Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие законы управления






1. Закон соответствия соци­ального содержания управления форме осуществления деятельности, яв­ляющейся объектом управления. Смысл закона заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой — отноше­ния сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управ­ления, гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением и потенциально, и фактически эффективнее систем со сти­хийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.

3. Закон единства системы управления. Согласно данному закону деятельность лю­бой организации представляет собой единую централизованную управляе­мую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархиче­ские уровни управления, каждый из которых представляет собой подсис­тему вышестоящей иерархической системы.

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем. Сущность закона заключается в соот­ветствии сферы управления конкретному виду деятельности.

5. Закон соот­ветствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управле­ния экономической природе отношений между ее подсистемами. Управле­ние состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соот­ветствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляю! собой команды-решения, принятые на основании информации, поступаю­щей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

6. Закон единства действий законов управления. Суть его состоит в том, что законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зави­сит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Основополагающие законы организации

Закон самосохранения. Главный жизненный инстинкт — инстинкт самосохранения. В жизни почти каждой реальной организации бывали ситуации, когда она оказывалась на грани банкротства или ликвидации, при этом некоторым из них удавалось преодолеть трудности, а другие завершали свое существование. Поэтому для любого руководителя важно уметь оценивать ситуацию, складывающуюся вокруг его предприятия. Теоретической основой для анализа общего состояния организации явля­ется закон самосохранения, который базируется на положении о том, что каждая динамическая система стремится противостоять внутренним и внешним разрушающим воздействиям, используя для этого значитель­ную часть своего потенциала.

Закон развития гласит, что каждая материальная организационная система в процессе своей жизнедеятельности стремится достичь наи­большего суммарного потенциала при прохождении этапов жизненного цикла.

Закон синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нес элементов или существенно меньше. Согласно этому закону любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности. Реализация данного закона приводит к синергетическому эффекту. Си­нергия, синергизм (от греч. synergeia — содействие, сотрудничество) — это совместное, взаимозависимое действие двух или нескольких элементов организации в каком-либо одном направлении. Синергия может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Эффект синергии - скачкообразное увеличение (уменьшение) потенциала организации при изменении потенциалов ее ресурсов.

Вторичные законы организации

Закон информированности-упорядоченности. В последние годы уже никто не сомневается, что информация стала важнейшим стратегическим ресурсом. В управлении организациями применяется экономическая, на­учно-техническая, общественно-политическая информация и другие ви­ды информации.

Информационная среда в виду ее важности является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др. Ин­формационная среда управления подчиняется действию закона информи­рованности-упорядоченности.

Упорядоченность в организации — гармоничное развитие всех эле­ментов организации: системы управления, персонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличие между элементами коэффициентов пропорциональности (установленного взаимодействия, взаимовлияния).

Закон информированности-упорядоченности — закон, согласно кото­рому, чем большей информацией располагает организация о внутренней п внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Закон единства анализа и синтеза — каждая материальная система стремится к наиболее экономичному режиму функционирования в ре­зультате постоянного изменения своей структуры или функций.

Из закона единства анализа и синтеза вытекает следующее следст­вие: если практически отсутствуют внешние и внутренние возмущающие воздействия, то организация идет к застою. Созидательные ресурсы ком­пании постепенно приближаются к нулю.

Закон единства анализа и синтеза формирует преимущественно формальное направление для устранения несоответствий. Для выполне­ния данного закона руководителю рекомендуется составлять и реализо­вывать программы постоянного совершенствования компании и ее час­тей; проводить маркетинговые исследования в областях деятельности; использовать современную информационную технологию управления.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии). В окружаю­щем нас мире все приспособлено для совместного существования. Все лишнее постепенно отмирает, несовершенное развивается.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии): каждая орга­низация стремится к сохранению и оптимальному взаимному расположе­нию частей (композиции) и к оптимальному количественному соотноше­нию между ними (пропорциональности).

Частные и специальные законы

Частными законами принято считать законы управления, присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам.

Среди частных законов управления можно выделить законы, отно­сящиеся к управляющей подсистеме, законы организации (т е. управляе­мой подсистемы) и др.

К частным законам, касающимся управляющей подсистемы относят­ся:

1. Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

2. Закон сокращения числа ступеней управления. Его сущность за­ключается в том, что чем меньше уровней управлениям в структуре орга­низации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

3. Закон концентрации функций управления, устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а, следовательно, к росту численности управленческого персонала.

4. Закон распространения и контроля. Согласно этому закону суще­ствует определенная зависимость между числом подчиненных и возмож­ностями контроля их действий со стороны руководителя.

Специальные законы управления представляют собой законы, кото­рые не связаны непосредственно с управлением, но способны оказан, значительное влияние на результаты деятельности организации. К специ­альным законам относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.

Специальные законы:

Закон возрастающих вмененных издержек непосредственно связан с производством продукции и гласит, что по мере увели­чения производства продукта вмененные (предельные) издерж­ки производства каждой новой единицы продукта возрастают.

Законы спроса и предложения необходимо учитывать в процессе планирования, прогнозирования и осуществления деятельности организаций, работающих в сфере оптовой и розничной торговли.

Закон спроса отражает обратную связь между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определен­ного периода времени.

Закон предложения констатирует прямую связь между ценой и величиной предложения товара или услуги в тече­ние определенного периода.

Закон убывающей отдачи. Он характеризует ситуации, когда последовательные рав­ные приросты переменного ресурса добавляются к посто­янным ресурсам сверх какого-то определенного уровня их использования, а предельный продукт переменного ресур­са сокращается.

Закон убывающей предельной полезности: по мере того как потребитель увеличивает потребление товара или ус­луги, предельная полезность каждой дополнительной еди­ницы товара или услуги сокращается.

К юридичес­ким законам, оказывающим влияние на управление орга­низацией, можно отнести:

Гражданский кодекс РФ.

Налоговый кодекс РФ.

Таможенный кодекс РФ и Закон РФ " О таможенном тарифе", регламентирующие осуществление внешнеэконо­мической деятельности.

Закон РФ " О сертификации продукции и услуг", опре­деляющий порядок организации и проведения экспертных ис­пытаний продукции, услуг и процессов с последующей выда­чей сертификата соответствия или права пользования зна­ком соответствия.

Закон РФ " О стандартизации", устанавливающий пра­вила разработки и утверждения стандартов на выпускаемую продукцию.

Закон РФ " О защите прав потребителей", предусмат­ривающий систему мер, направленных на защиту потреби­телей продукции, работ и услуг от недобросовестных про­давцов и производителей.

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ> утвержденное приказом Министерства финансов РФ № 170 от 26 декабря 1994 г., устанавливающее правила и порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности на территории РФ.

 

 

3.3. Сущность принципов управления. Общие и частные принципы управления. Специальные принципы управления

Принципы управления можно оп­ределить как изначальные по отношению к процессу управ­ления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производитель­ных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерно­стей) способствует достижению поставленных перед обще­ством целей и решению задач.

Общими принято считать принципы управления, имеющие непо­средственное отношение к системе управления в целом, т. е. ко всей со­вокупности входящих в нее компонентов.

Основным в системе общих принципов управления по праву можно считать принцип научной обоснованности управления. Научный под­ход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей со­вокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последующим применением полученных знаний в прак­тике управления.

Принцип системного подхода к решению управленческих задач.

Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали органи­зацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структу­ра; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различ­ных целей.

Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.

Сог ласно принципу регламентации все процессы, происходящие в системе управления, должны быть жестко регламентированы.

Принцип формализации предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказов, указаний н распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций.

Частными принято называть принципы управления, относящиеся к отдельным элементам системы управления.

Принцип приоритета цели формулируется следующим образом. В системе цель — задача — функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и потом функция.

Принцип приоритета субъекта управления над объектом управ­ления в формирующихся организациях имеет следующее содержание. И процессе создания организации ее учредители должны избирать в со­ответствии со своими потребностями и возможностями трудовой коллек­тив, характер деятельности, организационно-правовую форму и иные параметры организации.

Сущность принципа приоритета объекта управления над субъек­том для действующих организаций заключается в следующем: руководители всех уровней управления организации должны назначаться в со­ответствии с характеристиками и потребностями конкретных структур­ных подразделений.

К принципам соответствия относятся принцип соответствия по­ставленных целей выделенным ресурсам, принцип соответствия распоря­дительства и подчинения, принцип соответствия эффективности произ­водства и экономичности, принцип оптимального сочетания централиза­ции и децентрализации производства и управления.

Принцип соответствия поставленной цели выделенным ресур­сам имеет следующее содержание: каждой цели должен соответствовать набор финансовых, сырьевых, материальных, энергетических и человече­ских ресурсов, позволяющий обеспечить достижение указанной цели.

Принцип соответствия распорядительства и подчинения гласит: у каждого сотрудника должен быть один линейный руководитель и лю­бое количество функциональных руководителей.

Принцип соответствия эффективности производства и эконо­мичности можно сформулировать следующим образом: для каждой ор­ганизации должно быть найдено соответствие между эффективностью функционирования и совокупными затратами.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрали­зации производства и управления: чрезмерно малые и чрезмерно большие организации функционируют гораздо менее эффективно, чем организации, имеющие средний размер.

Принцип потенциальных имитаций гласит: временное выбытие отдельных работников организации не должно прерывать процесс ее функционирования. Иными словами, каждый работник должен быть в состоянии выполнять служебные обязанности вышестоящего и ниже­стоящего работника или двух работников своего уровня.

Большое значение имеет принцип совместимости при подборе ра­ботников со стороны и внутренней ротации кадров.

Принцип компенсации рекомендует подбирать кадры таким обра­зом, чтобы отрицательные качества одного работника компенсировались положительными качествами другого.

Принцип динамизма устанавливает необходимость сочетания мо­бильности и стабильности. Мобильность позволяет своевременно прово­дить мероприятия по выдвижению и ротации кадров в соответствии с изменениями во внешней среде и потребностями самой организации. Стабильность необходима для осуществления долгосрочных программ.

Специальными принципами управления считаются принципы, ко­торые относятся к управлению конкретными видами деятельности.

Инвестирование составляет основу повышения эффективности лю­бой производственной деятельности. Оно должно осуществляться на ос­новании следующих принципов:

• Ориентация на долгосрочные перспективы.

Наличие объективной и полной информации о текущем состоянии фондового рынка и перспективах его развития.

Адекватное и своевременное реагирование на изменения в инве­стиционной среде.

Ориентация на приобретение недорогих предприятий, акции кото­рых в ближайшем будущем могут значительно подняться в цене.

Принципы управления технологией ориентированы на повышение эффективности использования основных производственных фондов и оптимизацию технологических процессов с целью сокращения производ­ственного цикла, экономии ресурсов и сокращения материальных затрат.

 

 

3.4. Природа и состав функций административного управления. Характеристика последовательных функций административного управления. Непрерывные функции административного управления

В основе концепции о функциях управления лежит процессный под­ход к изучению менеджмента. Управление рассматривается как процесс, включающий в себя непрерывную серию взаимосвязанных управ­ленческих функций. В наиболее общем виде функция управления пред­ставляет собой обособленный однородный вид деятельности, на­правленной на достижение целей функционирования организации. Ос­новной предпосылкой возникновения функций управления является функциональное разделение управленческого труда. Большинство иссле­дователей подразделяют функции менеджмента на общие и специальные. Под общими функциями менеджмента понимаются функции, образую­щие управленческий цикл и отражающие специфику управленческого груда вне зависимости от характера и специфики деятельности организа­ции. К специальным функциям управления относятся функции, опреде ляющиеся спецификой деятельности управляемого объекта. Помимо об­щих и специальных функций управления можно выделить еще и сме­шанные функции, такие как планирование выпуска готовой продукции, контроль хода производства, организация сбыта продукции и т. п.

Функции управления можно разделить на две группы. К первой группе относятся последовательные функции, которые осуществляются дискретно (т. е. повторяются через определенные промежутки времени), последовательно сменяя друг друга. Вторую группу образуют непрерыв­ные функции, выполнение которых осуществляется постоянно в течение всего периода управления предприятием.

К последовательным функциям административного менеджмента относят:

1. Административный маркетинг

2. Планирование в системе административного менеджмента. В наи­более общем виде планирование можно охарактеризовать как процесс, включающий в себя разработку основных направлений деятельности и развития организации, определение потребностей в ресурсах и средствах, необходимых для реализации указанных направлений, а также выбор методов и способов осуществления намеченных мероприятий.

3. Административно-организационная функция. Как функция управ­ления организация представляет собой вид управленческой деятельности, посредством которой система управления приспосабливается для выпол­нения задач, сформулированных иа этапе планирования.

4. Мотивация как функция административного менеджмента.

5. Регулирование — это система отношений, обеспечивающих под­держание или изменение экономических явлений и их связей.

Регулирование как явление присуще любой коллективной человече­ской деятельности. Оно возникает вместе с производственной кооперацией и прогрессирует по мере углубления функционального разделения труда.

6. Административный контроль.

7. Административный учет.

8. Оценка эффективности администрирования. Эффективность управления представляет собой отношение совокупного результата управленческой деятельности к стоимости ресурсов, затраченных на его достижение.

Непрерывные функции административного менеджмента

1. Принятие и реализация управленческих решений

Управленческое решение представляет собой выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации. Различают три возможных подхода к принятию управленческих решений: системный, си­туационный и ресурсный. Системный подход предполагает решение кон­кретной проблемы в совокупности с решением всех проблем, стоящих перед организацией. Ситуационный подход исходит из того, что приме­нение того или иного метода решения проблемы определяется ситуацией. Ресурсный подход основан на решении проблем посредством рациональ­ного распределения ресурсов организации.

2. Управление конфликтами и стрессами

В наиболее общем виде конфликт можно определить как столкнове­ние противоречивых интересов.

Любой конфликт начинается с конфликтной ситуации, которая со­стоит из участников конфликта и объекта конфликта, то есть причины, из-за которой оппоненты вступают в противоборство. Оппоненты всту­пают в конфликт, обладая разной силой, которая и определяет возмож­ность победы. Характеристика этой силы называется рангом оппонента. Оппонентом 1-го ранга называют человека, выступающего от собствен­ного имени и преследующего собственные цели. Оппонентом 2-го ранга называют личность, преследующую групповые цели. Оппонентом 3-го ранга — личность, преследующую интересы группы, организации и т. п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.