Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировоззрение.






Мировоззрение – необходимая часть духовной культу-

ры общества, внутреннего мира каждой человеческой личности. Разнородные

блоки знаний, убеждений, мыслей, образов, идеалов, чувств и настроений,

стремлений и надежд, соединясь в целостной картине окружающей действи-

тельности, предстают как более или менее разработанное, упорядоченное или

хаотичное, верное или иллюзорное понимание людьми мира в целом, его

частей и состояний; как осознание человеком самого себя и своего места в

мире, как память о прошлом, видение настоящего и предвосхищение буду-

щего.

В состав мировоззрения входят и играют в нём каждое свою специфиче-

скую роль повседневные впечатления, обыденные или житейские практиче-

ские знания, профессиональные умения, глубокие научные истины. Все эти

компоненты составляют жизненный опыт как отдельного человека, так и не-

которой общности людей – группы или массы, и чем солиднее, чем богаче

содержанием этот жизненный опыт, тем более прочную опору получает дея-

тельность личности и общества.

Однако знания никогда не заполняют собой всё поле мировоззрения.

Кроме знаний о мире и самом человеке как его элементе в мировоззрении

осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определённые

системы ценностных ориентаций – суждения о добре и зле, благе и справед-

ливости, красоте и уродстве, дружбе и вражде, любви и ненависти и т.п.

Здесь создаются образы прошлого и конструируются проекты будущего, по-

лучают одобрение или осуждение различные мотивы и способы поведения и

всей жизни в целом.

Вообще программы действий, направленность поступков людей имеют

под собой две опоры: знания и ценности, которые во многом противополож-

ны по своей сути и вместе с тем дополняют друг друга как две стороны од-

ной монеты. Познанием движет стремление к истине, к правильному и точ-

ному воспроизведению существенных черт и объективного содержания ре-

альной действительности. Ценностное сознание имеет другой смысл. Оно

воплощает в себе отношение людей ко всему существующему и происходя-

щему с собственно человеческой точки зрения, субъективно, то есть в соот-

ветствии с их потребностями, интересами, целями, тем или иным понимани-

ем смысла их собственной жизни. Представление о мире в ценностном ас-

пекте – это человеческое измерение многоразличных фрагментов действи-

тельности.

При всей их разнородности познавательный и ценностный способы ос-

воения мира человеческим сознанием и практическим действием должны

быть гармонизированы, приведены в согласие. Необходимо также, чтобы

было достигнуто напряжённое единство других полюсов в содержании миро-

воззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоре-

тического и практического опыта людей, осмысления прошлого и предвиде-

ния будущего. Их гармоничное сочетание всегда есть результат сложной,

долгой и порой мучительной духовной работы, призванной тем не менее

обеспечить цельность и связанность человеческого опыта и дать ему надёж-

ные ориентиры в настоящей и предстоящей жизни.

Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки повседневности, кон-

кретных места и времени. Оно позволяет соотносить опыт каждого данного

человека с опытом других людей, включая и тех, которые жили раньше, и

даже в далёком прошлом. В мировоззрения накапливается и уясняется смы-

словое содержание человеческой жизни, всё новые поколения людей приоб-

щаются к духовному миру пращуров, дедов и отцов, ближних и дальних со-

временников, что-то при этом бережно храня, а от чего-то решительно отка-

зываясь.

Итак: мировоззрение есть целостная совокупность знаний, представле-

ний, суждений, оценок и принципов, определяющих самое общее видение и

понимание мира, места в нём человека, и вместе с тем формирующее жиз-

ненные позиции, структуры поведения и программы деятельности людей. В

мировоззрении в обобщённом виде представлены познавательная, ценност-

ная и поведенческая стороны человеческого существования.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены чувст-

венный, житейский и интеллектуальный опыт людей. Эмоционально-

психологическую сторону мировоззрения в виде настроений, чувств, пере-

живаний представляет мироощущение. Опыт создания наглядных образов в

диапазоне от зрительных или звуковых картин до условных схем, чертежей и

диаграмм относят к мировосприятию. Наконец выражение содержания ми-

ровоззрения в форме абстрактных понятий, символических формул, интел-

лектуальных моделей составляет миропонимание.

Чувственная сторона духовного мира человека является непременным

элементом мировоззрения. Ярким примером возвышенных мировоззренче-

ских эмоций могут служить знаменитые слова великого немецкого философа

Х1Х века Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё

более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я

размышляю о них: это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

Новое значение приобретают в составе мировоззрения знания. Срастаясь

со всей совокупностью взглядов, представлений, переживаний, они становят-

ся, в конечном счете, больше, чем просто знаниями, превращаясь в познава-

тельные убеждения, то есть глубоко укоренённые в нашем интеллекте про-

думанные, обоснованные, личные позиции в трактовке явлений и событий

окружающей нас действительности. Силу убеждения приобретают также

нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические ценности,

нормы и идеалы. В сочетании с волей они становятся основой жизненного

поведения и практического действия.

Существенная характеристика переплавки знаний и представлений в

убеждения – это всё возрастающая степень доверия к их содержанию, к их

глубокому смыслу. Диапазон человеческой уверенности, веры широк. Он

простирается от жизненной, практической несомненности или очевидности,

то есть целиком рассудочной позиции, до религиозных верований, пусть не-

обоснованных и непроверенных, но всё же систематизированных и освящён-

ных высоким авторитетом Бога и церкви, заветом предков; а также вплоть до

легковерного принятия одиозных баек и нелепых вымыслов, что свойственно

массовому сознанию примитивного уровня, когда люди, не желая тратить

силы на формирование грамотного мировоззрения, оказываются в плену са-

мых невежественных представлений и суеверий.

Ведущая роль убеждений в составе мировоззрения не исключает поло-

жений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже с недоверием. Со-

мнение вообще есть признак самостоятельной, осмысленной работы в облас-

ти мировоззрения. Фанатичное, нерассуждающее принятие той или иной ми-

ровоззренческой доктрины, духовное срастание с ней без внутренней кри-

тичности называют догматизмом. Другая крайность – это неверие ни во что,

сомнение в истинности знаний, правоте идеалов, достоинстве целей. Эту по-

зицию называют скептицизмом и нигилизмом от латинского nihil – ничто.

В мировоззрении различают также по степени глубины, продуманно-

сти, обоснованности, логической последовательности, интеллектуальной си-

лы аргументов, яркой образности повседневно-практический и теоретиче-

ский уровни.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, расхожих, массовых

проявлениях, в повседневных формах, содержит в себе не только богатую

“память веков”, убедительный жизненный опыт, традиции, веру и сомнения,

но и множество заблуждений и предрассудков.

Житейское толкование в его повседневных формах имеет стихийный ха-

рактер, оно хаотично, не отличается сколько-нибудь глубокой продуманно-

стью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не

всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях за-

тмить разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышле-

ние сиюминутно и приземлённо, оно пасует перед проблемами, требующими

серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, понимания важных ценностей

и стремления к высоким идеалам.

Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне мировоззре-

ния, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует опираясь на

логику, обосновывая свои утверждения и выводы, согласовывая их с наукой

и практикой, вписывая их в контекст исторической традиции и современно-

сти. На ___________профессиональной основе этим занимается философия.

Содержание мировоззрения. В философской картине мира с необходи-

мостью должны быть представлены четыре основных элемента, четыре

предмета осмысления действительности. Это Природа, Бог, Общество и Че-

ловек. Они различаются между собой специфическим для каждого из них

способом существования, особенностью их представленности в бытии мира.

Так, природа – это всё то, что существует само по себе, спонтанно, сти-

хийным образом. Это та часть реальности, которая никем не сотворена, кото-

рой никто не управляет и в которую никто не вмешивается. Прекрасно выра-

зил сущность природы древнегреческий философ Гераклит из Эфеса: «Мир,

единый из всего, не создан никем из богов и людей, а был, есть и вечно пре-

будет живым огнём, мерами возгорающимся и мерами затухающим». Приро-

де присущ естественный способ существования в том смысле, что она про-

сто есть, и это обстоятельство мы вынуждены признавать – нравится нам это

или нет – как непреложный факт.

Бог в таком случае – это понятие, за которым стоит представление о по-

тустороннем мире, о волшебных существах: ангелах и архангелах, серафимах

и херувимах, чертях и дьяволах, духах и призраках. Сюда относят всё,

имеющее чудесный характер: колдовство, превращения, перемещения в

“мгновенье” ока. Сам Бог есть существо вечное, вездесущее, всемогущее,

всеведущее, всеблагое, то есть полный предел существования, и способ его

существования – сверхъестественный, то есть противоположный природно-

му.

Общество, социальная система состоит из таких элементов, как люди,

вещи, знаки, институты или учреждения, которые в “дикой” природе не

встречаются и не могут возникнуть спонтанно, сами собой. Все они созданы

в процессе деятельности людей, сотворены ими. Однако это сотворение не

есть чудо, в котором явно нарушаются законы природы. Продукты человече-

ской деятельности своим существованием не противоречат законам природы,

не нарушают их, но и не вытекают из действия этих законов. Явления соци-

альной действительности имеют искусственный способ существования. Это

значит, что сама природа такие объекты создать не может: булки хлеба не

растут на деревьях, овцы не стригут себя и не вяжут кофты и свитера, глина

не выкапывается сама собой из земли, не формуется в кирпичи, не обжигает-

ся в печах и не складывается в стены домов, и так далее. Скажем, река Обь –

это естественный фрагмент реальности, а вот мост через неё – искусственное

сооружение, не объект натуры, а предмет культуры.

Наконец человек занимает особое место в составе действительного мира.

Его нельзя отнести к природе, хотя в нём есть природное начало: как всякое

живое существо он рождается и умирает, дышит, питается, болеет и старится

в полном соответствии с законами биологии.

Вместе с тем в человеке есть такие качества, которые не заложены в его

генотипе, не передаются по наследству, а формируются только и исключи-

тельно в социальной среде. Это способность к труду, к общению, владение

речью, целенаправленный характер деятельности, смысловая память, вооб-

ражение и фантазия, предвидение следствий своих действий, то есть всё то,

что делает его представителем вида homo sapiens – “человек разумный”.

В человеке есть также и божественные качества, а именно: способность

к творчеству, к созданию нового, оригинального, то есть такого, чего не было

до него, не может возникнуть без него и что не может без постоянной опеки

человека существовать. Иначе говоря человек есть созидатель и демиург,

управитель части, а потенциально и всей реальности и в том толковании, что

он есть образ и подобие Божие на Земле, и в том, что образ Бога есть идеаль-

ное выражение человеческой сущности или предел, асимптота человеческого

существования как горизонт, к которому человек стремится в своём нынеш-

нем и особенно будущем бытии.

Выдающийся философ ХХ века, создатель философской антропологии

(anthropos – человек, logos – учение) Макс Шелер определил человека как

“эксцентрическое существо” в том смысле, что человека нельзя однозначно

отнести к какому-то центру – природному, социальному или божественному.

Поэтому способ существования человека – синтетический, комбинирован-

ный. Человек универсален и в определённом смысле он есть пересечение,

фокус и смысловой центр существования. Поняв человека, мы постигнем тем

самым всю глубину бытия, вот только может статься, что глубина эта без-

донна.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.