Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис сознания.






Сознание сложилось вместе, одновременно с форми-

рованием человека, ибо нет и не было человека без сознания, нет и не было

на земле сознания без человека. Сознание это важнейший атрибут, отличи-

тельная черта человека, отличающая его от всего живого на нашей планете.

Имеют место три позиции возникновения человека и его сознания.

Первая – позиция религии, возникла в глубокой древности. Согласно ей – че-

ловека создал господь Бог. “И сотворил Бог человека по образу своему, по

образу божию сотворил его; мужчину и женщину - соворил их”. Вторая по-

зиция – выдвинута и обоснована Ч. Дарвином во второй половине XIX века.

Это позиция антропогенеза: процесс историко-эволюционного формирования

физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятель-

ности, речи, а также общества. Третья позиция – космическое происхождение

человека. Она возникла в период полетов человека в космос. Высказывается

два направлении по этой позиции. Первое – некогда на землю прибыли ино-

планетяне, но улететь обратно не смогли. От них и произошел человек. Ар-

гументы: на египетских пирамидах выбиты фигуры, напоминающие экипи-

ровку современных космонавтов. Далее – если подняться на высоту птичьего

полёта над Южной Америкой – можно увидеть следы гигантских плановых

разметок территории. Другое направление – человечество было посеяно на

земле инопланетянами с экспериментальной целью.

Наиболее научно обоснованным представляется теория антропогенеза.

Но и она имеет слабое звено: отсутствие достаточно доказательного пере-

ходного звена от животного к человеку.

Согласно современному пониманию антропогенеза человек произошел

не просто от обезьяны, а от специфического обезьяноподобного животного –

гоминида. Гоминиды спустились с деревьев на землю, видимо ввиду недос-

татка корма на деревьях. Это повлекло за собой ряд последующих изменений

в жизни и организме предков человека.

Прежде всего - это переход к прямохождению. Это обеспечило расши-

рение кругозора и освобождение передних конечностей с последующим из-

менением их роли в жизни гуманоида. Освободившаяся конечность из органа

опоры превращается в орган, позволяющий выполнять различные трудовые

операции, - в руку. Свободная рука стала целиком использоваться (на первых

порах) для применения найденных в природе готовых “орудий”. Действие с

природными орудиями труда совершенствовало руку, она приобретала все

большую ловкость движений, изменялось и ее анатомическое строение. Со-

вершенствование руки и ее операционных навыков, использование готовых

орудий привело к новому качественному скачку в развитии наших предков –

переходу к изготовлению первых орудий труда. Это неизбежно должно при-

вести к переходу от простой жизнедеятельности к человеческому труду –

сознательной целенаправленной деятельности. В ней особое место занимает

процесс изготовления предком человека орудий труда.

В этом процессе все более совершенствуется человеческий труд и по-

степенно исчезают его животные формы. Осознание необходимости произ-

водства орудий труда и их назначения, конечных целей трудовых операций

неизбежно делало труд общественным. Именно с тех пор, как труд стал чело-

веческим, он в то же время стал общественным, первобытные люди вынуж-

дены были действовать сообща, коллективно, а не изолировано друг от друга.

В совместном труде и была заключена причина возникновения первой

формы общественной организации людей – рода, родовых связей и отноше-

ний. Это объясняется тем, что в процессе трудовой деятельности первобыт-

ных людей развивались не только операционно-технические функции созна-

ния по отношению к объекту труда, но и отношения людей друг к другу, их

производственные отношения.

Процесс становления человеческого рода как социальной организации

одновременно был процессом подавления животных инстинктов. Род стано-

вился не только носителем производственного опыта, но и социального опы-

та поведения людей, норм и правил поведения в первобытном коллективе.

Именно здесь истоки возникновения нравственно-эстетических норм поведе-

ния первобытных людей, а также отдельных форм общественного сознания.

В процессе перехода к человеческому труду, от стада к роду животная

система сигналов преобразовывалась в человеческий язык и речь.

Люди не могли производить, не вступая в определенные связи, не пере-

давая друг другу опыт, унаследованный от предков, и свой опыт, знания и

умения. Именно на этой основе возникает потребность в более совершенных

знаках, понятиях, представленных в форме слов, ритуалов, рисунков – возни-

кают человеческие языки и речевая форма общения.

Язык – это система знаков, служащих средством общения между людь-

ми, средством мышления и выражения мысли. Речь – это материализация

мысли. Мысль, язык и речь – специфически человеческие средства хранения

и передачи информации.

Человеческая речь, как и речевой аппарат, является результатом дли-

тельного исторического развития. Язык и сознание существуют в единстве и

неразрывной связи. Язык выступает средством общения между людьми,

средством обобщения и логического анализа.

Язык есть непосредственная действительность мысли. Слово – это мате-

риальная и, следовательно, доступная для восприятия форма передачи мыс-

лей, но слова могут выражать мысль только в логически стройной системе.

Речь – это наиболее распространенная и естественная форма бытия сознания.

По мере развития абстрактного мышления язык становится более разнооб-

разным и одновременно более формализованным.

Наряду с развитием естественного языка возникают, развиваются иску-

ственные языки: языки науки (математики, физики, химии, географии, ки-

бернетики), языки искусства (живопись, музыка, балет) и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.