Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 2. Источники конституционного права (4 часа)






 

Вопросы семинара:

 

1. Что такое источник права? В чем смысл этой правовой категории?

2. Каковы виды и отличительные особенности источников конституционного права?

3. Какие законы предусмотрены Конституцией РФ? Все ли виды законов названы в Конституции РФ?

4. Какие общественные отношения регулируются подзаконными актами?

5. Являются ли судебные решения источниками конституционного права? Если являются, то всякие ли?

6. Зачем нужно толковать нормы Конституции РФ, кто вправе и в каком порядке это делать?

 

Практические задания:

1. Со ссылками на статьи Конституции РФ выписать перечень вопросов, по которым Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов. Все ли конституционные законы приняты? Является ли конституционный перечень таких законов исчерпывающим?

 

2. Назвать статьи Конституции РФ, которые толковались Конституционным Судом РФ. Три постановления на свой выбор студенты должны прочитать и на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» ответить на вопрос, творит ли Конституционный Суд РФ право? Если да, то необходимо привести примеры созданных Судом норм права, определить их юридическую силу, доказать, что эти нормы становятся составной частью Конституции РФ? Какой орган вправе отменить, изменить (дополнить) или оспорить данное Судом толкование Конституции РФ?

 

3. На основе Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», Постановления Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 Конституции РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ответьте на следующие вопросы: как должны поступать арбитражные суды и суды общей юрисдикции, если в ходе судебного разбирательства они придут к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению в конкретном деле? Могут ли суды признавать законы недействительными, если они, по их мнению, не соответствуют Конституции РФ?

 

4. Задачи:

 

1) Во время обсуждения проекта Федерального закона о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ одна из фракций Государственной Думы предложила установить 6-месячный срок рассмотрения конституционных поправок законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. При этом факт нерассмотрения данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как молчаливое одобрение конституционной поправки.

Вопросы: Дайте конституционно-правовую оценку предложениям фракции. В какие сроки и в каком порядке рассматриваются конституционные поправки в соответствии с действующим Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»?

2) Президент РФ на основании решений государственных органов ряда субъектов РФ своими указами изменил ст.65 Конституции РФ (новые наименования республик, новый количественный состав субъектов РФ и их наименования).

Вопросы: Вправе ли Президент РФ вносить изменения в Конституцию РФ? Если да, то на каком правовом основании?

 

Литература (помимо базовых учебников):

Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.