Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы проведения фокус-группы.






· Основные задачи модератора:

1. Регулирование обсуждения, управление групповым поведением

2. Фокусирование обсуждения на проблеме исследования.

· Роли респондентов:

Конструктивные роли респондентов: Деструктивные роли респондентов
1. Лидеры мнений. 1.Конкуренты модератора 6. Весельчаки
2. Союзники модератора 2. Доминаторы 7. Болтуны
3. Сдержанные участники 3. Миссионеры 8. Соглашатели
4. Застенчивые участники 4. Антагонисты 9. Пассивные
  5. Уточнители  

· Общие техники коррекции групповой дискуссии:

1. Сдерживание излишне болтливых респондентов.

2. Активизация сдержанных респондентов.

3. Расширение участия.

4. Содержательное молчание.

5. Регулирование взаимодействия в группе.

5.1. Переадресация вопросов.

5.2. “Стравливание” участников.

5.3. Цитирование ранее сказанного.

5.4. Неполное понимание слов респондента.

5.5. Оспаривание.

5.6. Использование прямых вопросов.

57. Вопрос “Почему”.

6. Реакция на перебивание.

7. Установление частоты ответов, подсчет голосов.

8. Нейтрализация эффекта лидера.

9. “Язык тела”.

· Техники, направленные на получение нужной информации (по критериям эффективности групповых интервью):

а. Ретроспекция

1. Наглядное представление реальной ситуации (ролик).

2. Вербальные подсказки.

б. Полнота информации

1. Неструктурированные вопросы.

2. Переходные вопросы.

3. Мутационные вопросы.

в. Специфичность информации

1. Спецификация ситуации после сообщения реакции на нее.

2. Явное обращение к стимульной ситуации.

3. Независимый вопрос со ссылкой на ситуацию.

г. Глубина информации.

1. Гибкое ведение интервью.

2. Ретроспективный фокус.

3. Фокусировка на чувствах.

4. Повторение высказанных эмоций.

5. Сопоставление рассматриваемой ситуации и другого опыта.

д. Личностный контекст

1. Поиск идентификации респондента с другими участниками тестируемой ситуации.

2. Проекция реакций респондента на других людей, превращение проективных заявлений в личные.

3. Проведение параллелей между опытом респондента и рассматриваемой ситуацией.

Тема 5. Анализ и представление результатов данных фокус-групп.

5.1. Методологические подходы к анализу данных качественных исследований. Валидность результатов фокус-групп.

5.2. Стратегии и методы обработки данных фокус-групп. Поэтапный анализ. Параллельный анализ. Вертикальный и горизонтальный методы анализа данных. Лингвистический анализ. Контент-анализ.

5.2. Анализ видео- и аудиозаписи фокус-группы. Типология данных фокус-групп. Специфика анализа вербальных и невербальных данных.

5.3. Виды отчетов по результатам фокус-групп. Стенограммы фокус-групп. Устная презентация результатов. Письменный отчет. Структура письменного отчета. Адаптация языка письменного отчета к требованиям Заказчика.

Список обязательной литературы:

1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 236-250.

2. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997, С. 60-69.

3. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998, С. 74-102.

4. Krueger R.A. Focus Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed.,, New Delphi, The International Professional Publishers, 1994, P. 126-184.

5. Morgan D.L. Focus Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International Professional Publishers, 1988, P. 64-70.

Список дополнительной литературы:

1. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

2. Джэй Э. Эффективная презентация. Пер. с англ., Минск, 1996.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998, с. 113-123.

4. Методологические и методические проблемы контент-анализа, вып.1, 2. М.-Л., 1973.

5. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология 4М, 1991, N 1, с.14-31.

6. Analyzing Qualitative Data. Ed. by A.Bryman, R.E.Burgess. London and New York, Routledge, 1993.

7. Ball M. Analyzing Visual Data, London, Sage, 1992.

8. Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.

9. Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus Groups. Theory and Practice. L.-N.Y.: The International Professional Publishers, 1990.

5.1. Методологические подходы к анализу качественных данных.

Критерии классификации методов анализа данных фокус-групп:

1. Индуктивные - дедуктивные.

2. Субъективные - объективные.

3. Проверяющие - вырабатывающие.

4. Конструирующие - замеряющие.

5. Аналитические и обосновывающие.

Принципы символического интеракционизма:

Особое внимание уделяется не только позиции исследователя, но и позиции респондента.

1. Видение и интерпретация всего того, что происходит в группе с позиции респондента.

2. Рассмотрение и детальное описание атмосферы фокус-группы.

3. Целостный анализ социального контекста.

4. Учет результатов в динамике, а не в статике.

Принципы позитивизма:

Анализ и интерпретация данных - только с позиции исследователя

 Объединение и установление связей между категориями.

1. Проверка их на логическое соответствие

2. Соотнесение с социальной реальностью и существующим социологическим знанием.

3. Соотнесение с контекстом, в котором говорил респондент.

Валидность результатов фокус-групп.

Валидность метода ФГ зависит не только от процедуры, но и от контекста, от проблемы - объекта исследования.

2 вида валидности результатов ФГ:

Очевидная валидность - результаты группы действительно валидны, т.е. не вызывают сомнений.

Предсказательная валидность - в той степени, в которой результаты ФГ подтверждаются будущим поведением участников или последующими событиями.

5.2. Стратегии и методы обработки данных фокус-групп.

Типологии данных фокус-групп.

1. По степени формализованности.

2. Вербальные и невербальные.

3. По способу фиксации.

Общие стратегии анализа данных фокус-групп:

1. Поэтапный анализ

2. Параллельный анализ

3. Вертикальный и горизонтальный методы анализа данных.

4. Взаимодополнение количественных и качественных методов анализа данных.

Виды анализа данных фокус-групповых исследований:

1. Лингвистический анализ (анализ беседы, анализ интеракции)

2. Анализ содержания или контент-анализ.

2.1. Прагматический КА

2.2. Семантический КА:

- (designation) - указательный, обозначающий анализ.

- (attribution) - анализ приписывания.

- (assertion) - анализ суждений.

2.3. Психологический КА (sign-vehicle)

Общие правила анализа данных ФГ:

1. Обращать внимание на слова и их значения.

2. Учитывать контекст.

3. Принимать во внимание последовательность ответов и поведение участников.

4. Исследовать специфичность ответов (базирующихся на собственом опыте, а не “безличных”).

5. Находить основные идеи.

 

Метод «фокус-группы» изначально возник как модификация метода экспертной оценки и использовался с целью изучения той или иной ситуации, в которую было вовлечено определенное количество людей (чаще всего значительное), включенных в группы принадлежности (экономисты, учителя, пенсионеры, потребители того или иного продукта, зрители и т.д.). «Фокус-группа» являла собой наиболее типичных представителей этих групп.

Сегодня в «фокус-группах» участники овладевают методом экспертного анализа ситуаций, процессов, событий и других объектов предметного и социального мира. На основе разносторонней многофакторной экспертизы студенты разрабатывают комплекс мер по изменению ситуации, усовершенствованию организации деятельности, технологических процессов или субъектов деятельности. В «фокус-группах» рассматриваются только реальные ситуации (события и т.п.).

 

Процедура проведения «фокус-группы»

Перед проведением «фокус-группы» с ее участниками обязательно проводится интеллектуальная разминка в виде фронтального трехминутного «мозгового штурма». Проблемы, обсуждаемые в процессе «мозговой атаки» могут быть самыми различными: глобальными, локальными, серьезными и даже юмористическими, но обязательно разными.

В процессе разминки можно обсуждать:

- новые версии возникновения земли и живых существ;

- способы защиты окружающей среды;

- модернизацию технических конструкций;

- социальное переустройство мира;

- композиционные компоненты орнамента;

- способы решения конфликтных ситуаций;

- многофункциональное использование консервной банки;

- многое другое.

Во время проведения разминки можно использовать ритуальные действия, техники релаксации и визуализации.

Трехминутный «мозговой штурм» - разминка может также иметь следующий вид:

1. назови столько, сколько сможешь … (например, ключей);

2. используй слово _____________ в максимальном количестве словосочетаний;

3. назови виды использования ______________.

Второй этап проведения «фокус-группы» диагностический. Его целью является выяснение отношений участников к проблеме или изучаемому объекту и степени их включенности в ситуацию в реальной жизнедеятельности. Задача преподавателя добиться того, чтобы студенты осознали уровень значимости рассматриваемого вопроса для них лично (или для коллектива, в котором они работают, для их семьи и т.д.).

Третий этап аналитический. Члены группы на этом этапе анализируют поставленную проблему (ситуацию, объект). Этот анализ может быть многофакторным всесторонним или же специализированным, узконаправленным в зависимости от решаемых задач, которые определяет преподаватель. Здесь, в работе группы, уместно использовать не только аналитические, но и ассоциативные методы.

Например, в «фокус-группе» ведется обсуждение личностных качеств менеджера по кадрам или начальника отдела социального обеспечения. Преподаватель может использовать следующий ряд вопросов, побуждающих к возникновению визуальных ассоциаций у студентов:

1. Как выглядел бы этот человек, если бы он зашел сейчас сюда к нам в аудиторию?

2. Во что он бы был бы одет?

3. Можете ли Вы описать его черты лица?

4. Что Вы можете сказать о его жестах, походке, особенностях речи?

5. Как Вы думаете, какими принципами в жизни руководствуется этот человек?

6. Что особенного в его отношении к подчиненным?

7. А как он себя будет вести в присутствии высокопоставленных руководителей?

На аналитическом этапе важно получить максимально полное, целостное представление об исследуемом объекте. Преподаватель должен постоянно задавать студентам вопросы, побуждающие их к активности. Следует отметить, что на этом этапе транзакции имею вид «преподаватель-студент». Обсуждение проблемы между студентами не ведется, то есть используется фронтальная форма межсубъектного взаимодействия. Участники «фокус-группы» дают свою оценку изучаемому объекту.

Четвертый этап «фокус-группы» продуктивный. На этом этапе осуществляется коллективное обсуждение путей, методов, средств усовершенствования ситуации (объекта, процесса), создается его эталонный образ. Группа работает в режиме брейнсторминга.

Пятый этап – заключительный. На этом этапе осуществляется оценка и отбор наилучших идей. Преподаватель сообщает о результатах работы «фокус-группы». Осуществляется рефлексия занятия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.