Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журнально-ордерная форма






Журнально-ордерная форма учета основана на применении накопительных регистров – журналов-ордеров. Журнал-ордер – это бухгалтерский регистр, построенный по шахматному принципу. В нем сочетается журнал (хронологическая запись) и систематическая запись (ордер). Особенностью их структуры является то, что заполняются они по кредитовому признаку, то есть записи в журнал делаются по кредиту счета в корреспонденции с дебетом разных счетов. Разработчики журнально-ордерной формы определили структуру журналов-ордеров и присвоили им определенные порядковые номера. Так журнал-ордер № 1 заполняется по кредиту счета 50 «Касса», журнал-ордер № 2 – по кредиту счета 51 «Расчетные счета» и т.д. В результате за каждым журналом-ордером закреплен один или несколько однородных синтетических счетов. На бланке каждого журнала-ордера указано информацию каких синтетических счетов следует отражать в данном журнале. Любая хозяйственная операция обязательно попадает в какой-либо журнал-ордер.

Таблица 6.6

Журнал-ордер № 2 по кредиту счета 51 «Расчетные счета»

Дата В дебет счетов Итого по кредиту счета
          и т.д.
               
               
Итого              

 

Записи в журнал-ордер производятся ежедневно или с другой периодичностью по мере совершения операций на основании первичных документов. При этом, если в течение одного дня было произведено перечисление денежных средств нескольким поставщикам, то в журнале-ордере отражается общая сумма всех перечислений, а расшифровка платежей по наименованиям поставщиков отражается в аналитических регистрах расчетов с поставщиками. Ежедневно в графе «Итого по кредиту счета» определяется общая сумма перечислений, произведенных с расчетного счета. По окончании месяца в журнале-ордере подсчитываются итоги, которые используются для заполнения Главной книги.

Кроме журналов-ордеров в данной форме учета составляются ведомости и разработочные таблицы.

Ведомости бывают дебетовые и вспомогательные.

Дебетовые ведомости используются для контроля за операциями по дебету счетов и отражают дебетовые обороты конкретного счета. Они применяются для учета кассовых операций, операций по расчетному счету, операций по валютным счетам для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документы с записями в различных журналах-ордерах.

Вспомогательные ведомости являются регистрами аналитического учета. Они накапливают и группируют затраты по счетам аналитического учета.

Разработочные таблицы используются для проведения необходимых расчетов при составлении журналов-ордеров и дебетовых ведомостей.

Главная книга при журнально-ордерной форме открывается на отчетный год. Для каждого синтетического счета в ней предусмотрен отдельный лист. Шифры счетов в Главной книге проставляются по мере их возрастания, то есть со счета 01 «Основные средства» до счета 99 «Прибыли и убытки». В таблице 6.7 приведен лист Главной книги по счету 51 «Расчетные счета».

 

Лист Главной книги: сч.51 " Расчетный счет".

Таблица 6.7

Месяц С кредита счетов по данным журналов-ордеров Итого по дебету Оборот по кредиту Остаток
Ж/о № 1 по К счета 50 Ж/о № 3 по К счета 55 Ж/о № 6 по К счета 60 Ж/о № 7 по К счета 71 Ж/о № 8 по К счета 62 и т.д. Д К
                     
Сальдо на 01.01                    
Январь                    
Февраль                    
И т.д.                    
Итого                    

 

При заполнении соответствующего листа Главной книги на 1 января отчетного года проставляются остатки по всем синтетическим счетам по данным Главной книги за прошлый год (остатки на конец года) в графах 10 и 11. При заполнении листа Главной книги по счету 51 «Расчетные счета» остаток денежных средств на расчетных счетах на 1 января будет указан в графе 9 строки сальдо на 01.01.200х. По окончании января из журнала-ордера №2 сумма кредитового оборота по счету 51 записывается по строке Январь в графу 9. Следующим этапом заполнения листа Главной книги будет выборка оборота по дебету счета 51 «Расчетные счета» из соответствующих журналов-ордеров. Так например, по журналу-ордеру №1 определяют сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет из кассы организации (Д 51 К 50) и отражают ее в графе 2. По журналу-ордеру 3, который ведется по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» определяют сумму денежных средств поступивших на расчетный счет со специальных счетов (Д 51 К 55). Эту сумму записывают в графу 3. В графе 8 проставляется общая сумма записей по дебету соответствующего счета.

В результате заполнения всех листов Главной книги имеются сведения об оборотах по дебету и кредиту всех синтетических счетов за месяц, на основании которых определяются остатки по счетам на конец отчетного периода. По полученным данным заполняется оборотная ведомость и бухгалтерский баланс.

Достоинства журнально-ордерной формы:

1. Совмещение хронологического и систематического учета по значительному количеству счетов;

2. Совмещение в некоторых журналах-ордерах синтетических и аналитических счетов;

3. Наличие достаточного количества данных для составления бухгалтерской отчетности;

4. Наличие типовых учетных регистров.

Недостатки журнально-ордерной формы:

1. Сложная структура журналов-ордеров;

2. Трудность освоения для начинающих;

3. Невозможность учета специфики отдельных производств;

4. Техническое неудобство записей.

 

Все формы бухгалтерского учета, предусмотренные для ручного ведения учета, используются разработчиками пакетов прикладных программ. В настоящее время самыми распространенными являются 1 С Бухгалтерия, Парус, Галактика.

 

6. Инвентаризация и порядок ее проведения

Инвентаризация является одним из элементов метода бухгалтерского учета и способствует своевременному выявлению расхождений, которые по различным причинам могут возникать между фактическими и документальными данными по каждому объекту бухгалтерского учета. Несмотря на то, что для обеспечения достоверности все хозяйственные операции, осуществляемые в организации, оформляются первичными документами, расхождения периодически возникают из-за арифметических ошибок, несоблюдения документооборота и, как следствие, неотражения в документах некоторых фактически свершившихся операций.

Значение инвентаризации законодательно закреплено в статье 12 Закона «О бухгалтерском учете», в которой указано, что «для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка».

Порядок, сроки и причины проведения инвентаризации определяются руководителем организации за исключением тех случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Обязательно проведение инвентаризации в следующих случаях:

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при передаче имущества в аренду, при выкупе, продаже;

- при преобразовании предприятия;

- при смене материально-ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи имущества;

- в случаях стихийных бедствий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций;

- при разделении предприятия;

- при слиянии нескольких предприятий;

- при ликвидации организации.

Инвентаризация должна проводиться в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом МФ РФ от 13.06.1995 г. № 49.

Учитывая важность инвентаризации, причин и мотивов ее проведения существует классификация различных видов инвентаризации.

По обязательности проведения различают обязательную и инициативную инвентаризацию.

Обязательная инвентаризация проводится в случаях предусмотренных законодательством, в частности перед составлением годового отчета.

Инициативная инвентаризация проводится по инициативе руководства организации, ее собственников, акционеров.

По охвату проверяемого имущества различают сплошную и выборочную инвентаризацию.

Сплошная инвентаризация предусматривает проверку всех видов имущества и всех расчетов организации. Она проводится перед составлением годового отчета, при реорганизации и ликвидации организации.

Выборочная инвентаризация проводится по отдельным видам имущества или обязательств. Например, при смене материально-ответственных лиц производится инвентаризация материальных ценностей, за которые несет ответственность данный специалист.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителем организации. Как правило, председателем комиссии является руководитель организации, членами комиссии – товароведы, экономисты, работники бухгалтерии, представители службы внутреннего аудита и другие специалисты в зависимости от назначения инвентаризации и проверяемого имущества. При проведении инвентаризации должны присутствовать все члены комиссии, так как отсутствие хотя бы одного члена комиссии может служить основанием для признания результатов инвентаризации не действительными.

До начала инвентаризации следует проверить наличие и состояние инвентарных карточек, книг, описей и других регистров аналитического учета. Материальные ценности, подлежащие инвентаризации должны быть разложены по установленным для них местам. Все приходные и расходные документы, отражающие движение материальных ценностей, должны быть оформлены и переданы в соответствующие подразделения, в том числе в бухгалтерию. До начала инвентаризации материально-ответственное лицо дает расписку, о том, что все поступившие на склад ценности оприходованы, переданные со склада – списаны, все необходимые документы оформлены.

Во время проведения инвентаризации все операции по приему и отпуску материальных ценностей прекращаются. Ценности фактически поступившие после начала проведения инвентаризации хранятся обособленно и приходуются после окончания инвентаризации.

Процесс проведения инвентаризации заключается в сплошной проверке всех ценностей в натуральном измерении (пересчет, взвешивание, измерение и т.п.). Данные фактической проверки материальных ценностей записываются в Инвентаризационную опись № ИНВ-3, форма которой утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88.

 

Таблица 6.8

Форма инвентаризационной описи

№ п/п Счет, с/ счет Товарно-материальные ценности Единица измерения Цена Факт. наличие По данным бухг. учета
Наим-е, Хар-ка (вид, сорт, группа) Код (номен- клату-рный номер) Код по ОКЕИ Наи ме нование Кол-во Сум. Кол-во Сум. руб. коп
                     
                     
ИТОГО        
                       

 

В результате проведения инвентаризации оставляется Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей унифицированной формы № ИНВ-19.

Таблица 6.9

Форма сличительной ведомости результатов инвентаризации

№ п/п Товарно- материальные ценности Единица измерения Номер
Наименование, характеристика (вид, сорт, группа) Код (номен- клатурный номер) Код по ОКЕИ Наим-енов. Инвентарный Паспорта
             
             

Продолжение таблицы 6.9

Результаты инвентаризации Отрегулировано за счет уточнения записей в учете
Излишек Недостача Излишек Недостача
Кол-во Сум. руб. коп. Кол-во Сум. руб. коп. Кол-во Сум. руб. коп. Номер счета, статьи, заказа Кол-во Сум. руб. коп. Номер счета, статьи, заказа
                   
                   

Продолжение таблицы 6.9

Пересортица Приходуются окончательно излишки Окончательные недостачи
Излишек Недостача
Кол-во Сум. руб. коп. Номер счета, статьи, заказа Кол-во Сум. руб. коп. Номер счета, статьи, заказа Кол-во Сум. руб. коп. Номер счета Кол-во Сум. руб. коп.
                     
                     

 

Предложения об урегулировании выявленных в ходе инвентаризации расхождений представляются на рассмотрение руководителю организации, после чего на заседании инвентаризационной комиссии выявляются причины обнаруженных недостач и излишков.

Выявленные в ходе инвентаризации расхождения отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом: излишки приходуются на счета соответствующих объектов бухгалтерского учета и одновременно отражаются на счете " Прочих доходов и расходов", субсчет " Прочие доходы"; недостачи имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на счета учета издержек производства или обращения, а сверх норм – относятся на виновных материально-ответственных лиц. Если виновные лица не установлены, либо суд отказал во взыскании с них недостач, то эти суммы списываются на счете " Прочие доходы и расходы", субсчет " Прочие расходы".

 


ТЕМА 7. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

7.1. Общие принципы организации бухгалтерского учета в коммерческих организациях.

7.1.1. Организационно-правовые особенности организаций и их влияние на организацию бухгалтерского учета

7.1.2. Формирование капитала организации

7.1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Учетная политика организации

7.1.4. Способы организации бухгалтерской службы на предприятии. Права и обязанности главного бухгалтера

7.2. Общие принципы учета производственных процессов.

7.2.1. Виды производств в промышленности и их классификация

7.2.2. Состав и классификация затрат на производство

7.2.3. Система учета затрат на производство при различных методах учета и калькулирования себестоимости продукции.

7.1. Общие принципы организации бухгалтерского учета в коммерческих организациях






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.