Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 6. Составьте предложения с именами существительными, употребляя их в значении имен собственных и нарицательных.






Тема № 4

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

I. Теоретические вопросы

1. Колебания в грамматическом роде имен существительных. Род несклоняемых имен существительных.

2. Варианты падежных окончаний имен существительных.

3. Особенности склонения некоторых русских и иноязычных фамилий.

4. Полная и краткая формы имен прилагательных, их смысловые, грамматические и стилистические различия. Группы качественных прилагательных, не имеющих краткой формы.

5. Степени сравнения имен прилагательных, способы их образования.

6. Разряды числительных по значению и по структуре. Особенности склонения имен числительных.

7. Особенности употребления собирательных числительных.

8. Глаголы с избыточной и недостаточной парадигмой.

9. Образование причастий и деепричастий, особенности их употребления в предложениях.

10. Основные типы морфологических ошибок.

II. Практические задания

Задание 1. Определите род имен существительных, мотивируйте ответ.

Образец: Имя существительное прудишко относится к существительным мужского рода, так как образовано от существительного пруд мужского рода с помощью эмоционально-оценочного суффикса - ишк-.

Педагог, домишко, Женя, забияка, воспитатель, рояль, тюль, мозоль, шампунь, табель, подмастерье, трудяга, братишка, хвастунишка, доцент, слуга, староста, профессор, Валя, невежда, режиссер, недоучка, судья, невежа, лежебока, ветрище, холодина, вуз, БАМ, МХАТ, МИД, НИИ, ТЭЦ, плащ-палатка, театр-студия, ракета-носитель.

Задание 2. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

Образец: В словосочетании разноцветное конфетти существительное конфетти согласуется с прилагательным в форме среднего рода, поскольку является несклоняемым неодушевленным существительным и относится к среднему роду.

Юн… кабальеро, крошечн… колибри, сочн… манго, мощн… торнадо, увлекательн… шоу, стар… рантье, заброшенн… ранчо, установленн… эмбарго, заморск… кольраби, рискованн… антраша, мастерски исполненн… болеро, справедлив… рефери.

Задание 3. Образуйте словосочетания, подбирая к существительным имена прилагательные

Амплуа, бра, кенгуру, Колорадо, пани, сомбреро, желе, портмоне, рагу, иваси, Хоккайдо, протеже, Баку, леди, хинди, фламинго, Сочи, какао, конферансье, Сорренто, пюре, жюри, драже, инкогнито, ассорти, салями, хобби, пончо, миледи, лечо, безе.

Задание 4. Подберите к данным существительным соответствующие формы мужского или женского рода. Определите семантические или стилистические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Образец: Существительное почтальон, характеризующее лицо с точки зрения рода занятия, имеет форму только мужского рода вне зависимости от того, к лицу какого пола относится: наш почтальон. Форма женского рода почтальонша носит разговорный характер.

Поэт, стюардесса, бакалавр, секретарь, машинистка, писатель, врач, балерина, адвокат, артист, корректор, парикмахер, кондитер.

Задание 5. Образуйте форму множественного числа имен существительных; определите, меняется ли при этом значение существительного. Если образование формы множественного числа невозможно – определите причину отсутствия данной формы.

Образец: Существительное соль относится к разряду вещественных существительных, поэтому характеризуется такой грамматической особенностью, как отсутствие формы множественного числа. Однако, меняя лексическое значение (приобретая значение «сорт, вид»), данное существительное имеет форму множественного числа: минеральные соли.

Сыр, кисель, листва, радость, искренность, смирение, мебель, музыка, холод, боль, снег, Приморье, Мария, Песков.

Задание 6. Составьте предложения с именами существительными, употребляя их в значении имен собственных и нарицательных.

Комментарии: Необходимо охарактеризовать, какие грамматические изменения происходят в слове в результате перехода его из разряда имен собственных в имена нарицательные и наоборот.

Образец: Пушистохвостая белочка проворно прыгала с ветки на ветку. – Конфеты «Белочка» кондитерского концерна «Бабаевский» – традиции настоящего качества. Существительное «белочка» в первом предложении употреблено в качестве имени нарицательного (называет предмет из класса однородных, характеризуется такими грамматическими признаками, как возможность образования формы единственного и множественного числа (белочка – белочки), возможность сочетания с собственно количественными числительными (одна белочка, две белочки). Во втором предложении существительное «белочка» переходит в разряд имен собственных (именует сорт конфет), не имеет формы множественного числа и не сочетается с собственно количественными числительными.

Роза, здоровье, алмаз, солнце, роман, тигр, гигант, буревестник.

Задание 7. Образуйте формы именительного падежа множественного числа имен существительных. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

Образец: Вариантные формы свитера – свитеры с окончаниями а – ы различаются стилистической окраской: форма с окончанием а (свитера) является разговорной, а с окончанием ы (свитеры) – нормативной. Существительные корпуса – корпусы образуют форму именительного падежа в зависимости от значения: если существительное имеет значение «отдельное здание», то имеет окончание а (корпуса института), а если выступает в значении «туловище человека или животного», то имеет окончание ы (мужские корпусы).

Век, орден, лагерь, порт, сорт, доктор, якорь, джемпер, адрес, редактор, прожектор, договор, полюс, сектор, инструктор, шофер, ветер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.