Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская православная церковь от Крещения до учреждения патриаршества (988-1589гг. )






Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская и Антиохийская церковь (Сирия, Ливан), затем Иерусалимская. В V в. ведущее положение приобретает Константинопольская церковь. В конце III в. восточное христианство приняла Армения, в IV в. - Грузия, в IX в. - Моравия и Болгария. Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г.

Православие было такой религией, которая могла служить интересам утверждения феодализма. Киевская Русь имела более тесные торговые и культурные связи с Византией, где господствовало православие, великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви светской власти, возможность совершать богослужение на родном языке.

В середине X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем развития ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Упрочению новой общественной системы,

а вместе с тем и централизованной великокняжеской власти не мог способствовать родоплеменной политеизм, он утратил способность быть социальным интегратором и регулятором. Все древнеславянские боги скроены по племенным масштабам. Поэтому боги одних племен не

имели никакого значения для других племен. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Русь нуждалась в религии с единым, лишенным этнических различий Богом, свободным от родоплеменных традиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог.

Необходимость новой религии диктовалась и рядом международных причин. Русь поддерживала постоянные контакты с Византией, Западной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочения подобных контактов нужна была и общая идейная платформа: ведь русичи считались " варварами". Введение новой религии соответствовало потребностям общественного прогресса.

Немаловажной является роль Киевского князя Владимира I Святославича (ум. 1015). Он был выдающимся реформатором: провеладминистративную, религиозную, фискальную, военную и другиереформы. При принятии христианства он проявил пониманиеисторической необходимости, волю для осуществления нелегкой задачи, твердость в преодолении сопротивления.

Почему было принято православие? В " Повести временных лет" имеется рассказ о " выборе веры". Представители различных религий предлагали Владимиру свои вероучения: волжские болгары - ислам, хазары - иудаизм, папский легат - католицизм, греческий философ - православие. Предпочтение было отдано православию, т. е.византийской разновидности христианства.

После принятия христианства, уже при сыне Владимира Ярославе Мудром (ок. 978 - 1054), в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком митрополитом Леонтием. Ярослав заложил собор св. Софии, Киево-Печерский монастырь (1051, с 1598-лавра). Русская митрополия стала делиться на епархии во главе с епископами — в основном греками. Церковь уже при Владимире стала получать " десятину" и скоро превратилась в крупного феодала. Появились монастыри, выполнявшие колонизационные, оборонительные, культурогенные и другие функции.

С XII в. церковь и князья начали борьбу за независимость от Византии. В XV в. Византия была накануне утраты самостоятельности. В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557 - 1598) был собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором избрали патриархом митрополита Иова (ум. 1607). С этого времени церковь стала обретать большую самостоятельность.

Внутрицерковная борьба в XVII -ХУШ вв.

Дальнейшее укрепление церковной организации было предпринято в XVII в. патриархом Никоном (1605 -1681). Исправляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное крестное знамение вместо двухперстного и др.), Никон преследовал

цель доказать ортодоксальность русской православной церкви и ее неоспоримое преимущество перед всеми остальными христианскими церквами. Царь Алексей Михайлович (1629 - 1676) поддержал реформыпатриарха, а поместные соборы 1655 и 1656 гг. одобрили их. Но централизация церковного управления вызвала протест со сторонызначительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства. Началось брожение внутри церкви, приведшее к расколу.

В основе внутрицерковного конфликта лежали общественные противоречия, которые в силу исторических условий того времени получили религиозное выражение. Это придавало движению раскольников широкое общественное звучание, проявлявшееся, особенно на первых порах, как протест против существующего строя.

Выступая против нововведений Никона, старообрядцы прежде всего отвергли положение об их соответствии древнему христианству. Они называли нововведения " дьявольским наваждением", царя - " антихристом", Никона - " собакой ". Тем самым и церковная, и светская власть объявлялись не божественным, а противозаконным установлением. Именно поэтому церковь и государство совместнымиусилиями пытались подавить раскольническое движение. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казнии гонения. Движение раскольников потрясло сами основы церковнойи государственной власти.

Попытка честолюбивого патриарха Никона утвердить приоритет духовной власти над светской потерпела неудачу. Поместный собор в 1667 г. осудил Никона и лишил его сана. Признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, собор тем не менее подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти.

В результате раскола образовалось две группы старообрядцев: поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий.

В середине XVIII в. социально-политические противоречия привели к образованию различных новых течений, среди которых наиболее мощными были " духовные христиане" - молокане и духоборы. Молокане единственным источником божественной истины считали Библию. Церковная иерархия, монашество, иконы, мощи, святые ими отвергались. Человек спасается только личной верой. Церковь и царизм преследовали молокан, они выселялись на окраинные земли России.

Другое направление духовных христиан, возникшее также в середине XVIII в. в среде государственных крестьян, - духоборы. Они, как и молокане, отвергали монастыри и монашество, почитание икон и креста, официальные православные обряды и таинства. Порвав с православием, духоборы отказались брать в руки оружие, служить вармии. Они осуждали эксплуатацию человека человеком, выступалипротив имущественного неравенства, насилия. Основным вероисповедным документом духоборы считали не Библию, а " Книгу жизни"

(" Книга жизни" - это собрание псалмов, сочиненных самими духоборами). Бог в " Книге жизни" толкуется как " вечное добро", Иисус Христос - как человек с божественным разумом. Как и молокане, духоборы ссылались на окраины России, преимущественно в Закавказье.

Несколько раньше - во второй половине XVII в. - среди оброчных крестьян возникло течение христоверов, учивших, что Христос может вселиться в каждого верующего, отличавшихся крайним аскетизмом и мистицизмом. Они отрицали институт церкви, отказались от православной церковной обрядности. Главной формой богослужений христоверов стали так называемые " радения", имевшие целью достижение единства со святым духом. Обычно " радения" сопровождались плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От христоверов отпочковалась небольшая группа наиболее фанатичных верующих, которые в качестве главного средства нравственного совершенствования считали оскопление мужчин и женщин.

ПАТРИАРШЕСТВО НА РУСИ (1589-1721)

Положение Русской Церкви изменилось в царствование Феодора Иоанновича, когда в отношениях между Церковью и государством вновь установилась симфония. В 1589 году при содействии константинопольского патриарха Иеремии в России было учреждено патриаршество. Собор русских епископов и духовенства избрал на патриаршью кафедру Московского митрополита Иова. Константинопольские соборы 1590-1593, на которых присутствовали все восточные патриархи, подтвердили патриаршьи права Иова и признали за ним 5-е место после восточных патриархов (хотя значение Русской Церкви на мировой арене среди других православных Церквей стало главенствующим). Патриарх Иов провел церковно-административную реформу, согласно которой в Русской Церкви было установлено 4 митрополии, 6 архиепископий и 8 епископских кафедр.

Русская Церковь сыграла ведущую роль в борьбе со Смутой 1605-1612 годов. В начале Смутного времени патриарх Иов рассылал по русским городам грамоты, призывая дать отпор войскам Лжедмитрия и полякам, защитить православную веру, за что в 1605 году был свергнут самозванцем с патриаршьего престола. Патриотическая деятельность Иова была продолжена патриархом Гермогеном(1606-1612), вставшим на сторону Василия Шуйского и после его свержения в 1610 году призвавшим русских людей создать ополчение для освобождения Москвы и всей России от поляков (1-е ополчение). Заключенный интервентами под стражу Гермоген умер от голода в феврале 1612 года. Но усилия архимандрита Дионисия (руководившего обороной Троице-Сергиева монастыря в 1608-1609), троицкого келаря Авраамия Палицына и др., привели к созданию 2-го ополчения (Минина и Пожарского), которое прекратило Смуту.

Патриарх Филарет (1619-1633), игравший значительную роль в государственном управлении (как отец царя Михаила Феодоровича), много сделал для церковного просвещения: учредил греко-латинскую школу в Москве, призывал к созданию бесплатных школ в епархиях. В 1620 году им была открыта Тобольская епархия, простиравшаяся от Урала до Тихого океана.

Тем не менее впоследствии в жизнь Русской Церкви вошел ряд искажений, искоренить которые в середине 17 века поставили своей целью члены кружка ревнителей церковного благочестия (будущий патриарх Никон, боярин Ртищев, протопопы Стефан Вонифатьев, Иоанн Неронов, Аввакум и др.), стремившиеся восстановить обязательность проповеди, каноническое и единообразное совершение богослужений (что требовало и исправление церковных книг), социальное служение Церкви и др. С избранием Никона на патриаршество в 1652 году им стала осуществляться задуманная «ревнителями» реформа Церкви. Однако из-за давления царя Алексея Михайловича реформа ограничилась преимущественно обрядовыми исправлениями в соответствии с обычаями греческой Церкви: царь не хотел иметь церковных отличий от греков — для проведения активной восточной политики и возможного восстановления Византийской империи с московским царем во главе. Поспешные действия вспыльчивого и несмиренного Никона вызвали протест со стороны ряда прежних «ревнителей» (одним из руководителей которых стал Аввакум), не принимавших, кроме того, греческие обычаи из-за их расхождения с нормами «русской старины», которые были закреплены Стоглавым собором. Собранный патриархом Никоном церковный Собор 1656 года предал анафеме всех совершавших крестное знамение двумя перстами. От Церкви отделилось большое число старообрядцев.

Вслед за этим произошел конфликт Никона с Алексеем Михайловичем, вызванный нарушением последним принципов симфонии (создание Монастырского приказа для контроля над церковными землями, 1650 года, государственная подсудность церковных людей и др.) и враждебным отношением окружавших царя бояр к «мужицкому сыну» (Никон был из крестьянской мордовской семьи). Обиженный на царя Никон в 1658 году удалился в Воскресенский монастырь, откуда был вызван на церковный собор 1666-1667 годов, который лишил его патриаршества, но восстановил судебные привилегии Русской Церкви, упразднил Монастырский приказ, возобновил симфонию. Собор окончательно отлучил от Церкви всех противников проведенной реформы, отменив постановления Стоглавого собора. Окончательно утвердился церковный Раскол.

СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ РПЦ (1721-1918)

После смерти патриарха Адриана (1690-1700) Петр I отказался от выборов патриарха, утвердив митрополита Стефана Яворского в должности патриаршьего местоблюстителя. В 1701 году был восстановлен Монастырский приказ. В 1721 году издан «Духовный регламент», который упразднял патриаршество, ставя во главе Церкви «духовную коллегию» (позднее — Святейший Синод) во главе с гражданским чиновником — с 1722 года обер-прокурором. «Крайним судией» в Синоде провозглашался сам император. Несмотря на свою неканоничность, церковная реформа Петра I в 1723 году была утверждена восточными патриархами. В то же время, заботясь о развитии просвещения, Петр преобразовал Киево-Могилянский коллегиум (основана в 1632 году) в Киевскую академию (1701), переустроил по ее образцу Славяно-греко-латинскую академию (основана в 1687 году), основал многие духовные школы и семинарии; активно проводилась миссионерская деятельность в Сибири и Китае.

Продолжая политику Петра, императрица Елизавета отказалась вывести из Синода гражданских лиц, а в 1744 году для управления епархиями учредила консистории под властью светских чиновников.

В 1763-1764 годах Екатерина II осуществила секуляризацию церковных земель, закрыв около 700 монастырей. Вместе с тем при Екатерине II в результате Разделов Польши к России отошли западно-русские земли, на которых вернулось из унии (вновь насильственно навязанной после 1686-1687) около 2 млн человек. По Кючук-Кайнарджийскому миру с Турцией 1774 года Россия получила право покровительства православным христианам Османской империи.

Государственное давление на Церковь в 18 веке привело к падению авторитета священства, превратив его в «запуганное сословие» (исключение составляло лишь царствование императора Павла I, принявшего ряд мер в пользу духовенства). Несколько обер-прокуроров Синода было вольнодумцами и атеистами. Поклонником мистицизма и «универсального христианства» являлся глава Министерства духовных дел, в 1817 году подчинившего себе Синод, князь А. Н. Голицын. Его деятельность, приведшая к умножению числа сект и размыванию основ православия, была тем не менее прекращена Александром I в 1824 году. В царствование этого императора было совершено также преобразование духовных школ, основаны Санкт-Петербургская (1809) и Московская (1814) духовные академии; общее число духовных учебных заведений составило к 1824 году 344 (по сравнению со 150 в 1808); в 1811 году организован Грузинский экзархат. Упрочению положения Православной Церкви содействовала победа в Отечественной войне 1812 года.

В царствование Николая I возобновилось абсолютистское давление на Церковь. Обер-прокурор Н. А. Протасов (1836-55), получивший министерские полномочия, проводил исключительно жесткую политику подчинения Церкви интересам государства. При нем была усилена роль консисторий, понижен образовательный уровень духовных школ. Однако жизнь Церкви оказывалась гораздо шире тесных синодальных рамок. Именно в николаевское время в Оптиной пустыни произошел расцвет старчества (связанного с именем подвижника 18 в. Паисия Величковского и представленного в 19 в. старцами Амвросием, Львом, Макарием, Моисеем и др., к которым обращались многие русские писатели и другие представители интеллигенции), совершал свой монашеский подвиг Серафим Саровский, осуществлялась миссионерская деятельность архимандрита Макария (Глухарева) на Алтае, священника, а затем епископа Иннокентия (Вениаминова) на Алеутских о-вах и в Северной Америке, в Якутии и на Дальнем Востоке; занимал московскую кафедру выдающийся проповедник митрополит Филарет (Дроздов). При Николае I в 1839 года произошло присоединение к Русской Церкви около 1, 6 млн униатов Юго-Западной Руси во главе с митрополитом Иосифом (Семашко).

При Александре II произошла либерализация церковной жизни: проведена реформа духовных школ (1867-1869), устроены женские епархиальные училища (1860-1868), устранена замкнутость священнического сословия, поднят вопрос о восстановлении патриаршества, под руководством митрополита Филарета (Дроздова), наконец, осуществлен перевод Библии на русский язык (начавшийся еще при Александре I, но приостановленный при Николае I). Митрополит Филарет был также автором Манифеста об освобождении крестьян в 1861 году. При Александре II были открыты новые Таврическая, Уфимская, Якутская, Туркестанская и Алеутская епархии. Однако проводившаяся в то время политика укрупнения приходов и сокращения штатов священства привела к ряду затруднений в приходской жизни.

В царствование Александра III церковная политика осуществлялась обер-прокурором К. П. Победоносцевым ( единственным в этой должности выходцем из священнической семьи) (1880-1905). Новым явлением церковной жизни стали окружные Соборы архиереев, хотя необходимость Поместного собора Победоносцев отрицал, не доверяя способности епископата самостоятельно решать церковные вопросы. Многие приходы, закрытые в 1860-70-е гг. были открыты. С 1881 по 1894 гг. каждый год открывалось 250 новых храмов. Ратуя за то, чтобы начальная школа была «прежде всего школой добрых нравов и христианской жизни», Победоносцев активно создавал церковно-приходские школы, число которых к 1900 составило 42 600, а число учащихся 1, 6 млн чел (при 273 с 13 035 учащимися в 1880).

При императоре Николае II значительно увеличилось число канонизаций. Было прославлено больше святых, чем за два предшествующих века (в т. ч. патриарх Гермоген и преподобный Серафим Саровский). В 1901-1903 годах в Петербурге проводились Религиозно-философские собрания, пытавшиеся установить диалог между представителями Церкви и интеллигенции. В 1905 году был вновь поставлен вопрос о восстановлении патриаршества и созыве Поместного собора, епархиальным архиереям была дана возможность представить в Синод свои соображения (отзывы) о желательных церковных преобразованиях. В 1906 году Николай II утвердил состав Предсоборного присутствия, имевшего целью подготовку Поместного собора. Участники заседаний Присутствия, проходивших в Александро-Невской лавре с марта по декабрь 1906 года, единодушно высказались за восстановление патриаршества и освобождение Церкви от обер-прокурорской опеки. В этом же году правительство официально отказалось от преследования старообрядцев. Однако в апреле 1907 года царь (во многом, под влиянием П. А. Столыпина) признал созыв Собора несвоевременным. В 1911 году по инициативе нового обер-прокурора В. К. Саблера подготовка Собора была возобновлена. В 1912 году указом императора было созвано Предсоборное совещание, работа которого была прервана начавшейся в 1914 году Первой мировой войной.

После отречения Николая II Временное правительство уволило на покой множество архиереев, обвиненных в поддержке старого режима, инициировало проведение епархиальных съездов, ввело выборность епископата. Готовилось отделение Церкви от государства, духовные школы были подчинены Министерству просвещения, Закон Божий в гимназиях сведен на уровень факультатива. В августе 1917 года было учреждено Министерство исповеданий, главой которого стал последний обер-прокурор А. В. Карташов. В условиях нараставшей анархии был поставлен вопрос о церковно-государственном сотрудничестве в рамках " внеконфессионального государства".

ЦЕРКОВЬ И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ (1917-80-е годы)

15 августа 1917 года в Успенском соборе Кремля открылся Поместный собор Русской Церкви 1917-1918 годов под председательством Московского митрополита Тихона (Белавина) (584 участника, из них 80 архиереев и 185 иных священнослужителей, остальные — миряне). В октябре 1917 года было принято решение о восстановлении патриаршества. 5 ноября 1917 года жребием из 3-х кандидатов, получивших наибольшее число голосов среди участников Собора, Cвятейшим патриархом Московским был избран митрополит Тихон. В обстановке начавшейся Гражданской войны и связанного с ней террора Собор почти не смог обсудить и принять других необходимых решений.

23 января 1918 года Советской властью был издан декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», согласно которому Церковь лишалась прав юридического лица и владения собственностью, все ее учебные заведения закрывались, а религиозное обучение запрещалось даже на дому. Начались конфискации церковного имущества и убийства священнослужителей (несколько тысяч за годы Гражданской войны). Не поддерживая ни одну из враждующих сторон, патриарх Тихон тем не менее в январе 1918 года предал церковной анафеме всех повинных в кровавых расправах над беззащитными, осудил конфискации и призвал верующих встать на защиту Церкви. В течение 1918 года патриарх осудил Брестский мир, убийство Николая II и его семьи, предрек гибель революционеров, крах коммунизма и Советской власти.

Новым ударом по Церкви стали кампании по вскрытию мощей (1919-1920) и изъятию церковных ценностей в связи с голодом в Поволжье (1922). Несмотря на призыв патриарха Тихона жертвовать на помощь голодающим именно церковные ценности, Советская власть во главе с В. И. Лениным и Л. Д. Троцким провела насильственную конфискацию с жестокими репрессиями против сопротивлявшихся: было расстреляно и погибло 8100 священнослужителей, монашествующих, послушников и мирян. В мае 1922 года патриарх Тихон был арестован. К власти в Церкви при содействии ГПУ пришли представители «прогрессивного духовенства»: обновленцы (выступавшие за «обновление» Церкви) архиепископ Евдоким (Мещеряков), епископ Антонин (Грановский), священник А. Введенский и пр., которым удалось организовать Высшее церковное управление (ВЦУ) и провести в апреле-мае 1923 года собор, отменивший патриаршество и лишивший патриарха Тихона священства и монашества. Выйдя из заключения в июне 1923 года (для чего патриарху пришлось признать свою мнимую вину перед Советской властью), святейший Тихон направил все свои силы на борьбу с обновленческим расколом: объявил ВЦУ незаконным, принятые им распоряжения — недействительными. До конца 1924 года значительная часть духовенства и мирян вернулась в Церковь из обновленчества. В нач. 1925 против патриарха Тихона было возбуждено новое уголовное дело, но в апреле 1925 году он скончался. После его смерти ОГПУ организовала в Церкви новый, «григорианский» (по имени архиепископа Григория (Яцковского)) раскол, был арестован Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский). Декларация его заместителя, ставшего фактическим главой Церкви — митрополитаСергия (Страгородского) о лояльности Советской власти (1927) не смогла остановить волны репрессий, вызвав лишь новый раскол среди верующих и духовенства. В связи с коллективизацией и раскулачиванием в 1929-1933 годах была проведена массовая антирелигиозная кампания, приведшая к закрытию и ликвидации многих церквей и аресту ок. 40 тыс. церковно- и священнослужителей, большая часть которых была заключена в концлагеря, часть расстреляна. В 1932 году началась «безбожная пятилетка», целью которой было провозглашено полное уничтожение религии в СССР. В 1934 году были возобновлены массовые закрытия церквей, аресты и высылки священнослужителей и прихожан.

В 1935 году по требованию властей был распущен Временный патриарший синод. В 1936 году, получив известие о смерти митрополита Петра (за год до его реального расстрела), митрополит Сергий был провозглашен Патриаршим местоблюстителем. Тем временем, ознакомившись с результатами переписи 1937 года и узнав, что 42, 3 % населения продолжают считать себя верующими, И. В. Сталин решил провести новые масштабные репрессии против Церкви. Только в 1937 году было арестовано 136 900 православных церковно- и священнослужителей, из них расстреляно 85 300. Те же цифры для 1938 года составили 28 300 и 21 500, 1939 года — 1500 и 900, 1940 года — 5100 и 1100, 1941 года — 4000 и 1900. Из 25 тыс. церквей в 1935 году к 1939 году осталось 1277 (в 1939-1940 годах к ним прибавилось 1744 православных храма и 88 монастырей Прибалтики, Западной Белоруссии, Западной Украины и Буковины).

Репрессии продолжились бы и дальше, если бы не началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Но и во время нее отношение Советской власти к Церкви переменилось лишь после того, как стало известно об открытии 3732 храмов на оккупированных территориях (до конца войны немцы открыли ок. 7 тыс. храмов). 4 сентября 1943 состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) (единственных оставшихся на свободе правящих архиереев) со Сталиным. 8 сентября был проведен Архиерейский собор, на котором митрополит Сергий был возведен в патриаршье достоинство. Часть священнослужителей была выпущена из лагерей. Церкви разрешалась образовательная деятельность. Началось открытие церквей на советской территории (в 1947 в СССР было 13 813 храмов). Несмотря на перенесенные испытания, Церковь заняла патриотическую позицию, разделив судьбу своего народа. Многие священнослужители в оккупации принимали участие в антифашистском подполье, были связаны с партизанами.

Однако после войны репрессии против Церкви были продолжены, хотя и не в столь явной форме. В 1949 в лагерях продолжало находиться 3523 священника. В 1947-1948 годах «за активную подрывную деятельность» было арестовано ок. 700 православных верующих. Только в 1953 было закрыто 8 монастырей. С 1948 по 1953 год не был открыт ни один храм, 120 храмов использовалось для хранения зерна. К 1949 году у Церкви было отобрано 1150 зданий, занятых во время войны под молитвенные цели.

В 1945-1970 годах Русскую Церковь возглавлял патриарх Алексий I (Симанский). При нем в 1945-1946 годах воссоединились с Патриархией не принявшие «Декларацию 1927 года» («непоминающие»), вернулись в Церковь последние обновленческие приходы. В 1946 году прошел Львовский собор, отменивший Брестскую унию 1596. К РПЦ присоединился 2491 униатский приход Западной Украины, но осуществленное при этом давление властей сделало этот процесс болезненным.

При Н. С. Хрущеве в 1958 году началась антирелигиозная кампания. Вновь стали закрываться храмы, монастыри и духовные школы, начались аресты (к 1964 году было осуждено более 1200 чел.). В 1961 году Синоду было навязано постановление об отстранении настоятеля от руководства приходской деятельностью, которая стала являться прерогативой старосты, назначаемого в исполкоме. Был введен жесткий контроль за исполнением треб. К этому времени число приходов сократилось до 8 тыс. (к 1966 году их осталось 7, 5 тыс.). Единственной нишей, помогавшей Церкви сохранить силы и епископат, стало ее участие в миротворческой деятельности.

В 1971 году состоялся Поместный собор РПЦ, который избрал патриархом митрополита Пимена(Извекова) (1971-1990) и отменил клятвы Собора 1666-1667 годов на старые обряды. Число приходов сократилось в 70-е годы до 7 тысяч.

Юбилейный, 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси — стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. Гонение на Церковь было прекращено, стали вновь открываться храмы. Только в 1988 году было открыто более 1000 храмов. В 1990 году в РПЦ насчитывалось 11 тыс. приходов. Прошли канонизации новых святых, в т. ч. в 1989 патриарха Тихона. В 1990 году закон о свободе совести возвращал Церкви право юридического лица.

В 2007 году было восстановлено единство с Русской Православной зарубежной церковью.

С 1 февраля 2009 года предстоятелем Русской Православной Церкви является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), избранный на патриарший престол 27 января 2009 года на Поместном соборе РПЦ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.