Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защита прав инвалидов в Омской области






В целях реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 года № 1792 образован Совет при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.

Во многих регионах, в частности, в Омской области сегодня осуществляются мероприятия, направленные на создание равных возможностей для данной категории граждан.

Для рассмотрения и решения этих вопросов Указом Губернатора Омской области от 31 августа 2009 года № 104 создан Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области, постановлением Администрации города Омска от 10 апреля 2009 года № 279-п образован Совет при Мэре города Омска по делам инвалидов.

В состав вышеуказанных Советов вошли представители органов исполнительной власти Омской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководители 15-ти крупнейших региональных общественных организаций инвалидов.

В целях реализации федерального законодательства в сфере социальной поддержки различных категорий инвалидов в Омской области принят ряд региональных нормативных документов, улучшающих положение этой группы населения. В то же время отмечается отсутствие достаточной информированности граждан с ограниченными возможностями относительно своих прав.

В Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ на 2012 гододной из важнейших задач для всех органов власти и общества в целом названа полноценная реализация программы «Доступная среда». «Шаг за шагом мы будем устранять сложности с передвижением инвалидов, будем заниматься их трудоустройством… Отношение к инвалидам, усилия, которые мы прикладываем к этому, нам необходимы для того, чтобы условия их жизни, их возможности перестали быть ограниченными. Они важны для всех нас, для всего общества», - в этих словах Президента России Д.А. Медведева сформулирован подход к решению практически всех проблем, которые существуют в жизни людей с инвалидностью. В Омской области данная категория граждан составляет около 8% от общего количества населения региона. Казалось бы, не такая большая цифра. Однако же не надо забывать: речь идет о людях, которые имеют право на должное отношение к их индивидуальности и уважение к их нуждам.. Информация Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» (далее - ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области») о количестве граждан, освидетельствованных за период 2009 – 2011 гг.

Повторно в 2011 году признаны инвалидами 20712 человек, в том числе 2944 ребенка. Таким образом, приходится констатировать, что количество детей-инвалидов, как и в предыдущие годы, снова возросло.
Следует отметить: жалоб по поводу несогласия с заключениями медико-социальной экспертизы по-прежнему немало.
Так, в ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» их поступило 1450. К Уполномоченному обратились 46 человек. В судебном порядке экспертные решения обжаловали 15 человек. В двух случаях были вынесены решения об удовлетворении требований истцов, по остальным искам признана правомерность заключений медико-социальной экспертизы.
Как видно из приведенных данных, удовлетворяются лишь единичные жалобы, что, казалось бы, подтверждает законность и обоснованность принимаемых экспертами решений. Но довольно часто при рассмотрении обращений граждан все же появляются сомнения в правильности и справедливости заключений экспертов. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда при переосвидетельствовании инвалидов с детства в связи с достижением совершеннолетия их не признают инвалидами, хотя каких-либо существенных изменений в состоянии здоровья этих граждан не произошло.
В Докладе Уполномоченного Омской области по правам человека в 2010 году уже обращалось внимание на такую особенность.
Надежда на то, что существующее положение должно измениться к лучшему, появилась в связи с тем, что Минздравсоцразвития РФ совместно с заинтересованными ведомствами разработана концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы, планирующая постепенный переход на новые критерии при проведении экспертизы с учетом международных норм
. В свою очередь, Правительство России данную концепцию одобрило.
Следует отметить, что в 2011 году в связи с передачей отдельных государственных функций Министерству труда и социального развития Омской области информации о лицах с ограниченными возможностями здоровья стало больше, чем в предыдущие годы.
Однако, к сожалению, до настоящего времени полной базы данных обо всех гражданах с инвалидностью, в том числе о количестве лиц, являющихся инвалидами по конкретным заболеваниям (по зрению, по слуху, другим заболеваниям), нет ни в одном учреждении. Выявляются такие граждане в том случае, когда обращаются в учреждения здравоохранения, социального обслуживания и другие для получения лечения, социальной помощи, средств технической реабилитации, санаторно-курортного лечения, образования и прочее.

Тем не менее, вся имевшаяся информация о положении инвалидов в Омской области стала основой для разработки и принятия в декабре 2010 года мероприятий долгосрочной целевой программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы.
Создание условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам во всех сферах жизнедеятельности, совершенствование механизма предоставления услуг по реабилитации и проведению медико-социальной экспертизы для интеграции инвалидов в общество - такая цель, в самых общих чертах, сформулирована в данной программе.
В 32 муниципальных районах области также уже утверждены и реализуются муниципальные целевые программы «Доступная среда».
Важно отметить, что во всех названных документах от сложившейся практики социальной защиты инвалидов сделан переход к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми.
Граждане с инвалидностью должны обрести возможность для получения навыков самостоятельного и независимого проживания, профессиональных умений, реализации своих интеллектуальных возможностей, занятий спортом, постоянного общения с другими людьми.
Для реабилитации названной категории граждан принято решение о создании в Омской области мультифункционального центра реабилитации инвалидов, который будет располагаться на Левобережье. Общая полезная площадь помещений составит около 5 тыс. кв. м. Указанный центр должен стать уникальным учреждением с точки зрения использования новых технологий и высокоэффективных методик реабилитации инвалидов.
В Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы отмечается, что Россия в 2008 году подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание указанной Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. И, действительно, нельзя не замечать тех перемен, которые произошли и происходят в данной сфере.
Проводится работа по улучшению медицинского обслуживания инвалидов. В частности, специализированная медицинская помощь по проведению реабилитационных мероприятий для пациентов с последствиями травм спинного, головного мозга осуществляется в отделении восстановительного лечения Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Областная клиническая больница».
Запланировано и создание центра медицинской реабилитации для инвалидов на базе БУЗОО «Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области».
Решен вопрос об упорядочении системы реабилитации больных, страдающих рассеянным склерозом, на базе неврологического отделения МУЗ «Городская больница № 2».
Расширяются возможности граждан с инвалидностью на реализацию предусмотренного статьей 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» права на получение необходимой информации.
Так, на официальных порталах Правительства Омской области «Омская Губерния», Администрации города Омска в целях обеспечения доступа к информации созданы также версии для слабовидящих. Предусмотрено удобное управление размером и цветом шрифта. Кроме того, появилась возможность обращаться в органы исполнительной власти и местного самоуправления по различным вопросам без личного посещения.
Постепенный переход на предоставление государственных услуг в электронном виде также будет иметь большое значение для многих граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Однако же и проблемных вопросов остается достаточно.
По-прежнему многие объекты социальной инфраструктуры остаются труднодоступными для инвалидов.
Только на территории г. Омска проверки прокуратуры выявили более 40 объектов, в том числе медицинских учреждений, аптек, магазинов, которые не оборудованы приспособлениями для беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Пандусы отсутствовали даже при входе в здания муниципальных детских библиотек, а также Детского дома № 10, Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 7 I вида для детей с ограниченными возможностями здоровья. По информации же Министерства труда и социального развития Омской области, только за 9 месяцев 2011 года в результате обследования более1000 различных объектов было направлено 650 рекомендательных писем руководителям организаций и учреждений о необходимости устранения разного рода нарушений.
Важно и другое. Подчас не надо быть специалистом, чтобы заметить, что не все пандусы, из тех, что уже установлены, выполнены в соответствии со строительными нормами и правилами: не выдерживается угол наклона, не соблюдается необходимая ширина. И такие нарушения допускаются даже на объектах первостепенной значимости для людей с инвалидностью, например, в медико-санитарной части № 7 г. Омска, Тарской центральной районной больнице, ряде других. Всего же, как следует из данных Министерства здравоохранения Омской области, из 284 зданий, где расположены учреждения здравоохранения, лишь 173 (61%) приспособлены для инвалидов и маломобильных групп населения.
Как же тогда можно требовать создания условий для доступа инвалидов от других учреждений и организаций?
Конечно, в последнее время медицинские и другие учреждения на входе оснащаются кнопками вызова персонала для оказания помощи тем, кто в ней нуждается, а при отсутствии прямого доступа, инвалид-колясочник может попасть в здание через другие корпуса, и специальных приспособлений для маломобильных групп населения появляется все больше.
Тем не менее, представляется, что приведение зданий и сооружений, особенно ключевой социальной инфраструктуры, в соответствие с требованиями строительных норм с точки зрения доступности для инвалидов, - одна из первоочередных задач.
В ежегодных докладах Уполномоченного за 2009 и 2010 гг. уделялось довольно много внимания вопросам обеспечения беспрепятственного пользования инвалидами всеми видами транспорта. Отмечалось, что выполняется большая работа по приобретению специализированного транспорта, обустройству остановок общественного транспорта, оснащению транспортных средств необходимым оборудованием.
В истекшем году эта работа была продолжена. Кроме того, инвалиды-колясочники, желающие получить водительские права, могли пройти специальную подготовку в учебно-курсовом комбинате автомобильного транспорта. По поручению Совета по делам инвалидов при Губернаторе Омской области в распоряжение автошколы передан специально оборудованный легковой автомобиль с ручным управлением, который подается инвалидам прямо к подъезду.
Стоит, однако, обратить внимание: необходимо учитывать интересы различных категорий граждан с инвалидностью. В настоящее время на территории г. Омска с целью повышения безопасности при переходе улиц слабовидящими гражданами только 9 светофорных объектов оборудованы звуковыми сигналами. Вряд ли для такого мегаполиса, как г. Омск, это количество является достаточным, особенно, если учесть, что просто пожилых граждан, которые не являются инвалидами по зрению, но плохо видят в силу возраста, также очень много.
Кроме того, проверки прокуратуры, УГИБДД Управления МВД России по Омской области выявили многочисленные нарушения требований законодательства об обеспечении необходимого количества мест для парковки транспортных средств инвалидов.
Отсутствие парковочных мест для инвалидов зафиксировано у значительного числа наиболее посещаемых гражданами с инвалидностью объектов, в том числе у районных администраций, бюджетных учреждений, коммерческих предприятий в сфере общественного питания, розничной торговли продовольственными товарами.
Причем такое нарушение выявлено как в городе Омске, так и в муниципальных районах Омской области.
В связи с этим, следует отметить, что некоторыми органами местного самоуправления полномочия в сфере социальной защиты и социальной поддержки инвалидов выполняются не в должной мере: денежные средства на указанные цели не выделяются, нормативные акты не принимаются, принятые целевые программы не реализуются.
Например, проверка прокуратуры показала, что в бюджете Знаменского муниципального района Омской области на 2011 год не были предусмотрены расходы на приобретение и приспособление транспортных средств с учетом нужд инвалидов, средств связи и информации для использования их инвалидами, создание условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Аналогичные нарушения выявлены в Крутинском, Любинском, Марьяновском и других районах области.
Главам муниципальных образований прокурорами внесены представления, на отдельные противоречащие закону нормативные акты принесены протесты.
По-прежнему является проблемой предоставление такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
В силу статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение жильем данной категории граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Из данной статьи следует, что Российская Федерация указанные полномочия передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на реализацию переданных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, названные меры социальной поддержки в течение года предоставлялись в форме социальных выплат.
В Омской области число инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, на начало 2012 года составляло 1816 человек, в том числе: инвалидов - 1424 человека, семей, имеющих детей-инвалидов, – 392.
В то же время социальные выплаты в 2011 году получили всего 85 человек (около 4, 7% от состоящих на учете лиц), из них: 82 инвалида и 3 семьи, имеющие детей-инвалидов.
Очевидно, что выделенных денежных средств явно недостаточно на предоставление данной меры социальной поддержки.
Значимой является и проблема трудоустройства граждан с инвалидностью.
В 2011 году, судя по информации Главного управления государственной службы занятости населения Омской области, в казенные учреждения службы занятости населения области обратились 1752 гражданина, имеющие инвалидность: в городе Омске - 691, в Омской области – 1061.
Трудоустроены на вакантные рабочие места за указанный период 993 инвалида (56, 7%), из них в городе Омске – 338.
Учреждениями службы занятости населения области направлены на профессиональное обучение в автономное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Техникум «Учебный центр «Ориентир» 34 инвалида, из которых 33 после завершения профессионального обучения трудоустроены.
В рамках реализации Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» в 583 организациях, имеющих среднесписочную численность работников свыше 100 человек, число квотируемых рабочих мест составило 6824 единицы. Трудоустроены на данные рабочие места 5376 человек (около 78, 8%). 237 организациями, подлежащими квотированию рабочих мест, создано 267 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
244 организации, осуществляющие деятельность в муниципальных районах Омской области, создали 1673 рабочих места по квоте, трудоустроены на них 1635 инвалидов (более 97, 7%), создано 126 специальных рабочих мест.
В городе Омске количество организаций со среднесписочной численностью более ста человек составило 339 организаций, количество квотируемых рабочих мест - 5151, трудоустроен 3741 инвалид (более 72, 6%), создано 141 специальное рабочее место.
Однако проверки соблюдения установленных квот показали, что не все организации их соблюдают. В частности, Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области по результатам контрольной деятельности, выполненной в 77 организациях, выдано 57 предписаний об устранении нарушений законодательства. Только в 23 организациях не выявлено недостатков.
Более чем в 70 организациях проведены внеплановые (документарные) проверки, что послужило основанием для выдачи 62 предписаний (более 87%) об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области.
Неисполнение обязанностей по квотированию, созданию специальных рабочих мест для инвалидов выявлено также органами прокуратуры в организациях, расположенных на территории Ленинского, Советского, Центрального административных округов г. Омска, Колосовского, Любинского, Таврического районов Омской области.

Многие десятилетия в нашем государстве проблемы инвалидов не были в числе первоочередных. И, конечно же, в одночасье положение не может измениться к лучшему.
В настоящее время в Омской области, как и в России в целом, только создается инфраструктура для жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, появляются условия для обеспечения равноправного участия инвалидов в жизни общества, во всех его сферах.
К сожалению, нередко еще само общество в лице представителей органов власти и местного самоуправления, должностных лиц различных учреждений, работодателей создает гражданам с инвалидностью барьеры для реализации их прав и свобод, уделяет таким лицам недостаточно внимания, заботы, материальной поддержки.
В последние годы принимаются меры к интеграции инвалидов в общество, приняты и реализуются федеральные и региональные целевые программы поддержки инвалидов, изменяется законодательство.
26 июля 2011 года принят Закон Омской области № 1373-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Омской области», который регулирует отношения, связанные с участием органов государственной власти региона в реализации государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов на территории области
. В данном нормативном документе есть немало положений, регулирующих вопросы образования, обеспечения жилой площадью, доступности для инвалидов среды жизнедеятельности. Законом предусмотрено, что в дополнение к Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, на территории области устанавливается региональный перечень названных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг.

Это сделано для того, чтобы человеку с ограниченными возможностями здоровья в городе или в любом муниципальном районе области было удобно, комфортно жить, как и любому другому гражданину. А это означает: получить образование, работу, различные услуги, свободно передвигаться по квартире, по улице, ездить в транспорте, посещать различные учреждения, театры, стадионы, библиотеки, магазины.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.