Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели экономического анализа, используемые в финансовом менеджменте для подготовки управленческих решений.






Основные показатели банковской аналитики:

Наименование показателей Назначение показателей
Структурные показатели Финансового рычага Деловой активности Структуры капитала Активов по степени ликвидности Оценка и поддержание оптимальной структуры банка  
Показатели достаточности капитала   Поддержание оптимального соотношения между величиной собственного капитала банка и другими параметрами его деятельности, оценка степени подверженности рискам.
Показатели ликвидности Мгновенной Текущей Долгосрочной Показатель трансформации Предотвращение реализации риска ликвидности, поддержание оптимальных пропорций между активами и пассивами баланса банка, обеспечивающих выполнение банком своих обязательств
Показатели диверсификации Активов Пассивов прибыли Оценка зависимости от одного источника ресурсов, от одного заемщика, от одного источника дохода (прибыли), минимизации кредитного риска и риска инструмента
Показатели кредитного риска Ограничение риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) Ограничение концентрации крупных кредитных рисков Минимизация кредитного риска
Показатели процентного риска GAP GAP-позиция GAP-отношение Показатели дюрации Коэффициент процентной маржи Минимизация процентного риска
Показатели валютного риска Отношение открытой валютной позиции к собственному капиталу Минимизация валютного риска
Показатели рентабельности Активов капитала Оценка эффективности вложений, способности банка эффективно использовать собственный капитал, оценка прибыльности банка
Показатели производительности На одного работника На фонд (рубль) заработной платы Оценка эффективности деятельности персонала, адекватности политики оплаты труда
Показатель экономии трудозатрат Оценка соответствия темпов роста численности персонала темпам роста активов банка
Показатели финансовой устойчивости Оценка структуры прибыли банка с точки зрения стабильности
Показатели обслуживания долга Оценка способности банка обслуживать кредиторскую задолженность
Показатели качества портфелей Доходности Рискованности Срочности Ликвидности Диверсифицированности Достаточности резервов на покрытие потерь Оценка качества портфелей

Приведенные показатели будут рассматриваться в соответствующих темах, поэтому здесь даны лишь общие сведения об их возможном применении.

 

Планирование в системе финансового банковского менеджмента.

Сущность, принципы и функции планирования деятельности банка.

Виды планов.

Стратегическое планирование. Цели и задачи стратегического планирования. Внешний и внутренний стратегический анализ Этапы стратегического планирования.

Аналитические методы стратегического планирования деятельности банка..

 

 

1.3.1. Среди функций менеджмента (управление затратами и текущей маржой прибыли, управление рисками, финансовое обеспечение проектов развития банка) планирование занимает особое место, так как определяет цели и содержание всех остальных процессов менеджмента.

Планирование в широком смысле представляет собой процесс принятия решений, связанных с будущими событиями, на основе их систематической подготовки, включающей мониторинг и анализ результатов выполнения ранее принятых планов, оценку постоянно изменяющейся рыночной ситуации, изучение потребностей реальных и потенциальных клиентов банка и стратегических задач, которые учредители ставят перед банковской организацией.

Планирование в узком смысле можно определить как систематическую подготовку решений, связанных с будущим банковской организации. В данном случае планирование не затрагивает сферу принятия решений и организацию их выполнения.

В любом случае планирование решает задачу определения целей развития банка и конкретных путей их реализации на различных уровнях детализации и временных отрезках его деятельности.

В современных условиях планирование должно обеспечивать возможность постоянного и своевременного обновления стратегии банка за счет интеграции вновь открывающихся возможностей (развивающихся стратегий) в первоначально утвержденный план.

Особенности стратегического управления и планирования в современных условиях позволяют сформулировать следующие основополагающие методологические принципы организации данного процесса:

- гибкость и индикативность, т.е. возможность пересмотра плана при появлении новых тенденций развития рыночной ситуации;

- альтернативность планирования: составление нескольких вариантов плана для оперативного реагирования на кардинальные изменения внешней ситуации (особенно кризисные),

- обязательный кон троль за выполнением плановых показателей, который нацелен не только на регистрацию факта невыполнения плана, но и на определение реальных причин невыполнения, выявление неиспользованных потенциальных возможностей и инициацию новых плановых задач, направленных на устранение недостатков деятельности или защиту от возникновения внешних (системных, политических, экономических, рыночных) рисков;

- принцип публичности: обязательное участие в составлении и контроле выполнения плана менеджеров всех уровней управления, информирование всего банковского персонала о по ставленых целях и задачах банка и его структурных подразделений, определение места каждого сотрудника в их решении;

- принцип оптимальности: выбор стратегии развития банка и всех его тактических планов, обеспечивающих максимизацию его конечных финансовых результатов:

- интегрированный подход предполагает проведение анализа и прогнозирования всей системы показателей жизнедеятельности банка на единой информационной и методологической платформе.

Для решения задач, стоящих перед системой банковского планирования, необходимо организовать бизнес-процессы, обеспечивающие выполнение менеджментом и персоналом кредитной организации следующих функций:

- контроллинга (мониторинга и контроля), предполагающего организацию непрерывного процесса ситуационного анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность банка, и подготовку предложений относительно локальных и глобальных изменений стратегии кредитной организации и её оперативных планов;

- целеполагания, состоящего в определении генеральных направлений и приоритетов перспективного развития банка, а также его локальных, тактических целей и задач;

- формирования системы сбалансированных показателей результативности, являющихся индикаторами степени выполнения стратегических задач;

- структурирования деятельности банка, направленного на выделение ключевых направлений деятельности (СБЕ – стратегическая бизнес-единица)), формирование механизмов децентрализации процесса текущего планирования, создание организационной и финансовой структур, обеспечивающих эффективность и самостоятельность деятельности СБЕ при ограничении возникающих при этом коммерческих и финансовых рисков;

- разработки функциональных стратегий СБЕ, предполагающей создание программ развития отдельных направлений бизнеса банка, обеспечивающих достижение его генеральных целей;

- управления инновациями;

- бюджетирования (финансового планирования);

-оценки риска плановых инициатив;

- формирования системы стратегических лимитов и разработки стратегического управления активами-пассивами;

- координации текущей деятельности и стратегии;

- обеспечения операционной эффективности деятельности банка;

управления текущей и перспективной ликвидностью;

- адаптации стратегии;

- мотивации и планирования деятельности персонала.

Виды планов.

1.3.2. В теории банковского менеджмента упоминаются самые разнообразные виды планирования: стратегическое, маркетинговое, текущее, тактическое, оперативное, финансовое, планирование персонала, сметное планирование и т.д., которые различают по кругу рассматриваемых проблем и уровню детализации определяемых задач и плановых показателей, а также глубине горизонта планирования (длительности планового периода).

- стратегическое планирование предполагает определение миссии банка, его целей и задач, приоритетов и программ перспективного развития на долгосрочных горизонтах планирования.

- маркетинговое планирование нацелено на разработку и развитие банковских продуктов, а также связанного с ними комплекса маркетинга (стратегии ценообразования, стратегии доставки и коммуникационной стратегии),

- бизнес-планирование определяет конкретные пути решения стратегических задач и внедрения перспективных банковских услуг, а также структурные ограничения деятельности банка, которые позволяют ему достичь оптимальных финансовых результатов при ограничении совокупного уровня риска. Бизнес-план уточняет стратегию на более коротких интервалах планирования (обычно 1-3 года) и имеет среднесрочный характер. Его задача – ежегодно адаптировать стратегию в изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования банка,

- текущее планирование, представляющее собой регулярный (ежеквартальный и ежемесячный) мониторинг выполнения бизнес-плана и формирование прогнозов его выполнения, а также уточненных и адаптированных к текущей ситуации планов действий,

- финансовое планирование (бюджетирование) нацелено на согласование всех планов развития с ресурсным потенциалом банка и формирование сбалансированной системы показателей результативности. Его плановый горизонт и широта охвата зависят от того, каков характер обосновываемого плана действий и для какого элемента финансовой структуры он разрабатывается,

- сметное планирование затрагивает вопросы определения объемов накладных расходов банка и необходимых затрат капитала на обеспечение и развитие текущей деятельности, а также новые программы или проекты кредитной организации. Оно является составной частью процесса бюджетирования.

- оперативное планирование решает задачи подготовки и согласования текущих решений о проведении конкретных операций банка с целью достижения целевого уровня рентабельности и эффективности, поддержания его текущей ликвидности и платежеспособности и обеспечения соблюдения системы стратегических и текущих ограничений (лимитов) банка,

- процесс планирования определяет задачи и план действий в области формирования, развития и оптимизации бизнес-процессов банка. Критерием совершенствования бизнес-процессов является сокращение временных затрат и финансовых издержек банка на реализацию функций, обеспечиваемых данным бизнес-процессом,

- планирование организационного капитала необходимо для решения задач структурирования деятельности банка, соответствующего выбранной стратегии развития. Итогом является организационная и финансовая структура кредитной организации, определяющие систему полномочий и ответственности СБЕ и структурных подразделений за выполнение плановых показателей и обеспечивающие необходимый уровень децентрализации их деятельности в процессе реализации стратегических планов,

- планирование персонала (человеческий капитал) призвано обеспечить подбор персонала необходимой квалификации для решения перспективных и текущих задач банка, а также мотивировать его на достижение стратегических целей,

- планирование информационного капитала связано с формированием стратегии развития информационных технологий, обеспечивающих оптимизацию различных бизнес-процессов банка.

Все виды планирования тесно взаимосвязаны между собой, большинство из них является одновременно и отдельными этапами процесса разработки стратегии банка, и элементами текущего управления деятельностью кредитной организации.

 

Стратегическое планирование. Цели и задачи стратегического планирования. Внешний и внутренний стратегический анализ Этапы стратегического планирования.

1.3.3. Стратегическое планирование можно определить как процесс разработки альтернативных стратегий управления организацией (в области маркетинга, управления ресурсами и рисками, организации деятельности персонала), обеспечивающих достижение её целей, согласованных с требованиями рынка и внутренним потенциалом кредитной организации.

Процесс планирования нельзя рассматривать как простую последовательность действий: для того, чтобы план можно было адаптировать к постоянно меняющимся и не всегда поддающимся прогнозу условиям рынка, управленческий персонал банка должен постоянно возвращаться к тому или иному его этапу и осуществлять в случае необходимости коррекцию плановых задач, показателей, мероприятий.

Традиционно выделяемые этапы стратегического планирования представляются следующим образом:

 

Миссия Ситуационный анализ

И функциональные Выводы SWOT

Стратегии Сценарные расчеты

 

Определение стратегических целей и задач

 

Разработка целевой системы сбалансированных показателей

 

Структурирование Маркетинга

Бизнеса Целевые

Определение Финансовой программы

Стратегий Организационной

 

Бюджет и программа деятельности

 

Первым этапом и базой любого планового процесса является ситуационный анализ, четкое понимание исходных условий, в которых начинается процесс планирования. Ситуационный анализ обязательно должен коснуться, с одной стороны, вопросов состояния окружающей среды, в которой функционирует банк (внешний анализ), а с другой – дать характеристику внутреннего потенциала банка (внутренний анализ) для того, чтобы разрабатываемые стратегии базировались на реально существующих потребностях рынков и клиентов банка и его функциональных возможностях.

В процессе внешнего анализа последовательно проводятся:

- оценка макроситуации, т.е. изучение социально-экономических, демографических, политических, законодательных, технологических характеристик развития общества, определение вероятных сценариев изменения экономической ситуации и прогнозирование динамики характеризующих её внешних факторов,

- проведение микроанализа, рассматривающего условия функционирования различных сегментов рынка банковских услуг, анализ основных тенденций спроса и предложения в выделенных сегментах,

- оценка текущей конкурентной позиции банка на выделенных сегментах рынка и сравнение его рыночных параметров с характеристиками деятельности банков-конкурентов в рамках определенной конкурентной группы.

При проведении внутреннего анализа последовательно оцениваются:

- финансовое состояние банка,

- существующая клиентская база банка и динамика её изменения (клиентская перспектива),

- качественные и количественные характеристики предоставляемых услуг и предлагаемых продуктов и их сравнение с аналогичными услугами и продуктами банков-конкурентов (процессная перспектива),

- адекватность организационной структуры банка решаемым им задачам (организационный капитал),

- достаточность уровня квалификации банковского персонала (человеческий капитал),

- соответствие развития информационных систем банка требованиям, определяемым его бизнес-процессами (Информационный капитал).

Целью ситуационного анализа является сопоставление сильных и слабых сторон банка с внешними опасностями и возможностями.

Второй этап стратегического планирования предполагает определение генеральной задачи (миссии банка). Миссия банка – это четко сформулированная учредителями причина существования. Уточнение миссии происходит на каждом новом этапе стратегического планирования. Определение миссии происходит, как правило, на уровне совета директоров. На содержание миссии банка влияют такие внутренние факторы, как ценностные ориентации руководства, накопленный экономический потенциал и история банка, его внутренняя корпоративная культура, структура банковской организации, а также требования и ограничения, диктуемые внешними обстоятельствами: состоянием национальной экономики, проводимой государством экономической политикой, действующим банковским законодательством и т.д.

На основе миссии разрабатываются такие принципиальные документы, как меморандум о кредитной и инвестиционной политике банка, меморандум по вопросам ценообразования на банковские продукты и услуги, положение об управлении персоналом и т.п.

На третьем этапе разработки банковской стратегии, исходя из определённых генеральных задач, формулируются стратегические цели на плановый период.

Цели конкретизируют декларированную миссию банка и должны удовлетворять следующим условиям: конкретность и измеримость, ориентированность во времени, достижимость, непротиворечивость и взаимодополняемость.

Разработка функциональных стратегий банка, осуществляющаяся на четвертом этапе планирования, должна обеспечить формирование комплекса целевых программ развития отдельных направлений бизнеса, реализация которых обеспечит банку долгосрочное конкурентное преимущество.

Аналитические методы стратегического планирования деятельности банка..

1.3.4. Обеспечение эффективного функционирования коммерческих банков требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется организацией и качеством аналитической работы в банке. Объектом анализа в банке являются финансово-экономические процессы, их результаты и факторы влияния. Анализ сопровождает все стадии деятельности банка: планирование, оперативную деятельность, контроль, оценку результатов и эффективности деятельности. Без аналитического сопровождения фактически невозможна реализация ни одной функции банковского менеджмента.

Основной целью банковской аналитической работы является обеспечение бесперебойной и прибыльной деятельности банка, повышение его конкурентоспособности. Для достижения цели ставятся такие задачи, как оценка результатов деятельности, выявление резервов повышения эффективности, получение информационной базы для планирования, принятия управленческих решений, управления рисками, контроля и регулирования.

Выбор направлений аналитической работы в банке зависит от объекта исследования и целей, которые ставит перед собой аналитик.

Анализ активных операций и связанных с ними рисков является ведущим направлением аналитической работы банка. Состав и качество активов, их динамика, факторы, влияющие на изменение их структуры, являются постоянным объектом исследования банковских аналитиков. Важным направлением аналитической работы является анализ кредитного портфеля, его качества, степени подверженности кредитным рискам, достаточности создаваемых резервов на возможные потери по ссудам.

Анализ пассивов предполагает оценку размера и качества собственного капитала, оценку структуры и качества ресурсной базы банка, её срочности, стоимости, стабильности.

Анализ баланса коммерческого банка включает в себя оценку надежности банка, его финансовой устойчивости, ликвидности, достаточности собственного капитала, уровня рисков, оценку эффективности использования ресурсов.

Целью анализа внешней среды является выявление и классификация возможностей и ограничений для развития банка.

Анализ потенциального рынка позволяет банку найти свою нишу на рынке, определить его емкость, разработать стратегию проникновения на соответствующий рыночный сектор.

Анализ клиентской базы обычно проводится в двух аспектах: количественном и качественном. Основной целью количественного анализа в данном случае является изучение состава и динамики клиентуры банка и структуры банковских продуктов. Постоянное увеличение клиентов может не являться самоцелью, но в условиях конкуренции важно знать, уменьшается или увеличивается количество клиентов, с какой скоростью, на каких сегментах рынка и почему, а также как влияют эти изменения на прибыль банка. Качественный анализ позволяет установить, какие факторы влияют на имидж банка, как относятся к нему клиенты, устраивает ли их качество обслуживания. Подобные факторы приобретают особое значение при насыщении рынка, когда перечень услуг и их стоимость в разных банках становится примерно одинаковой.

Анализ трудовых ресурсов позволяет судить об эффективности их использования, о соответствии компетенции и возможностей персонала уровню банка, его стратегии.

Анализ конкуренции позволяет определить и улучшить конкурентную позицию банка, выявить преимущества и возможные действия конкурентов

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.