более производительным.

Металлообработка. Найденные при раскопках курганов и зи­мовок, а также в погребениях металлические изделия, оружие и другие предметы свидетельствуют, что жители городов и поселе­ний умели плавить металл и удовлетворять свои потребности в железных изделиях. О том, что тюрки были знакомы с процессом плавки металлов еще с V века, красноречиво говорят слова жужанского кагана, обращенные к тюркскому кагану: «Ты мой пла­вильный невольник, как же осмелился сделать такое предложе­ние?» в ответ на его обращение выдать свою дочь за него. Письменные источники свидетельствуют, что в городах Талас­ской долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Чуйских, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы. У до­бытчиков руды орудия труда были очень примитивными. Это же­лезные кирки, кайла, каменные кувалды, молотки, деревянные и железные клинья. Добытая руда дробилась и доставлялась к спе­циальным печам для плавки. Полученный металл продавался куз­нецам и ювелирам, которые изготавливали необходимые изделия.

Торговля и денежное обращение. Увеличение числа городов оказало большое влияние на развитие торговли. Торговля велась в основном по трем направлениям: 1) международная торговля; 2) торговля внутри самих городов; 3) торговые связи горожан и степного населения. В развитии международной торговли важную роль играл Великий Шелковый путь. Северная ветвь пути проле­гала через юг Казахстана и Жетысу. По этому пути через города Суяб, Тараз и Испиджаб проходили торговые караваны. Одно из ответвлений Великого Шелкового пути шло из Испиджаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казах­стан. Казахстан служил важнейшим связующим звеном между Восто­ком и Западом в развитии торговли. Такое выгодное положение в свое время пытался использовать в своих интересах знаменитый тюркский каган Иштеми, который не раз направлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией. Благодаря торговле в страну поступали шелк, бумага, зерка­ла и другие вещи. А со Среднего и Ближнего Востока тюрки полу­чали ковры, драгоценные камни, жемчуга и кораллы, стекло и раз­личные ткани. Археологические исследования показывают, что в торговом обороте использовались и деньги. Например, тюргеши в Таразе выпускали монеты, а в присырдарьинских городах найдены день­ги тюркского племенного союза Кангу Тарбан. Отчеканенные в Же­тысу монеты тюргешей впоследствии были найдены в Согде, Фер­гане, Западной Сибири и других местах. Это является свидетель­ством значительного развития международной торговли в период правления тюргешей, вызвавшего оживление и во внутренней тор­говле. В конечном итоге, развитие торговли являлось главным показателем экономического развития.

§ 8. АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО (VI -IX вв.) Архитектура. Это слово по-латыни означает «строительное искусство». А оно подразумевает строительство высотных краси­вых сооружений, построенных по сложному проекту. Значение сло­ва «искусство» всеобъемлюще, потому что у искусства много на­правлений: искусство слова, музыкальное искусство, военное ис­кусство и др. А в области архитектуры широко применяется поня­тие «зодчество». Помимо этого такие виды искусства, как живо­пись, скульптура и прикладное искусство органично развиваются вместе с архитектурой. Эти виды искусства применяются для кра­сочной отделки и украшения архитектурных сооружений. В результате археологических раскопок средневековых горо­дов Тараз, Кызылозен, Куйрыктобе, Баба-Ата и Костобе обнару­жены остатки каменных фундаментов жилых домов, которые дают ясное представление о достаточно высоком уровне архитектуры и строительства в то время. В Жамбылской области сохранился фундамент сооружения Акыртас, строившегося в VII-VIII веках и не законченного до конца. Па­мятник был возведен из прямоугольных каменных блоков. Его сере­дина была задумана как ясли (выемка для корма скота), сложена из мелких камней и глины. Поэтому местные жители назвали памятник Акыртас (Каменная кормушка). Как считает академик К. М. Байпаков, исследовавший этот памятник, он был сооружен в эпоху Карлукского каганата, при­мерно в 766-893 годы, и так и не был завершен. Площадь соору­жения 180x205 м. Система строения состоит из четырех частей и множества помещений. Ширина внешнего ограждения 5 м, внут­реннего - 3-3, 5 м. Как повествует одна народная легенда, влюбленный в прекрас­ную девушку джигит по имени Алан-Хазар в знак взаимной бес­предельной любви решил возвести из камня величественное соору­жение. Чтобы облагородить скудную растениями землю вокруг сооружения, он прорыл канал от реки Талас. Однако по неизвест­ной причине возведение сооружения Алан-Хазаром не было за­вершено. Несмотря на незаконченность Акыртаса, это сооруже­ние является образцом смелого архитектурно-строительного ре­шения для своего времени. Несколько меньшим Акыртаса по размерам выглядит архитек­турное сооружение Билеули, которое находится на границе меж­ду Казахстаном и Каракалпакией. Вдоль караванных путей и скотоводческих кочевий хорошо со­хранились купольные полуподземные сооружения над колодцами, построенные для путников и скотоводов. Такое сооружение по-пер­сидски называется «сардоба», что означает надстройку над колод­цем. Наиболее известны, например, две таких сардобы: однокуполь- ная и многокупольная Мырзарабат; многокупольная Якка. Купо­ла вплотную смыкаются друг с другом. Обе купольные сардобы спроектированы наподобие юрты. Они находятся вдоль древнего Мырзашольского караванного пути. Сардоба Якка была построе­на близ постоянных стоянок скотоводов. Это сооружение предназ­началось для хозяйственных нужд. Купольные завершения таких сардоб нашли широкое распространение по всей территории Ка­захстана.

Религиозное зодчество. Одним из направлений развивавшего­ся архитектурного искусства и строительства в Казахстане в VI- IX веках были сооружения, связанные с религиозными веровани­ями. Памятники в стиле дын - это разновидность зодчества доисламского периода. Строения в стиле дын напоминали юрту, стены которой были выложены из камня. Преимущественно они возво­дились в VIII веке в период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Такие архитектурные памятники в основном со­хранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Ман- гистау. Обычно дыны сооружали на месте захоронения людей. При археологических раскопках из захоронений извлечены останки умерших, кости скота, орудия труда и оружие. На месте городов Акбешим и Суяб найдены остатки буддий­ских храмов. Предположительно, они были построены в конце VII и начале VIII веков. Размер Акбешимского храма 76x22 м. Хра­мы были очень удобны для молящихся. Стены украшены изобра­жениями Будды. Также в стенах были сделаны специальные ниши для скульптур Будды. Найдены два обломка статуи. Длина голо­вы с туловищем, вместе взятых, составляла 2, 5-3, 0 метра, что сви­детельствует о том, какое значение придавали верующие религи­озным обрядам и как глубоко поклонялись Будде.

Руины храмов и других религиозных верований были обнару­жены в Таразе. Наличие таких архитектурных сооружений, отно­сящихся к различным религиозным направлениям, объясняется пролеганием через территорию Казахстана Великого Шелкового пути. Судя по археологическим раскопкам, исламские мечети стали строиться со второй половины IX века. Доказательством этого яв­ляются остатки мечети на кургане Баба-Ата близ одноименного села в Сузакском районе Южно-Казахстанской области, на север­ных склонах Каратау. Здание пятикупольное. Снаружи оно кра­сиво выложено кирпичом. Как по своему проекту, так и по отдел­ке, оно отличается от других архитектурных сооружений религи­озного назначения. Это говорит о том, что на юге Казахстана и в Жетысу развитие религиозных верований привело к формирова­нию своего характерного стиля строительства исламских религи­озных сооружений.

Изобразительное искусство. Развитие этого вида искусства на­ходится в прямой зависимости от развития архитектуры и строи­тельства. Однако изобразительное искусство появилось гораздо раньше, чем архитектура. Древние представители этого вида ис­кусства разукрашивали изображениями и различными знаками предметы обихода еще в эпоху бронзы. Например, украшали гон­чарные изделия. С развитием архитектуры орнаменты и узоры стали наносить на строительные материалы. Об этом свидетель­ствуют орнаменты и узоры, нанесенные на строительные материа­лы дворцового комплекса города Костобе. Самым распространен­ным видом архитектурного украшения являлась художественная отделка способом углубления в толстом слое глиняной штукатур­ки. Стены помещений украшались различными орнаментами в виде растений или геометрических фигур. При раскопках города Куйрыктобе близ Отрара были обнару­жены резные орнаменты по дереву. На досках, украшавших арки зала для торжеств, и потолках были изображения богов разных религий. Все они были посвящены сюжетам религиозного и мифо­логического содержания. Другое направление изобразительно­го искусства на территории Казахстана - это наскальные изображения (петрогли­фы) древних тюрков. По своему содержа­нию они делятся на две группы: первая - сцены с изображениями всадников, облав­ных охот на зверей, перекочевок и поедин­ков; вторая - изображения диких зверей. Изображение образов воинов-всадников со знаменами отражает военно-политический характер тюркских каганатов. Словом, на­скальные образы воинов символизируют их героический дух, показывают далекую, полную военными собы­тиями и воинской доблести эпоху средневековья.

Скульптура. В тюркскую эпоху в Казахстане широко разви­валось и искусство скульптуры. В древнетюркских письменах ка­менные скульптуры называли «балбал», а в орхонской письменно­сти - «балбык». Позднее их стали называть «кемпиртас» («камен­ная старуха») или «таскелиншек» («каменная молодуха»). Эти ка­менные изваяния имеют важное историко-познавательное значе­ние. В тюркскую эпоху они заключали в себе особое идейное со­держание, которое до сих пор полностью еще не раскрыто. Поэто­му пока считается, что слово «балбал» в тюркских надписях озна­чает «каменная скульптура». Такие каменные скульптуры часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу. «Балбалы» уста­навливались на месте захоронений знатных людей и военачальни­ков. Автор письменного памятника «Письмена Культегина» Йолыг- тегин об установлении скульптуры Бильге-кагану писал: «Отцу - ка­гану я возвел балбык». Из этого видно, что скульптуры каменных изваяний в Казахстане появились гораздо раньше, чем во многих ев­ропейских странах. Найденные на месте жетысуйских городов средневековья скульптуры Будды были вылеплены из глины, затем они обжига­лись, лицо выкрашивалось красным цветом, а глаза и брови - чер­ным. Развитие скульптурного искусства у тюрков передает их ми­ровоззрение и внутреннее мировосприятие, характерные для эпо­хи их существования.

Прикладное искусство. Еще одна композиционная часть архи­тектуры - это прикладное искусство. Городские и степные масте­ра-ремесленники в своих изделиях широко использовали этот вид искусства. Особенно были распространены искусство терракоты (производство керамики из обожженной цветной глины), художе­ственная керамика, мелкая пластика. Очень разнообразны были разновидности орнаментов. Некоторые из них носили религиозно-магический характер. Подобные орнаменты использовались для художественной отделки и внутреннего и внешнего украшения ар­хитектурных сооружений. Если художественной керамикой укра­шались обычно стены, то мелкая пластика, терракота приклеива­лись в качестве украшений в разных местах архитектурных соору­жений. Терракота представлена образами людей с характерными ти­пами лиц, причесок и одежды. Большинство из них принадлежали тюркам и согдийцам. Встречаются изображения и Будды. Харак­терной особенностью является то, что на крышках оссуариев (со­судов из глины или камня, в которых хранятся кости умерших) ручки делались в виде человеческих голов. Прикладное искусство использо­вали при изготовлении своих изделий и полукочевые, и полуоседлые наро­ды. Особенно широкое применение оно нашло в украшении и отделке одежды, ремней и поясов. Такие изоб­ражения ремней и поясов часто встре­чаются на каменных изваяниях тюр­ков. Они являлись не только предме­тами одежды, но и образцами худо­жественной культуры. Обычно во всю длину эти пояса и ремни украшались орнаментами, которые своей изящно­стью и красотой производили неиз­гладимое впечатление. Таким образом, тюрки в своем искусстве широко использовали достижения оседлой культуры Средней Азии. Они переняли у согдийцев образцы растениевидных орнаментов и развили их дальше. А на согдийцев также оказала свое влияние культура тюрков.

§ 9. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКОВ Письменная культура древних тюрков. Территории Южной Сибири, Алтая-Саяна и Казахстана населяли племена древних тюрков. Они говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской письменностью. Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан на основе родоплеменных тамг (знаков). Поэтому древняя руническая (тайная, смысловая) письменность яв­лялась письменностью тюрков. Это опровергает укоренившееся в истории мнение, что тюркская письменность появилась на основе согдийской. За последнее время появились новые гипотезы о времени со­здания тюркской письменности на территории Казахстана. Если до сих пор бытовали утверждения, что древнетюркская письмен­ность появилась в V веке нашей эры, то уже доказана их ошибоч­ность. Свидетельством этому являются образцы письменности на тюркском языке, которые были обнаружены при раскопках кур­ганов сакских племен в Алматинской и Павлодарской областях. Эти письмена не только отодвинули время создания тюркской пись­менности на 1000 лет назад, но и доказывают, что сакские племена были тюркоязычными. Это говорит о том, что саки не только име­ли свою письменность, но и не были индо-ираноязычными, как ут­верждалось некоторыми учеными ранее. Таким образом, древняя тюркская письменность появилась на нашей территории в середине первого тысячелетия до нашей эры. А феодальные государства раннего средневековья использовали эту письменность в качестве средства общения между собой. Это мы видим из того, что во время установления дипломатических отношений между Западнотюркским каганатом и Византией тюрк­ские посланники доставили послание, написанное скифским пись­мом. Так что не вызывает никакого сомнения, что «скифские пись­мена» - это и есть древнетюркская письменность. За последние 30-40 лет на берегах рек Талас, Или, Сырдарья и Иртыш найдено много памятников древнетюркской письменно­сти. Она использовалась не только в среде представителей знати и в межгосударственных отношениях, но и в среде простых людей. Так, например, в одном из образцов «Таласской письменности» сказано: «Честные друзья тридцати уланов. В год обезьяны ему было 20 лет». Этими словами сообщается одновременно как о пав­ших друзьях за родную землю, так и о возрасте воина и времени года. Таким образом постепенно древнетюркская письменность в VIII-IX веках становится достоянием всего народа. Однако рас­пространение исламской религии и использование арабской пись­менности в среде знати сузили сферу применения тюркского пись­ма среди широких масс народа. Наряду с тюркской широ­кое употребление в стране на­шла и согдийская письмен­ность. Особенно значительную роль эта письменность играла во дворце кагана. Ею пользо­вались каждодневно советни­ки, послы, счетные работники кагана и другие. А согдийские купцы жили в таких крупных городах, как Сайрам, Тараз и Баласагун. Это обстоятельство тоже имело свое последствие - тюркская письменность посте­пенно вышла из употребления.

Развитие литературного языка и письменной литера­туры. В общей сложности на древнетюркском языке найде­но более 200 устных литера­турных памятников. В них со­держится множество сведений о жизни и быте древних тюр­ков. Это еще одно свидетельство того, что еще задолго до появления письменности был развит устный литературный язык. С развитием письменности в VIII веке у тюрков появилась письменная литература. Основные древние памятники тюркской письменной литературы - письмена «Культегин» и «Тонъюкок». Это поистине исторические дастаны (поэмы). Они были выбиты на каменных стелах в период Тюрк­ского каганата и содержат много описаний исторических событий. Названные дастаны были первыми литературными творениями. Они богаты использованием жанров устной литературы: пословиц, поговорок и жоктау (плач по случаю смерти). Например, «Совесть сильнее смерти», «Тонкое легче разорвать» и т.д. Или в жоктау: «Умер ли великан Тон? Остался ли превратный мир? Отомстило ли время? Теперь разрывается сердце на части...» Подобные пословицы, поговорки и жоктау в устном народном творчестве казахского народа сохранились до наших дней. Поэто­му можно утверждать, что истоки современной казахской устной и письменной литературы лежат в литературе древних тюрков.

К литературе средневековья относятся «Книга моего деда Кор- кыш-Ama» и поэма «Огузнаме». Оба эти произведения в VIII веке пе­редавались из уст в уста и широко распространялись среди народа, начиная с XI века их стали записывать в письменной форме. «Книга моего деда Коркыт-Ата» состоит из 12 эпосов. Она по­священа знаменитому акыну и кобызисту Коркыту, превративше­муся в легендарного героя. Имя Коркыта широко известно в среде тюркоязычных народов. Мавзолей Коркыта находится в Кармак- чинском районе Кызылординской области. Судя по этому, он ро­дился и умер в Казахстане. По историческим документам и народ­ной летописи известно, что его мать была из кыпчакского племе­ни, а отец Каракожа (Караходжа) - выходец из огузского рода камы. Слова-назидания, приписываемые Коркыту, сохранились в древнетюркском устном народном творчестве. А 12 эпосов состоят из сказок и легенд племен, входивших в со­став огузов. Книга содержит слова-назидания, обращенные к молодежи, воспитательного, морально-нравст­венного характера. Одним из произведений раннего средневековья является поэма «Огузнаме». Она появилась в связи с историческими событиями во втором веке нашей эры. В VI веке была переведена на персидский, а в IX веке - на арабский языки. Старый вариант «Огузнаме» первым запи­сал в XIII веке знаменитый персидский историк Рсшшд ад-Дин. Затем, в XVII веке, его полностью записал Абулгазы хан. Основная идея произведения - призыв к народному единству и героизму во имя защиты родины от завоевателей. По содержа­нию оно созвучно с эпическими произведениями казахского наро­да, а по стилю - с его устным творчеством. Таким образом, в результате развития различных жанров уст­ного народного творчества тюркоязычных народов (пословицы, поговорки, жоктау и др.) в раннем средневековье дальнейшее разви­тие получили литературный язык и письменная литература тюрков.

Религиозные верования тюрков. Предметы, извлеченные из захоронений тюрков, свидетельствуют, что они верили в загроб­ный мир. Главным объектом их верований было поклонение огню. Вы уже знаете, что перед приемом у тюркского кагана византий­ский посол совершил обряд очищения, пройдя между кострами. Так как только после прохождения такого обряда он имел право на встречу с каганом. Пережитки поклонения огню в некоторых регионах сохранились и до наших дней. Тюрки поклонялись и силам природы. Родственники умерше­го обычно устанавливали юрту на холме, приносили в жертву скот, затем сжигали труп умершего, его вещи и коня. В случае смерти человека летом, после сжигания пепел собирали и хранили до осе­ни, когда начинают желтеть травы, и только тогда предавали зем­ле. А если человек умер зимой, то пепел хранили до весны, пока не зазеленеют травы и не распустятся листья деревьев, тогда рыли могилу и хоронили пепел. Это доказывает, что тюрки также по­клонялись и четырем временам года.Из следующих строк памятника «Культегин» видно, что тюр­ки глубоко почитали голубое Небо: «В небе Тенгри тюрков.., Тенгри придает силу.., Тенгри щедро одарива­ет...».До сих пор среди казахов сохранились такие выражения: «Пусть щедро одарит Тен­гри»; а когда проклинают, говорят: «Пусть покарает Небо». Тюрки веровали в богиню Умай ана («Мать Умай»). Считалось, что она оберегает домашний очаг. В письменных па­мятниках встречается: «Родословная Мате­ри Умай.., в возрасте десяти лет на счастье матери Умай младший брат Культегин на­зван батыром.., Тенгри, Умай, священная Земля, вода охраняют нас.., помните об этом...». Здесь содержится призыв к единству и солидарности тюрков. О поклонении казахов Жетысу Умай-ане писал и Шокан Валиханов.Тюрки также поклонялись и Кок бори(Волку). В поэме «Огузнаме» к Огуз-кагану обращается Волк с предложением возглавить его войско во время похода. Подтверждением поклонения Волку является отказ от общеупотребительного названия волка «каскыр», предпочитая «бори». С целью уберечь своих детей и скаковых ло­шадей от сглаза и беды тюрки из шерсти, когтей, глаз и языка вол­ка изготавливали талисманы (обереги) - тумары. На юге Казахстана, в Жетысу бытовали и другие языческие (многобожьи) обряды и обычаи. Помимо них, начиная с VIII века, стала распространяться исламская религия. Основными центрами ислама стали города Сайрам (Испиджаб), Тараз, Отрар, Туркестан.

Заключение по первому разделу В истории Казахстана период VI-IX веков называется эпохой раннего средневековья. В этот период наш народ хотя еще и не назывался казах­ским, но входившие в его состав роды и племена находились на стадии объ­единения. За это время образовался ряд государств, которые развивались социально и экономически, устанавливали равноправные отношения с сосед­ними государствами и странами Ближнего Востока. Великий Шелковый путь, пролегавший через древние казахские земли, способствовал росту количе­ства крупных городов, ставших торговыми центрами. В Южном Казахстане и Жетысу росло число городов. В их окрестностях появилось множество зи­мовок и кентов, начала развиваться оседлая городская культура, между го­родами и кочевым и полукочевым населением укреплялись экономические связи, получили свое развитие среди тюркоязычных племен оседлость и по­луоседлость. У коренного населения произошли изменения в материальной и духовной культуре. На более высоком уровне начали развиваться ремес­ла, гончарное дело и металлообработка. В архитектурном строительстве появились новые приемы и стили сооружения и застройки. Важнейшее событие, характерное для этого периода - это создание тюркоязычной письменности, появление письменной литературы, распрост­ранение других религиозных верований и связанных с ними новых религиоз­ных обрядов, обычаев и традиций. Стали развиваться зодчество религиоз­ного назначения и возведение крупных архитектурных сооружений. Таким образом, в течение четырех веков в тюркском мире Казахстана произошли значительные изменения в общественно-социальном, экономи­ческом и культурном развитии общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.