Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оборудования






Лекция №1. Общая характеристика и классификация технологического

оборудования

 

 

Технологическое оснащение предприятий автосервиса, являясь составляющим элементом производственно-технической базы (ПТБ), в значительной мере определяет производительность и каче­ство работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, условия труда персонала, защиту окружающей среды и ресурсосбере­жение.

Техническое оснащение предприятия, предназначенное для осуще­ствления технологических процессов основного производства, вклю­чает в себя инженерные сооружения, технологическое оборудование, оснастку, инструмент, средства измерения и контроля (рис. 1.1).

К инженерным технологическим сооружениям относятся осмотровые канавы, эстакады, одно- и многоярусные площадки и лестницы.

Технологическое оборудование состоит из машин и аппаратов. Технологические машины осуществляют воздействие на предмет труда за счет затрат и преобразований в основном механической энергии (металлообрабатывающий станок, пресс, автомобильный подъемник и др.). В технологических аппаратах обработка предметов труда происхо­дит при помощи энергий немеханических видов (тепловой, химической, ультразвуковой и др.). К аппаратам относятся шланговые моечные уста­новки, сварочное, окрасочное оборудование и др. В отдельных видах оборудования используется как механическая, так и немеханическая энергия. В этом случае отнесение оборудования к группе машин или

Типаж - совокупность признаков, в которых выражается, обнаруживается какой-нибудь тип. Типаж — это экономически оптимальная по номенклатуре и техническим параметрам совокупность машин, составляющая типоразмерные ряды, в которых оборудование объединено общностью народнохозяйственного назначения.

 

Рис. 1.1. Структура парка технологических сооружений, оборудования, оснастки и инструмента предприятий автосервиса

 

аппаратов производится на основании определения вида энергии, дающей основное технологическое воздействие.

Технологическое оборудование, в зависимости от целевого назна­чения, делится на две группы: общепромышленное оборудование и оборудование отраслевое.

В первую группу входит производственное оборудование, которое широко применяется не только на предприятиях автосервиса, но и на других объектах разных отраслей экономики. Сюда относится обору­дование для выполнения сварочных, кузнечных, металлообрабатыва­ющих, медницких, аккумуляторных, электроремонтных, радиотехни­ческих, деревообрабатывающих и прочих работ.

Отраслевое технологическое оборудование (гаражное) создано специально для использования на предприятиях автомобильного транспорта с целью поддержания или восстановления технически исправного состояния автомобиля, его агрегатов и систем.

Это оборудование является предметом рассмотрения данной лекции, поэтому в дальнейшем термин «отраслевое обору­дование» использоваться не будет.

Современное технологическое оборудование, выпускаемое отече­ственными и зарубежными заводами, достаточно разнообразно по номенклатуре, назначению, рабочим процессам, техническим пара­метрам, технологическим и конструктивным характеристикам, при­водным устройствам и т. п. При всем многообразии конструкций парк технологического оборудования, в зависимости от вида обобщаю­щих признаков, может быть разделен на отдельные классификационные группы. К таким признакам относятся: функциональное назначение; организационно-технологическая применяемость; технологическое назначение выполняемых операций; характер машинного или аппа­ратного процесса; физическое содержание технологического процесса, лежащего в основе машинной (аппаратной) операции; характер взаи­модействия рабочих органов оборудования с объектом обработки; вид привода; степень автоматизации, конструктивное исполнение и др.

В зависимости от организационно-технологической применяемо­сти на предприятиях автосервиса различают оборудование постовое и участковое.

Постовое оборудование предназначено для обслуживания и ремон­та автомобиля, установленного на посту (автомобильные подъемни­ки, портальные и туннельные моечные установки, оборудование для регулировки углов установки управляемых колес и др.).

Участковое оборудование используется для диагностики, регули­ровки и восстановления технической исправности отдельных агрега­тов, сборочных единиц и деталей, снятых с автомобиля (балансиро-

вочные станки, стенды для проверки изделий электрооборудования автомобиля, станки для правки колесных дисков и др.).

Для малых предприятий автосервиса и мастерских такое деление

 

Технология – это последовательность действий по изменению состояния объекта и его физико-механических свойств, а также получения информации о состоянии объекта.

Технологическое оборудование – это оборудование, которое непосредственно взаимодействует с объектом и реализует технологию.

В автосервисе под объектом воздействия будет выступать автомобиль, машина; агрегат, узел или система; деталь.

Все оборудование классифицируется: а) по функциональному назначению, б) по степени специализации, в) по степени подвижности г) по технологическому назначению, д) по виду рабочего вещества (воздух, вода, пар), е) по типу рабочего органа, ё) по типу привода рабочего органа, ж) по степени автоматизации.

 

оборудования является весьма условным, так как для них характерно совмещение в одном производственном помещении постовых и уча­стковых работ.

Классическим является разделение оборудования на группы по функционально-технологическим признакам. Принято выделять сле­дующие основные группы оборудования:

• уборочно-моечное;

• подъёмно-осмотровое и подъёмно-транспортное;

• смазочно-заправочное;

• сборочно-разборочное;

• шиномонтажное и шиноремонтное;

• контрольно-диагностическое;

• окрасочно-сушильное;

• ремонтное для агрегатов и систем автомобиля.

Технологическое оборудование для автосервиса выпускается с раз­личным видом привода: электромеханическим, электрогидравличес­ким, пневматическим, мускульным, комбинированным, — а также без привода.

Анализ технологических возможностей оборудования позволяет разделить его на две группы по уровню специализации — универсаль­ное и специальное.

К универсальному относится оборудование, предназначенное для выполнения значительного количества разноименных операций на конструктивно различных изделиях. Наиболее характерным предста­вителем этой группы является передвижная шланговая моечная уста­новка высокого давления, которую можно использовать для наружной мойки любых моделей и типов автомобилей, мойки всех полостей ку­зова, а также агрегатов и деталей. К этой группе относятся также мотор-тестеры, оборудование для кузовных работ и др.

Специальное (или специализированное) оборудование предназначе­но для выполнения одной или нескольких технологически связанных операций (как правило, не более двух-трех) на различных изделиях (моделях) или обработки только одного вида (модели) изделия, на­пример автомобильный подъемник или станок для балансировки колес непосредственно на легковом автомобиле.

 

В соответствии с действующим в системе автотранспорта России «Табелем технологического оборудования»… для использования в АТП и автотранспортных объединениях рекомендуется 241 модель технического оборудования.

Степень универсальности является одной из важнейших техничес­ких характеристик оборудования, определяющих его применимость и экономическую эффективность на предприятиях различной мощно­сти и специализации.

По уровню автоматизации технологическое оборудование может быть неавтоматизированным, частично автоматизированным или ав­томатического действия.

В неавтоматизированном оборудовании механизированы только основные операции. Выполнение всех вспомогательных операций осуществляется вручную. Оператор также вручную управляет рабочи­ми органами оборудования в основных операциях и контролирует качество обработки.

В частично автоматизированном оборудовании все основные и часть вспомогательных операций, включая останов оборудования после обработки изделия, выполняется автоматически. Непосред­ственное участие оператора требуется для выполнения установочных, съемочных, контрольных или некоторых других вспомогательных опе­раций (в зависимости от процента автоматизации машины), а также включения машины в следующий цикл работы.

Полностью автоматизированное оборудование обеспечивает обра­ботку изделия без участия человека. На долю оператора оставлены функции подготовки оборудования к работе и наблюдения за ее ис­правностью. Рабочий периодически контролирует качество обработ­ки изделий и проводит подналадку механизмов.

Универсальное оборудование автосервиса в подавляющем боль­шинстве своем относится к неавтоматизированному или частично автоматизированному, исключение составляют многопрограммные моечные установки портального типа.

Система неавтоматизированных и (или) частично автоматизиро­ванных машин и аппаратов, расположенных в технологической по­следовательности, составляют поточную линию. Примером поточной линии в автосервисе является линия инструментального контроля технического состояния автомобиля при государственном техничес­ком осмотре, а в автотранспортных предприятиях — линия ЕО или ТО-1, ТО-2 автомобилей. Перемещение автомобилей по линии может осуществляться принудительно с помощью конвейерных устройств или своим ходом.

К автоматическим линиям в автосервисе относятся многопрограмм­ные моечные установки туннельного типа модульной компоновки.

На предприятиях автосервиса достаточно широко применяется техно логическая и организационно-технологическая оснастки. Тех­нологическая оснастка имеет второе название — технологические приспособления.

Как элемент технического обеспечения производственного процессатехнологические приспособления представляет собой отдельное устройство, предназначенное для использования в основных и вспомогательных технологических операциях совместно с оборудованием или самостоятельно с целью повышения производительности труда, увеличения мускульных усилий рабочего, а также улучшения качества выполняемой операции.

Приспособления, устанавливаемые на оборудовании и используе­мые для выполнения захватных, прижимных, установочно-съемочных, мерительных и других операций, по аналогии с общемашинострои­тельной терминологией носят название станочных. Эти приспособле­ния в автосервисе применяются в гораздо меньшей мере, чем авто­номные, номенклатура которых чрезвычайно широка. К последним относятся различные съемники, оправки, винтовые приспособления для запрессовки-выпрессовки деталей, струбцины для сборки-раз­борки сборочных единиц с упругими деталями, контрольные шабло­ны, надставки и др.

Организационно-технологическая оснастки предназначена для улучшения условий труда рабочих и повышения культуры производ­ства. В эту группу входят тележки и передвижные контейнеры для инструмента, агрегатов и деталей, снимаемых с автомобиля, телеско­пические и поворотные кронштейны для инструмента, специальные передвижные стойки для диагностической аппаратуры и др.

Отдельную, достаточно широкую по номенклатуре группу техни­ческого обеспечения технологических процессов автосервиса состав­ляют средства диагностики, измерения и контроля. Сюда входят стен­ды, приборы и инструмент.

Стенды автомобильные диагностические и контрольные представля­ют собой стационарное оборудование, предназначенное для общей или поэлементной диагностики систем автомобиля, например под­вески или тормозной системы, а также для установления соответ­ствия параметров автомобиля нормативным значениям.

Кроме этих стендов для контроля исправности, проверки работо­способности и обкатки после ремонта отдельных сборочных единиц и агрегатов автомобиля (двигатели, генераторы, топливная аппарату­ра и др.) на различных участках ПТС применяются агрегатные стен­ды, выполненные как стационарное оборудование, имитирующее ра­боту систем автомобиля и снабженное необходимым комплектом измерительных приборов.

Современная приборная техника, используемая для диагностики и регулировки агрегатов и систем автомобилей, может быть разделена на две группы. В первую группу входят средства считывания, измере­ния и контроля структурных и функциональных параметров, во вто­рую — средства измерения физических величин или процессов, явля­ющихся диагностическими параметрами.

 

Приборы первой группы, как правило, конструктивно и функци­онально совместимы с системой бортовой диагностики автомобиля и включают в себя сканеры и электронно-вычислительные машины с различной конфигурацией периферийных устройств. Приборы второй группы по своей сути практически ничем не отличаются от общетех­нических приборов для измерения физических величин и процессов. К ним относятся компрессометры, осциллографы, мотор-тестеры и др.

Мерительный и контрольный инструмент, созданный для работ в системе автосервиса, имеет конструктивные отличия от общемаши­ностроительного инструмента аналогичного назначения, вызванные конструктивными особенностями объекта измерения или контро­ля — автомобиля, его агрегатов, сборочных единиц и деталей. В эту группу входят люфтомеры, специальные линейки, динамометричес­кие ключи, шаблоны и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.