Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дискуссия






О дискуссии.

Итак, что такое дискуссия? Дискуссия – это обсуждение определенной темы с определенной целью. В данном случае нашей целью является – формирование негативного, отрицательного, отвратительного отношения к наркотикам. Темой будет являться влияние наркотиков на мечты и судьбу, которые предполагают для себя подростки

Дискуссия выстраивается по следующим принципам (подробнее о ведении дискуссии Вы сможете прочитать в приложении № 1):

1. Умение задавать открытые вопросы, т.е. вопросы, предполагающие развернутые ответы. Вопросы, которые не имеют однозначных ответов, т.е. спорные вопросы, иначе Вы получите клише, возможно, и правильное, но не оставляющее никакого следа в душе человека.

2. Вовлечение в дискуссию всех, кто любит, умеет и хочет поговорить.

3. Вовлечение в дискуссию тех, кто молчит, но внимательно слушает

4. Дискуссия это не «базар», а управляемое обсуждение, поэтому ограничения по времени, перевод тем, очередность высказываний, порядок высказываний, выводы определят ведущий – в нашем случае учитель или доброволец, проводящий занятие.

5. Ведущий имеет право на собственное мнение, это может быть частью дискуссии, но не узурпирует это право полностью. Выражает свое мнение только, как одно из множества других мнений.

6. Дискуссия имеет методологию

7. Перед обсуждениями следует принять правила (Приложение № 1)

8. Дискуссия должна иметь строго обозначенное время, а значит и выступления участников должны быть тоже ограничены по времени, выводы должны кратко записываться на доске или флипчарте.

9. Было бы хорошо, если бы Вы нашли возможность поощрить наиболее активных участников дискуссии, хотя бы словом или конфетой в конце.

10. Результаты дискуссии – это не всегда разрешенные вопросы, проблемы, задачи. Озабоченность проблемой – это тоже результат, отношение – это тоже результат, изменение поведения – это тоже результат.

11. Дискуссия имеет план, но следование плану должны быть гибким, и если в процессе дискуссии возникает вопрос, обсуждайте его тогда, когда он актуален, а не тогда, когда он у вас написан в плане.

 

План проведения занятия:

Приветствие, объявление темы.

Просмотр фильма

Принятие правил дискуссии

Дискуссия

Вопросы для дискуссии:

1. Какое впечатление произвел на вас фильм? Какие чувства вызвал?

2. Как вы думаете, почему Саша все-таки употребил наркотики?

3. С чем связано, по вашему мнению, поведение Семена Аркадьевича? Почему он не сразу разобрался в ситуации?

4. Как вы оцениваете поведение Риты и Димы? Заметили ли вы в какой момент фильма начинают раскрываться их характеры?

5. Что, по вашему мнению, произошло на допросе ребят у следователя?

6. Как вы думаете, какой выбор сделает врач, стоя перед дверью в кабинет следователя? И почему?

7. Почему авторы назвали фильм «Все хорошие люди»?

8. Что хотели показать авторы фильма? Про что для вас этот фильм?

9. Скажите, пожалуйста, а какие перспективы дальнейшей судьбы героя, если конец фильма это еще не финал?

10. Есть ли что-то общее между вами и героем фильма?

11. Как не попасть в ситуацию в которой может возникнуть риск употребления наркотиков?

Подведение итогов. Заключение.

В заключении поблагодарите участников за их искренность и ответы на вопросы.

Подводя итоги, постарайтесь избегать нравоучений и личных выводов. Можно использовать формулировки, в которых будет говориться о том, что выбор в подобных ситуациях остается за самими участниками, они сами ответственны за свою безопасность.

Например, «…любого из нас жизнь может поставить в сложные ситуации, в которых нам нужно будет постоять за себя и свою безопасность. Очень хочется, чтобы вы были к ним готовы и смогли сделать для себя правильный выбор…»

Сценарий дискуссии:

Дискуссия строится на вопросах:

Основной вопрос ведет дискуссию в том или ином направлении, к нему имеется несколько ответных реакций, которые могли бы быть у участников, после реакций в дискуссию вбрасываются несколько уточняющих или провокационных вопросов, которые позволяют поднять накал общения. В конце каждого блока обсуждения делается вывод. На одно обсуждение выделяется не более 6-8 минут, после чего делается вывод и коротко записывается на доске или флипчарте.

1. Какое впечатление произвел на вас фильм? Какие чувства вызвал?

Ответы могут быть разными, и дальнейшее обсуждение Вы строите, исходя из ответов участников. Например: кто-то скажет, что это распространенная ситуация. Кто-то будет настаивать на том, что так в жизни не бывает.

Ведущий:

Что именно показалось вам знакомым в событиях, разворачивающихся в фильме?

Выслушивайте ответы участников.

Например:

Кто-то из участников: «Я знаю похожую ситуацию…».

Выслушайте историю участника дискуссии.

Кто-то из участников: Такого не может быть! Герои ведут себя не естественно.

Ведущий:

Кто именно? Почему? Что в поведении этого героя кажется наигранным?

В зависимости от ответов обсудите предложенные несоответствия и ведите дискуссию к тому, что люди, находящиеся в стрессовой ситуации, могут думать и поступать совсем по другому, чем в обычной жизни.

2. Как вы думаете, почему Саша все-таки употребил наркотики?

Выслушайте ответы.

Возможные варианты ответов: «поддался на уговоры друзей», «не хотел потерять девушку», «взяли на слабо», «подсыпали», «повлияла атмосфера», «заставили».

Обсудите варианты.

Ведущий:

Причины могут быть разными. Но все они являются просто оправданием первой пробы. На самом деле, все зависит от личной позиции человека. Если у него сформировано аргументированное отрицательное отношение к употреблению наркотиков, то никакие друзья и их уговоры, а также атмосфера, не смогут заставить его попробовать наркотики. Скорее всего, у такого человека вообще не будет друзей, вовлеченных в проблему наркопотребления.

Очень редко встречаются ситуации, когда первая проба происходит не добровольно. Так как, чаще всего, наркотики в первый раз предлагают те люди, которым человек доверяет и не ожидает от них ничего плохого.

Если человек сам еще не употребляет наркотики, но слушает истории об употреблении, проводит время с потребителями, не выражает своего отрицательного отношения к потреблению и не покидает эту компанию, то все это является проявлением социальной зависимости, зависимости от тех людей, которые употребляют и, возможно, распространяют наркотики. Обратили ли вы внимание на девушку, которая вышла из машины?

Выслушайте ответы.

Да, это и есть пример четко сформулированной отрицательной позиции по отношению к употреблению наркотиков. И один из лучших способов избежать риска, связанного с предложением употребления наркотиков – просто уйти.

3. С чем связано, по вашему мнению, поведение Семена Аркадьевича? Почему он не сразу разобрался в ситуации?

Возможные ответы: «не верил в то, что Саша может попасть в такую ситуацию», «не представлял себе, что мальчик из хорошей семьи попадет под влияние окружения», «находился в стрессовом состоянии».

Ведущий:

Действительно, когда мы узнаем какую-либо негативную информацию о близком человеке, нам сложно совместить наши представления об этом человеке и его поступки. Кажется, что материальное благополучие семьи гарантирует не попадание в зону риска. И многие родители стараются предоставить своему ребенку максимальные блага и возможности, занять его различными делами по максимуму, упуская при этом повседневное дружеское общение и взаимопонимание.

Наш герой просто не ожидал, что такой хороший мальчик (поступает в ВУЗ, английский в совершенстве, водительские права) способен на необдуманные поступки.

4. Как вы оцениваете поведение Риты и Димы? Заметили ли вы в какой момент фильма начинают раскрываться их характеры?

Выслушайте ответы.

Участники могут заметить, что уже в сцене в машине, когда ребята мечтают о будущем, их стремления сводятся к «красивой» жизни, где на первом месте деньги, «красный Ferrari», а общечеловеческие ценности, такие как взаимоотношения, любовь, личные достижения, дружба вообще не упоминаются.

Ведущий:

В жизни подростков (молодых людей) друзья играют самую важную роль. Большую часть своего времени они проводят вместе, и влияние компании чрезвычайно велико. Важно учиться разбираться в людях и по возможности избегать общения с теми личностями, которые могут нанести вред вашему здоровью и благополучию. Без жизненного опыта сделать это очень сложно, но обращать внимание на слова, поступки и отношение к жизни вашего окружения все-таки стоит.

5. Что, по вашему мнению, произошло на допросе ребят у следователя?

Варианты ответов: «подстава», «предательство», «обман».

Ведущий:

А с чем связано их поведение?

Участники могут ответить, что ребята струсили, старались скинуть с себя ответственность, забыли в этот момент про дружбу, лишь бы выйти сухими из воды.

Ведущий:

Как сказал следователь, наказание за любые действия с наркотиками может быть очень серьезным. За распространение наркотиков в особо крупном размере (ч.5 ст.228.1 УК РФ) может быть уголовное наказание вплоть до пожизненного заключения. А уголовная ответственность за распространение и хранение наркотиков наступает с 14 лет.

Сотрудник ФСКН сознательно сгущал краски и, конечно, ребята испугались. Испугались до такой степени, что попытались свалить всю вину на Сашу. Хорошие друзья, как вы думаете?

6. Как вы думаете, какой выбор сделает врач, стоя перед дверью в кабинет следователя? И почему?

Выслушайте ответы.

Возможные варианты ответов: «врач передает следователю сумку с камерой и таблетками, потому что его убедили слова сотрудника ФСКН о том, что каждый человек может повлиять на ситуацию с распространением наркотиков по мере сил. Кроме того, на кадрах съемки видно, что распространителями таблеток является не Саша, а Рита и Дима», «врач передает следователю только сумку, тем самым защищая Сашу и косвенно его друзей».

Ведущий:

В жизни каждого человека когда-то наступает момент для серьезного выбора. Выбора, который может повлиять на судьбу других людей. Здесь важно взвесить все за и против и выбрать единственный правильный вариант. Если Семен Аркадьевич понимает, что сокрытие улик с целью спасения Саши от неприятностей, не решает проблему. И, если его затронула сложившаяся ситуация – авария, кома, девочка, разговор со следователем, съемки камеры – он, скорее всего, передаст сумку с камерой и таблетками следователю.

7. Почему авторы назвали фильм «Все хорошие люди»?

Выслушайте варианты ответов.

Скорее всего, участники скажут, что фильм снят про в общем-то обычных и хороших людей. Но первое впечатление обманчивое. Оно может быть только до тех пор, пока в жизни не появятся наркотики.

Ведущий:

С первым их появлением наркотиков начинаются изменения и проблемы в жизни даже хорошего человека. Со временем наркотики нивелируют все положительное, что было заложено в человеке с детства.

8. Что хотели показать авторы фильма? Про что для вас этот фильм?

Возможные ответы участников: «про жизнь» (разверните вопрос, про какую жизнь?)

Ведущий:

А как вам кажется, кто в ответе за то, какая жизнь у человека будет? Что остается в жизни человека, который употребляет наркотики? Жизнь ли это уже тогда? И, что вообще произошло, вначале ведь вроде как все было хорошо? Назовите те ценности, которые присутствуют в жизни наркопотребителя.

Выслушиваете ответы, фиксируете на доске или флипчарте.

Ведущий:

Со временем, для наркопотребителя все перестает иметь смысл, никаких других мыслей и желаний нет, все сконцентрировано на поиске денег на наркотики - психическая зависимость, и окружение – сплошь наркопотребители, которых уж точно нельзя назвать друзьями – социальная зависимость.

Когда в жизни человека появляются наркотики, исчезают ценности, появляется зависимость.

 

9. Скажите, пожалуйста, а какие перспективы дальнейшей судьбы героя, если конец фильма это еще не финал?

Возможный вариант развития событий: «главный герой вылечился и больше никогда не употреблял наркотики».

Ведущий:

Как вам кажется, какой процент потребителей наркотиков вылечивается?

Сколько их реально доходит до врача? И скольким из тех, кто прошел лечение, удается не вернуться к употреблению наркотиков?

Выслушиваете ответы участников.

Ведущий:

ЕДИНИЦЫ! Как вы видели в фильме причин для смерти у наркопотребителей много, и смерть может наступить раньше, чем сформируется желание и готовность пойти лечиться. Поэтому чаще всего конец именно такой. И, к сожалению, ни слезы матери, ни смерть, так называемых, друзей-потребителей, ни собственный опыт передозировки не могут остановить наркомана от употребления наркотиков.

Ведущий:

А как вам кажется, был какой-то момент, когда ситуацию можно было бы еще переломить, так, чтобы исход был хороший?

Выслушиваете ответы участников.

Комментарии: только до начала употребления наркотиков! То есть, фактически что-то изменить можно только до начала употребления наркотиков, а могут это только те, у кого есть четкая, ярко выраженная негативная позиция в отношении употребления наркотиков.

Важно понимать, что есть очень небольшое число людей, которые смогли преодолеть зависимость, и находятся в состоянии ремиссии, люди, которые прошли долгий путь лечения, а может и не однократные попытки лечения, люди, которым пришлось фактически учиться заново жить – радоваться, переживать, чувствовать, выяснять отношения, справляться со стрессами и делать все это без наркотиков. И как при любом хроническом заболевании, а наркомания именно хроническое заболевание, у человека может начаться обострение, и он опять вернется к употреблению наркотиков, опустившись сразу на самое дно.

Благоприятный исход в этой ситуации – изначальный отказ от употребления наркотиков.

10. Есть ли что-то общее между вами и героем фильма?

Участники: «нет, мы не такие».

Ведущий:

А какие вы? А какие они те, кто начинают употреблять? Они люди с другой планеты? Они слабые? Глупые? Не знают последствий? Думают, что их это не коснется и зависимость, ВИЧ, тюрьма – это про других?

Выслушиваете ответы участников.

Комментарии: нервной клетке в мозгу каждого из нас, совершенно все равно о том, что человек думает о своей силе воли, о то, что его точно не коснутся проблемы, потому что он во время может остановиться. Нервной клетке все равно, что человек думает о доверии к «друзьям» предложившим наркотики, ей абсолютно неважно какую отмазку человек придумает для того, чтобы оправдать свою глупость, достаточно один раз потребить и психология последует за обычными биохимическими процессами в пораженном мозгу, организм скажет «ДАЙ!».

Все выводы Вы фиксируете на доске или флипчарте, после окончания обсуждения, пожалуйста, зачитайте все выводы, к которым пришли в ходе дискуссии.

11. Как не попасть в ситуацию в которой может возникнуть риск употребления наркотиков?

Выслушайте все ответы.

Комментарий для ведущего: не удовлетворяйтесь ответами: неупотреблять! Спросите - как это сделать? Пускай участники предложатвсе возможные модели поведения. Придите с участниками к тому, единственный способ не стать наркоманом - не потреблять ни при каких обстоятельствах никакие наркотики и вещества на них похожие. Но главной стратегией является яркая, чётко выраженная позиция, озвученная своим сверстникам, что наркотики – это не для вас! Тогда вы не только не окажетесь в ненужном круге общения, но и предлагать вам наркотики никто не будет. Позиция: я вам говорю: я не употреблял, не употребляю, и не буду употреблять и приложу все усилия, чтобы вы думали также.

Подведение итогов. Заключение.

Спасибо вам за вашу искренность и ответы на вопросы!

Подводя итоги, постарайтесь избегать нравоучений и личных выводов. Можно использовать формулировки, в которых будет говориться о том, что выбор в подобных ситуациях остается за самими участниками, они сами ответственны за свою безопасность.

Например, «…любого из нас жизнь может поставить в сложные ситуации, в которых нам нужно будет постоять за себя и свою безопасность. Очень хочется, чтобы вы были к ним готовы и смогли сделать для себя правильный выбор…»

Сделайте паузу.

На этом занятие заканчивается.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.