Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лафонтен Жан де






Лафонтен (La Fontaine) Жан де (8.07.1621, Шато-Тьерри, Шампань — 13.04.1695, Париж) — французский писатель, член Французской Академии (1684). Родился в Шампани, в семье, принадлежавшей к древнему роду. Первоначальное образование Лафонтен получил в местной школе, готовился принять духовное звание, но затем отказался от церковной карьеры и изучал право. Унаследовал отцовскую должность смотрителя вод и лесов. В 1657 г. он переехал в Париж, где был принят в высшем свете, приобрел влиятельного покровителя в лице министра финансов Фуке и сблизился с крупнейшими французскими писателями того времени Корнелем, Мольером, Расином. По своим философским взглядам Лафонтен был последователем Гассенди и деистом. Страстно увлекался античной литературой. Первым опубликованным произведением Лафонтена была переработка пьесы Теренция «Евнух» (1654). Влияние прециозной литературы, стиля барокко ощущается в поэме «Адонис» (1658), драматической эклоге «Климена» (1658), неоконченной аллегорической поэме «Сон в Во» (1658–1661).

Попытки Лафонтена вступиться за арестованного в 1661 г. Фуке стали причиной изгнания поэта в Лимож (1663). По возвращении в Париж (1664) Лафонтен становится завсегдатаем салона герцогини Бульонской и сближается с поэтами-либертенами.

Лафонтен опубликовал несколько сборников стихотворных новелл под общим названием «Сказки и новеллы в стихах» (1665–1685), в которых начинается переход поэта к классицизму: фривольность и остроумие сочетаются в новеллах с изяществом и чувством меры.

Особой заслугой Лафонтена в европейской литературе является разработка жанра стихотворной басни. Двенадцать сборников басен под общим названием «Басни Эзопа, переложенные в стихи Лафонтеном» (1668–1694) объединены единым художественным замыслом: высмеять пороки современного общества, представить различные его слои в сатирическом изображении. Продолжая традиции античных баснописцев (Эзоп, Федр), средневекового животного эпоса, ренессансной новеллы, Лафонтен привнес в считавшийся «низким» жанр басни содержательную глубину, расширил изобразительные возможности жанра, ясность, простоту и строгость, а стилю — точность, лаконизм и непринужденность. В этом заключается персональная модель творчества Лафонтена.

Басни Лафонтена привлекли внимание русских писателей, обращавшихся к басенному жанру: Сумарокова, Хемницера, Дмитриева, Крылова. А. С. Пушкин писал, что «Лафонтен и Крылов — представители духа обоих народов».

Соч.: Oeuvres complè tes: En 2 vol. P., 1978–1979 (Bibl. de la Plé iade); Fables. P., 1998; в рус. пер. — Басни. СПб., 1901; Любовь Психеи и Купидона. М.; Л., 1964; Басни. М., 2005.

Лит.: Томашевский Б. В. Пушкин и Лафонтен // Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960; Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. М., 1990; Кирнозе З. И. Страницы французской классики. М., 1992; Taine H. La Fontaine et ses fables. P., 1875; Bailly A. La Fontaine. P., 1946; Duchê ne R. La Fontaine. P., 1990.

Начало формы  
 

Конец формы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.