Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Р.Ф. Альбиков, 2014 6 страница






В соответствии с концепцией социалистического конституционализ­ма главное значение в конституции придается закреплению основ обще­ственного строя и характеру государства, все остальные вопросы счита­ются производными от этого. Согласно конституции, основой экономики является социалистичес­кая собственность, существующая в форме общенародной (государст­венной) собственности и коллективной собственности трудящихся масс (различные формы кооперативов), а единоличные хозяйства городских и сельских тружеников рассматриваются как дополнение к социалисти­ческому хозяйству. Конституция может быть изменена по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 депутатов ВСНП. Изменения и дополнения должны быть приняты большинством в 2/3 всего состава ВСНП.

В Китае не существует специальных органов конституционного контроля, поскольку считается, что наивыс­шее положение среди органов государства занимает парламент. Государствен­ные органы, издающие правовые акты, осуществляют контроль за соот­ветствием этих актов конституции. Контроль за законностью осущест­вляет специальная система органов – прокуратура, а соблюдение кон­ституционности законов – задача ВСНП и его Постоянного комитета.

20.1 Основы правового статуса личности

В Китае принята социалистическая концепция прав человека, кото­рая отвергает понятие естественных прав и связывает правовой статус личности с природой общества и государства. Наиболее широкими правами в Китае, как и в других странах, облада­ют его граждане. На первое место в иерархии прав в Китае выдвигаются социально-экономические права, которые считаются наиболее важными для трудя­щегося человека. В числе политических прав конституция называет: избирательные права, свободу слова, печати, собраний, союзов, демонстраций, право обращаться с критикой или предложениями в адрес любого государст­венного органа или государственного служащего.

В конституции перечислены личные права и свободы: свобода и не­прикосновенность личности, свобода совести, тайна переписки, неприкосновенность жилища, право на компен­сацию ущерба, причиненного незаконными действиями государственно­го органа или государственного служащего.

20.2 Правовое регулирование общественных объединений

Согласно конституции, руководящей силой в обществе и госу­дарстве является Коммунистическая партия Китая, которая, по сущест­ву, выполняет властные функции. КПК строится по территориально-производственному признаку. Ее органы создаются в общегосударственном масштабе, в административ­но-территориальных единицах, а также на предприятиях, в учреждени­ях, вооруженных силах и т.д. На основе конституционного права на объединение в Китае сущест­вуют восемь других политических партий, объединяющих представи­телей различных слоев общества, а иногда лиц определенных профессий (например, Рабоче-крестьянская демократическая пар­тия традиционно объединяет главным образом работников в области медицины).

20.3 Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

Конституционное право Китая знает три института непосредственной демократии: выборы, отзыв депутата и референдум.

Выборы согласно конституции являются всеобщими. Активным и пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет. Избирательных прав не имеют лица, лишенные их по закону. Хотя каждый избиратель имеет один голос, избирательное право в Китае неравное: предусмотрены преимущества для городского населе­ния по сравнению с сельским, что объясняют стремлением обеспечить руководящую роль рабочего класса. Постоянный комитет ВСНП распределяет нормы представительства в ВСНП от крупных административно-территориаль­ных единиц (провинций, автономных районов, городов центрального под­чинения) с учетом численности национальных меньшинств, компактного или разрозненного их расселения, уровня развития и других обстоятельств, устанавливая при этом определенные льготы. Если численность национального меньшинства в oпpeдeлeннoi административно-территориальной единице превышает 15% общей численности ее населения, то действует общий порядок представительства Если национальное меньшинство составляет менее 15%, то представительство его депутатов может быть увеличено вдвое, при особой мало численности – больше, в местном собрании народных представителей от любого национального меньшинства должен быть хотя бы один депутат.

Выборы в Китае многостепенные, точнее говоря, они сочетают пря­мой и многостепенный порядок. Прямые выборы (граждане голосуют непосредственно за кандидата в депутаты представительного органа) применяются только на низовом уровне: при избрании собраний народных представителей поселков, волостей, национальных волостей, уез­дов, автономных уездов, городских районов в крупных городах, городов без районного деления. Все остальные представительные органы форми­руются на основе многостепенных выборов: депутаты нижестоящих со­браний выбирают определенное число депутатов вышестоящих собраний (например, все уездные собрания народных представителей выбирают депутатов в собрание народных представителей своей провинции – более крупной единицы; провинциальные собрания избирают депутатов ВСНП). Голосование в Китае тайное; однако на низовом уровне, там, где много неграмотных, раньше применялось, а иногда кое-где применяется и теперь открытое голосование путем поднятия руки и другими спо­собами.

Округа в Китае многомандатные: при многостепенных выборах роль избирательных округов выполняют избирательные единицы (обычно ад­министративно-территориальные), от которых избираются депутаты в вышестоящие органы. Территориальные округа при прямых выборах об­разуются по месту жительства, но они могут быть созданы также на предприятиях, в учреждениях, организациях. Право выдвижения канди­датов имеют политические партии (совместно или раздельно; на практи­ке, как правило, выдвигаются совместные кандидатуры, рекомендован­ные партийными комитетами КПК), а также группы избирателей – более 10 человек. Число кандидатов должно превышать число подлежа­щих избранию депутатов при прямых выборах от 1 /5 до 1 /3, при много­степенных – от 1/5 до 1/2. Организацией выборов ведают избирательные комиссии, работаю­щие на общественных началах, но общее руководство выборами осу­ществляет Постоянный комитет ВСНП.

Депутат любого представительного органа имеет в Китае императивный мандат. Отзыв считает­ся состоявшимся, если за предложение о нем проголосовало большинст­во избирателей данного округа, внесенных в списки избирателей. Отзыв депутата, избранного представительным органом, производится боль­шинством голосов депутатов того представительного органа, которым избран данный депутат.

20.4 Высшие органы государственной власти

В Китае не принята концепция разделения властей. Различаются: орга­ны государственной власти (высшие и местные), органы государственно­го управления (высший орган общей компетенции – правительство, местные – исполнительные комитеты собраний народных представите­лей), органы суда и прокуратуры. Органы контроля в особую систему не выделяются: главный ревизор государства является членом прави­тельства. К числу высших органов государственной власти относятся: Всеки­тайское собрание народных представителей – верховный орган государ­ственной власти, его Постоянный комитет и Председательство республи­ки (Председатель республики и его заместитель).

Всекитайское собрание народных представителей избирается на 5 лет собраниями народных представителей провинций, автономных рай­онов, городов центрального под­чинения, а также представителями армии по рассмотренной выше систе­ме. В его составе должно быть не более 3 тыс. депутатов. Депутаты ВСНП должны совмещать депутатскую работу с трудом на производстве, в учреждениях и т.д. ВСНП – орган однопалатный. У него нет постоянного председате­ля и постоянного руководящего органа. Заседаниями руководит прези­диум сессии, который избирается на каждой сессии. Члены президиума руководят заседаниями обычно поочередно. ВСНП создает отраслевые (специализированные) постоянные комиссии: финансово-экономичес­кую, по иностранным делам, по делам китайцев, проживающих за грани­цей, по делам национальностей и др. В соответствии с конституцией ВСНП обладает широкими полномо­чиями: издает законы, избирает другие высшие органы государства и высших должностных лиц, утверждает планы социально-экономическо­го развития, государственный бюджет и отчет о его исполнении, решает вопросы войны и мира и т.д. Полномочия ВСНП неограниченны, посколь­ку, как гласит конституция, помимо перечисленных в ней полномочий ВСНП может осуществлять и другие полномочия, присущие высшим органам государственной власти. На деле самостоятельность. ВСНП работает в сессионном порядке, сессия созывается один раз в год. Она обычно продолжается приблизительно две недели. Помимо де­путатов на сессии обязаны присутствовать члены правительства, Цент­рального военного совета (весьма влиятельного в Китае органа, занима­ющегося отнюдь не только военными делами), председатель Верховного народного суда, генеральный прокурор Верховной народной прокурату­ры. С разрешения президиума сессии на ней могут присутствовать заин­тересованные работники других коллективов и ведомств.

Постоянный комитет ВСНП занимает своеобразное положение в системе высших органов государственной власти. Постоянный комитет ВСНП наряду с Предсе­дателем республики выполняет наиболее существенные полномочия главы государства. Постоянный комитет ВСНП избирается ВСНП в составе председате­ля, заместителя, начальника секретариата и членов. Хотя он избирается на 5 лет и новым составом ВСНП избирается новый Постоянный коми­тет, ВСНП в любое время может переизбрать его (частично состав ме­нялся на практике неоднократно).

К собственной компетенции Постоянного комитета ВСНП относятся: толкование конституции и законов; контроль за работой правительст­ва – Государственного совета с правом замены министров; контроль за работой Центрального военного совета, Верховного народного суда. Вер­ховной народной прокуратуры; право отменять акты органов государст­венной власти (собраний народных представителей) высшей ступени единиц административно-территориального деления (провинций, авто­номных районов, городов центрального подчинения) и, следовательно, подобные же акты органов нижестоящего звена (хотя прямо в конститу­ции об этом и не говорится); принятие решений о частичной и всеобщей мобилизации в стране, о ратификации и денонсации международных договоров.

Особое значение имеет право Постоянного комитета ВСНП издавать законы по частным вопросам (частные законы) и вносить изменения в законы, принятые ВСНП. Наряду с собственными Постоянный комитет ВСНП имеет также производные полномочия, которые он осуществляет, если ВСНП не заседает. К их числу относятся поправки к планам социального и эконо­мического развития, а также к законам о государственном бюджете (сами планы и бюджет принимаются ВСНП), назначение и смещение министров по представлению председателя правительства, главного ре­визора и начальника секретариата правительства (председателя прави­тельства может сместить лишь ВСНП), назначение и смещение членов Центрального военного совета по представлению его председателя, при­нятие решений об объявлении войны в двух случаях: если КНР подверг­нется вооруженному нападению и в случае выполнения международных договоров по взаимной обороне от агрессии.

Председатель КНР избирается парламентом – ВСНП – на срок его полномочий – на 5 лет. Им может стать любой гражданин КНР, обла­дающий политическими правами и достигший 45-летнего возраста. Одно и то же лицо не может быть избрано Председателем КНР более двух раз подряд.

На основании решений ВСНП и Постоянного комитета ВСНП Пред­седатель КНР осуществляет следующие полномочия: публикует законы, назначает многих высших должностных лиц (премьера Государственно­го совета, его заместителей министров и др.), награждает государствен­ными наградами, присваивает почетные звания, назначает и отзывает дипломатических представителей КНР, ратифицирует и денонсирует международные договоры, публикует указы о полной или частичной мо­билизации, о введении чрезвычайного положения, об объявлении состо­яния войны, о помиловании. Наряду с Председателем КНР Всекитайское собрание избирает за­местителя Председателя КНР. К кандидатуре заместителя предъявляются те же требования, что и к Председателю КНР.

20.5 Высшие органы государственного управления

К числу высших органов государственного управления относится Го­сударственный совет – правительство КНР. Государственный совет характеризуется конституцией как центральное народное правительство, исполнительный орган государственной власти и высший государственный административный орган. Государственный совет образуется ВСНП на его первой сессии поел» избрания. Он состоит из премьера Государственного совета, его заместителей, министров, председателей комитетов, имеющих ранг министра начальника секретариата. Особенность состава Государственного сове та состоит в том, что в нем есть должность главного ревизора, имеющего ранг министра, и что некоторые министры не являются членами Государственного совета, не участвуют в его заседаниях или участвуют только (правом совещательного голоса. Изменения в составе Государственного совета между сессиями ВСНП производятся Постоянным комитетов ВСНП (кроме замены премьера – председателя Государственного сове­та, что может осуществляться лишь Всекитайским собранием народные представителей). Изменения в его составе (назначения и смещения] оформляются указами Председателя республики.

Государственный совет осуществляет полномочия, подобные полно­мочиям правительства в других странах. Вместе с тем между сессиями ВСНП и заседаниями Постоянного комитета он может издавать по эко­номическим вопросам акты, которые обычно принимаются в виде закона. Государственный совет реализует свои полномочия на пленарных заседаниях и на заседаниях Постоянного бюро.

Министерства и ведомства руководят определенной отраслью эко­номики, культуры, политики или сферой жизни общества. Они действу­ют на основе единоначалия (прежде руководство осуществлялось со сто­роны партийных комитетов министерств и оно имело коллективный ха­рактер).

Центральный военный совет – коллегиальный орган военного уп­равления. Он состоит из председателя и членов. Председатель назнача­ется ВСНП, члены – Постоянным комитетом ВСНП. Центральный воен­ный совет обладает правом законодательной инициативы, его члены должны по должности присутствовать на сессиях ВСНП и вправе высту­пать на них, но не имеют права голосовать, если не являются депутатами (на практике они депутаты).

20.6 Органы суда и прокуратуры

В Китае существуют общие и специальные суды. Общие – это Верховный народный суд и местные народные суды трех ступеней – высшей, средней и низшей. Специальные суды – это военные суды, но могут быть образованы и другие специальные суды. Верховный народный суд формируется высшими органами государ­ственной власти: председателя суда избирает ВСНП, членов – Постоянный комитет ВСНП. Верховный народный суд осуществляет судебный контроль за деятельностью общих и специальных судов. Дела по первой инстанции он практически не рассматривает. Низовое звено местных народных судов формируется гражданами путем выборов, другие местные суды избираются местными органам» государственной власти. Судьи местных судов, как и судьи Верховного народного суда, также не пользуются несменяемостью и независимостью: они несут ответственность перед местными представительными органами и их постоянными комитетами.

Суды рассматривают дела, как правило, коллегиально, некоторые уголовные дела – с участием народных заседателей, которые избираются коллективами предприятий, учреждений и по месту жительства. Не сложные гражданские и незначительные уголовные дела могут быть рас смотрены единолично судьей.

Прокуратура. Прокуроры осуществляют надзор за законностью поддерживают обвинение в суде, участвуют в рассмотрении некоторые гражданских дел, если это, в частности, вызвано интересами государства ведут расследование более сложных уголовных дел и дел, по которым грозят суровые меры наказания (следственные действия в этом случае проводят следователи при прокуратурах).

Высший орган прокуратуры – Верховная народная прокуратура во главе с генеральным прокурором. На местах создаются местные на­родные прокуратуры, в армии – военные прокуратуры. Есть также транспортные и иные прокуратуры. Местные прокуратуры могут созда­вать свои отделения в лесных районах, в районах горнодобывающей про­мышленности и других местах. Генеральный прокурор назначается ВСНП, члены Верховной народ­ной прокуратуры – Постоянным комитетом ВСНП, местные прокуро­ры – генеральным и вышестоящими прокурорами.

20.7 Национально-территориальная автономия в КНР

В Китае применяется прежде всего административная форма на­ционально-территориальной автономии в условиях унитарного госу­дарства. В Китае существу­ют 5 автономных районов: Тибет, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район и др., 30 автономных округов и более 120 автономных уездов. Национально-территориальная автономия в Китае играет огромную роль в укреплении межнациональных отношений, основанных на равноправии, сплоченности и взаимной помощи, сохранении единства государства и содействии прогрессу национальных меньшинств. В Китае национально-территориальная автономия является формой решения национального вопроса. По данным 5-й Всекитайской переписи населения, проводившейся в 2000 г., общая численность населения КНР -1млрд. 265, 83 млн. человек (не включая численность населения Сянгана, Аомэня и Тайваня). В Китае насчитывается 56 национальностей, среди которых самой многочисленной является хань - 1 млрд. 159, 4 млн человек, что составляет 91, 59 % от общей численности населения. Численность всех остальных 55 национальностей - 106, 43 млн. человек, или 8, 41 %, от всего населения.

Национально-территориальная автономия используется на территориях компактного проживания национальных меньшинств в соответствии с принципом равноправия всех национальностей. Национальные меньшинства самостоятельно управляют своими делами в рамках соответствующей национально-территориальной автономии. При этом сохраняется территориальная целостность КНР, укрепляется единство страны и достигается сплочение всех ее национальностей. С точки зрения национального состава и административного статуса в Китае существуют несколько типов национально-территориальной автономии:

во-первых, автономии, созданные на основе компактного проживания преимущественно одного национального меньшинства (Синьцзян-Уйгурский (мусульманский) автономный район, Тибетский автономный район, Нинся-Хуэйский (мусульманский) автономный район и др.);

во-вторых, автономии, созданные на основе компактного проживания двух национальных меньшинств (например, Сянсийский автономный округ народностей туцзя и мяо в провинции Хунань и др.);

в-третьих, автономии, созданные на основе компактного проживания нескольких национальных меньшинств (например, Луншэнский многонациональный автономный уезд в провинции Гуанси и др.);

в-четвертых, автономии, созданные на основе компактного проживания одного малочисленного национального меньшинства на территории крупных национальных автономий (например, Или-Казахский автономный округ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и др.);

в-пятых, автономии, созданные на основе компактного проживания одной национальности в целом ряде мест (например, Тибетский автономный район, Хуанань-Тибетский автономный округ в провинции Цинхай, Тяньчжу-Тибетский автономный уезд в провинции Гуанси и др.).

Существуют некоторые территории, населенные национальными меньшинствами, которые не могут образовать национально-территориальную автономию ввиду незначительной территории проживания и малочисленности населения. В этом случае создаются национальные волости, что дает национальным меньшинствам данной территории возможность осуществлять самоуправление. Национальные волости представляют собой дополнение к системе национально-территориальной автономии.

Особенность национально-территориальной автономии, осуществляемой в КНР, состоит в том, что она не носит характера национальной государственности, а является по своей природе административной автономией. Такая особенность имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что она впервые в истории Китая дала возможность центру установить единый контроль государства над всеми национально-территориальными автономиями и вместе с тем способствовать развитию каждой из них. Однако национально-территориальная автономия в КНР имеет и недостатки. Будучи «уравнительной» системой, она не учитывает в достаточной мере качественного различия неханьских национальностей страны.

В системе законодательства КНР есть специальный закон общегосударственного значения, в целом регулирующий статус национально-территориальной автономии. Это Закон КНР " О национально-территориальной автономии", принятый 31 мая 1984 г. на 2-й сессии ВСНП 6-го созыва.

20.8 Местные органы государственной власти, государственного управления и общественного самоуправления

Местные органы государственной власти и государственного управления. В Китае 23 провинции, 5 автономных районов, 3 город центрального подчинения. Провинции делятся на автономные округа уезды и автономные уезды, уезды – на волости и национальные волости. Местными органами государ­ственной власти в Китае являются собрания народных представите­лей административно-территориальных единиц и постоянные комите­ты этих собраний. Это не органы самоуправления, а органы государст­венной власти.

Полномочия собраний народных представителей определяются в со­ответствии с социалистической концепцией советов и их иерархией. Собрания народных представителей обеспечивают исполнение на своей территории конституции, законов, политических установок, указов, по­становлений вышестоящих местных органов государственной власти (все собрания народных представителей рассматриваются как состав­ляющие единую иерархическую систему). Очередные сессии собраний народных представителей проводятся редко: по закону не реже раза в год, внеочередные сессии могут быть созваны по требованию 1 /5 части депутатов.

Между сессиями многие полномочия собраний народных представи­телей выполняют избираемые ими постоянные комитеты. Они созда­ются во всех административно-территориальных единицах, кроме низо­вых (волости, поселки), где обычно избираются лишь председатель и секретарь собрания народных представителей.

Заседания постоянных комитетов местных собраний народных пред ставителей должны созываться не реже одного раза в 2 месяца. Текущую работу постоянного комитета осуществляет совет председателя постоянного комитета, состоящий из председателя и его заместителя (заместителей).

Исполнительными органами местных собраний народных представителей являются местные народные правительства, действующие н, основе двойного подчинения: своему собранию народных представите лей (и его постоянному комитету между сессиями собрания), а также вышестоящему местному народному правительству. Местные народные правительства избираются собраниями народных представителей. Все они находятся под единым руководством Государственного совета, обра­зуя единую вертикаль. Местные народные правительства выполняют ре­шения собраний народных представителей и их постоянных комитетов постановления и распоряжения вышестоящих административных органов, выполняют местные планы развития народного хозяйства.

В соответствии с конституцией КНР по месту жительства создаются комитеты городского населения и комитеты сельского населения. Это низовые массовые организации самоуправления («самодеятельные организации»), с помощью которых население осуществляет «самоуправление, самовоспитание и самооб­служивание». Они охватывают территорию, где проживают 100– 200 семей. Комитеты состоят из председателя, заместителя, 3–7 чле­нов, которые работают на общественных началах. Они избираются жите­лями деревни или городского квартала путем прямых выборов сроком на 3 года (ранее составлялись из старост групп населения сроком на один год).

Тема 21. Основы конституционного права Испании

21.1 Конституция Испании

Конституция 1978 г. восприняла как испанские конституционные традиции, так и опыт других стран. Основной закон 1978 г. построен по классическому западноевропейскому образцу и содержит его структурные элементы. Конституция включает преамбулу, вводные положения, раздел о правах и обязанностях граждан, раздел об основных принципах социальной и экономической политики, разделы об органах государственной власти - короне. Генеральных кортесах, о правительстве и администрации, о судебной власти, о территориальной организации государства, о Конституционном суде, об изменении конституции, а также дополнительные, переходные и заключительные положения.

Конституция учредила в стране иерархию правовых норм. Ниже основного закона находятся органические законы (ст. 81), регулирующие основные права и свободы, статуты автономных сообществ, всеобщее избирательное право, статус ряда государственных органов - Государственного совета. Счетной палаты. Конституционного суда. Народного защитника, основы организации вооруженных сил, избрания Конгресса депутатов и Сената, организации судебной власти, границ избирательных округов и иных сфер, отнесенных к такому законодательству основным законом. Конституция выделяет делегирующие (уполномочивающие) законы, которые (ст. 82 и след.) позволяют правительству в определенный промежуток времени и в определенных областях принимать акты, имеющие силу закона; такие акты называются законодательными декретами.

В основном законе была учтена острая национальная проблема, существовавшая в стране на протяжении многих лет: Испания стала унитарным государством, но с широкой национальной автономией в виде автономных сообществ для составляющих страну территорий. Конституция Испании по способу изменения относится к числу «жестких». Ее пересмотр осуществляется различными способами в зависимости от того, является ли он частичным или полным. В первом случае для изменения конституции требуется 3/5 голосов в каждой из палат Генеральных кортесов, а если отсутствует согласие палат, то его пытаются достичь путем выработки согласованного текста смешанной комиссией из депутатов и сенаторов. Если этот проект не принимается требуемыми 3/5 голосов в каждой из палат, то для внесения поправок в конституцию нужно собрать абсолютное большинство голосов в Сенате и не менее 2/3 - в Конгрессе депутатов.

Полный пересмотр или изменение наиболее важных положений конституции (вводные положения, основные права и свободы, положения о Короне) могут быть осуществлены 2/3 голосов каждой из палат Генеральных кортесов, после чего они распускаются. Вновь избранные Кортесы рассматривают проект и должны его принять большинством в 2/3 голосов в каждой из палат.

21.2 Права, свободы и обязанности граждан

Права, свободы и обязанности граждан регулируются значительным числом статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав. Названная цифра показывает значение, которое учредители хотели придать институту прав и свобод. Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а на характере их конституционного признания и юридической системе их защиты. Первая группа - основные права и свободы (секция 1 гл. 2 ч. 1 – ст. с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14). Вторая группа - права и обязанности граждан (секция 2 той же гл.- ст. с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и свободу предпринимательской деятельности. Третья группа - права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции «Об основных принципах социальной и экономической политики».

21.3 Избирательное право и референдум

Активное избирательное право на выборах в представительные учреждения предоставляется обладающим политическими правами гражданам Испании с 18-летнего возраста. Парламент - Генеральные кортесы - включает две палаты: Конгресс депутатов и Сенат, который является палатой территориального представительства. Обе палаты избираются путем всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании на 4 года. Конгресс депутатов включает от 350 до 400 депутатов, в настоящее время - 350. Каждая из 50 провинций, как минимум представлена двумя депутатами и одним дополнительным депутатом на каждые 175 тыс. жителей. Города Сеута и Мелилья представлены одним депутатом в нижней палате. Сенат состоит из 208 избираемых членов и 43 назначаемых Королем. Каждая провинция избирает по 4 сенатора. Каждый остров или группа островов составляют также один избирательный округ. Большие Канарские острова, Мальорка и остров Тенерифе избирают по три сенатора каждый, а другие острова - по одному. Города Сеута и Мелилья избирают по два сенатора. Автономные сообщества посылают в верхнюю палату дополнительно по одному сенатору от более чем одного миллиона жителей; эти сенаторы назначаются законодательными собраниями сообществ.

Возраст пассивного избирательного права составляет 18 лет при отсутствии ценза оседлости. В связи с подписанием Испанией Маастрихских соглашений от 7 февраля 1992 г. в конституцию (п. 2 ст. 13) была внесена поправка о предоставлении на основе взаимности пассивного избирательного права иностранцам - гражданам государств-членов Европейского союза на выборах в муниципальные советы. Депутаты Генеральных кортесов должны отвечать некоторым условиям избираемости и совместимости должностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.