Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура сознания.






Сознание человека не пассивно, а активно. Чело-

век отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе активной

преобразующей деятельности. Сознание человека это такая духовная дея-

тельность, которая направлена на активное творческое преобразование дей-

ствительности. Сознание человека не только отражает объективный мир, но и

творит, изменяет его посредством практической деятельности. Творческая

работа сознания органически связана с практической деятельностью челове-

ка и его потребностями. Потребности человека – это социально обоснован-

ные нужды в достойном обеспечении жизнедеятельности организма и духов-

ного развития.

Потребности определяют интересы людей. Собственно, интересы это не

что иное как осознание потребности. Интересы в сознании приобретают ха-

рактер замысла или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и ос-

нова планирования того, к чему человек стремится. Это понятие ориентиро-

ванное на практическую реализацию. Потребности, интересы и идеи опреде-

ляют цели. Цель – это идеализированное мысленное предвосхищение резуль-

татов деятельности. В качестве непосредственного мотива она направляет и

регулирует человеческую деятельность. Важной стороной активности созна-

ния является самосовершенствование. Люди, как правило, стремятся перейти

в новое состояние, стать совершеннее, изменить себя и свою деятельность,

сделать жизнь лучше. Конструирование будущего состояния человека, обще-

ства и превращение этой идеальной модели в действительность составляет

сущность творческой активности человека.

Понятие сознания неоднозначно. Структура сознания включает в себя

целый ряд компонентов. Прежде всего, под сознанием понимается осознание,

отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осу-

ществляется: естественном или социальном, чувственном или рациональном.

В данном аспекте имеется в виду отношение сознания к материи без выявле-

ния специфики его структурной организации.

В структуру сознания входит осознание вещей и явлений. Это не просто

отражение вообще. Это высшая, чисто человеческая форма отражения дейст-

вительности, а также переживание, то есть определенное отношение к со-

держанию того, что отражается, переживание по этому поводу. Способ, ка-

ким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми зна-

ниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание мира имеет раз-

личные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понима-

ния. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное

осознание мира. А также чувственный и рациональный уровни сознания.

Ощущения, восприятия, представления, понятия мышление образуют

ядро сознания. Однако все это не исчерпывает его структурной полноты.

Сознание включает в себя апперцепцию. Всякое восприятие нового каждый

человек пропускает через свой опыт, через свой менталитет и в связи со всем

этим определяет свое отношение к полученной информации.

Сознание включает в себя убеждения и волю. Убеждения выражают от-

ношение субъекта к познанному объекту. Они возникают и укрепляются там,

где знания верно отражают объективные процессы развития действительно-

сти. Убеждение – это вера, основанная на научном знании, на объективной

истине. (Конечно, убеждения могут быть основаны либо на слепой вере, либо

на несовершенном, ошибочном знании). Однако это зависит от достигнутого

уровня развития познания и социальных условий, в которых оно осуществля-

ется.

Важная сторона сознания – это эмоции, переживания. Эмоции выража-

ют связь знаний и убеждений с управлением человеческой деятельностью,

направленной на достижение определенной цели, на превращение идеальных

конструкций в действительность. Осуществление этих моделей всегда связа-

но с управлением, как самим собой, так и другими людьми, а это, в свою оче-

редь, всегда связано с переживаниями – эмоциями. Они возникают на основе

тех противоречий и сложностей, которые неизбежно встречаются на пути

достижения поставленной цели.

Важнейшим компонентом сознания является самосознание. Человек

мыслит и в большей или меньшей мере знает себя. Он отдает себе отчет в

том, что делает, думает, чувствует. Он осознает себя как личность. Самосоз-

нание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов

поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание форми-

руется во взаимодействии человека с другими людьми с миром через свою

практическую деятельность. Вместе с тем, человек осознает себя не только

посредством других людей, но и через созданную им материальную и духов-

ную культуру.

Самосознание тесно связано с рефлексией. Рефлексия – это принцип че-

ловеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание соб-

ственных форм, предпосылок, предметного рассмотрения самого знания,

критический анализ его содержания, методов познания. Это расширение ду-

ховного мира человека.

Познавая себя, человек не остается таким же, каким он был прежде. Са-

мосознание это не духовное зеркало. Это ответ на зов общественных условий

жизни, которые требуют от каждого человека, чтобы он умел оценить свои

поступки, слова, мысли с точки зрения определенных социальных норм.

Жизнь своими строгими уроками требует осуществлять самоконтроль и са-

морегулирование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.