Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Универсальность принципа баланса и его связь с принципом контраста






Принцип баланса не сводится только лишь к таким оп­ределениям, как «симметричный», «радиальный» или «асимметричный». Принцип визуального баланса намно­го универсальней и шире, потому что он справедлив не только для одинаковых, подобных или же различных объектов и их признаков, но и для любых противополож­ных и контрастирующих визуальных сил, которые разме­щены и действуют на картинной плоскости композиции.

Если же в композиции нет таких сил, контрастов и проти­воположностей, то зритель может легко потерять к ней интерес. Например, что может быть интересного в одно­тонной стене или в стене, покрытой обоями с рисунком «под кирпич». От однообразия и монотонности визуаль­ного восприятия мозг зрителя быстро начинает «скучать». Чтобы вызвать визуальный интерес зрителя к компози­ции, одновременно с ослаблением любой монотонности должна демонстрироваться визуальная «игра» (или даже «борьба») противоположных сил — светлого против тем­ного, яркого против тусклого, ровного против изогнутого, гладкого против шероховатого. Однако в этой визуальной «игре-борьбе» должен соблюдаться принцип баланса, чтобы законченная композиция воспринималась как еди­ное целое. Например, если одна сторона композиции ви­зуально очень активна — с ярким цветом, неправильными формами, то решение использовать на другой стороне контрастные тона или более «тяжелую» фактуру и этим сбалансировать всю композицию будет удачным. Однако при этом нужно помнить, что баланс контрастов и проти­воположностей — это особый вид визуального баланса, и он никак не является простым балансом форм, размеров, визуальных масс и цвета объектов композиции.

Например, с помощью разницы в светотеневой тональ­ности маленькая светлая форма может уравновесить большую, но темную форму. Создание баланса с помощью светотеневой разницы выполняется так же, как и общее балансирование объектов композиции.

Создавая баланс в ахроматической или монохроматичес­кой композиции, можно особенно не заботиться о цвете. Однако в хроматической композиции цвет может значи­тельно изменять визуальный вес ее объектов. Например, маленькая форма яркого цвета может иметь такой же или даже больший визуальный вес, чем большая форма неяр­кого, тусклого цвета. Два объекта разной формы будут сбалансированы, если маленький объект оригинальной (негеометрической) формы поместить рядом с большим Объектом геометрической или достаточно простой формы. Баланс возможен, если оба этих объекта имеют оди­наковые цист, яркость цвета и фактуру. Дело здесь в фор­ме объектов. Форма меньшего объекта более интересна, чем форма большего, и поэтому меньший объект имеет больший визуальный вес (интерес).

Создавая баланс в композиции, нужно учитывать и тот визуальный факт, что при возникающих контрастах темное помогает светлому выглядеть еще более светлым, тусклое по­могает яркому выглядеть еще ярче, а гладкие поверхности за­ставляют шероховатости выглядеть более шероховатыми.

С принципом баланса достаточно тесно связано поня­тие пропорциональности, с помощью которого сравнива­ются признаки и свойства объектов (включая визуальную тяжесть и визуальный интерес), а также их расположение и направление на картинной плоскости. Используя взаим­ную пропорциональность объектов композиции, можно их балансировать, а также получать различную глубину изо­бражения. Нужно учитывать, что объекты меньших разме­ров визуально стремятся уйти на задний план, а объекты сравнительно больших размеров выдвигаются вперед.

На практике процесс балансирования объектов и эле­ментов продолжается до тех пор, пока не будет сбаланси­рована вся композиция в целом.

Вопросы для повторения:

1. Что такое асиметрия и в какой форме она выражается при создании композиции?

2. Асимметричрый баланс- как егоеще называют и как он выражается?

3. Что дает использование композиционного асимметричного баланса?

 

4. Какие приемы используются для создания неформального баланса?

 

5. Перечислите существующие ряд закономерностей, влияющих на визуальный вес (тяжесть) объектов композиции.

 

6. Назовите специальные правила при создании асимметричных композиций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.