Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные характеристики бюджетной системы Российской Федерации
млрд. руб.
Показатели
|
|
|
|
|
| Доходы, всего
| 16 169, 1
| 12 363, 9
| 13 652, 1
| 15 404, 9
| 16 556, 8
| %% к ВВП
| 38, 8
| 31, 7
| 31, 6
| 32, 0
| 30, 8
| Федеральный бюджет
| 9 275, 9
| 6 713, 8
| 6 950, 0
| 7 455, 7
| 8 069, 6
| Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
| 3 253, 3
| 3 411, 6
| 4 794, 7
| 5 541, 0
| 6 057, 4
| - в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов
| 1 654, 4
| 1 324, 3
| 2 176, 4
| 3 279, 4
| 3 577, 9
| консолидированные бюджеты субъектов РФ
| 6 198, 8
| 5 686, 0
| 5 505, 3
| 5 634, 4
| 5 735, 1
| - в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов
| 5 073, 3
| 4 211, 8
| 4 382, 2
| 4 642, 2
| 4 850, 1
| Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
| 536, 7
| 479, 1
| 502, 8
| 558, 2
| 617, 7
| - в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов
| 166, 7
| 114, 0
| 143, 5
| 27, 6
| 59, 2
| Расходы, всего
| 14 157, 0
| 16 101, 7
| 16 946, 4
| 17 588, 4
| 18 289, 3
| %% к ВВП
| 34, 0
| 41, 3
| 39, 2
| 36, 6
| 34, 1
| Федеральный бюджет
| 7 570, 9
| 9 931, 4
| 9 886, 9
| 9 389, 8
| 9 681, 0
| - в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов
| 4 893, 9
| 6 386, 7
| 6 167, 6
| 6 159, 1
| 6 341, 1
| Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
| 2 897, 8
| 3 508, 9
| 4 828, 0
| 5 536, 5
| 6 048, 8
| - в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов
| 2 728, 7
| 3 397, 8
| 4 717, 6
| 5 268, 4
| 5 751, 3
| Консолидированные бюджеты субъектов РФ
| 6 253, 1
| 6 109, 1
| 5 829, 4
| 5 888, 3
| 5 864, 8
| - в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов
| 6 033, 1
| 5 838, 1
| 5 558, 4
| 5 602, 7
| 5 579, 2
| Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
| 500, 1
| 479, 1
| 502, 8
| 558, 2
| 617, 7
| Дефицит (-)/профицит (+), всего
| 2 012, 1
| -3 737, 8
| -3 294, 3
| -2 183, 5
| -1 732, 5
| %% к ВВП
| 4, 8
| -9, 6
| -7, 6
| -4, 5
| -3, 2
|
Структура доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации отражает законодательно установленное разграничение предметов ведения и полномочий публично-правовых образований, при осуществлении которых принимаются расходные обязательства, исполняемые за счет соответствующих бюджетов (таблица №2):
Таблица №2
Структура доходов и расходов бюджетной системы
Российской Федерации
Показатели
|
|
|
|
|
| Доходы до перечисления межбюджетных трансфертов, % к общему объему доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
| Федеральный бюджет
| 57, 4
| 54, 3
| 50, 9
| 48, 4
| 48, 7
| Консолидированные бюджеты субъектов РФ
| 31, 4
| 34, 1
| 32, 1
| 30, 1
| 29, 3
| Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
| 10, 2
| 10, 7
| 15, 9
| 21, 3
| 21, 6
| в т.ч. Пенсионный фонд РФ
| 6, 2
| 7, 5
| 12, 7
| 17, 1
| 17, 3
| Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования
| 1, 0
| 0, 9
| 1, 1
| 0, 2
| 0, 4
| Доходы после перечисления межбюджетных трансфертов, % к общему объему доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
| Федеральный бюджет
| 40, 5
| 25, 5
| 23, 5
| 27, 3
| 28, 4
| Консолидированные бюджеты субъектов РФ
| 38, 3
| 46, 0
| 40, 3
| 36, 6
| 34, 6
| Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
| 20, 1
| 27, 6
| 35, 1
| 36, 0
| 36, 6
| в т.ч. Пенсионный фонд РФ
| 17, 2
| 23, 3
| 31, 2
| 31, 0
| 31, 5
| Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования
| 3, 3
| 3, 9
| 3, 7
| 3, 6
| 3, 7
| Доля межбюджетных трансфертов в доходах, %
| Консолидированные бюджеты субъектов РФ
| 18, 2
| 25, 9
| 20, 4
| 17, 6
| 15, 4
| Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
| 49, 1
| 61, 2
| 54, 6
| 40, 8
| 40, 9
| в т.ч. Пенсионный фонд РФ
| 59, 3
| 67, 6
| 59, 3
| 44, 9
| 45, 2
| Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования
| 68, 9
| 76, 2
| 71, 5
| 95, 1
| 90, 4
| Расходы (без учета трансфертов, перечисляемых в другие бюджеты бюджетной системы), % к общему объему расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
| Федеральный бюджет
| 34, 6
| 39, 7
| 36, 4
| 35, 0
| 34, 7
| Консолидированные бюджеты субъектов РФ
| 42, 6
| 36, 3
| 32, 8
| 31, 9
| 30, 5
| Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
| 19, 3
| 21, 1
| 27, 8
| 30, 0
| 31, 4
| в т.ч. Пенсионный фонд РФ
| 18, 8
| 18, 5
| 25, 2
| 27, 2
| 28, 5
| Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования
| 3, 5
| 3, 0
| 3, 0
| 3, 2
| 3, 4
|
Значительная часть расходов федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов передается бюджетам субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, предоставляют межбюджетные трансферты местным бюджетам. Наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности, в состав межбюджетных трансфертов входят субвенции, предоставляемые в целях финансового обеспечения переданных (законом или соглашением) другим публично-правовым образованиям полномочий, а также субсидии, направляемые для софинансирования исполнения расходных обязательств, принимаемых другими публично-правовыми образованиями в соответствии с их предметами ведения и полномочиями.
Кроме того, часть расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации исполняется за счет средств государственных внебюджетных фондов, в том числе за счет предоставляемых им трансфертов. Общей тенденцией в 2009-2012 годах является существенное увеличение, в результате решений по проводимой пенсионной реформе, доли расходов Пенсионного фонда Российской Федерации. (таблица №3):
Таблица №3
Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 год
Показатель
|
| Отчет
|
|
|
| Доходы, млрд. руб.
| 6 713, 8
| 6 950, 0
| 7 455, 7
| 8 069, 6
| %% к ВВП
| 17, 2
| 16, 1
| 15, 5
| 15, 0
| Расходы, млрд. руб.
| 9 931, 4
| 9 886, 9
| 9 389, 8
| 9 681, 0
| %% к ВВП
| 25, 5
| 22, 9
| 19, 5
| 18, 0
| Дефицит/профицит, млрд. руб.
| -3 217, 6
| -2 936, 9
| -1 934, 1
| -1 611, 4
| %% к ВВП
| -8, 3
| -6, 8
| -4, 0
| -3, 0
|
В 2010-2012 годах наблюдается снижение доходов федерального бюджета с 17, 2% к ВВП в 2009 году до 16, 1% в 2010, 15, 5% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15, 0% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах наблюдается рост доходов в среднем на 6, 3% в год (таблица №4):
Таблица №4
Динамика доходов федерального бюджета
Показатель
|
|
| Отчет
|
|
|
| Доходы, всего (млрд. рублей)
| 9 275, 9
| 6 713, 8
| 6 950, 0
| 7 455, 7
| 8 069, 6
| в том числе:
|
|
|
|
|
| Нефтегазовые доходы (млрд. рублей)
| 4 389, 4
| 2 797, 6
| 3 194, 7
| 3 311, 8
| 3 503, 1
| Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей)
| 4 886, 5
| 3 916, 2
| 3 755, 3
| 4 143, 9
| 4 566, 5
| Темпы прироста доходов к предыдущему году, %
| 19, 2
| -27, 6
| 3, 5
| 7, 3
| 8, 2
| в том числе:
|
|
|
|
|
| Нефтегазовые доходы
| 51, 5
| -36, 3
| 14, 2
| 3, 7
| 5, 8
| Ненефтегазовые доходы
| 0, 1
| -19, 9
| -4, 1
| 10, 3
| 10, 2
| Доля в общем объеме доходов, %
|
|
|
|
|
| Нефтегазовые доходы
| 47, 3
| 41, 7
| 46, 0
| 44, 4
| 43, 4
| Ненефтегазовые доходы
| 52, 7
| 58, 3
| 54, 0
| 55, 6
| 56, 6
|
Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, наблюдается снижение объема расходов федерального бюджета с 25, 5 % к ВВП в 2009 году до 18, 0 % к ВВП в 2012 году и дефицита федерального бюджета с 8, 3 % ВВП в 2009 году до 3, 0 % в 2012 году.
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010-2012 год определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы (таблица №5):
Таблица №5
|