Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика форм и методов обучения в дошкольной образовательной организации.






Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Каждый метод состоит из определенных приемов. Прием обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образуем метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.

Первое наиболее полное описание системы методов, сложившихся в 60-е годы, дал Е.Я.Голант. Позже по вопросам классификации методов в структуре общих работ по дидактике выступили М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Б.П.Есипов, М.А.Данилов и др. Обстоятельный обзор всех классификаций методов провел Ю.К.Бабанский, предложивший и свою классификацию методов.

Е.Я.Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности детей в познавательную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, организующие самостоятельную работу (работа с книгой, лабораторный метод).

Интересную организационную классификацию предложил Ю.К. Бабанский. Он впервые выделил особую группу методов – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Эти методы ранее как бы не замечали, а между тем они используются каждым педагогом и оказывают громаднейшее влияние на эффективность процесса обучения. Поскольку, по мнению Ю.К. Бабанского, любая деятельность в качестве неотъемлемых компонентов имеет три составляющих - организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения подразделяются на три большие группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Данная классификация соответствует современному пониманию процесса обучения в школе и отражает качественно иной подход к нему. Обучение здесь рассматривается как многогранный процесс управления образовательной деятельностью.

Наиболее практичной в дидактическом отношении представляется классификация по дидактическим целям, разработанная М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым. Они исходили из того, что если методы обучения представляют собой способы организации учебной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно подразделять на следующие группы:

- методы приобретения новых знаний;

- методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;

- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Правда, в этой классификации не обозначены методы, которые применяются при закреплении (усвоении, запоминании) изучаемого материала, хотя они занимают важное место в процессе обучения.

Иной подход был использован Е.И.Перовским и Д.О.Лордкипанидзе, предложившими классификацию по источникам получения знаний. Они считали, что на методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания

обучающиеся. На этой основе они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические. При таком подходе каждая группа методов опирается насвой вид источников:

а) словесные

методы - на устное или печатное слово;

б) наглядные

методы - на наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

в) практические

методы - на практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков. Эта классификация оказалась довольно простой.

Видимо, поэтому она получила широкое распространение.

Наглядные методы и приемы обучения

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов, а также некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в функции самостоятельных методов: показ образца-задания, способа действия и др.

Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. Наблюдение, организованное воспитателем для решения дидактических и воспитательных задач, широко используется в детском саду. Ведущее значение этого метода связано с тем, что в процессе наблюдения:

а) формируется основное содержание знаний дошкольников - представления о предметах и явлениях окружающего мира;

б) этот метод отвечает познавательным возможностям детей дошкольного возраста;

в) выступая как самостоятельный метод, он часто сочетается с другими методами или включается в их состав в качестве приема (при организации элементарных упражнений, проведении бесед и др.), предваряет многие продуктивные виды деятельности и т. д.

Умению наблюдать, следует, учить детей начиная с раннего и младшего дошкольного возраста (А. К. Матвеева),

В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

1.Распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (величина, структура, форма, цвет и т. д.), а также о связях наблюдаемого объекта с другими.

Наиболее широкая сенсорная основа представлена в наблюдении распознающего характера. Этот вид наблюдения используется во всех возрастных группах как при ознакомлении с новыми для детей объектами для формирования первоначальных представлений, так и для уточнения и расширения уже сложившихся представлений. Как прием распознающее наблюдение используется при обобщении и систематизации знаний. В ходе распознающего наблюдения формируются и основные умения наблюдать: принимать задачу, сосредоточивать восприятие на наблюдаемом объекте, использовать обследовательские и поисковые действия и др. Живое общение, непосредственное ознакомление в ходе наблюдения с жизнью вызывает интерес к окружающему, умственную и эмоциональную активность. Все это создает возможности для решения как образовательных, так и развивающих и воспитательных задач.

2. За изменением и преобразованием объектов (превращение материалов в ходе трудовой деятельности в предмет, рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе, труде и быте людей и т. д.). Этот вид наблюдения дает знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии.

Наблюдения за преобразованием предметов, их изменением или ростом и развитием требуют более сложных умственных действий: сопоставления данного состояния объекта с предыдущим, а это связано е наличием ранее сложившихся представлений и умением мобилизовать их, осуществить процесс сравнения на основе представлений памяти, умений выделить среди разнообразия признаков тот, который свидетельствует о происходящих изменениях, и т.д. Понимание воспринятого требует установления отношений последовательности с временной характеристикой (хотя бы суммарной, недифференцированной), а также элементарного освоения принципа сохранения и вариативности - понимание того, что объект, оставаясь тем же, меняется. Все это свидетельствует, с одной стороны, о сложности этого вида наблюдения, с другой - о его большом образовательном и развивающем значении. Последнее проявляется в формировании у детей элементов диалектического мышления. Больший объем знаний, определяемый «Программой воспитания и обучения в детском саду», осваивается с помощью этого вида наблюдения.

3.Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления (так, по цвету, почвы дети устанавливают ее влажность, по цвету ягоды - ее спелость и т. д.).

Наблюдение репродуктивного вида осуществляется на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения. Следовательно, идет процесс совершенствования имеющихся знаний, формируется умение их использовать и применять при решении практических и познавательных (в первую очередь) задач.

Указанные виды наблюдения отличаются не только по характеру познавательных задач, но соответственно по своей структуре: соотношению в процессе наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов, сочетанию непосредственно воспринимаемого и прошлого опыта.

Метод наблюдения используется во всех формах образовательной работы с детьми: на занятиях и экскурсиях, на прогулках и в повседневной жизни, а также и в индивидуальной работе - с детьми.

Эффективность метода наблюдения (решение образовательных, развивающих и воспитательных задач) обеспечивается при условии выполнения воспитателем следующих требований:

1. Ясность и конкретность постановки перед, детьми цели, задач наблюдения (в зависимости от сформированности умения принимать задачу). Цель наблюдения должна быть мотивирована. Однако необходимо учитывать, что яркость, красочность и динамичность объекта наблюдения вызывают к себе непосредственный интерес и непроизвольное внимание.

2. Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения. Нет необходимости придерживаться единой схемы, вырабатывающей определенный стереотип процесса наблюдения. Логика наблюдения зависит от характера (типа) поставленных задач, от вида наблюдаемых объектов, от возраста детей, степени знакомства с объектом.

3. Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения (он должен быть небольшим, но достаточно определенным).

4. Высокая умственная активность и самостоятельность детей. Это достигается четкостью и ясностью постановки цели или задач наблюдения и его планомерностью, привлечением детей к созданию обстановки для наблюдения, а также организацией обследовательских, поисковых, трудовых и игровых действий. Возбуждает умственную активность детей и сочетание в ходе наблюдений вопросов констатирующего и поискового характера, а также широкое использование приема сравнения.

5. Сопровождение наблюдения точным и конкретным словом. «Проговаривание» детьми в ходе наблюдения способствует более точному восприятию объектов, формированию более полных и осознанных представлений, развитию словаря и связной речи.

По ходу наблюдения воспитатель дает пояснения, дополняет увиденное детьми коротким рассказом или сообщением. Однако основное содержание представлений должно быть сформировано в результате активной деятельности самих детей. Это относится и к заключительному обобщению воспринятого.

С детьми дошкольного возраста наблюдение проводится и за одним, общим для всех объектом, и с использованием раздаточного материала, когда объект наблюдения каждый ребенок получает «на руки».

Рассматривание (демонстрация) картин. В обучении дошкольников рассматривание с ними картин, просмотр диапозитивов, диафильмов и кинофильмов имеет самостоятельное значение и выполняет функцию метода обучения. Это определяется содержанием образовательной работы с детьми дошкольного возраста, а также основными формами их познавательной деятельности.

В учебном процессе детского сада рассматривание картин (репродукций) используется для решения разнообразныхдидактических, учебных задач:

· для уточнения и обогащения представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни (одновременно идет уточнение и обогащение словаря детей);

· для формирования у детей наглядных образов тех объектом, восприятие которых непосредственно в жизни обеспечить невозможно;

· для обобщения и систематизации знаний детей (в сочетании с беседой);

· для активизации словаря и развития связной речи детей;

· для формирования у детей эстетического восприятия, обогаще­ния эстетических впечатлений и чувств.

При рассматривании картин возможно многократное восприятие как картины в целом, так и отдельных ее деталей, что очень важно для решения дидактических задач.

При рассматривании картин воспитатель ставит вопросы, организующие восприятие ее в целом, выделяющие такие качества, свойства и признаки, которые помогают детям установить связь между изображенными на картине объектами или элементами объекта. Вопросы подводят детей к обобщающим суждениям. По своему характеру это те же вопросы, что и при наблюдении: репродуктивные, поисковые, побуждающие к обобщению.

Используются и другие приемы: образец рассказа по картине, задания творческого характера - придумать название картины, рассказать о содержании от лица одного из героев картины и т.д. При необходимости воспитатель дает пояснение, дополняет рассказы или суждения детей.

Демонстрация диапозитивов, диа- и кинофильмов. Использование учебного экрана в образовательной работе с детьми дошкольного возраста помогает решению трех задач: расширяет знания детей, развивает их речь и воспитывает умного, культурного зрителя, способного к глубокому восприятию фильма. Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под специальным воздействием педагога.

Познавательное значение учебного экрана заключается в том, что оно дает возможность познакомить детей с теми явлениями, восприятие которых непосредственно в жизни затруднено или невозможно (дети знакомятся с развитием явлений, преобразованием, процессом созидания и т. д.; через учебный экран формируются конкретные представления об этих явлениях); дает возможность познакомить детей с теми явлениями, которые проте­кают длительное время (например, сезонные изменения в природе), что затрудняет их восприятие дошкольниками. На учебном экране эти явления представлены как бы «спрессованными» во времени, что обеспечивает их восприятие и усвоение. Как и рассматривание картин, просмотр диафильмов и кинофильмов может быть проведен многократно, что способствует усвоению их содержания всеми детьми.

В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов: очерковые и сюжетные. Познавательное содержание очерковых фильмов воспринимается детьми легче - оно представлено более четко и непосредственно. Однако просмотр их не вызывает живого интереса детей. Представления, формируемые у детей в результате восприятия очерковых фильмов, сухи, не окрашены эмоциями. Этот вид фильмов чаще используется в обучении старших дошкольников, когда познавательная задача может организовать восприятие фильма детьми.

Сюжетные фильмы смотрятся детьми с интересом, однако освоение их познавательного содержания требует особого внимания воспитателя.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов:

1. Предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживляется опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм.

2. После просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать от детей воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание фильма, помогает им четче понять идеи, установить связи.

3. Через несколько дней (3 - 4) проводится повторный показ фильма, перед показом воспитатель обращает внимание детей на те стороны фильма, которые оказались недостаточно восприняты или понятны

4. После повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ - выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

В полной мере просмотр учебных фильмов используется как метод обучения в старшей и подготовительной к школе группах. В средней группе, как показывает опыт работы воспитателей можно использовать диафильмы и неозвученные киноленты.

Темп демонстрации фильма, определяется педагогом, который' при необходимости может замедлить демонстрацию тех кадров, которые вызвали наибольший интерес или оказались, трудными для восприятия и понимания. По ходу демонстрации неозвученных фильмов воспитатель рассказывает детям содержание фильма, дает объяснения, отвечает на вопросы. Таким образом, он, учитывая опыт детей, целенаправленно руководит их восприятием.

Как и демонстрация кинолент, показ диафильмов предваряется небольшой беседой-разговором, готовящим детей к восприятию, содержания. В целях закрепления знаний проводятся и повторные просмотры с последующим пересказом их содержания, короткой беседой-разговором или рисованием на темы, близкие к содержанию просмотренных лент.

Таким образом, все наглядные методы, используемые в дошкольных организациях, имеют целью формирование у детей отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления и речи, развитие основных видов деятельности дошкольника - игры, изобразительной и трудовой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.