Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет расчетов






В лекции рассматриваются следующие вопросы:

1. Понятие и формы расчетов с дебиторами и кредиторами

2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

4. Учет расчетов с учредителями

5. Учет внутрихозяйственных расчетов

6. Учет расчетов по налогам и сборам

 

Литература:

1.Бабаев Ю.А., Петров А.М., Мельникова Л.А. Бухгалтерский учет. Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2014.

2.Гражданский кодекс РФ.

3.Налоговый кодекс РФ.

4.Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

5.Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н)

 

1. Понятие и формы расчетов с дебиторами и кредиторами

Дебиторская задолженность — это задолженность другой организации, работников и физических лиц данной организации.

Кредиторской называется задолженность данной организации другим организациям, работникам и физическим лицам, которые называются кредиторами.

Дебиторскую и кредиторскую задолженность по сфере возникновения можно подразделить на две группы:

1. задолженность, обусловленную процессами основной деятельности организации;

2. задолженность по другим операциям.

К первой группе относится задолженность покупателей (дебиторская задолженность) и задолженность перед поставщиками (кредиторская задолженность). Задолженность первой группы учитывается на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

К дебиторской задолженности второй группы относятся:

• авансы, выдаваемые физическим лицам (счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»);

• суммы по предъявленным претензиям и судебным искам (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»);

• задолженность работников организации по товарам, проданным в кредит, выданным займам, возмещению материального ущерба (счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»);

• задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал (счет 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»);

• задолженность по прочим операциям (счет 76).

К кредиторской задолженности второй группы относятся:

• задолженность по различным платежам в бюджет (счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»);

• задолженность по платежам в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования (счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»);

• задолженность страховым компаниям по заключенным договорам имущественного и личного страхования (счет 76, субсчет 76-1 «Расчеты по имущественным и личному страхованию»);

• обязательства по выплате дивидендов (счет 75, субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов»);

• задолженность по операциям некоммерческого характера (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Дебиторская задолженность отражается в активе баланса обособленно н зависимости от предполагаемых сроков ее погашения (в течение 12 месяцев или более чем через 12 месяцев после отчетной даты), кредиторская задолженность фиксируется в пассиве баланса.

Необходимо отметить сложность оценки дебиторской и кредиторской задолженности. Это обусловлено тем, что величину задолженности не всегда можно точно определить. Например, если товар отгружен на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа в несколько месяцев и требованием ежемесячной оплаты процентов с оставшейся суммы долга, то размер процентов будет меняться ежемесячно в зависимости от скорости погашения обязательств. Следовательно, при отгрузке сумма оплаты будет неизвестна.

Расчеты между организациями осуществляются преимущественно в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте.

В Гражданском кодексе и Положении о правилах перевода денежных средств указаны традиционные и часто применяемые на практике формы расчетов:

• платежными поручениями;

• по аккредитиву;

• чеками;

• инкассо.

При отсутствии свободных денежных средств возможно использовать товарообменные операции, осуществляемые на основании договора мены. В соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Согласно ст. 568 ГК РФ товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, если из договора мены не вытекает иное. Этой же статьей определено, что расходы на передачу и принятие обмениваемых товаров осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязательства. Когда обмениваемые товары признаются неравноценными, в договоре необходимо указать стоимость каждого из товаров, подлежащих обмену.

При возникновении у организаций встречных требований (взаимных задолженностей) в ситуации, когда в результате исполнения двух или более договоров между собой каждая сторона одновременно выступает кредитором по одному обязательству и должником по другому, партнеры прибегают к такому способу прекращения обязательств, как взаимный зачет. Отношения по взаимным зачетам имеют сходства с товарообменными операциями. Однако отношения по договорам мены подразумевают наличие единой правовой основы, согласно которой каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. Для каждой из сторон отгрузка товара является одновременно оплатой за приобретаемый товар, а сама сделка не подразумевает длящихся отношений и носит разовый характер.

В последнее время широкое развитие получил биржевой рынок и, соответственно, начали развиваться специфические биржевые формы расчетов. На бирже могут совершаться простые, форвардные, фьючерсные и опционные сделки.

Простые биржевые сделки — это сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязательств в отношении реального товара; форвардные сделки — это сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязательств в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки; фьючерсные — сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязательств в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара; опционные — сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязательств в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

Одним из главных инструментов контроля за состоянием расчетов с дебиторами и кредиторами является инвентаризация расчетов. Инвентаризация задолженности при расчетах с покупателями, поставщиками, бюджетом, подотчетными лицами, работниками, банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должны быть подвергнуты счета расчетов.

Например, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» проверяется по товарам оплаченным, но находящимся в пути, а также по расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. По задолженности работников выявляются причины возникновения переплат. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования.

Инвентаризационной комиссией посредством документальной проверки устанавливается правильность и обоснованность:

• расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями;

• числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

• сумм дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Статьей 196 ГК РФ устанавливается общий срок исковой давности — три года.

По результатам инвентаризации составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № ИНВ-17) и справка к акту. В акте фиксируются сведения о задолженности, подтвержденной и неподтвержденной дебиторами и кредиторами, о задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Списание дебиторской задолженности до истечения установленного законодательством срока исковой давности производится организацией на основании документов, подтверждающих нереальность взыскания задолженности (табл. 1).

 

Таблица 1

Записи на счетах бухгалтерского учета при списании задолженности

Хозяйственная операция Документ- основание Дебет счета Кредит счета
Отражено списание невостребованной дебиторской задолженности Приказ (распоряжение) руководителя 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Отражено списание невостребованной кредиторской задолженности Приказ (распоряжение) руководителя 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с: разными дебиторами и кредиторами» 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»

 

Суммы списанной дебиторской задолженности относятся на счет средств резерва сомнительных долгов или на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в установленном порядке.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность учитывается организацией-кредитором по дебету забалансового счета 007 «Списанная и убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания с целью наблюдения за возможностью взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

При поступлении ранее списанной дебиторской задолженности в бухгалтерском учете организации-кредитора делаются записи:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие доходы» — поступление суммы ранее списанной дебиторской задолженности.

Одновременно на указанную сумму кредитуется забалансовый счет 007 " Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

 

2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.).

Операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Счет 60 является преимущественно пассивным. По кредиту счета 60 отражается возникающая кредиторская задолженность, а по дебету — ее погашение. Счет 60 может быть активным только в случае, если была произведена авансовая оплата поставщику (подрядчику), при этом для усиления контроля за движением денежных средств целесообразно открыть к данному счету субсчет «Авансы выданные». Если счет поставщика был акцептован (оплачен) до поступления груза, то записью по кредиту счета 60 погашается дебиторская задолженность за поставщиками (подрядчиками) по предоплате.

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту:

• акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам;

• приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки);

• выявление излишка при приемке товарно-материальных ценностей.

В соответствии с условиями заключенного между организациями договора расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товаров, выполнения работ или оказания услуг либо в любой другой момент времени.

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

На предъявленные к оплате счета поставщиков кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуются счета по учету ценностей (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и др.) или счета по учету затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов» и др.).

После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм естественной убыли; при проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут выявляться несоответствие цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. В этих случаях счет 60 кредитуется на сумму претензии в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям». Данной проводкой начисляется дебиторская задолженность за поставщиками по претензиям.

Следует иметь в виду, что в расчетных документах поставщики и подрядчики отдельной строкой выделяют сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по ставкам 10 или 18%. На сумму НДС у покупателя делается проводка по дебету активного счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредиторская задолженность погашается при получении от банка подтверждения о перечислении средств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований,

Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»), кредитов банка (66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»). Порядок записей при погашении задолженности зависит от применяемых форм расчетов (табл. 2).

Таблица 2

Записи на счетах бухгалтерского учета при расчетах с поставщиками и подрядчиками

Хозяйственная операция Документ-основание Дебет Кредит
Выплачен аванс поставщику с расчетного счета Платежное поручение, выписка банка 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные» 51 «Расчетные счета»
Оплачены наличными приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги Расходный кассовый ордер, кассовая книга 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 50 «Касса»
Оплачены с расчетного счета приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги Платежное поручение, выписка банка 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 51 «Расчетные счета»
Оплачены с валютного счета приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги Платежное поручение, выписка банка 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 52 «Валютные счета»
На уменьшение суммы задолженности перед поставщиком списана сумма претензий, выявленная при приемке продукции Акт о приемке материалов, претензия 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»
Получены материалы Приходный ордер, накладная поставщика 10 «Материалы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов Счет-фактура 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Стоимость работы сторонних организаций отнесена на себестоимость основного производства Акт о выполненных работах 20 «Основное производство» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Отражена сумма НДС на стоимость работ Счет-фактура 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Получены товары Приходный ордер, накладная поставщика 41 «Товары» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Учтена сумма выданного аванса в момент получения товара Приходный ордер, накладная поставщика 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные»
Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении товаров Счет-фактура 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных в разрезе поставщиков по:

• акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

• неоплаченным в срок расчетным документам;

• неотфактурованным поставкам;

• выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

• просроченным оплатой векселям;

• полученному коммерческому кредиту.

Поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без расчетных документов, называются неотфактурованными. Поскольку | основанием для оплаты ценностей являются расчетные документы, неотфактурованные поставки оплате не подлежат, по ним начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками. При поступлении товарно-материальных ценностей без расчетных документов поставщиков необходимо проверить, не числятся ли данные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада поставщиков, а также в составе дебиторской задолженности. После проверки поступившие ценности должны быть оприходованы.

На складе неотфактурованные поставки приходуются в оценке по ценам, указанным в договоре поставки, либо по учетным ценам, либо по ценам предыдущих поставок. Если до конца месяца расчетные документы не поступят, то оценка, принятая при оприходовании неотфактурованной поставки, сохраняется. В следующем месяце при поступлении платежного требования бухгалтерская запись о неотфактурованных поставках сторнируется, и ценности приходуются в суммах, указанных в расчетных документах. В бухгалтерском учете неотфактурованные поставки отражают по дебету счетов учета поступивших ценностей и кредиту счета 60.

Пример. Рассмотрим порядок учета кредиторской задолженности, возникающей в результате приема неотфактурованных поставок.

На склад организации А 15 апреля поступили от поставщика материале без расчетных документов в количестве 100 единиц. Учетная цена данных материалов составляет 300 руб. за единицу (без учета НДС). 25 апреля поставщик выставил расчетные документы на сумму 31 000 руб.

В бухгалтерском учете выполняются записи согласно табл. 3.

 

Таблица 3

Записи на счетах бухгалтерского учета неотфактурованных поставок

Дата Хозяйственная операция Документ-основание Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
15.04 Определена стоимость заготовления материалов по учетным ценам Приходный ордер, акт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 30 000
15.04 Оприходована партия материалов, поступивших без документов по учетным ценам Приходный ордер, акт 10 «Материалы» 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 30 000
25.04 Сторно: определена стоимость заготовления материалов по учетным ценам Приходный ордер, акт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 30 000
25.04 Отражена стоимость заготовления материалов по фактическим ценам Накладная, счет-фактура 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 31 000
25.04 Определено отклонение фактической стоимости материалов от их стоимости в учетных ценах Справка- расчет бухгалтерии 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»  

 

Поставщики и подрядчики (производители работ, услуг) могут предоставит. организации коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки оплаты приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг) на условиях выплаты процентов или дополнительного дохода. Для учета расчетов по полученному коммерческому кредиту следует открыть к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по коммерческому кредиту».

Получение коммерческого кредита отражается сложной проводкой:

• по дебету счетов учета материальных ценностей отражается стоимость поступивших материальных ценностей, под которые получен коммерческий кредит;

• по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» начисляется причитающийся к выплате доход по коммерческому кредиту (превышение суммы задолженности перед поставщиком над стоимостью поступивших ценностей согласно расчетным документам);

• по кредиту счета 60 отражается сумма задолженности поставщикам и ним рядчикам, включая доходы (проценты) по коммерческому кредиту.

Причитающийся к уплате доход по коммерческому кредиту в течение срока кредита равными частями списывается на затраты производства либо издержки обращения проводкой с кредита счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции с дебетом счетов учета издержек производства (обращения). Погашение задолженности по коммерческому кредиту отражается по дебету счета 60 в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

Организация-покупатель в обеспечение задолженности за полученные товарно-материальные ценности (принятые работы, оказанные услуги) может выдать поставщику или подрядчику вексель с согласованным сроком платежа. Сумма номинала выданного векселя, как правило, превышает покупную стоимость приобретенных товаров. Разница составляет доход кредитора (векселе-держателя) за предоставленный покупателю (векселедателю) коммерческий кредит. Таким образом, для покупателя вексель является средством платежа, для поставщика — инструментом кредитования.

Выдачей векселя в обеспечение коммерческого кредита юридически оформляется отсрочка платежа и уменьшается риск несвоевременного погашений кредита. Использование вексельной формы кредитования имеет для поставщика-векселедержателя следующие преимущества: он может погасить полученным векселем собственные обязательства, учесть его в банке, использовать в качестве залога и др. Доходы и проценты по коммерческим векселям относятся на себестоимость продукции. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете.

Пример. Рассмотрим учет кредиторской задолженности, погашаемой простым векселем.

Организация В (поставщик) отгрузила организации А (покупатель) партию принтеров (160 шт.) на сумму 377 600 руб. (в том числе НДС 18% — 57 600 руб.). Организация А выдала за товар простой вексель на сумму 390 000 руб. Таким образом, сумма дисконта по векселю составила 12 400 руб., что явилось платой за коммерческий кредит, предоставленный организацией В.

В табл. 4 представлены записи на счетах бухгалтерского учета расчетом и применением простого векселя.

Таблица 4

Записи на счетах бухгалтерского учета при расчетах простым векселем

Хозяйственная операция Документ-основание Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходована, поступившая на склад, партия принтеров в количестве 1000 шт. Приходный ордер, накладная поставщика 41 «Товары» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
Учтен НДС на стоимость принтеров Счет-фактура 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
Выдан простой вексель поставщику Вексель, акт приема-передачи 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные»  
Увеличена стоимость принтеров на сумму дисконта по векселю Вексель 41 «Товары» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  

 

3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Операции по учету расчетов за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 является преимущественно активным. По дебету счета 62 при отгрузке продукции покупателям отражается возникающая дебиторская задолженность по цене продажи продукции, а по кредиту — ее погашение. Счета 62 может быть пассивным только в случае, если был получен аванс от покупателя (заказчика) в качестве предварительной оплаты по договору. Для обобщения информации о расчетах по авансам, полученным под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности, следует открыть субсчет «Авансы полученные» к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

На суммы оплаты за отгруженные товары или продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация выставляет расчетные документы | покупателю или заказчику. В бухгалтерском учете делается запись:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 90 «Продажи».

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности она списывается с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.).

Организация в качестве поставщика товарно-материальных ценностей, подрядчика работ может заключить договоры с покупателями (заказчиками), в которых предусматривается получение предоплаты, аванса либо оплаты продукции и работ по частичной готовности. В случае предоплаты поставщик (подрядчик) выписывает и направляет покупателю расчетные документы на предстоящую поставку. Покупатель получает и оплачивает расчетные документы, после чего производится отгрузка ценностей, выполнение работ.

В случае получения авансового платежа и оплаты по частичной готовности поставщик предъявляет расчетные документы в общем порядке на полную стоимость отгруженных ценностей (на полный объем работ). Одновременно гуммы полученных авансов и оплаты частичной готовности идут в зачет в уменьшение задолженности за покупателями, начисленной согласно расчетным документам.

С момента поступления сумм аванса и предоплаты покупатели и заказчики выступают как кредиторы организации, на суммы полученных от покупателя авансов и предоплаты начисляется кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность по полученным авансам и предоплате погашается по факту продажи ценностей, выполнения работ при предъявлении покупателям (заказчикам) расчетных документов.

Кредиторская задолженность по полученной предоплате принимается к учету проводкой по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Погашение задолженности перед покупателями (заказчиками) по факту отгрузки продукции, выполнения работ отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи».

При продаже имущества, первоначально не предназначенного для перепродажи (за исключением основных средств), стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы», а в случае продажи основных средств стоимость имущества списывают с кредита счета 99 «Прибыли и убытки».

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому счету, предъявленному покупателю или заказчику, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным.

Записи по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» приведены в табл. 5.

Таблица 5

Записи на счетах бухгалтерского учета при расчетах с покупателями и заказчиками

Хозяйственная операция Документ-основание Дебет Кредит
Отражена продажная стоимость отгруженных товаров, сданных работ, оказанных услуг, относящихся к обычным видам деятельности Накладная, акт об оказанных услугах или выполненных работах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка»
Отражена продажная стоимость отгруженных товаров, сданных работ, оказанных услуг, не относящихся к обычным видам деятельности Накладная, акт об оказанных услугах или выполненных работах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»
Получена выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) наличными Приходный кассовый ордер, кассовая книга 50 «Касса» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Зачислена выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) на расчетный счет Выписка банка, платежное поручение 51 «Расчетные счета» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Зачислена выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) на валютный счет Выписка банка, платежное поручение 52 «Валютные счета» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Дебиторская задолженность списана за счет резерва по сомнительным долгам Приказ (распоряжение) руководителя 63 «Резервы по сомнительным долгам» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Получен аванс на расчетный счет Выписка банка, платежное поручение 51 «Расчетные счета» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»
Зачтен аванс при отгрузке продукции Накладная на отгрузку 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.