Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проходимость автомобиля






Под проходимостью понимают свойство автомобиля двигаться по не­ровной и труднопроходимой местности не задевая за неровности нижним контуром кузова. Проходимость автомобиля характеризуется двумя груп­пами показателей: геометрическими показателями проходимости и опорно - сцепными показателями проходимости. Геометрические показатели ха­рактеризуют вероятность задевания автомобиля за неровности, а опорно - сцепные характеризуют возможность движения по труднопроходимым уча­сткам дорог и бездорожью.

По проходимости все автомобили можно разделить на три группы:

- автомобили общего назначения (колесная формула 4x2, 6x4);

- автомобили повышенной проходимости (колесная формула 4x4, 6x6);

- автомобили высокой проходимости, имеющие специальную ком­поновку и конструкцию, многоосные со всеми ведущими колесами, гусе­ничные или полугусеничные, автомобили - амфибии и другие автомобили, специально предназначенные для работы только в условиях бездорожья.

Рассмотрим геометрические показатели проходимости.

Дорожный просвет - это расстояние между низшей точкой ав­томобиля и поверхностью дороги. Этот показатель характеризует возмож­ность движения автомобиля без задевания за препятствия, расположенные на пути движения (рис.5.9).

 

Рис.5.9 Геометрические показатели проходимости

 

Радиусы продольной и поперечной проходимости, соответственно гпр и гпоп, представляют собой радиусы окружностей, касательных к колесам и низшей точки автомобиля, расположенной внутри базы (колеи). Эти радиу­сы характеризуют высоту и очертания препятствия, которое может преодо­леть автомобиль, не задевая за него. Чем они меньше, тем выше способ­ность автомобиля преодолевать значительные неровности без задевания за них своими низшими точками. Передний и нижний углы свеса, соответственно ап1 и ап2, образованы поверхностью дороги и плоскостью, касательной к передним или задним колесам и к выступающим низшим точкам передней или задней части авто­мобиля.

Максимальная высота порога, который может преодолеть ав­томобиль, для ведомых колес составляет 0, 35...0, 65 радиуса колеса. Макси­мальная высота порога, преодолеваемого ведущим колесом, может дости­гать радиуса колеса и иногда ограничивается не тяговыми возможностями автомобиля или сцепными свойствами дороги, а малыми величинами углов свеса или просвета.

Максимально необходимая ширина проезда при минимальном радиу­се поворота автомобиля характеризует возможность маневрировать на ма­лых площадках, поэтому проходимость автомобиля в горизонтальной плос­кости часто рассматривают как отдельное эксплуатационное свойство ма­невренность. Наиболее маневренными являются автомобили со всеми управляемыми колесами. В случае буксировки прицепом или полуприцепов маневренность автомобиля ухудшается, так как мри поворотах автопоезда прицеп смешается к центру поворота, именно поэтому ширина полосы дви­жения автопоезда больше, чем одиночного автомобиля.

К опорно - сцепным показателям проходимости относятся сле­дующие.

Максимальная сила тяги - наибольшая сила тяги, которую способен развивать автомобиль па низшей передаче.

Сцепной вес - сила тяжести автомобиля, приходящаяся на ведущие колеса. Чем больше сцен пой вес, тем выше проходимость автомобиля. Среди автомобилей с колесной формулой 4x2 наибольшую проходимость имеют заднемоторные заднеприводные и переднемоторные переднепривод­ные автомобили, так как при такой компоновке ведущие колеса всегда на­гружены массой двигателя.

Удельное давление шин на опорную поверхность определяется как отношение вертикальной нагрузки на шину к площади контакта, замерен­ной по контуру пятна контакта шины с дорогой ^ = С: Р.

Этот показатель имеет большое значение для проходимости автомо­биля. Чем меньше удельное давление, тем меньше разрушается грунт, меньше глубина образуемой колеи, меньше сопротивление качению и выше проходимость автомобиля.

Коэффициент совпадении колеи представляет собой отношение колеи передних колес к колее задних колес. При полном совпадении колеи перед­них и задних колес задние катятся по грунту, уплотненному передними ко­лесами, и сопротивление качению при этом минимально. При несовпадении колеи передних и задних колес затрачивается дополнительная энергия на разрушение задними колесами уплотненных стенок колеи, образованной передними колесами. Поэтому у автомобилей повышенной проходимости часто на задние колеса устанавливают одинарные шины, уменьшая тем са­мым сопротивление качению.

Проходимость автомобиля во многом зависит от его конструкции. Так, например, в автомобилях повышенной проходимости применяют диф­ференциалы повышенного трения, блокируемые межосевые и межколесные дифференциалы, широкопрофильные шины с развитыми грунтозацепами, лебедки для самовытаскивания и другие приспособления, облегчающие проходимость автомобиля в условиях бездорожья.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.