Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь понятий обязательных для усвоения






Агностицизм – философское учение, отрицающее принципиальную познаваемость мира и его законов.

Антиномия – (от греч. Antinomia – противоречие закона самому себе) – 1) сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование; 2) неустранимое противоречие, мыслимое в идее или законе при попытке их доказательного формулирования; 3) у Канта, антиномии возникают в человеческом разуме при попытке мыслить мир как единое целое, подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного. По Канту, неизбежные противоречия рождаются в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного, приложимое лишь к миру «вещей в себе», применяются к миру опыта, где наличествует только преходящее, конечное и обусловленное. Исходя из этого Кант сформулировал 4 антиномии:

a. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.

b. Всякая сложная субстанция состоит из простых частей. Ни одна вещь не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

c. Причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная (спонтанная) причинность. Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы.

d. К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина. Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира как его причины.

Антисциентизм – противоположная сциентизму мировоззренческая позиция, подчеркивающая ограниченность возможностей науки. Данное направление толкует науку как силу крайне враждебную, чуждую подлинной сущности человека, третирует научное знание, возлагая на него ответственность за различные социальные антагонизмы.

Антропогенез – процесс возникновения и развития человека. Дарвин, Гексли и Геккель доказывали происхождение человека от высших ископаемых обезьян.

Антропологический материализм – (от греч. человек+слово) философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из нее и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Наиболее значительными представителями этого направления были Гельвеций, Фейербах и Чернышевский.

Апейрон – (греч. Apeiron – безграничное) понятие, введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей (горячее и холодное, мокрое и сухое) и их борьбы. В пифагореизме апейрон бесформенное, безграничное начало, вместе с противоположностью – «пределом» - основа сущего.

Априори – (от лат. apriori - из предшествующего) философское понятие, указывающее на опытное содержание знания.

Атомистика – атомизм – учение о дискретном (прерывистом) строении материи. Первоначально атомистика была натурфилософской гипотезой, с появлением химии и физики она стала естественнонаучным учением.

Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, не может ни существовать, ни мыслиться.

Базис – надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации и качественное своеобразие составляющих ее общественных отношений, процесса их диалектического взаимодействия.

Бессознательное – в широком смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий – бессознательное – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия (гипноз). З.Фрейд начал с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма – вытеснения. Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, противоположной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться, и ставятся под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества.

Биологизаторство – течения в социологии второй половины Х1Х и начала ХХ века. Основные положения их строятся на механическом перенесении законов биологии (борьба за существование, естественный отбор) на жизнь человеческого общества. Попытка объяснить явления общественной жизни при помощи ссылок на биологию ненаучна.

Буддизм – одна из древнейших мировых религий, возникшая в VI в. до н.э. в Индии. Провозглашает равенство всех людей в страдании и избавлении от страданий. Этот Основной догмат сформулирован в 4-х «великих истинах»: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страданий – жажда удовольствий, желание счастья, стремление жить; 3) путь избавление от страданий – подавление стремлений к удовольствиям, радости, власти, тщеславие, гордыне и жажде жизни; 4) условия избавления от страданий: правильная вера в Будду, правильные стремления без оскорбления религии, правильное поведение, правильное отношение к людям, без убийств и нападений и др. Характерным для буддизма является догмат о нирване. Буддизм сформулировал законы морали обязательные для исполнения верующим, их пять: 1) не убивай никакого живого существа; 2) не бери тебе не принадлежащего; 3) не говори не правды; 4) воздерживайся от прелюбодеяния; 5) воздерживайся от всех опьяняющих напитков.

Бытие – фундаментальная философская категория, обозначающая исходный принцип философского познания, а также понятие, лежащее в основании мира. Целесообразно выделить 4 взаимосвязанные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного (идеального); 4) бытие социального.

Вера – не основанная на знании убежденность в истинности того или иного явления.

«Вещь в себе» - философский термин, обозначающий вещи как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются «для нас» - в нашем познании. Понятие «вещи в себе» стало одним из основных в «Критике чистого разума» И.Канта, где она рассматривается в двух аспектах – онтологическом и гносеологическом. В онтологическом – она существует независимо от человека, т.е. абсолютно объективна, в гносеологическом – она принципиально непознаваема, т.е. находится за границами человеческого опыта, как актуального, так и потенциального.

Воля – сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.

Время и пространство – основные формы существования материи. Пространство трехмерно. Время имеет одно, и только одно измерение. Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, время же – последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении – от прошлого к будущему.

Гелиоцентризм – представление о том, что центральным телом солнечной системы является Солнце. В современном понимании Вселенная центра не имеет. Идея гелиоцентризма возникла еще в античности, и то как система мира способная противостоять геоцентризму.

Геоцентризм – учение о центральном положении Земли в солнечной системе и Вселенной. Согласно геоцентризму не только Луна, но и Солнце, Звезды обращаются вокруг Земли как единого центра. Геоцентризм стал основным принципом космологии христианства.

Гипотеза – научное допущение или предложение, истинное значение которого неопределенно.

Государство – Основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Гуманизм – в широком смысле – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов; в узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения, характеризуемое антропоцентризмом (деятельностный человек становится стержневой идеей культуры Возрождения), титанизмом (уверенность в безграничных возможностях человека), ограничением влияния религии (по-новому становится проблема отношения мира и бога, природа становится объектом научного исследования) и возрождением интереса к философии неоплатонизма.

Догматизм – метод мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами, без учета конкретных условий. Догматизм отвергает принцип конкретной истины.

Дао – одна из важнейших категорий в китайской классической философии. Первоначально Дао означало «путь», «дорогу». Впоследствии понятие Дао было применено в философии для обозначения «пути» природы, ее закономерности. Месте с тем Дао приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие «этическая норма» (дао-дэ). В мышлении Дао означает «логику», «резон», «аргумент» (дао-ли). Содержание понятия Дао изменилось вместе с развитием китайской философии. У философов материалистов (Лао-цзы, Ван Чун и др.) Дао рассматривается как естественный путь вещей, их закономерность. У идеалистов Дао трактуется как «идеальное начало», «истинное небытие» (Ван Пи и др.), как «божественный путь» (Дун Чжуншу и др.).

Даосизм – одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой явилось философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао цзы («старый мудрец»), жившему в XV в. до н.э. Дао (путь) – Основной закон бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий людей. Люди должны подчиняться естественному ходу событий, их удел – «недеяние», пассивность. Прошлое рисуется в идиллических тонах. К концу 1 тысячелетия до н.э. понятие «дао» получает мистический характер и начинает рассматриваться как путь религиозного спасения, путь достижения абсолютного счастья. В настоящее время даосизм в Китае почти полностью вытеснен буддизмом, конфуцианством и отчасти христианством.

Дедукция – один из основных способов рассуждения (умозаключения), и методов исслед Деизм – (от лат. deus – бог) религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.ования (от общего к частному).

Движение – важнейший атрибут, способ существования материи. Включает в себя все происходящие в природе и общества процессы. В самом общем виде – это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов.

Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии. Существует объективная и субъективная диалектика. Объективная диалектика реализуется в материальном мире, а субъективная диалектика – в сфере мышления.

Добро и зло – морально-эстетические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей, а также общественных классовых позиций. Под добром понимается то, что общество считает нравственным, достойным подражания. Зло – безнравственно, достойно осуждения.

Догматизм – метод мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами, без учета конкретных условий. Догматизм отвергает принцип конкретной истины.

Духовность – сложное, производное от термина «дух». Духовность – реальность, не сводимая к вещественному, материальному, ощутимому чувствами. Это надчувственное, идеальное образование. Духовность – специфически человеческое качество. Духовность, её содержание, её направленность – это та или иная система ценностей.

Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией.

Западники – выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по буржуазному пути.

Знание – адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий, проверенный практикой и удостоверенный логикой процесс познания действительности.

Идеализм – философское учение, утверждающее, что сознание, мышление, психическое, духовное – первично, основоположно, а материя, природа – вторичны. Известны две формы идеализма – объективный и субъективный. Объективный – исходит из первичности абсолютного духа, идеи. Родоначальником объективного идеализма был Платон. Субъективный – исходит из первичности индивидуального сознания. Крупнейшим представителем его был Дж.Беркли. Выраженной формой субъективного идеализма является солипсизм, рассматривающий мир как комплекс ощущений.

Индивид – обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь – в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивидуальность – индивид, рассматриваемый в его специфических особенностях, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам.

Индукция – один из типом умозаключения и метод исследования (от частного к общему).

Информация – сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прогматических характеристик.

Иррационализм – (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) течение в философии, которое в противоположность рационализму ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто, не доступное разуму или иноприродное ему. Понятие иррационализм объединяет разнородные философские системы, выдвигающие на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитизм), мистическое «озарение». По исходному содержанию все религиозные и религиозно-философские учения являются иррационалистическими, хотя в дальнейшем истолковании они используют формы рационального мышления. Иррационализм с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира.

Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

Картина мира – понятие, обозначающее сформированную мировоззрением определенной эпохи систему знаний о мире, его причинах, структуре, порядке взаимодействия составных частей, взгляды на природу человека, его место и роль в целостной организации миропорядка.

Категорический императив – (от лат. imperatives – повелительный) всеобщий общеобязательный принцип, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения и положения. Имеет две формулировки: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» /Кант И. Соч. Т.4. Ч.1. 1965. С.260/ и «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» /там же С.270/.

Класс – классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (В.И.Ленин).

Креационизм – (от лат. creatio – создание) идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте. Точка зрения Линнея, Кювье, Ж.Агассиса о сверхъестественном происхождении всех видов животных и растений есть разновидность креационизма в биологии.

Коммунизм – тип общества, основанный на общественной собственности на средства производства.

Конфуцианство – религиозно-философская система, оформившаяся в Древнем Китае в середине VI в. до н.э. Ее основоположником был древнекитайский мыслитель Конфуций (Кун-фу-цзы 551-479 гг.до н.э.). В центре внимания его – взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. По мнению Конфуция, правила поведения – основа правильной жизни. Человек в своей жизни должен руководствоваться следующими этическими понятиями: взаимность, «золотая середина» и человеколюбие. Основу управления народом Конфуций видел в силе нравственного примера правителя. Суть учения Конфуций кратко выразил так: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Учение пережило два мощных гонения, в 213 году до н.э. началась первая «культурная революция» в Китае – были сожжены все конфуцианские книги, сотни ученых были зарыты живыми в землю, и вторая – в эпоху Мао-Цзедуна, и тем не менее, учение господствует над умами 22 века, т.к. оно объявило высшей ценностью земное существование и увидело спасение в устойчивом общественном режиме.

Коэволюция – концепция динамичного равновесия между обществом и природой, с целью сохранения того и другого.

Личность – человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми.

Логос – (греч. Logos – слово, мысль, разум, закон) – термин, первоначально обозначающий всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. Одно из основных понятий греческой философии. Как о законе и порядке о Логосе говорит Гераклит: «Все совершается по Логосу, который вечен, всеобщ и необходим».

Материализм – философское учение, исходящее из примата материального над идеальным. Философия знает следующие исторические формы материализма: 1) стихийный (наивный) древних греков; 2) механистический (механический) материализм XVII-XVIII веков; 3) диалектический материализм.

Материалистическое понимание истории – общесоциологический принцип, введенный К.Марксом. Основная идея принципа сводится к первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

Материя – (от лат. materia) – философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя – бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движения. Она не существует иначе как только в бесчисленном множестве конкретных форм структурной организации, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом некоторой, более общей системы.

Метафизика – противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, стремящийся к построению статичной, однозначной, умозрительной картине мира. Часто в истории философии данный термин употреблялся как синоним философии.

Метод – способ построения и обоснования системы философского знания.

Методология – учение о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы, общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.

Механистическая картина мира – представления о мире, согласно которым все явления вызываются причинами, родственными механическому взаимодействию, и оцениваются в соответствии с законами (классической) механики. Механистическая картина мира сложилась в эпоху Просвещения, когда естественные науки стали самостоятельно исследовать мир природы, используя собственную естественнонаучную терминологию.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Миф – способ непосредственного сопереживания человеком мира. Для него характерно: 1) синкретизм (нерасчлененность на науку, искусство, религию, мораль); 2) отсутствие субъектно-объектных отношений; 3) диффузная форма осмысления мира (смешение идеи и реальности, слова и вещи); 4) очеловечивание мира, выступающее в формах анимизма (от лат. Anima), гилозоизма (от гр. Gyle – дерево, вещество, zoe – жизнь) и практической магии (гр. Maigeia – колдовство); 5) объяснение неизвестных вещей более неизвестными.

Модус – (лат. мера, способ) философский термин, применявшийся в домарксистской философии и обозначавший свойство предмета.

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Надстройка – совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство, партии, профсоюзы и др. общественные организации), свойственных данному обществу.

Научный факт – форма научного познания, в основе которой лежит процедура теоретической интерпретации того или иного явления.

Натурфилософия – первая историческая форма философии, которая рассматривает в качестве исходного начала и завершающего пункта исследования природу. В натурфилософии еще нет расщепления на субъект и объект (Фалес, Анаксмандр, Парменид, Гераклит, Демокрит, Левкип и др.).

Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость есть проявление, момент закономерности. Необходимость – существенная черта закона. Она может быть как динамической так и статистической.

Неопозитивизм – возник как течение в философии ХХ века и разделяет исходные принципы позитивизма. Сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научных знаний, как это делал классический позитивизм Х1Х века, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Делает предметом своего рассмотрения формы языка и пытается осуществить анализ знаний через возможности выражения его в языке. Неопозитивисты имеют несомненные заслуги в разработке современной логики, семантики и специальных вопросов методологии науки.

Номинализм – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Свой расцвет средневековый номинализм переживает в 14 в. Самый выдающийся номиналист этого периода Оккам, утверждающий, что предметом познания могут быть только единичные индивидуальности.

Ноосфера – сфера разума, термин введен французским ученым Леруа, получил дальнейшее развитие в трудах В.И.Вернадского.

Норма моральная – форма нравственных требований, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки.

Общество - основополагающая категория философии и социологии. В широком смысле понимается как отделившаяся от природы часть мира, представляющая собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, групп и отдельных индивидов. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Определенный этап человеческой истории.

Общественное производство – воспроизводство условий для существования человеческого сообщества. Выступает в двух формах: материальной и духовной.

Общественно-экономическая формация – исторически-определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии: «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером» /Маркс К. Т.6. С.442/.

Общественное бытие – материальные отношения людей к природе и друг другу, возникающие вместе со становлением человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания: «Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цель событий, цель развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда» /Ленин В.И. ПСС.Т.18. С.345/.

Общественное сознание – духовная сторона исторического процесса – представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука).

Отчуждение – социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Патристика – (лат. Pater - отец) – христианское богословие 2-8 вв., апологетика «отцов церкви», отстаивавших догматы христианской религии против язычества, утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией.

Первоматерия – натурфилософское понятие, исходящее из вещественно-субстратного принципа, лежащего в основании мира (вода – Фалеса, огонь – Гераклита, голиомерии – Анаксагора и др.).

Позитивизм – (франц. Positivisme – положительный) философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Создателем позитивизма был Огюс Конт. Истории философии известно 3 формы позитивизма: 1) позитивизм (середина Х1Х века – О.Конт, Г.Спенсер); 2) махизм или второй позитивизм (конец Х1Х – начало ХХ в. – Э.Мах, Авенариус); 3) логический позитивизм или лингвистическая философия (20 годы ХХ века Карнап, Шлик, Витгенштейн).

Политическая система общества – система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. наряду с государством в нее входят партии, профсоюзы и др. организации.

Постиндустриальное общество – общество, в основе которого лежат интеллектуальные технологии. Ведущей ценностью данного общества является информация.

Право – система норм, правил, установленных или санкционированных государственной властью. Особенность правовых норм заключается в том, что их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

Практика – материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов. Практика многогранна и имеет различные уровни.

Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. В своем развитии неорганическая природа закономерно порождает органическую (биосфера).

Проблемы глобальные – это проблемы, которые затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности; решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества.

Прогресс – тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному.

Прогнозирование – совокупность приемов и методов, используемых для построения моделей будущего.

Производственные отношения – отражают существующие в любом обществе объективные, материальные, от сознания людей независящие отношения, которые складываются между ними в процессе производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ.

Производительные силы – органическое единство накопленного и живого труда, т.е. совокупность вещественных и личных элементов производства, необходимых, чтобы производить из предметов природы вещи, способные удовлетворять человеческие потребности. К личным элементам относятся люди, которые производят средства руда и приводят их в движение. Определяющим вещественным элементом производственных сил являются орудия производства, машины, комплексы машин.

Психоанализ – метод психотерапии и психологическое умение, стоящее в центре внимания бессознательные психические процессы и мотивации (был разработан в конце Х1Х – начале ХХ веков З.Фрейдом). С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах – динамическом, энергетическом и структурном. На первом этапе развития было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо). Учение о психической структуре возникло в психоанализе позднее (З.Фрейд «Я» и «Оно», 1923). Третья психическая структура – «Сверх – Я» формируется в результате усвоения социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. Психоанализ исходит из того, что травматические события, аффективные переживания, не исполнившиеся желания не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в зашифрованной форме, в виде невротических комплексов.

Разум и рассудок – философские категории, выражающие два уровня мыслительной деятельности. Детальная разработка принадлежит И.Канту. рассудок мыслит упорядоченное, систематизированное, он всегда носит конечный, ограниченный характер, т.к. конечно и ограничено содержание, порождаемое чувственным познанием. Разум же стремится найти бесконечное, безусловное и абсолютное. Но разум не достигает этой цели и впадает в неразрешимые противоречия – антиномии.

Рационализм – (от франц. Rationalisme – разумный, разум) – философское направление, признающий разум основой познания и поведения людей. Как целостная система гносеологических воззрений рационализм начал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. Видными представителями рационализма были Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц.

Реализм – религиозно-философское учение, исходящее из первичности сверхчувственных общих идей (бог, мировая душа). В средние века реализм был одним из течений схоластики, возникшем в ходе спора с номинализмом об универсалиях (А.Кентерберийский, Г.Шартрский).

Реальность – бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с др. формами бытия (возможными, вероятными и т.п.). В исторической философии реальность отличалась от действительности, т.е. реальность большей частью трактовалась как бытие чего-либо существенного в данной вещи, как бытие ее самой.

Религия – вера в сверхъестественное, которая характеризуется тремя особенностями: во-первых, вера в реальное существование сверхъестественного. Именно здесь проходит водораздел между народной сказкой и религиозным мифом, искусством и религией. Во-вторых, религиозная вера обязательно предполагает эмоциональное отношение к сверхъестественному. Верующий человек не просто представляет сверхъестественное, но и верит в его реальность. В-третьих, вера в сверхъестественное включает в себя убеждение в существовании особых двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным. Религиозный человек верит не в абстрактного «философского» бога, а в бога, представленного в виде личности, которому можно помолиться, дать обет, у которого можно вымолить прощение, облегчение горестей и невзгод.

Регресс – переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменение к худшему.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Понимание свободы противостоит волюнтаризму.

Сенсуализм – (от лат. Sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в философии, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Сенсуализм выводит все содержания познания исключительно из деятельности органов чувств. Видными представителями сенсуализма были Дж.Локк, Т.Гоббс, П.Гассенди, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Фейербах.

Система – (от греч.- целое, составленное из частей соединение) совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Славянофилы – представители консервативного политического и идеалистического философского течения, стремившиеся обосновать необходимость особого пути развития России.

Способ производства – понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств, осуществляемого в формах исторически определенных общественных отношений

Справедливость и несправедливость – нормативные понятия морали, играющие большую роль и в социально-политическом сознании масс. В понятиях с. и н. Существующее (или несуществующее) положение вещей характеризуется как должное, соответствующее сущности и правам человека, или, наоборот, как то, что противоречит им и потому должно быть устранено.

Страта – общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (образовательным, возрастным и т.д.). Всегда противопоставляется марксистскому понятию «класс».

Схоластика – (греч. cholasticos – школьный) средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии.

Субстанция – предельное основание мира, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому, и самостоятельно существующему. Субстанциональный принцип в истории философии выступал в форме монизма (учение, исходящее на одной субстанции в объяснении мира. Монизм может выступать в форме материализма (Гольбах, Дидро, Маркс) и идеализма (Платон, Гегель), дуализма (исходит из равноправного существования двух субстанций – духовного и материального (Декарт); и плюрализма (исходит из существования множественности субстанций (К.Гартман).

Сциентизм – (от лат. scientia – знание, наука) мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Сциентизм выдвигает науку в качестве научного эталона всей культуры.

Техносфера – совокупность орудий труда, с помощью которых естественная природа преобразуется в искусственный мир.

Теория – совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее.

Трансцендентальный идеализм – (от лат. transcendere – перешагивающий, выходящий за пределы) термин, возникший в схоластической философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного эмпирического мира. И. Кант придал термину гносеологическое значение. Трансцендентальное это то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, которые организуют научный опыт. «… Трансцендентальное это то, что опыту хотя и предшествует, но предназначено лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание…».

Универсалии – (лат. universalis – общий) так в средневековой философии обозначались общие идеи. В споре об универсалиях шла речь о том, являются ли они объективными, реальными, или это просто имена вещей. Согласно первой точки зрения универсалии существуют «до вещей», идеально (точка зрения крайнего реализма Эриугена) или существуют «в вещах» (точка зрения умеренного реализма Фомы Аквинского). Противоположный взгляд: универсалии существуют лишь в уме, «после вещи», в виде умственных построений (концептуализм) или даже являются просто словами (крайний номинализм).

Универсум – единство многообразия миров. Здесь безразлично, рассматриваем ли мы миры как одно-качественные (например, материальные)

или полагаем, что миры в корне различны (одни материальные, другие духовные, третьи – символические и т.д.).

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение. Системность определяет содержание философии, поиск ею единства и субстанции мироздания, а рационализированность – ее форму, уровень. Философия включает в себя знаниевый и оценочный компоненты.

Философская система – такая концепция, которая включает в себя важнейшее из философского знания и отвечает на все основные философские вопросы.

Цивилизация – устойчивая социокультурная общность людей или стран, сохраняющая свое своеобразие и уникальность на больших отрезках исторического времени. Этап перехода от дикости и варварства к собственно человеческим формам жизни.

Человек – субъект общественно-исторической деятельности и культуры. человек – предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и мн. др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия дает им определенное истолкование и осмысление.

Экзистенциализм – (от позднелат. Existentia – существование) – философия существования, иррационалистическое направление современной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, Камю, Мерло-Понти). Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Бытие – непосредственно данное человеческое существование, экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни даже рациональными философскими средствами. Структура экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования заботы, страха, решимости, совести. Прозревает экзистенцию человек в «пограничной ситуации», между жизнью и смертью. Точкой отсчета экзистенции является трансцендирование, т.е. выход за свои пределы. Экзистенциализм отразил духовную ситуацию современного общества, обнажил его противоречия и болезни, но выход из нее предложить не смог.

Эксперимент – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Экологический кризис – глобальные, негативные изменения биосферы спровоцированные техногенной деятельностью человека. Эмпирический – основанный на опыте.

Эмпиризм – (от греч. Empeiris – опыт) направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как писание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок к сенсуализму, в качестве целостной концепции сформулирован в 17-18 веках.

Этика –раздел философии, изучающий мораль, нравственность.

Явление – философская категория в паре с категорией сущности, отражающая формы предметного мира и его познание человеком. Явление – внешняя форма существования предмета.

Ян и Инь – основные понятия древней китайской философии. Первоначально ян и инь служили для выражения светлого и темного, твердого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних, самых решительных противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т.д. Учение о дуализме сил инь-ян – непременный элемент диалектических построений в китайской философии. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т.д.


Вопросы

1. Мировоззрение и его основные исторические типы: миф, религия, философия.

2. Основные философские проблемы и специфика их развития.

3. Структура философского знания.

4. Функции философии, ее место в духовной жизни общества.

5. Особенности возникновения и развития философии Древнего Китая. Проблема человека и государства в философии конфуцианства.

6. Человек и космос в философии даосизма.

7. Буддизм и джайнизм: картина мира, учение о человеке. Натурфилософия античности: проблема субстанции.

8. Софисты. Сократ – родоначальник философии человека. Платон как родоначальник идеализма: учение о мире идей.

9. Аристотель – энциклопедист античной философии: учение о материи и форме, представления о государственном устройстве.

10. Основные проблемы средневековой мысли: вера и разум, спор об универсалиях.

11. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Н.Кузанский и Дж.Бруно.

12. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт).

13. Влияние научной революции XVII в. на постановку философских проблем. Механистическая картина мира. Проблема социальной философии в европейском Просвещении XVIII в.

14.. Натурфилософия, гносеология и этика Канта.

15. Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие между методом и системой.

16. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

17. Социально-экономические, политические, естественно-научные предпосылки и теоретические источники возникновения философии марксизма.

18. Развитие диалектико-материалистических взглядов на природу и общество в философии Маркса и Энгельса.

19. Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.

20. Основные черты и периодизация русской философии. Особенности философской мысли XVIII в. – Ломоносов, Радищев.

21. Русская философия XIX века: Чаадаев и Герцен, славянофилы и западники.

22. Человек в философии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Особенности русского гуманизма.

23. Русский космизм: Н.Федоров, А.Чижевский, В.Вернадский, К.Циолковский.

24. Характерные черты философской мысли ХХ в. Философский иррационализм.

25. Психоанализ З.Фрейда. Структура человеческой личности в неофрейдизме (К.Юнг, Э.Фромм).

26. Экзистенциализм. Проблема свободы и ответственности личности (Хайдеггер, Камю, Сартр, Ясперс).

27. Неопозитивизм. Сциентизм и антисциентизм в философии ХХ века (Витгенштейн, Рассел, Поппер, Лакатос).

28. Философский смысл проблемы бытия (историко-философский аспект). Основные формы бытия.

29. Категория и структура материи, понятия движения, пространства и времени.

30. Сознание, его происхождение и сущность. Идеальное и материальное.

31. Историко-философские концепции природы и сущности человека.

32. Природа, общество, человек. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

33. Философский аспект понятий «личность», «индивидуальность», «индивидум».

34. Постановка проблемы общества и человеческой истории в различных философских концепциях.

35. Структура общества и его система. Гражданское общество и государство.

36. Культура и цивилизация. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и развития культур и цивилизаций.

37. Понятие исторического прогресса и его критериев. Типологизация исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер).

38. Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность, оценка, истина, норма.

39. Моральные и нравственные ценности. Ценностная характеристика добра и зла.

40. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.

41. Сущность познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Диалектика веры и знания.

42. Проблема научной истины. Критерии истины. Роль практики в процессе познания.

43. Научное познание: этапы, уровни, методы, формы.

44. Наука как вид духовного производства. Проблема классификации наук.

45. Системность как фундаментальный принцип научного познания.

46. Научные революции и смены типов рациональности.

47. Социальное прогнозирование, его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

48. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.

49. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Особенности разрешения глобальных проблем.


 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению контрольных работ по философии для студентов всех специальностей

заочной формы обучения

 

 

Составитель Григорьева Елена Сергеевна

В авторской редакции

Компьютерный набор Е.С.Григорьевой

 

Подписано в печать. Формат 60х84/16.

Бумага для множительных аппаратов.

Усл. печ. л. 3, 1. Уч.-изд. л. 2, 9. Тираж экз. «С» 35.

Зак. №.

 

ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.