Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировоззрение.
Мировоззрение – необходимая часть духовной культу- ры общества, внутреннего мира каждой человеческой личности. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, образов, идеалов, чувств и настроений, стремлений и надежд, соединясь в целостной картине окружающей действи- тельности, предстают как более или менее разработанное, упорядоченное или хаотичное, верное или иллюзорное понимание людьми мира в целом, его частей и состояний; как осознание человеком самого себя и своего места в мире, как память о прошлом, видение настоящего и предвосхищение буду- щего. В состав мировоззрения входят и играют в нём каждое свою специфиче- скую роль повседневные впечатления, обыденные или житейские практиче- ские знания, профессиональные умения, глубокие научные истины. Все эти компоненты составляют жизненный опыт как отдельного человека, так и не- которой общности людей – группы или массы, и чем солиднее, чем богаче содержанием этот жизненный опыт, тем более прочную опору получает дея- тельность личности и общества. Однако знания никогда не заполняют собой всё поле мировоззрения. Кроме знаний о мире и самом человеке как его элементе в мировоззрении осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определённые системы ценностных ориентаций – суждения о добре и зле, благе и справед- ливости, красоте и уродстве, дружбе и вражде, любви и ненависти и т.п. Здесь создаются образы прошлого и конструируются проекты будущего, по- лучают одобрение или осуждение различные мотивы и способы поведения и всей жизни в целом. Вообще программы действий, направленность поступков людей имеют под собой две опоры: знания и ценности, которые во многом противополож- ны по своей сути и вместе с тем дополняют друг друга как две стороны од- ной монеты. Познанием движет стремление к истине, к правильному и точ- ному воспроизведению существенных черт и объективного содержания ре- альной действительности. Ценностное сознание имеет другой смысл. Оно воплощает в себе отношение людей ко всему существующему и происходя- щему с собственно человеческой точки зрения, субъективно, то есть в соот- ветствии с их потребностями, интересами, целями, тем или иным понимани- ем смысла их собственной жизни. Представление о мире в ценностном ас- пекте – это человеческое измерение многоразличных фрагментов действи- тельности. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы ос- воения мира человеческим сознанием и практическим действием должны быть гармонизированы, приведены в согласие. Необходимо также, чтобы было достигнуто напряжённое единство других полюсов в содержании миро- воззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоре- тического и практического опыта людей, осмысления прошлого и предвиде- ния будущего. Их гармоничное сочетание всегда есть результат сложной, долгой и порой мучительной духовной работы, призванной тем не менее обеспечить цельность и связанность человеческого опыта и дать ему надёж- ные ориентиры в настоящей и предстоящей жизни. Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки повседневности, кон- кретных места и времени. Оно позволяет соотносить опыт каждого данного человека с опытом других людей, включая и тех, которые жили раньше, и даже в далёком прошлом. В мировоззрения накапливается и уясняется смы- словое содержание человеческой жизни, всё новые поколения людей приоб- щаются к духовному миру пращуров, дедов и отцов, ближних и дальних со- временников, что-то при этом бережно храня, а от чего-то решительно отка- зываясь. Итак: мировоззрение есть целостная совокупность знаний, представле- ний, суждений, оценок и принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира, места в нём человека, и вместе с тем формирующее жиз- ненные позиции, структуры поведения и программы деятельности людей. В мировоззрении в обобщённом виде представлены познавательная, ценност- ная и поведенческая стороны человеческого существования. В различных формах мировоззрения по-разному представлены чувст- венный, житейский и интеллектуальный опыт людей. Эмоционально- психологическую сторону мировоззрения в виде настроений, чувств, пере- живаний представляет мироощущение. Опыт создания наглядных образов в диапазоне от зрительных или звуковых картин до условных схем, чертежей и диаграмм относят к мировосприятию. Наконец выражение содержания ми- ровоззрения в форме абстрактных понятий, символических формул, интел- лектуальных моделей составляет миропонимание. Чувственная сторона духовного мира человека является непременным элементом мировоззрения. Ярким примером возвышенных мировоззренче- ских эмоций могут служить знаменитые слова великого немецкого философа Х1Х века Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них: это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне». Новое значение приобретают в составе мировоззрения знания. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, представлений, переживаний, они становят- ся, в конечном счете, больше, чем просто знаниями, превращаясь в познава- тельные убеждения, то есть глубоко укоренённые в нашем интеллекте про- думанные, обоснованные, личные позиции в трактовке явлений и событий окружающей нас действительности. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические ценности, нормы и идеалы. В сочетании с волей они становятся основой жизненного поведения и практического действия. Существенная характеристика переплавки знаний и представлений в убеждения – это всё возрастающая степень доверия к их содержанию, к их глубокому смыслу. Диапазон человеческой уверенности, веры широк. Он простирается от жизненной, практической несомненности или очевидности, то есть целиком рассудочной позиции, до религиозных верований, пусть не- обоснованных и непроверенных, но всё же систематизированных и освящён- ных высоким авторитетом Бога и церкви, заветом предков; а также вплоть до легковерного принятия одиозных баек и нелепых вымыслов, что свойственно массовому сознанию примитивного уровня, когда люди, не желая тратить силы на формирование грамотного мировоззрения, оказываются в плену са- мых невежественных представлений и суеверий. Ведущая роль убеждений в составе мировоззрения не исключает поло- жений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже с недоверием. Со- мнение вообще есть признак самостоятельной, осмысленной работы в облас- ти мировоззрения. Фанатичное, нерассуждающее принятие той или иной ми- ровоззренческой доктрины, духовное срастание с ней без внутренней кри- тичности называют догматизмом. Другая крайность – это неверие ни во что, сомнение в истинности знаний, правоте идеалов, достоинстве целей. Эту по- зицию называют скептицизмом и нигилизмом от латинского nihil – ничто. В мировоззрении различают также по степени глубины, продуманно- сти, обоснованности, логической последовательности, интеллектуальной си- лы аргументов, яркой образности повседневно-практический и теоретиче- ский уровни. Мировоззрение, выраженное в его обыденных, расхожих, массовых проявлениях, в повседневных формах, содержит в себе не только богатую “память веков”, убедительный жизненный опыт, традиции, веру и сомнения, но и множество заблуждений и предрассудков. Житейское толкование в его повседневных формах имеет стихийный ха- рактер, оно хаотично, не отличается сколько-нибудь глубокой продуманно- стью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях за- тмить разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышле- ние сиюминутно и приземлённо, оно пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, понимания важных ценностей и стремления к высоким идеалам. Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне мировоззре- ния, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует опираясь на логику, обосновывая свои утверждения и выводы, согласовывая их с наукой и практикой, вписывая их в контекст исторической традиции и современно- сти. На ___________профессиональной основе этим занимается философия. Содержание мировоззрения. В философской картине мира с необходи- мостью должны быть представлены четыре основных элемента, четыре предмета осмысления действительности. Это Природа, Бог, Общество и Че- ловек. Они различаются между собой специфическим для каждого из них способом существования, особенностью их представленности в бытии мира. Так, природа – это всё то, что существует само по себе, спонтанно, сти- хийным образом. Это та часть реальности, которая никем не сотворена, кото- рой никто не управляет и в которую никто не вмешивается. Прекрасно выра- зил сущность природы древнегреческий философ Гераклит из Эфеса: «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и людей, а был, есть и вечно пре- будет живым огнём, мерами возгорающимся и мерами затухающим». Приро- де присущ естественный способ существования в том смысле, что она про- сто есть, и это обстоятельство мы вынуждены признавать – нравится нам это или нет – как непреложный факт. Бог в таком случае – это понятие, за которым стоит представление о по- тустороннем мире, о волшебных существах: ангелах и архангелах, серафимах и херувимах, чертях и дьяволах, духах и призраках. Сюда относят всё, имеющее чудесный характер: колдовство, превращения, перемещения в “мгновенье” ока. Сам Бог есть существо вечное, вездесущее, всемогущее, всеведущее, всеблагое, то есть полный предел существования, и способ его существования – сверхъестественный, то есть противоположный природно- му. Общество, социальная система состоит из таких элементов, как люди, вещи, знаки, институты или учреждения, которые в “дикой” природе не встречаются и не могут возникнуть спонтанно, сами собой. Все они созданы в процессе деятельности людей, сотворены ими. Однако это сотворение не есть чудо, в котором явно нарушаются законы природы. Продукты человече- ской деятельности своим существованием не противоречат законам природы, не нарушают их, но и не вытекают из действия этих законов. Явления соци- альной действительности имеют искусственный способ существования. Это значит, что сама природа такие объекты создать не может: булки хлеба не растут на деревьях, овцы не стригут себя и не вяжут кофты и свитера, глина не выкапывается сама собой из земли, не формуется в кирпичи, не обжигает- ся в печах и не складывается в стены домов, и так далее. Скажем, река Обь – это естественный фрагмент реальности, а вот мост через неё – искусственное сооружение, не объект натуры, а предмет культуры. Наконец человек занимает особое место в составе действительного мира. Его нельзя отнести к природе, хотя в нём есть природное начало: как всякое живое существо он рождается и умирает, дышит, питается, болеет и старится в полном соответствии с законами биологии. Вместе с тем в человеке есть такие качества, которые не заложены в его генотипе, не передаются по наследству, а формируются только и исключи- тельно в социальной среде. Это способность к труду, к общению, владение речью, целенаправленный характер деятельности, смысловая память, вооб- ражение и фантазия, предвидение следствий своих действий, то есть всё то, что делает его представителем вида homo sapiens – “человек разумный”. В человеке есть также и божественные качества, а именно: способность к творчеству, к созданию нового, оригинального, то есть такого, чего не было до него, не может возникнуть без него и что не может без постоянной опеки человека существовать. Иначе говоря человек есть созидатель и демиург, управитель части, а потенциально и всей реальности и в том толковании, что он есть образ и подобие Божие на Земле, и в том, что образ Бога есть идеаль- ное выражение человеческой сущности или предел, асимптота человеческого существования как горизонт, к которому человек стремится в своём нынеш- нем и особенно будущем бытии. Выдающийся философ ХХ века, создатель философской антропологии (anthropos – человек, logos – учение) Макс Шелер определил человека как “эксцентрическое существо” в том смысле, что человека нельзя однозначно отнести к какому-то центру – природному, социальному или божественному. Поэтому способ существования человека – синтетический, комбинирован- ный. Человек универсален и в определённом смысле он есть пересечение, фокус и смысловой центр существования. Поняв человека, мы постигнем тем самым всю глубину бытия, вот только может статься, что глубина эта без- донна.
|