Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последовательность работы над звуками при ринолалии оп­ределяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.






Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому на­личие полноценных звуков одной группы является производным базисом для формирования следующей группы звуков: одни зву­ки являются производными для других. Артикулемы имеющихся звуков будут тем необходимым основанием, на котором воспи­тываются новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть использованы разные опорные звуки.

5. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при по­мощи специальной артикуляционной гимнастики. Эта гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.

В системе упражнений по развитию артикуляционного праксиса главным должно быть использование физиологического вза­имодействия мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаи­мосвязанности и взаимозависимости.

Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не яв­ляющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т.п.), так как они никак не соответствуют произвольным движениям, необ­ходимым для закрепления артикуляций отдельных звуков.

Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок выпол­нял показанное движение легко, без напряжения, так как напря­жение может иррадировать на другие группы мышц речевого аппарата.

Дополнительные артикуляционные упражнения можно приме­нять только в строго дифференцированном плане и только в не­обходимых случаях. Все они должны быть естественными, физией, логичными и выполняться ребенком без особого напряжения. Чаще всего они применяются в случаях комбинированных расстройств. Так, в случаях тяжелых дизартрии, которые могут сопутствовать ринолалии, применяется массаж и механическая помощь для раз­вития движения необходимых групп мышц, тренируются движе­ния для преодоления односторонней слабости языка и т.д. Уп­ражнения строго дифференцируются с учетом необходимости и полезности каждого из них. Итак, при проведении гимнастики артикуляционного аппарата следует обращать внимание на то, что все тренируемые движения должны служить формированию оп­ределенных артикуляционных укладов речевых звуков.

6. При вызывании звука первоначально внимание ребенка направляется на его артикулему; не следует фиксировать внима­ние ребенка на звуке с привлечением слухового контроля для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закрепле­нию вновь появившегося правильного произношения. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.

7. Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично — родителями под руководством логопеда.

На первых 10—15 занятиях контроль за формированием пра­вильных речевых навыков осуществляется только логопедом т.е. ребенок не получает заданий на дом.

После того как артикуляции окажутся усвоенными, вводится буквенное обозначение звуков: речевой материал, проработан­ный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоя­тельных занятиях под контролем родителей.

После закрепления произношения отдельных звуков прово­дится их автоматизация в словах и фразах, которые ребенок про­износит под контролем логопеда.

Объем речи на занятиях постепенно расширяется, усложня­ясь до контекстной речи, и окончательные речевые навыки зак­репляются в форме диалога в новых для ребенка условиях.

 

Коррекционно-педагогическое воздействие должно опираться на ряд теоретических положений (принципов) с учетом особенностей структуры дефекта у детей с ринолалией: 1) принцип комплексного (медико-психолого-педагогического) подхода к устранению речевого дефекта, 2) этиопатогенетический принцип, 3) принцип опоры на сохранные звенья, 4) онтогенетический принцип, 5) принцип деятельности, 6) принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, 7) принцип учета особенностей микросоциального окружения ребенка.

Наряду с логопедическими принципами в коррекционной работе следует опираться на общие дидактические принципы: систематичность и последовательность обучения, наглядность и доступность предлагаемого материала, сознательность и активность, прочность приобретенных навыков.

При осуществлении коррекционной работы требуется особый психологический и педагогический подход к детям, а также образование единого коррекционно-образовательного пространства вокруг каждого ребенка с ринолалией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.