Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественные записи 1877--1894 ГГ. 1 страница






На протяжении ряда лет Станиславский вел записи о своих сценических выступлениях, начиная с первого выхода на сцену в любительском домашнем спектакле в возрасте четырнадцати лет и кончая выступлениями в качестве актера и режиссера в Обществе искусства и литературы в начале 90-х годов.

Записи велись в двух конторских книгах, куда Станиславский вклеивал также программы и афиши всех спектаклей с его участием, рецензии и письменные отзывы зрителей. Эти книги представляют собой творческий архив Станиславского, характеризующий его сценическую деятельность до организации Художественного театра. Систематические записи обрываются в апреле 1892 г.

Заголовок " Художественные записи" был дан при первом их издании редактором Л. Я. Гуревич с согласия самого Станиславского, так как этот документ не носит характера дневника в обычном смысле слова. Как было обнаружено Л. Я. Гуревич, записи первых лет были сделаны не вслед за спектаклями, а несколько лет спустя, по воспоминаниям. Точно так же и в дальнейшем дневниковые записи перемежаются с воспоминаниями.

Редактор первого издания (" Художественные записи, 1877--1892", М.--Л., 1939) стремился отразить всю артистическую деятельность Станиславского за пятнадцать лет. С этой целью наряду с записями Станиславского были помещены сведения и о спектаклях, в которых он участвовал, но о которых не оставил записей. Этот принцип публикации, соответствующий задачам монографического издания, не отвечает требованиям, предъявляемым к собранию сочинений. В настоящем издания печатаются лишь тексты самого Станиславского, причем к ранее опубликованным материалам добавлены новые, относящиеся к 1893 и 1894 годам.

За основу публикации принята редакция текста, произведенная Л. Я. Гуревич, которая пользовалась указаниями Станиславского и внесла с его согласия ряд стилистических исправлений. В данном издании произведена сверка с подлинником, восстановлены купюры, имеющиеся в первой публикации, и внесены поправки, возвращающие к подлинному тексту рукописи в тех случаях, когда текст Станиславского был неправильно расшифрован или исправления редактора были сделаны без достаточных оснований.

При комментировании частично использованы примечания, написанные для первого издания Е. Н. Семяновской.

 

1 " Мой первый дебютный спектакль состоялся в день именин матери, пятого сентября 1877 года", -- пишет Станиславский в " Моей жизни в искусстве".

С этого спектакля, состоявшегося в имении родителей Станиславского Любимовке, начинается деятельность любительского домашнего театра семьи Алексеевых, получившего название " Алексеевского кружка".

Из программы, написанной рукой Станиславского, видно, что в этот день были исполнены: комедия-водевиль неизвестного автора " Провинциалка", одноактная комедия Н. И. Куликова " Которая из двух" и водевили " Старый математик, или Ожидание кометы в уездном городе" и " Чашка чаю". В двух последних четырнадцатилетний Костя Алексеев играл роли отставного учителя математики Степана Степановича Молотова и чиновника Стуколкина. В спектакле участвовали отец Станиславского, братья и сестры, родственники и воспитатели. Режиссером был И. Н. Львов.

Описание " первого дебюта" дано Станиславским в книге " Моя жизнь в искусстве".

2 " В своих " Записях" Костя пишет, что " Старый математик" не имел успеха. Это не совсем так, скорее он сам был недоволен, а на деле уже с первого спектакля отличался от других более естественной игрой, и совсем не было заметно, что он волнуется или стесняется", -- упоминает З. С. Соколова в своих воспоминаниях о Станиславском.

3 Об исполнении Станиславским роли Стуколкина см. Собр. соч., т. 1, стр. 43.

4 Волковитская Анна Ильдефонсовна -- гувернантка сестер Станиславского (Зинаиды Сергеевны и Анны Сергеевны). В этом спектакле Алексеевского кружка была исполнительницей трех ролей.

5 Володя -- Владимир Сергеевич Алексеев, играл в водевиле " Старый математик" роль чиновника департамента Гвоздева.

6 Спектакль состоял из двух одноактных пьес. Первая из них -- " Спящая фея", поставленная на французском языке при участии Станиславского в роли Лешего, его сестер Зинаиды, Анны и младших братьев Георгия (1869--1921), Бориса (1871--1906) и Павла (1875--1888). Во второй пьесе -- " Полюбовный дележ, или Комната о двух кроватях" -- Станиславский играл роль Пишо.

7 В печатной программе указаны три пьесы, поставленные в этот вечер: " Ай да французский язык! " -- шутка в одном действии Н. Оникса, " Лакомый кусочек" -- комедия-шутка в трех действиях В. Крылова (Станиславский играл роль Жилкина) и " Капризница" -- комедия в одном действии П. Фролова, в которой Станиславский исполнял роль лакея Семеныча.

" Капризница" была показана в начале вечера (см. стр. 55 настоящего тома).

В спектакле у Сапожниковых Станиславский впервые выступал вне дома.

8 Шумский Сергей Васильевич (1821--1878) -- известный артист Малого театра, ученик М. С. Щепкина.

Третьяков Николай Сергеевич (см. прим. 5 на стр. 541 настоящего тома) в " Лакомом кусочке" играл помещика Бардина, роль, которую позднее, в 1881 г., исполнял Станиславский.

9 В шутке-водевиле " Полюбовный дележ, или Комната о двух кроватях" Станиславский играл роль Пишо; в одноактном водевиле " Покойной ночи, или Суматоха в Щербаковском переулке" он играл роль Милостивого государя.

10 В шутке-водевиле П. С. Федорова " А и Ф" (" Аз и Ферт") Станиславский играл роль Августа Карловича Фиша, а в водевиле П. И. Григорьева " Зало для стрижки волос" -- парикмахера Видаля.

11 Первое выступление Станиславского в открытом публичном спектакле.

Театр Секретарева, известный в театральных кругах под именем " Секретаревки", сдавался для вечеров и спектаклей различным любительским кружкам. Данный спектакль состоял из одноактного водевиля " Жена напрокат", трехактной комедии-шутки " Лакомый кусочек" В. Крылова, в которой Станиславский исполнял роль помещика Бардина, и одноактного водевиля " Слабая струна" (перевод с французского П. Баташева), со Станиславским в роли философа Калифуршона. Впервые эта роль была исполнена Станиславским в Алексеевском кружке летом 1881 г.

В секретаревском спектакле помимо Станиславского принимали участие и другие члены Алексеевского кружка: братья Кашкадамовы, Ф. Д. Иоралов, а также товарищ В. С. Алексеева по Лазаревскому институту Э. А. Шидловский.

12 Бренко Анна Алексеевна (1849--1934) -- драматическая артистка, с 1874 по 1879 г. -- артистка Малого театра. После отмены монополии императорских театров в 1880 г. основала первый частный драматический театр в Москве, который вскоре получил наименование " Пушкинского театра".

13 В печатной программе Алексеевского кружка, относящейся к этому спектаклю, обозначены три пьесы: сцены из комедии Мольера " Брак поневоле", названной в переводе Д. Т. Ленского " Хоть тресни, а женись", в ней Станиславский выступал в роли философа Панкраса; двухактная комедия В. Крылова " Чудовище" и двухактная опера-водевиль " Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец" (перевод с французского Д. Т. Ленского), в которой Станиславский в течение ряда лет с успехом исполнял роль цирюльника Лаверже.

В спектакле участвовали родители Станиславского.

14 По свидетельству В. С. Алексеева, на Станиславского " колоссальное, потрясающее впечатление" произвела пьеса Мольера " Брак поневоле" (" Хоть тресни, а женись") в выпускном ученическом спектакле Консерватории на сцене Малого театра весной 1876 г. И. А. Булдин, ученик И. В. Самарина, играл в этом спектакле роль Панкраса. " Мы бредили этой пьесой, -- записал В. С. Алексеев в своих воспоминаниях о Станиславском. -- Каково же было мое удивление, когда однажды Костя вдруг начал декламировать целые тирады из роли философа Панкраса... Оказалось, что он добыл пьесу и чуть не всю выучил наизусть" (" О Станиславском", стр. 46). Комедия Мольера -- первая классическая пьеса, поставленная Алексеевским кружком.

15 Много лет спустя Станиславский признавался H. E. Эфросу, что цирюльник Лаверже его " самая любимая роль". " Он неподражаемо исполнял роль парикмахера во французском водевиле " Любовное зелье", причем очень тонко, весело и легко передавал куплеты, с большим шиком и грацией", -- вспоминала М. Ф. Андреева (" О Станиславском", стр. 231). Успех " Любовного зелья" был настолько значителен, что Станиславский впоследствии включил этот водевиль в репертуар Общества искусства и литературы.

16 Родон (Габель) Виктор Иванович -- с конца 70-х годов -- комик-буфф в оперетте М. В. Лентовского. Отличался неистощимым юмором, вкусом, способностью к импровизации. Прославился исполнением злободневных куплетов и острот, вводимых им в текст ролей.

17 В спектакле " Любовное зелье" З. С. Алексеева играла роль мызницы Катерины.

18 " Необходим был и режиссер, но так как его не было, а играть хотелось страшно, приходилось самому стать режиссером. Сама жизнь заставляла нас учиться и устраивала нам практическую школу", -- вспоминал позднее Станиславский (см. Собр. соч., т. 1, стр. 48).

19 Спектакль состоялся в доме Алексеевых у Красных ворот. Исполнены были одноактные комедии " Геркулес" (шутка в одном действии, перевод с немецкого П. Новикова), " За стеной" (перевод с французского Л. М.) и " Несчастье особого рода" (переделка с немецкого В. Пенькова), а также двухактная оперетта Э. Жонаса " Жавотта" (переделка текста К. С. Алексеева) и сцена у Нила из третьего акта оперы Д. Верди " Аида". Станиславский был режиссером этого спектакля и исполнял следующие роли: циркача-геркулеса Пурцлера, доктора Нилова (" Несчастье особого рода"), вора Ника (" Жавотта") и пел партию жреца Рамфиса (" Аида").

20 А. С. Алексеева в комедии " За стеной" исполняла роль Евгении.

21 Соколов Константин Константинович (1857--1919) -- врач-хирург, будущий муж З. С. Алексеевой, талантливый актер-любитель, активный участник Алексеевского кружка. В " Жавотте" играл роль Плум-Пудинга, квестора и камергера. Станиславский ценил К. К. Соколова за естественность игры, комедийный юмор и звал его в труппу Общества искусства и литературы и Художественного театра.

22 Деконский Александр Павлович -- врач, товарищ К. К. Соколова, участник Алексеевского кружка, обладал хорошим голосом (тенор) и с успехом выступал в комических ролях. В " Жавотте" исполнял роль вора Бертрама.

23 Чернов Аркадий Яковлевич (1864--1904) -- известный опереточный и оперный актер, обладавший красивой внешностью, отличным голосом и большим темпераментом. Станиславский видел Чернова в те годы, когда он выступал в опереттах в театре Лентовского.

24 Ленский Александр Павлович (1847--1908) -- выдающийся актер и режиссер Малого театра. В " Моей жизни в искусстве" Станиславский дал восторженный отзыв о Ленском как актере (см. Собр. соч., т. 1, стр. 39).

Играя роль Нилова, Станиславский подражал Ленскому-актеру вообще, а не копировал его исполнение именно этой роли, так как Ленский в " Несчастье особого рода" не выступал.

25 Спектакль состоял из комедии в четырех действиях В. Дьяченко " Практический господин", в которой Станиславский играл роль Тихона Григорьевича Покровцева, и оперетты в двух действиях " Всяк сверчок знай свой шесток" Ф. А. Кашкадамова, где Станиславский играл почтаря Лоренцо. В комедии " Практический господин" принимали участие отец и мать Станиславского.

26 Садовский Михаил Провыч (1847--1910) -- выдающийся артист Малого театра, сын знаменитого Прова Садовского. В пьесе А. Н. Островского " Таланты и поклонники" играл роль студента Мелузова, которая была одним из самых совершенных его актерских созданий. Оттолкнувшись от подражания Садовскому в роли Мелузова, Станиславский сумел оправдать для себя заимствованную со стороны характерность и создать правдивый, жизненно убедительный образ. " Я выработал в себе такую же, как у него, нелепую походку ступнями, вывернутыми внутрь, -- писал Станиславский, -- подслеповатость, корявые руки, привычку трепать едва растущие волосы бороды, поправлять очки и длинные волосы, лежащие вихрами. Незаметно для меня самого то, что я копировал, стало сначала от времени привычным, а потом и моим собственным, искренним, пережитым" (Собр. соч., т. 1, стр. 52).

Это была первая характерная роль Станиславского, в которой он достиг глубокого проникновения во внутренний мир образа.

27 Зинаида Сергеевна играла в " Практическом господине" роль Верочки.

В Алексеевской кружке З. С. Соколова играла в водевилях, опереттах и драматических спектаклях. Формируя в 1888 г. труппу Общества искусства и литературы, Станиславский намечал ее как исполнительницу драматических ролей. " Из всех артисток-любительниц, которых я перевидал, я знаю только тебя как очень талантливую, умеющую играть не тривиально, а грациозно, могущую справиться с ответственной ролью, умеющую поддержать тон и давать его тем лицам, с которыми ты играешь", -- писал он З. С. Соколовой в одном из писем 1888 г.

В 1912--1913 гг. под псевдонимом Миртова-Алеева З. С. Соколова выступала в Художественном театре в ролях Гертруды в " Гамлете" и Либановой в " Где тонко, там и рвется".

28 Фиф -- прозвище Федора Алексеевича Кашкадамова (см. прим. 17 на стр. 544 настоящего тома), написавшего музыку к оперетте " Всяк сверчок знай свой шесток", частично заимствованную из других оперетт. Текст оперетты был написан Ф. А Каижадамовым совместно со Станиславским.

29 Давыдов Александр Давидович (1849--1911) -- известный опереточный артист. Прославился исполнением цыганских романсов, которые он пел с большой задушевностью и совершенством фразировки. С 1878 по 1884 г. служил в Малом театре, где выступал в комедийном репертуаре.

Станиславский вспоминает об А. Д. Давыдове в книге " Моя жизнь в искусстве" (глава " Первая поездка в Петербург"). " Во время процветания оперетки при антрепренере М. В. Лентовском, -- сообщает В. С. Алексеев, -- Костя очень увлекался Давыдовым и находил его игру идеальной" (" О Станиславском", стр. 52).

30 Штекер Андрей Германович -- служащий одной торговой фирмы, впоследствии муж Анны Сергеевны, сестры Станиславского.

31 Юра -- Алексеев Георгий Сергеевич, исполнял в этом спектакле роль содержателя таверны Беппо в оперетте Кашкадамова.

32 В трехактной комедии " Шалость. (Из альбома путешественника по Италии)" В. Крылова Станиславский играл роль художника Ботова; в двухактной оперетте Ш. Лекока " Графиня de la FrontiХre" (переделка оперетты " Камарго") он исполнял роль атамана разбойников.

33 А. П. Ленский впервые выступил в роли Ботова в комедии " Шалость" в бенефис М. В. Ильинской 30 ноября 1880 г.

34 В " Шалости" Ф. А. Кашкадамов играл художника Вербатова, К. К. Соколов -- богатого купца Зарукина.

35 Маша -- Алексеева Мария Сергеевна (1878--1942) -- младшая сестра Станиславского; исполняла роль дочки в немецком семействе в комедии " Шалость". Обладала хорошим голосом, впоследствии выступала в опере и оперетте.

36 Макашев Василий Ефимович (см. прим. 68 на стр. 548 настоящего тома).

37 Бессонов Сергей Петрович -- товарищ В. С. Алексеева по гимназии.

38 А. П. Ленский в роли атамана разбойников в " Камарго" не выступал.

39 В оперетте в четырех действиях " М-elle Нитуш" Ф. Эрве Станиславский исполнял роль Флоридора-Селестена, в первом акте оперетты " Красное солнышко" (" Маскотта") Э. Одрана -- пастуха Пипо.

40 О спектакле у Карзинкиных см. Собр. соч., т. 1, стр. 454--455. Спектакль состоял из одноактного водевиля " Бабье дело" и комедии Н. В. Гоголя " Женитьба", в которой Станиславский играл роль Подколесина. Это было его первое выступление в русской классической пьесе. Впервые Станиславский работал под руководством актера-профессионала (артиста Малого театра М. А. Решимова).

41 В трехактной комедии М. Балуцкого " Денежные тузы" (перевод с польского и переделка А. Крюковского) Станиславский играл роль старого холостяка Бородавкина. В 1886 г. " Денежные тузы" были поставлены им в Алексеевской кружке.

42 В этот вечер шли: четырехактная комедия В. Крылова " Вокруг огня не летай", в которой Станиславский играл роль Плещанского, и комедия " Домовой шалит". В спектакле участвовали А. И. Помялова (будущая артистка Художественного театра) и ее сестра М. И. Помялова.

Театр Немчинова на Поварской -- маленький театр того же типа, как и театр Секретарева.

43 Федотова Гликерия Николаевна (1846--1925) -- выдающаяся артистка Малого театра, ученица М. С. Щепкина. Оказала значительное влияние на формирование творческой личности Станиславского. Он относил ее к числу тех театральных педагогов, которым " удавалось передать духовную сущность" передовых демократических традиций русского национального театра. Он с благодарностью писал ей уже в пору своей артистической зрелости: " В важные минуты нашей артистической жизни Вы являлись то в роли заботливой матери, то в роли мудрой советницы, то друга и товарища по искусству... Вы провели меня на сцену, когда я постучался в Ваш класс при Императорском театральном училище" (К. С. Станиславский, Статьи, речи, беседы, письма, стр. 235).

К настоящей записи подклеена квитанция, выданная из " конторы Императорских московских театров г-ну Алексееву в том, что получено от него 37 р. 50 к. за обучение в драматическом классе Московского театрального училища за 1-е полугодие 1885/86 г.".

На экзамене Станиславский читал стихотворение " Наполеон" Пушкина и " Завещание" Лермонтова.

В драматической школе Станиславский пробыл недолго (около трех недель). О причинах своего ухода из школы он пишет в книге " Моя жизнь в искусстве" (см. Собр. соч., т. 1, стр. 71--72).

44 Правдин Осип Андреевич (1849--1921) -- известный артист Малого театра и театральный педагог.

45 Неклюжев -- действующее лицо в пьесе " Наш друг Неклюжев" А. Пальма.

46 После этого отрывка Станиславский в течение длительного времени (около трех лет) не возобновляет своих " Художественных записей". Он ограничивается лишь подбором программ спектаклей Алексеевского кружка (в том числе оперетт " Лили" и " Микадо") и своих выступлений в различных открытых любительских спектаклях (на сцене Немецкого клуба, в театре " Парадиз" и др.).

47 Общество искусства и литературы было организовано К. С. Станиславским совместно с А. Ф. Федотовым, Ф. П. Комиссаржевским (см. прим. 65 и 66) и Ф. Л. Соллогубом (см. прим. 54).

Первый спектакль Общества или, как указано в афише, первое " исполнительное собрание" состоялось 8 декабря 1888 г. в помещении Общества на Тверской улице (улица Горького) в доме Гинзбурга, где прежде помещался Пушкинский театр А. А. Бренко.

Спектакль, поставленный А. Ф. Федотовым, состоял из трагедии А. С. Пушкина " Скупой рыцарь", со Станиславским в роли Барона, сцены из трагедии А. Ф. Федотова " Годуновы" и комедии Мольера " Жорж Данден", в которой Станиславский исполнял роль Сотанвиля. Декорации и эскизы костюмов к " Скупому рыцарю" были выполнены Ф. Л. Соллогубом. Им же были сделаны эскизы костюмов к " Жоржу Дандену", а декорации были написаны К. А. Коровиным.

В мольеровской комедии играли будущие артисты Художественного театра М. П. Лилина (роль Клодины) и под псевдонимом Бежин -- А. А. Санин (Шенберг), игравший роль Колена.

48 Позднее, оценивая свое первое выступление на сцене Общества, Станиславский считал роль Скупого своей творческой неудачей, а Сотанвиля -- известным достижением (" Моя жизнь в искусстве"). Критика благожелательно отнеслась к этому дебюту Станиславского, выделяя его на первое место среди актеров-любителей. В рецензиях подчеркивалось, что Станиславский далеко оставляет за собой " многих профессиональных лицедеев", что в пушкинском " Скупом рыцаре" " верно взятый тон, искренний драматизм исполнения, прекрасная жестикуляция и уменье носить костюм" делали из него " совсем живую фигуру". В других газетных отзывах отмечалось, что " некто г. Станиславский роль барона... провел безукоризненно и талантливо; во второй сцене, в подвале, над сундуками, -- он был просто великолепен".

Так же высоко оценивалось исполнение Станиславским роли Сотанвиля. О " Жорже Дандене" писали, что и в нем " на голову выше остальных исполнителей (и фигурально, и по рекрутской, так сказать, мерке) оказался тот же г. Станиславский", который проявил здесь " комическую сторону своего таланта".

49 Телегин Дмитрий Владимирович под псевдонимом Долин играл в " Скупом рыцаре" роль Альбера.

50 Медведева Надежда Михайловна (1832--1899) -- выдающаяся артистка Малого театра. В " Моей жизни в искусстве" Станиславский указывает, что Медведева была до некоторой степени его учительницей и имела на него большое влияние. Медведева высоко ценила дарование Станиславского и его самоотверженное отношение к театру. Об участии Медведевой в работе Общества искусства и литературы говорится в воспоминаниях М. Ф. Андреевой (" О Станиславском", стр. 226--227).

51 Потехина Раиса Алексеевна (1862--1890) -- артистка Малого театра, дочь драматурга А. А. Потехина.

52 Бларамберг Павел Иванович (1841--1907) -- композитор, член правления Общества искусства и литературы.

Ремезов Митрофан Нилович (1835--1901) -- беллетрист и критик, писавший в журнале " Русская мысль", член правления Общества искусства и литературы.

53 Шиловский Константин Степанович (1848--1893) -- с 1888 г. артист Малого театра, где играл под псевдонимом Лошивский; дилетант во многих областях искусства -- поэт, музыкант, певец, художник и скульптор, автор пьес, балетных и оперных либретто (в том числе " Евгения Онегина", написанного Шиловским совместно с П. И. Чайковским). Был членом Общества искусства и литературы и преподавал искусство грима и костюма в оперно-драматическом училище при Обществе.

В 1891 г. в журнале " Артист" печатался его " Опыт курса театрального грима".

54 Соллогуб Федор Львович (1848--1890) -- художник и поэт, один из организаторов Общества искусства и литературы, в постановках которого принимал участие как художник и актер. Оказал большое влияние на формирование художественного вкуса Станиславского. Был большим знатоком искусства, истории и быта прошедших эпох, и Станиславский неоднократно отмечал, что в этом отношении он является учеником и последователем Соллогуба.

55 По-видимому, Станиславский говорит здесь о прогрессивном развитии роли, об умении актера распределять свои выразительные средства и темперамент для наиболее полного и глубокого раскрытия образа. В " системе" Станиславского имеется раздел о перспективе артиста и роли, в котором разработан этот вопрос.

56 Южин (Сумбатов) Александр Иванович (1857--1927) -- выдающийся актер Малого театра, драматург и театральный деятель, в дальнейшем -- руководитель Малого театра, народный артист РСФСР.

57 Устромская Мария Федоровна, играла в спектаклях Общества под псевдонимом Марева.

58 Филиппов Сергей Никитич (1863--1910) -- беллетрист и критик.

59 В трагедии А. Ф. Писемского " Горькая судьбина", поставленной А. Ф. Федотовым, Станиславский с большим успехом играл роль крепостного крестьянина Анания Яковлева, упрочившую его репутацию актера трагедийного плана. В книге " Моя жизнь в искусстве" он расценивает исполнение этой роли как важный этап в своей творческой биографии.

60 Никулина Надежда Алексеевна (1845--1923) -- известная актриса Малого театра.

61 Дудышкин Сергей Геннадиевич (1852--1901) -- театральный рецензент, журналист, переводчик.

62 Попов Дмитрий Николаевич -- член Общества искусства и литературы. Заведовал хозяйственной частью, иногда выступал в качестве актера.

63 Спектакль 29 января 1889 г., посвященный пятидесятидвухлетней годовщине со дня смерти Пушкина, состоял из трагедии " Каменный гость", со Станиславским в роли Дон Гуана, и двух сцен из " Бориса Годунова" (" Келья в Чудовом монастыре" и " Корчма на литовской границе"). Режиссировал А. Ф. Федотов. Были показаны также живые картины по сказке Пушкина " О попе и о работнике его Балде", поставленные Ф. Л. Соллогубом. В заключение вечера Станиславский выступил с чтением стихотворения М. Ю. Лермонтова " Смерть поэта" на фоне декорации зимнего леса И. И. Левитана.

64 Первое представление " Каменного гостя" в Обществе искусства и литературы, в котором Станиславский (под своей настоящей фамилией -- Алексеев) играл роль Дон Карлоса, состоялось 15 января 1889 г.

65 Федотов Александр Филиппович (1841--1895) -- актер, режиссер, драматург и театральный деятель; был женат первым браком на Г. Н. Федотовой.

В Обществе искусства и литературы был главным режиссером, а также директором драматического отделения оперно-драматического училища при Обществе.

В лице Федотова Станиславский впервые встретился с профессиональным режиссером, который оказал большое влияние на развитие его актерского дарования. Общение с Федотовым и репетиции с ним Станиславский оценивал как лучшую школу для себя, хотя ощущал уже тогда и отрицательные стороны режиссерского искусства Федотова: он шел прямым путем к конечному результату, навязывая подчас актерам свое собственное представление об образе.

66 Комиссаржевский Федор Петрович (1838--1905) -- один из основателей Общества искусства и литературы и директор оперно-музыкального отделения училища при Обществе. Выдающийся оперный певец и артист, Комиссаржевский с успехом исполнял партии Дон-Жуана в " Каменном госте" Даргомыжского, Самозванца в " Борисе Годунове" Мусоргского, Вакулы в " Кузнеце Вакуле" Чайковского, Левко в " Майской ночи" Римского-Корсакова и другие. Был профессором Московской консерватории по классу пения.

67 Федотов Александр Александрович (1863--1909) -- сын Г. Н. и А. Ф. Федотовых, товарищ Станиславского. Выступал в Обществе искусства и литературы под псевдонимом Филиппов. С 1893 г. --артист Малого театра.

68 Погожев Петр Васильевич принимал участие в ряде спектаклей Общества под псевдонимом Молчанов. В данном спектакле играл роль Мисаила в сцене из " Бориса Годунова".

69 Куманин Федор Александрович (1855--1896) -- издатель журнала " Артист", переводчик. Играл в Обществе искусства и литературы под псевдонимом Карелин. В данном спектакле исполнял роль гостя у Лауры (" Каменный гость") и Пимена в сцене " Келья в Чудовом монастыре" (" Борис Годунов").

70 Яша -- Гремиславский Яков Иванович (1864--1941) -- гример-художник. Начал работать со Станиславским с 1882 г. в Алексеевской кружке, затем перешел с ним в Общество искусства и литературы и, наконец, в Художественный театр. Станиславский пишет о нем в " Моей жизни в искусстве": " Мы встретились... чтоб никогда не расставаться. Якову Ивановичу Гремиславскому суждено было сыграть большую роль в театре и поставить свое искусство на ту высоту, которая заставила удивляться его работе Европу и Америку" (Собр. соч., т. 1, стр. 45).

71 Алянчикова Анна Михайловна -- мать певца и известного оперного режиссера П. С. Оленина, играла в Обществе искусства и литературы под псевдонимом Лордина. В данном спектакле исполняла роль хозяйки корчмы в " Борисе Годунове".

72 Шенберг Александр Акимович -- участвовал в спектаклях Общества искусства и литературы вначале под псевдонимом Бежин, позднее -- Санин. С момента основания Художественного театра (1898) вступил в него как актер и режиссер и прослужил до 1902 г. С 1917 по 1919 г. вновь был режиссером МХТ. Санин режиссировал в Александрийском, Малом, Старинном театре и других драматических и оперных театрах в России и за границей. Сыграл большую роль в деле пропаганды русского классического оперного репертуара в Европе и Америке. Был восторженным почитателем творчества Станиславского (письма Станиславского к А. А. Санину печатаются в седьмом томе Собрания сочинений).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.