Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ожиданье – здесь. Ожиданье – там. Этот мир! Он весь как огромный храм. (Триптих ожидания на тему картины Н. К. Рериха «Ждущая»).






Год культуры в России

 

Проект

«К старшему поколению - с любовью»

Помнить и знать.

Значит - верить»

 

 

Литературный вечер

к 140-летию Н. К. Рериха

 

 

Составитель: Персикова О. Н.

Видеоряд: Емельянова Ю. С., Персикова О. Н.

 

2014 г.

(Сл. 1). Добрый вечер! Мы рады приветствовать вас в Центральной библиотеке. 2014 год объявлен в России Годом Культуры. И наша сегодняшняя встреча посвящена величайшему культурному деятелю вселенского масштаба – Николаю Константиновичу Рериху.

Прожду полвека. Прожду три века. Тысячелетье ещё прожду, пускай извилист путь человека, но он поверил в свою звезду…

Рерих Николай Константинович (1874 – 1947).

Многогранно явление Рериха. Николай Константинович относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – болеесеми тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники... Поэзия Рериха философична – философия Рериха поэтична.

(Сл. 2). Вот как писал о своём отце сын Николая Константиновича– Святослав: «Это был человек с ясным задумчивым лицом. Его фиолетово – синие глаза временами могли становиться совершенно тёмными. У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и всё выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. Это было спокойствие незаурядного человека, серьёзного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и всё же его продуктивность была изумительной. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, и менее всего своих мыслей. При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях».

Сейчас прозвучит отрывок из стихотворения «Спасенье»:

… Землю к роковой черте подвели! – так встань у края, мысль о звёздной красоте человечеству внушая. Мир оглянем: сколько зол! Ты, художник, будь отныне наш посредник, наш посол в этой гибельной пустыне. Забывая о добре, стала мысль инертней праха. Но однажды на заре вспыхнут накопленья страха! И тогда, чтоб мир спасти, всем заблудшим сострадая, к вам по Млечному Пути красота сойдёт святая.

Видео С. Н. Рериха «Всё творится мыслью!»

(Сл. 3). Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. В доме отца часто собирались его друзья, среди которых были видные учёные, здесь вечерами звучала музыка, и об этом вспоминалось как об одном из самых сильных впечатлений детства. Н. К. Рерих учился в гимназии Карла Ивановича Мая, где преподавали талантливые педагоги, и царил дух товарищества между учениками и учителями.

С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

(Сл. 4). По окончании гимназии в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (окончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени: В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым. (Сл. 5). Незабываемой стала встреча с Львом Николаевичем Толстым, напутствовавшим молодого художника. Вот что сказал Лев Николаевич о картине Рериха «Гонец»: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт». Это напутствие стало пророчеством. В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец. Восстал род на род» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым. В картине, за которую была присуждена Большая золотая медаль, Рерих впервые обнаружил важную особенность своего дарования – умение погрузиться в глубину веков, властно увлекая за собой зрителя. Он приоткрыл завесу времени величиной в тысячелетие. Это было новое слово в русской исторической живописи.

Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».

(Сл. 6). В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. По линии матери Елена Ивановна приходилась правнучкой великому русскому полководцу Кутузову. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия Н. К. и Е. И. очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. (Сл. 7). В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но её замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область деятельности Н. К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и путешествиями будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древним городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Он сумел не только показать в своих этюдах чистоту и красоту пропорций древних памятников, их монументальность и каменное узорочье, но и пробудить у зрителей при виде этих немых свидетелей истории, хранящих аромат старины и память о подвиге, патриотические чувства. Внимание современников привлекли более 90 этюдов этой серии, названной «каменной летописью Руси». (Сл. 8, 9). Одной из главных тем Рериха был труд – как радость, как единственно верный путь к совершенствованию личности и общества. В этой связи прежде всего следует назвать две картины – «Город строят» (1902) и «Строят ладьи» (1903), в которых воспевается «деланье», как называл Рерих созидательный процесс.

Ещё одна особенность присуща его кисти: что бы он ни писал, всё было «вжито» в прекрасную, сказочно-былинную русскую природу с синими реками и озёрами, зелёными мхами и цветочными холмами; его камни видят и слышат, травы шепчут, деревья кланяются. Рерих оживотворял природу. В любом явлении природы у него заложена «общая, всесветная идея», как писал художник.

К этому же периоду относятся и работы художника на тему христианства, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

В зрелые годы Н. К. Рерих стал прекрасным публицистом. Среди его эссе и исторических очерков особое место занимают статьи об охране природных богатств и памятников архитектуры России. Во всех городах, где побывал, Рерих организовал общества по охране памятников, и эту великую заботу он проявлял потом всегда и везде.

Слово «культура», которому художник отводит организующую и преобразующую роль, он разбивает на два корня. Культ (почитание) и ур (свет). «…Культура есть почитание света. Даже травы и растения к свету стремятся. Как же одушевлённо и восторженно нужно стремиться к единому свету людям, если они считают себя выше растительного царства». «Свет побеждает тьму».

На протяжении всей жизни художника привлекало изучение древних истоков культур разных народов, сложные взаимосвязи между ними. Из легенд и сказаний Рерих умел извлечь конкретный исторический материал. Фольклор давал ему множество тем и сюжетов, так же как религиозно-философская литература – апокрифы, жития и притчи. Рерих изображал святых в их заботах и трудах на благо людей. (Сл. 10).

(Сл. 11). Интуиция и понимание политической ситуации побудили Рериха накануне первой мировой войны выразить свои тревожные предчувствия в символических образах («Пречистый град – врагам озлобление», 1911, «Град обречённый», 1914 и другие). За эти работы Максим Горький назвал Рериха «великим интуитивистом». Трагедия первой мировой войны воспринималась Рерихом как катастрофа – в его творчестве нарастала тема Страшного суда, тема, которой художник никогда не касался в своей религиозной живописи. Он не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет антимилитаристические статьи. Уже тогда у Рериха созрела идея создать международный документ, который сможет сохранить культурные сокровища от уничтожения во время военных конфликтов. Предложенный им документ назвали Пактом Мира. (Сл. 12). Он носит имя Рериха и подписан многими государствами на Международной конференции в Гааге в 1954 году. «Будут всегда колебаться условные ценности. Неизвестно, какой металл будет признаваем наиболее драгоценным. Но ценность труда духовно – творческого во всей истории человечества оставалась сокровищем незыблемым и всемирным».

   
   

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии строят», то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях. Он всё больше убеждался в том, что у русской и индийской культур один исток. (Сл. 13).

В мае 1917 года из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины. (Сл. 14).

Ожиданье – здесь. Ожиданье – там. Этот мир! Он весь как огромный храм. (Триптих ожидания на тему картины Н. К. Рериха «Ждущая»).

В пейзажах Рериха нет дикой природы как таковой: всюду и всегда он живописует ноосферу. На первый взгляд такой вывод можно принять за парадокс. Ведь натурой для художника часто бывали безлюдные острова Ладоги или надмирные пики вершин! Но в том и особенность Рериха – пейзажиста, что природа у него как бы насыщена духовными токами. В этом важнейшая особенность его пейзажа: скалы, облака, озёра – весь мир оказывается духоносным. («Святое озеро»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.