Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиционный асимметричный баланс






Лекция 4. Принцип баланса. Асимметрия

Асимметрию (от греч. асимметрий — несоразмерность, без соразмерности) отличает от симметрии главным об­разом то, что у асимметричного изображения правая и ле­вая стороны, а также верх и низ не являются зеркальным отображением друг друга, и поэтому у него нет собственных центральных осей симметрии. На картинную плос­кость асимметричное изображение (объект) может быть помещено в любом месте и в любой ориентации относи­тельно центральных осей формата. Асимметричные изо­бражения исключительно широко используются во всех видах изобразительного искусства и дизайна.

Композиционный асимметричный баланс

Асимметричный баланс называется также неформаль­ным балансом, потому что для его создания не существует готовых формул и правил. При неформальном балансе визуальный вес двух или нескольких различных объектов композиции балансируется не относительно центральных осей или точки формата, а в целом на формате картинной плоскости (рис. 01).

Рис. 01. Сравнение видов композиционного баланса:

а — композиционный симметричный баланс; бкомпозиционный асимметричный баланс

Для создания неформального баланса используются сами объекты композиции и их свойства, а также сбалан­сированные цветовые или светотеневые соотношения. В этом случае общий баланс в композиции достигается не с помощью идентичных или же подобных друг другу объектов, расположенных симметрично или же прибли­зительно симметрично, а с помощью объектов, различных по своим признакам (свойствам), но расположенных в композиции таким образом, что своими относительными визуальными весами они друг друга балансируют. Други­ми словами, баланс достигается варьированием размеров, форм, цвета, светотеневой тональности, фактуры, место­положения и направления объектов на формате (рис. 02).

Рис. 02. Изменение месторасположения одних и тех же объектов создает в композиции асимметричный баланс:

асимметричный баланс четырех объектов; басимметричный баланс этих же четырех объектов

Использование композиционного асимметричного ба­ланса дает почти полную творческую свободу в распреде­лении объектов на картинной плоскости композиции. Слово «почти» здесь означает, что при асимметричном балансе какая-либо общая точка для балансирования всех объектов композиции все равно используется. Визуаль­ные тяжесть и интерес объектов распределяются вокруг этой воображаемой общей точки. Например, один объект больших размеров может быть сбалансирован (уравнове­шен) несколькими объектами различной формы и ма­леньких размеров. В этом случае можно также говорить об одной большой доминантной форме, которую подчер­кивают, оттеняют и одновременно уравновешивают не­сколько меньших форм. Или же, например, нейтрально окрашенный объект большого размера может быть сбалансирован объектами меньшего размера, окрашенными более насыщенными цветами (рис. 03-04).

Рис. 03 а, б. Один большой объект уравновешен в композиции несколькими маленькими объектами

Рис. 04. Способы создания композиционного асимметричного баланса:

а.- большой объект серой средней тональности сбалансирован дву­мя меньшими объектами, окрашенными более насыщенно; б — семь объектов прямоугольной формы сбалансированы с помощью разни­цы в размерах, серой тональной разницы, разного местоположения прямоугольников на картинной плоскости и разной фактуры. При создании асимметричного баланса собственное чувство баланса (равновесия) создателя композиции на­чинает играть главную роль. Необходимо внутренне по­чувствовать, находится композиция в равновесии или же она не сбалансирована. Если внимание зрителя распреде­ляется по картинной плоскости композиции более или менее равномерно, то скорее всего баланс в этом случае сохраняется. Если же взгляд постоянно возвращается к какому-то участку, который не является ни областью, ни центром интереса, то очень возможно, что баланса в ком­позиции нет (рис. 05).

 

 

 

Рис. 05. Использование цвета объектов и их местоположения

на картинной плоскости для создания асимметричного баланса:

а — взаимный баланс объектов одинакового темного цвета, но раз­ного а-а-а – взаимный баланс объектов одинакового темного цвета, но разного размера, имеющих поэтому разный визуальный вес, достига­ется с помощью разных расстояний этих объектов от вертикаль­ной оси: меньшего расстояния для большого объекта и большего расстояния для малого объекта; б — визуальные веса большого светлого объекта и малого, но темного объекта примерно одинако­вы, так как визуальный вес. Малого объекта увеличился за счет тем­ного цвета. В результате взаимный баланс этих двух объектов мо­жет возникать на равных или почти равных расстояниях от вертикальной оси.

 

Существует правило, учитывающее расположение объектов на формате композиции: визуальный вес объек­та возрастает пропорционально увеличению расстояния объекта от центра равновесия композиции.

Одним из распространенных методов достижения не­формального (асимметричного) баланса является эффект конфетти. Разноцветное конфетти, произвольно брошен­ное на чистый формат, создает ощущение баланса. Из этого эффекта возникает самый простой общий метод балансиро­вания композиции — более или менее визуально интересные объекты композиции распределять по всей картинной плос­кости более или менее равномерно. Другими словами, нужно более или менее равномерно распределять и балансировать на картинной плоскости визуальный интерес. Однако при этом необходимо решать проблему художественного разно­образия — нельзя допускать, чтобы визуальный интерес объектов композиции был распределен излишне равномер­но и, следовательно, достаточно формально. Излишняя рав­номерность при недостаточном разнообразии может в це­лом сделать композицию менее интересной и даже скучной.

Таким образом, становится ясно, что не существует каких-либо твердых правил или ограничений при созда­нии асимметричного композиционного баланса. Как раз в отсутствии определенной формулы для создания не­формального баланса и заключается его творческая привлекательность.

Однако это не означает, что в асимметричной компози­ции возможно все. Давая широкие возможности для твор­ческой фантазии и разнообразия, неформальный баланс создает определенную сложность — возможность недоста­точной организации композиции.

 

 

Аккуратное и выверенное использование форм, разме­ров, цветов, светотеней и расположения объектов на кар­тинной плоскости совершенно необходимо для создания удачно сбалансированной асимметричной композиции (рис. 06-08).


 

б

в г

Рис. 06. Зависимость композиционного асимметричного баланса от расположения объектов на картинной плоскости:

бхудожественно удачное расположение объектов, но плохой композиционный баланс; в — художественно не­удачное расположение объектов, но хороший композиционный баланс; г — художественно удачное расположение объектов и хороший композиционный баланс


 

 

Рис. 07 а, б, в, г. Композиции с удачным асимметричным балансом

 

 

 

Рис. 08 а, б, в, г. Композиции с удачным асимметричным балансом

 

 


Существует ряд закономерностей, влияющих на визуальный вес (тяжесть) объектов композиции:

1. Объект, находящийся в центре композиции или близко к центру, или же размещенный на централь ной вертикальной оси формата, визуально весит меньше.

2. Объекты в верхней части композиции имеют боль­ший визуальный вес, чем аналогичные объекты в ее нижней части.

3. Объекты на правой стороне формата композиции имеют больший визуальный вес, чем аналогичные объекты на ее левой стороне.

4. Объекты правильной геометрической формы выгля­дят тяжелее, чем объекты аналогичных размеров, но произвольной формы.

5. Объекты, расположенные вертикально, имеют боль­ший визуальный вес, чем аналогичные объекты, рас­положенные наклонно или неустойчиво.

Необходимо также учитывать, что визуальный вес объектов любой художественной композиции может зна­чительно увеличиваться за счет так называемого «внутрен­него интереса». Внимание и интерес зрителя может возрас­тать благодаря оригинальному содержанию какого-либо участка композиции, сложности или оригинальности фор­мы объекта, непривычных цветовых сочетаний и т. д.

Композиционный асимметричный баланс по сравне­нию с симметричным не позволяет композиции быть ста­тичной и поверхностной. Он создает у зрителя ощущение визуального напряжения, активности, движения и этим вызывает повышенный интерес.

В то же время недостаточный баланс или его полное от­сутствие в композиции (так называемый дисбаланс) вызы­вает у зрителя чувство незавершенности и недосказанности, и при умелом использовании может создавать в компози­ции ощущения визуального поиска, напряжения или даже столкновения. Однако при неумелом или неумеренном ис­пользовании дисбаланса у зрителя может легко возникнуть чувство незаконченности, визуального дискомфорта и даже полного неприятия композиции. Поэтому прежде чем ис­пользовать в композиции дисбаланс, нужно хорошо пони­мать роль баланса и уметь им пользоваться во всех его проявлениях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.