Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая периодизация Египта.






Додинастический период (4-е тыс. до н.э.)

Древнее царство (32 — 24 века до н.э.)

Среднее царство (21 — начало 19 века до н.э.)

Новое царство (16 — 12 века до н.э.)

Позднее время (11 век — 332 г. до н.э.)

Древнее царство возникает в результате длительных войн между Верхним и Нижним Египтом. Победу одерживает правитель Верхнего Египта Мин. Чернозёмы долины Нила, вдоль которого почти на тысячу километров протянулся Египет, — неиссякаемый источник плодородия, основа его богатства. Удачное географическое положение, относительная замкнутость территории дали возможность культуре Египта развиваться во всём своём своеобразии, сохраняя устойчивость художественных традиций на протяжении почти трёх тысяч лет.

Решающую роль в формировании египетской культуры играли религиозно-мифические представления, особенно заупокойный культ и обожествление власти фараона. Главным богом пантеона египетских богов в период Древнего царства стал Ра-Солнце, рождённый из хаоса и победивший мрак. Культ Осириса, царя загробного мира, его жены Исиды и их сына Гора занимает особое место в египетской мифологии. Культ богов связан с культом мёртвых: фараон и после смерти покровительствует своей стране. Неограниченный владыка при жизни, после смерти он принимает образ Осириса. Отсюда возникает забота о сохранении тела фараона (мумифицирование) и представление о двойнике (тени человека).

В Древнем Египте искусство находилось на службе у фараона, выражая идею незыблемости власти обожествлённого правителя, что особенно ярко демонстрирует архитектура — ведущий для Египта вид искусства (с 3 тыс. до н.э.).

Первым значительным сооружением, воплощающим эту тенденцию, была ступенчатая пирамида фараона Джосера. Её создателя, первого известного нам архитектора, звали Имхотеп.

Самые знаменитые и значительные по размерам пирамиды — это усыпальницы фараонов IV династии в Гизе — Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Самая высокая из них — пирамида Хеопса (архитектор Хемиун), которую древние причисляли к «семи чудесам света». Не случайно египтяне почитали архитекторов как мудрецов, а таких, как Имхотеп и Хемиун, обожествляли как прародителей зодчества.

Целью утверждение божественного характера царской власти имеет строительство храмов. В конце 14 в. до н.э. был построен храм знаменитой царицы Хатшепсут (архитектор Сенмут). Живопись и скульптура украшали залы храма, высеченные в скале. В одном святилище стояло более 200 статуй, а полы его выложены золотыми и серебряными плитами.

Храмы Карнакский и Луксорский считаются самыми грандиозными храмовыми постройками Нового царства. Карнакский храм (архитектор Инени) — самый древний, строился в течении нескольких столетий. Клонный зал его — величайший в мире: 134 колонны, расположенные в 16 рядов; высота центральных достигает 23 метров, на капители каждой из них могло поместиться 100 человек.

При Рамсесе II (Новое царство) был воздвигнут скальный храм в Абу-Симбеле.

Архитектуре подчинена и скульптура, и живопись.

Главное место в рисунках отводилось знатному человеку — «хозяину» гробницы. Рисунки исполнены в необычной манере — в них отсутствует перспектива: всё, что находится дальше, нарисовано выше. Фигуры людей и зверей изображены так, что они оновременно предстают с различных точек зрения: человек показан с развёрнутыми в фас плечеми, туловище — в трёзчетвертном повороте, ноги и лицо — в профиль, а один глаз — в фас; так же и туловища животных представлены в профиль, а рога — в фас. Каждая часть тела нарисована в таком положении, в котором она может быть воспринята легче всего, наиболее чётко. Художник изображает людей, животных и предметы не как видит их, а как знает.

Росписи на гробницах считались такими же магическими, как заклинания и надписи. Египтяне верили, что всё нарисованное на стенах усыпальниц обеспечит умершему те же условия, какие были при жизни, и он не будет ни в чём нуждаться в царстве Осириса.

Художник не мог рисовать так, как ему хотелось. Он должен подчиняться правилам, установленным жрецами. Каждый предмет, фигура человека — словом, всё изображённое на стенах гробницы должно быть чётким, ничто не должно заслонять другое.

Так как мумификация не всегда достигала цели, уже в Древнем царстве стали заменять «Ка»(жизненная духовная сила, двойник) портретной статуей из вечного камня. Так в зависимости от заупокойного культа развивается удивительное явление Древнего Египта — скульптурный реалистический портрет. Заупокойный культ, с одной стороны, предопределил появление портретной скульптуры, а с другой — во многом и ограничил её развитие: создавалсяя не просо портрет, а «двойник», «тень» умершего и воскресшего человека, изображённого всегда в расцвете своих физических сил и здоровья. Отсюда — однообразие поз спокойно и неподвижно сидящих и стоящих фигур, бесстрастное выражение их лиц, одинакоые атрибуты, условная окраска. Эти статуи предназначались для вечной жизни души. Они всегда фронтальны, расчитаны на одну точку зрения, изображение симметрично, укравновешено. Геометризм вообще характерен для египетского искусства. Инкрустация глаз халцедоном и агатом придаёт скульптурам поразительную жизненность, хотя перехватить взгляд, устремлённый в вечность, невозможно.

В гробницах находят большое количество небольших статуэток из камня, дерева или глины. Это «ушебти» — слуги, которые в загробном мире должны были обслуживать своих хозяев. Им приданы этнические черты, особенности облика крестьян, поваров, носильщиков, воинов и т.п.

Концентрация неограниченной власти в руках обожествлённого фараона, замкнутось государственной системы, общественное неравенство — всё это зримо воплотилось и в рельефах гробниц. Фараон, сын Солнца и сам бог, всегда намного выше ростом всех остальных. Самые крупные изображения после него — это фигуры чиновников, жрецов и других в зависимости от их ранга и положения.

Композиция рельефов упорядочена, построчна, рисунок подчинён письму. Своеобразна передача объёма на плоскости: художник прердаёт лица и фигуры в профиль, чтобы изображение не выпадало из повесвовательно развёртывающейся ленты композиции. Однако он стремится не нарушить представления о человеческой фигуре и лице, поэтому глаза и плечи изображает в фас, нижнюю часть туловища — в лёгком повороте в три четверти, что позволяет плавно перейти к полоному профилю ног. Фигура какбы сплющивается, художник вместо единой точки зрения на изображение создаёт их множественность.

Особое место в культуре Нового царства занимает так называемый «амарнский период» (от современого поселения Тель-Амарна, на месте которого когдато была столица Аменхотепа IV — город Ахетатон). Объявив ложным традиционное многобожие, Аменхотеп устанавливает единый культ Атона (изображаемого в виде солнечного диска со множеством рук) и меняет своё имя («Бог Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону»). Он переносит столицу в новый город Ахетатон («Небосклон Атона»).

В Амарнский период создано совершенно новое как по форме, так и по содержанию искусство. Сюжеты передают повседневную жизнь царской семьи, индивидуальные портретные черты, интимные переживания. Возникла некультовая пластика: в мастерской Тутмеса были найдены портреты членов царской семьи (Нефертити в царской короне).

Прекрасное представление об амарнском искусстве дают великолепные памятники, найденные в 1922 году Г.Картером в единственной не разграбленной гробнице Тутанхамона, которую назвали восьмым чудом света. Одних золотых в ней было найдено около 8 т. Блестящие образцы портрета, рельефы, декоративно-прикладное искусство — всё несёт на себе печать эпохи Эхнатона. При его приемнике мальчике-фараоне Тутанхамоне старая знать и жрецы восстановили порядки и вернули столицу в Фивы. Краткий период амарнского искусства сильно повлиял на всё последующее развитие егтпетской культуры, в которой светские сюжеты займут прочное место. Таковы рельефы времён фараонов XIX династии Сети I и Рамзеса II.

В Позднее время в результате междоусобиц и нападений извне Египет то распадается на отдельные номы, то объединяется; покоряется Ассирии и дважды завоёвывается Персией.

Когда Александр Македонский в 332 г. до н.э. вступает в Египет, это воспринимается как освобождение от персов, хотя именно вторжение греков означало конец культуры Египта и начало эллинистического периода.

В 30 году до н.э. Египет был присоединён к Риму. Александрия, основанная когда-то Александром Маккедонским, остаётся культурным и торговым центром этой богатой восточной провинции Рима. Романизация практически не повлияла на жизнь Египта, сумевшего сохранить свой язык, обряды и обычаи, в том числе мумификацию умерших. Заупокойный скульптурный портрет теперь сменяется живописным, выполненным в технике энкаустики. До нашего времени дошла большая группа таких портретов из некрополей Хавары (у Каира) и Эль-Фаюма — египтян, евреев, греков, живших в Египте в I — III веках до н.э. Стилистически они близки римским скульптурным портретам.

Дни языческой культуры Египта были сочтены, и только его знания, художественный и мистический опыт останутся жить в искусстве, языке, быте коптов и эфиопов, неуловимо вольются в раннехристианскую и исламскую традиции.

Контрольные вопросы.

  1. Назвать основные этапы развития культуры и искусства Древнего Египта.
  2. Каковы особенности развития культуры Древнего Египта?
  3. Назвать главное божество Древнего Египта.
  4. Рассказать миф об Осирисе.
  5. Назвать имя первого на Земле известного архитектора и что он построил.
  6. Назвать пирамиды в Гизе.
  7. Что в культуре Древнего Египта люди причисляли к одному из «семи чудес света»?
  8. Назовите главные храмы Древнего Египта.
  9. По каким канонам создавалась древнеегипетская круглая скульптура, рельефы, живопись?
  10. Почему изображения умершего были обязательны в его гробнице?
  11. Какое назначение имели «ушебти»?
  12. Какое открытие учёных позволило дать миру представление о погребениях фараонов?
  13. Назовите произведения искусства египетской круглой скульптуры, рельефа, живописи, декоративно-прикладного искусства?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.