Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок :понятие и условия возникновение шпаргалка






Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес).

Сущность рынка. Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), предприятия, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Субъекты взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает произведенная продукция, факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства.

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Условия возникновения рынка: 1) общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью. В результате работник определенного вида труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда;

2) специализация. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации:

– предметную (автомобильные, тракторные заводы);

– подетальную (завод шарикоподшипников);

– технологическую (прядильная фабрика);

3) ограниченность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок;

4) экономическая обособленность товаропроизводителей. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Правовым режимом состояния экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в акции, ценные бумаги.

 

4.13.Уравнение Фишера и ее применение.

Уравнение обмена MV=PY, предложенное американским эконо­мистом Ирвингом Фишером (1867–1947), содержит две группы пока­зателей: в левой части М – количество денег; V – скорость их обраще­ния; в правой части Р – средневзвешенный уровень цен; Y – объем товарооборота.

Уравнение обмена отражает тот факт, что на практике сумма всех платежей равна сумме цен всех товаров, поступивших в товарооборот. Это уравнение показывает, что уровень цен находится в прямой взаи­мосвязи с количеством денег и скоростью их обращения и в обратно пропорциональной связи с потоком товаров.

Формула обмена Фишера помогает яснее представить функцио­нальные связи на рынках денег и товаров. При изменении одного показателя изменяются и другие. Если растет денежная масса М, то при стабильности скорости обращения денег V изменяются либо цены Р, либо объем производства Y в стоимостном выражении.

Фишер исходил из предположения, что скорость обращения денег V остается без изменений; объем производства Y не зависит от колебаний денежной массы М. Деньги воздействуют только на уровень цен Р.

Согласно эффекту Фишера в случае увеличения денежной массы М спрос на деньги падает, процентная ставка снижается. В связи с повышением цен спрос на деньги вновь возрастает и уровень ставки повышается. В конечном счете установится естественный уро­вень процентной ставки. Колебания будут происходить вокруг этой естественной нормы.

Впоследствии представители неоклассиков несколько видоизме­нили уравнение Фишера. В их трактовке оно получило следующий вид: M=kPY,

где k – величина, обратная V – скорости обращения денег (k = 1 /V).

При этом допускается, что скорость обращения денег – величина постоянная. Уравнение обмена несколько упрощает действительные взаимосвязи, оно не годится в условиях высокой инфляции, при изме­нении скорости денежного обращения.

 

4.14.Спрос.Законспроса

. Спрос – желание и способность потребителей приобрести товары и услуги. Основным показателем спроса является его объем, т. е. количество товаров, которые покупатели приобретают за определенный период времени. Потребности и желания человека безграничны, а ресурсы для производства товаров и как следствие количество товаров на рынке ограничено. Потребитель делает выбор исходя из качества предлагаемых товаров, собственных доходов и цен на товары-заменители. Товары-заменители – более дешевые товары, которыми можно заменить дорогие аналоги (например, заменителем импортного маргарина может стать более дешевое отечественное масло). Однако в первую очередь на спрос влияет цена товара – стоимость товара или услуги. Закон спроса гласит: если цена снижается, то спрос возрастает. То есть существует обратнопро-порциональная связь между ценой товара или услуги и величиной спроса.Таким образом, на спрос влияют следующие факторы спроса:

• цена товаров и услуг. Чем ниже цена, тем больше спрос на товар. Во время распродаж цена снижается, а спрос возрастает. Спрос падает, если товар выходит из моды (например, мода на галоши);

• демографические изменения. У разного возраста разные потребности (больше всего товаров потребляет группа населения от 16 до 35 лет);

• изменение цен на товары-заменители;

• изменение цен на сопутствующие товары. Если стоимость фотопленки будет в три раза дороже цены фотоаппарата, то спрос на фотоаппараты будет падать; если цена бензина и автодеталей будет очень высока, то спрос на автомобили снизится;

• изменение потребительских ожиданий и предпочтений..

 

4.15.Предложение.Закон предложения.

Предложение – желание и возможность производителя или посредника продавать товары и услуги на рынке. Предприниматель использует ресурсы (капитал, землю, наемный труд, предпринимательский талант) в производстве или торговле с целью получения прибыли.

Закон предложения гласит: чем выше цена, тем больше предложение. С ростом цен увеличивается предложение на товары и услуги, так как предприниматели стремятся производить те товары, которые пользуются спросом и дорого стоят. Производство дешевых товаров может принести убытки. То есть существует прямая зависимость между ценой товара и количеством товара, который может быть продан.

На предложение влияют факторы предложения:

• изменение цены на факторы производства (на наемный труд, природные ресурсы, капитал, предпринимательские услуги). Если цена на любой из этих ресурсов возрастет, то фирма продаст меньше продукции по данной цене и получит меньше прибыли;

• изменение цен на другие сопутствующие товары. Если автомобильные шины будут стоить дороже автомобиля, то производить и продавать автомобили будет не выгодно. Предложение автомобилей на рынке уменьшится;

• изменение налогов. Если налоги возрастут, то из тех же ресурсов можно будет произвести и предложить для продажи меньше товаров

 

4.16.Рыночное равновесие: равновесная цена и объем.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда " потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Рыночное равновесие

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.

Однако не всегда " срабатывают" названные выше " четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:

· а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;

· б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.

Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется " паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.

 

4.17.Государственное регулирование рынка. Прямые и косвенные методы государственного регулирования.

Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике. Осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности органами государственной власти РФ в соответствии с Федеральным законом от 2 5)0 2)1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Государственное регулирование включает: 1) косвенное регулирование (регулирование условий инвестиционной деятельности); 2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Задачей косвенного регулирования является создание благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности. Это регулирование помогло разработать различные методы воздействия, которые стимулируют развитие инвестиционной деятельности. Методы воздействия включают в себя: защиту интересов инвесторов, амортизационную политику, налоговую политику и другие меры воздействия. Формами прямого участия являются: 1) разработка и финансирование проектов, осуществляемых РФ, а также финансируемых за счет федерального бюджета; 2) составление сметы технического перевооружения объектов, финансируемых за счет федерального бюджета; 3) предоставление государственных гарантий за счет бюджетов субъектов РФ; 4) размещение средств на условиях платности, срочности и возвратности; 5) закрепление части акций в государственной собственности, реализация которых через рынок ценных бумаг возможна лишь через определенный срок; 6) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ; 7) защита российского рынка от поставок устаревших энергоемких и ненадежных материалов; 8) разработка норм и правил и осуществление контроля за их соблюдением; 9) выпуск облигационных займов; 10) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, находящих ся в государственной собственности; 1 1) предоставление средств по итогам аукционов российским и иностранным инвесторам.

 

4.18.Бюджетное ограничение. Условие равновесия потребителя.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ Различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам; бюджетное ограничение может быть выражено в виде кривой на графике. В теории потребления (consumer theory) точка на кривой бюджетного ограничения конкретного человека, лежащая одновременно и на его самой высокой из кривых безразличия (indifference curve), представляет собой точку максимизации полезности (utility maximization). Все вышесказанное применимо и к правительствам, и к фирмам, сталкивающимся с бюджетными ограничениями, когда им приходится определять свой уровень расходов

словия равновесия потребителя – то количество товара, которое купит потребитель при данной цене.
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный для приобретения любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. При выполнении этого условия никакие изменения структуры потребительского набора ее могут дать дополнительной выгоды.
Потребителю есть смысл отказаться от товара 1 в пользу товара 2, если при увеличении цены на товар 1 его предельная полезность станет меньше предельной полезности товара 2.
При изменении цены на какой-либо товар условия равновесия потребителя нарушаются, изменяется выбор потребителя.
При этом действуют два эффекта:
1. Эффект замещения – состоит в том, что рост цены на товар приводит к тому, что он становится дорогим относительно других товаров, и потребителю выгодно отказаться от него в пользу других товаров.
2. Эффект дохода – состоит в том, что при изменении цены данного товара изменяется реальный доход потребителя.
Номинальный доход – денежная сумма.
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые мы может приобрести на денежный доход.
В результате изменения реального дохода потребителю приходится отказываться от приобретения каких-либо товаров (если растет цена, то снижается объем потребления, так как сокращается реальный доход).
Представители количественной теории полезности (Австрийская школа) сделали попытку измерить полезность в некоторых единицах. Однако, оценка полезности носит субъективный характер: для одного товар имеет высокую полезность, для другого полезность этого товара равна нулю.

 

4.19.Антимонопольная политика и государственное регулирование.

В смешанной экономике государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль.Рыночный механизм ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами, которые могут затормозить развитие экономики. Поэтому государство стремится разработать такой рыночный механизм, чтобы колебания на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер. Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:

– ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);

– принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким-либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);

– сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);

– отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров.

Все эти разновидности «недобросовестной» практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях – в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

4.20.Хозяйственно-прововые формы деятельности.

Хозяйственные товарищества и общества — коммерческие организации, уставный фонд которых формируется за счёт вкладов нескольких граждан и (или) юридических лиц. Отли­чительной особенностью хозяйственных товариществ явля­ется то, что один или несколько участников несут неограни­ченную солидарную имущественную ответственность по обя­зательствам товарищества.

В зависимости от степени ответственности отдельных уча­стников различают полные и коммандитные товарищества.

В полном товариществе все участники солидарно отвечают по обязательствам предприятия всем своим имуществом.

Коммандитным является товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обя­зательствам товарищества своим имуществом, имеются уча­стники-вкладчики (коммандиты), которые не принимают участия в управлении товариществом и отвечают по его обя­зательствам в пределах своих вкладов.

Отличительной особенностью хозяйственного общества является ограниченная ответственность всех его участников (акционеров) по обязательствам общества.

Различают следующие виды хозяйственных обществ: с ог­раниченной ответственностью, с дополнительной ответствен­ностью, акционерные.

Участники общества с ограниченной ответственностью не­сут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пре­делах стоимости внесенных ими вкладов в уставный фонд.

Особенностью общества с дополнительной ответственно­стью является то, что его участники дополнительно несут солидарную ответственность по обязательствам общества сво­им имуществом в установленных законодательством преде­лах, пропорционально их долям в уставном фонде общества. При экономической несостоятельности одного из участни­ков его ответственность по обязательствам общества возлага­ется на другого участника.

Акционерное общество — коммерческая организация, ус­тавный фонд которого разделён на определённое число ак­ций. Акция — это ценная бумага, выпущенная акционерным обществом, удостоверяющая долю её владельца в уставном капитале предприятия и дающая право на получение диви­дендов. Различают простые и привилегированные акции. Раз­мер дивидендов по простым акциям зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия. Привилегирован­ные предусматривают выплату дивидендов, размер которых устанавливается в процентах от номинальной стоимости ак­ции. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества бывают открытыми (ОАО) и за­крытыми (ЗАО). Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без со­гласия других акционеров, признается открытым акционер­ным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях, установленных законом.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определен­ного круга лиц, признается закрытым акционерным общест­вом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

Производственный кооператив — это добровольное объеди­нение граждан на основе членства для совместной коммерче­ской и трудовой деятельности, основанной на их личном тру­довом или ином участии. Уставный фонд производственного кооператива формируется за счёт паевых взносов членов, кото­рые несут субсидиарную ответственность по обязательствам.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива, и удовлетворение требований его кредиторов. Отличительной особенностью производственных кооперати­вов от хозяйственных товариществ является то, что в них не допускается участие юридических лиц.

Унитарным предприятием признается коммерческая ор­ганизация, не наделенная правом собственности на закреп­ленное за собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распреде­лено но вкладам (долям, паям), в том числе между работни­ками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы го­сударственные (республиканские или коммунальные) или частные предприятия.

Имущество унитарного предприятия находится в государ­ственной либо в частной собственности.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

•унитарные предприятия, основанные на праве хозяйст­венного ведения;

• унитарные предприятия, основанные на праве оператив­ного управления.

Право хозяйственного ведения — это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собст­венника в пределах, установленных законом или иными пра­вовыми актами. Право оперативного управления — это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закреп­ленным за ним имуществом собственника в пределах, установ­ленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется казённым. Создается по решению Правительства Республики Беларусь, государство несет субсидиарную ответ­ственность по обязательствам казенного предприятия при не­достаточности его имущества.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, г.е. предприятие, функционирующее на ос­нове права хозяйственного ведения, имеет большую само­стоятельность в управлении.

Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации в любых организационно-правовых формах.

Предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объём эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США и которые в качестве основной цели деятельности преследуют извлечение прибыли (дохода), на­зываются коммерческим организациями с иностранными инвестициями. Такие предприятия могут создаваться в форме хозяйственных обществ или частных иностранных унитарных предприятий.

Все коммерческие организации с иностранными инвести­циями подразделяются на коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

4.21.Т оварное и рыночное хозяйство: особенности, отличия и характеристики

Товарная форма хозяйства зарождается как противоположность натурального хозяйства, сначала в отношениях между общинами, а затем проникая и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества. Смена натурального хозяйства товарным — длительный, сложный и разнокачественный процесс, это в значительной степени определяется спецификой условий, функционированием натуральной формы хозяйства, ее консерватизмом, инерцией, застойностью.

Товарное (рыночное) хозяйство — это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителя посредством рынка.

Товарное производство предполагает, что продукты создаются отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их товарно-денежный обмен. Такое понимание товарного производства определяет его сущность как производства продуктов на рынок для обмена, но одновременно и указывает на условие возникновения товарного производства. Первое необходимое условие возникновения товарного производства связано с общественным разделением труда. В процессе развития общественного разделения труда происходит специализация производителей по выработке какого-либо одного продукта. Это обусловливает необходимость обмена.

Рыночное хозяйство - это совокупность предприятий и филиалов рынков: рыночных комплексов, рынков, мини-рынков, зон и площадок для ведения торговли всех форм собственности По своей сути рыночное хозяйство представляет собой своих оеридну материально-техническую базу торговли на рынках.

В составе рыночного хозяйства выделяют различные типы предприятий рынков: рыночные комплексы - крупные универсальные рынки с широкой номенклатурой услуг и высоким уровнем сервиса; рынки - предприятия среднего размера, универсальные или специализированные, на которых представлены субъекты других обслуживающих систем; мини-рынки - небольшие рынки местного значения, специализированные, как правило, на реализации й продовольственных и сопутствующих товаров; филиалы рынков (зоны и площадки для ведения рыночного торга) - несамостоятельны в экономическом, организационном или юридическом смыслах структурные подразделения рынков, как и создаются в местах стихийного скопления рыночных продавцов и подчиняются главным предприятия.

Рыночное хозяйство формируют предприятия различных форм собственности: государственной (коммунальной), частной и коллективной (кооперативной) форм собственности состоянию на конец 2002 года в структуре рынков преобладают али предприятия коллективной (кооперативной) - 1805 ед, или 63, 0% их общего количества - и частной - 579 ед (20, 2%) форм собственности, тогда как количество государственных (коммунальных) сократилось до 479 в д, или 16, 8% массыгалу.

Рыночное хозяйство его основные признаки. Исторически первым типом организации общественного хозяйства является натуральное хозяйство, которое состоит из изолированных хозяйственных единиц, опирается на собственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым. Все, что производится в этих хозяйствах, в них же и потребляется. Основные экономические вопросы общества - что, как и для кого производить - решаются в натуральном хозяйстве производителем, который одновременно выступает как потребитель.

Главные черты этого типа хозяйства - замкнутость, универсальный ручной труд, низкая производительность труда, ограниченность потребления, отсутствие предпосылок для экономического роста. Натуральное хозяйство представлено, в основном, изолированными хозяйственными единицами - община, патриархальное семейное хозяйство, рабовладельческие и феодальные поместья. В современном мире натуральное хозяйство перестало быть господствующей формой организации общественного производства, хотя и сохраняется в развивающихся странах, где часть населения связана с натуральным или полунатуральным производством.

Более развитым и сложным типом организации хозяйства является рыночное хозяйство как система товарного производства и рыночного обмена, т.е. система, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи на рынке, становятся товарами.

Условия возникновения рыночного хозяйства - это, во-первых, общественное разделение труда и, во-вторых, экономическая обособленность производителей.

Общественное разделение труда, или специализация производителей на выпуске отдельного продукта или его части, создает возможность обмена, а также ведет к росту знаний, навыков работника, повышению производительности его труда, экономии рабочего времени.

Экономическая обособленность товаропроизводителей, закрепленная разными формами собственности, требует возмездноти и эквивалентности в обмене продуктами и проявляется в замене прямых, непосредственных связей между производителями косвенными связями, опосредованными рынком. Основные экономические вопросы общества - что, как и для кого производить - решаются здесь исходя из требований рынка.

Рынок - это место или сфера, где продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом, стремясь сохранить и улучшить своё положение на рынке, субъекты, стремящиеся к одинаковой цели.

Западные экономические школы разделение труда между товаропроизводителями, их специализацию объясняют рационализмом в экономическом поведении людей, их склонностью к обмену при ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей. Стремясь лучше удовлетворить свои потребности при этих предпосылках, преследуя свои частные интересы, люди действуют по принципу: дай мне то, в чем нуждаюсь я, что нужно мне, и ты получишь то, что нужно тебе. Являясь собственниками производственных ресурсов, производители рассчитывают не на благотворительность, а на возмездный и эквивалентный характер отношений между собой: каждый стремится получить, по меньшей мере, столько, сколько предлагает другим для обмена. Преследуя свою выгоду, человек «невидимой рукой», по словам А. Смита, направляется к другой цели - удовлетворению потребностей других членов общества, т. е. достигается удовлетворение и общественных потребностей.

Рыночное хозяйство есть форма взаимосвязи между производителями и потребителями через куплю и продажу товаров. Его основные признаки: 1) экономическая свобода участников производственного процесса, 2) наличие конкуренции как среди продавцов, так и среди покупателей, 3) максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности, и 4) регулирование производства, обмена и потребления через механизм цен.

Учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке, производители сами решают, что производить, т.е. как распределить ограниченные ресурсы между отраслями и видами производств, и как производить нужные товары, с какими затратами. Они перестает производить то, что не пользуется спросом на рынке, а ресурсы переключают на выпуск других, пользующихся спросом товаров и услуг Таким образом, чистое рыночное хозяйство -это самонастраивающаяся система.

Понятие «рыночное хозяйство» является синонимом понятия «рынок» в широком смысле слова (можно сказать. «Россия вступила в рынок»).

Понятие «рынок» в узком смысле используется для разграничения рынков по объектам рыночных сделок (рынки товаров, услуг, ресурсов, ценных бумаг, патентов и т.п.), по территориальному признаку (местный, национальный, региональный, мировой рынки), по критерию соблюдения норм права, регулирующего экономическую деятельность (рынок легальный и теневой) и т. д.

Макроэкономическое планирование и прогнозирование.

5.1.Прогнозирование государственного бюджета.

Для прогнозирования и планирования финансов необходимо располагать информацией о финансовых потоках в государстве. Источником такой информации служит сводный баланс финансовых ресурсов.

Сводный финансовый баланс позволяет определить оптимальные пропорции в распределении и расходовании финансовых ресурсов и достичь их сбалансированности с затратами.

Сводный финансовый баланс формируется на основе:

— баланса денежных доходов и расходов населения

— государственного бюджета

— кредитно-денежного баланса

— платёжного баланса

— финансовых балансов нефинансового сектора экономики.

Сводный финансовый баланс формируется по секторам экономики и состоит из доходной и расходной части.

Финансовые ресурсы государственного сектора (G + I) формируются за счёт централизованных средств государственного бюджета, фонда социальной защиты населения и прочих внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы сектора «Домашние хозяйства» формируются за счёт доходов отведения домашних хозяйств, предпринимательской деятельности, доходов от собственности.

Финансовые ресурсы сектора «Остальной мир» (ЕМ) формируются из доходов, получаемых от экспорта продукции и услуг, субсидий на производствоимпортозамещения, предпринимательского дохода и доходов от собственности, связанных с экспортом.

Финансовые ресурсы государственного сектора направляются на развитие здравоохранения, образования, на финансирование инвестиционных проектов, имеющих государственное значение, на содержание государственного аппарата, армии, на выплату пенсий, пособий и др.

Финансовые ресурсы сектора «Домашние хозяйства» направляются на уплату налогов, обязательных платежей, добровольных взносов и пожертвований, на приобретение ценных бумаг, непосредственное потребление товаров и услуг.

Финансовые ресурсы сектора «Остальной мир» направляются на уплату налогов, связанных с экспортом и импортом, на производство импортозамещающей продукции, на конечное потребление домашних хозяйств, находящихся за границей, на расходы связанные с отчуждением собственности за границей.

 

Центральное место в сводном финансовом балансе занимает государственный бюджет.

Государственный бюджет ежегодно утверждается Национальным Собранием в виде принятия закона и представляет собой систему экономических отношений по формированию и использованию централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Государственный бюджет формируется на уровне государства и носит название централизованного или республиканского и на уровне областей, районов и городов и носит название местных бюджетов.

По форме государственный бюджет состоит из доходной и расходной части.

Доходная часть формируется из налоговых поступлений нефинансового сектора экономики и неналоговых платежей.

Налоговые поступления прогнозируются на основе финансовых балансов нефинансового сектора экономики и в соответствии со ставками налогов и сборов на прогнозный период.

Неналоговые поступления в виде экономических санкций, доходов от продажи конфискованной продукции и др. прогнозируются с использованием метода экстраполяции.

Общую сумму доходной части и её составляющих можно прогнозировать методом соотношения с ВВП.

Расходная часть государственного бюджета предусматривает финансирование

— социальной сферы: развития здравоохранения, образования, культуры;

— дотаций хозяйствующим субъектам (ЖКХ, транспорт, продукты питания первой необходимости, лекарственные препараты и др.;

— содержания органов государственной власти и управления;

— расходов по содержанию армии;

— платежей по государственному долгу.

Прогнозирование составляющих расходной части осуществляется нормативным методом.

Концепция разработки государственного бюджета предусматривает равенство сумм расходов и доходов государства. Однако на практике часто расходная часть госбюджета превышает доходную, т. е. имеет место дефицит государственного бюджета.

В случае превышении доходной части государственного бюджета над расходной, имеет место профицит государственного бюджета.

Для снижения дефицита бюджета правительство может использовать внешние и внутренние займы. Внешние займы – это иностранные кредиты, дающие эффект при направлении их на рост ВВП. Внутренние займы — это займы правительства у коммерческих банков и населения.

Источником снижения дефицита может быть сокращение расходов на содержание аппарата управления и уменьшение дотаций хозяйствующим субъектам.

 

5.2.Прогнозирование и планирование: взаимосвязь, назначение и роль в процессе социально-экономического развития.

Взаимосвязи между прогнозированием и планированием.
Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз по сравнению с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет количественно характеризовать будущее состояние объекта. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, поэтому по сравнению с гипотезой более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется посредством разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.
Формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях между собой и представляют последовательные, конкретные ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса — общенаучное предвидение состояний объекта; завершающий этап — разработка методов перевода объекта в новое заданное для него состояние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.
Под государственным регулированием экономики

понимают целенаправленную деятельность соответствующих органов власти, которые посредством различных способов, приемов и методов способствуют достижению поставленной цели и решению важнейших экономических и социальных задач на каждом из временных этапов развития [1, с.37]. Среди форм государственного регулирования экономики выделяют прогнозирование, планирование и программирование.

Планирование как одна из форм государственного регулирования используется практически во всех странах. Под планированием понимают процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную постановку целей, выбор средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития [2, с.4].

Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержания сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующем плановом документе (плане). Главная отличительная черта плана - конкретность показателей, их определенность по времени и количественная определенность.

Все большее место в системе государственного регулирования отводится прогнозированию, которое может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Таким образом, прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, а также об альтернативных путях его достижения [2, с.5].

Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития республики в будущем, об альтернативных путях его развития, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планировании, как его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы экономического и социального развития.

Данные методы государственного регулирования экономики используется не только на уровне всего государства, а являются важнейшими составляющими региональной политики. При этом под региональной политикой понимается часть социально - экономической политики государства, направленной на рациональное использование ресурсов страны, размещение производительных сил, развитие экономического потенциала и потенциала ее граждан [3, с.269].

Следовательно, прогнозирование регионального развития - это предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу с учетом существующих показателей, динамики их изменения и возможных «возмущающих» воздействий. В отличие от прогнозирования планирование регионального развития предполагает не просто пассивное предвидение развития ситуации в регионе, но и активное воздействие на нее посредством принятия и реализации управленческих решений с целью достижения желаемого (планируемого) состояния. Таким образом, планирование развития региона - это моделирование будущего социально-экономического состояния регионов с учетом как не зависящих от субъектов управления внешних факторов, так и принимаемых ими управленческих решений.

Таким образом, основной целью регионального прогнозирования и планирования является обоснование направлений и перспектив развития региона для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений.

В ходе планирования социально-экономического развития региона исследуются методологические, организационные и социально-экономические основы экономики региона; изучается их специализация в общереспубликанском разделении труда, цели и задачи социально-экономического развития региона; рассматриваются такие важнейшие показатели, как валовой региональный продукт, чистый продукт, состав трудовых ресурсов, уровень социальной защиты, включающей помощь наименее социально защищенным слоям населения, развитие отраслей социально-культурного комплекса, таких, как здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм и др. Кроме того, рассматриваются такие разделы как разгосударствление и приватизация объектов региона, предпринимательство, антимонопольная политика, финансовый план и местный бюджет, развитие реального сектора экономики - промышленности, производства потребительских товаров, капитального строительства, транспорта для удовлетворения потребностей региона в перевозках и услугах, - а также торговля и общественное питание, оказание платных услуг населению, внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйствования, охрана окружающей среды в регионе

 

5.3.Прогнозирование социального развития.

Прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет, а поселений – на очередной год либо на очередной год и плановый период.

Прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией. Прогноз социально-экономического развития поселения может разрабатываться местной администрацией муниципального района в соответствии с соглашением между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района. Прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования одобряется соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган. Прогноз социально-экономического развития на очередной год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.

Изменение прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета. Разработка прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального района (городского округа) на очередной год либо на очередной год и плановый период осуществляется уполномоченным соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом (должностным лицом) местной администрации.

 

5.4.Сущность и назначение прогноза. Классификация видов прогнозов.Основные параметры прогнозов.

Прогноз – это основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе какого-либо явления, события, показателя.

Можно выделить следующие виды прогнозов:

– поисковый;

– нормативный;

– прогноз на основе анализа тенденций. Создание моделей прогнозов инноваций часто базируется на связи темпов появления новшества в какой-либо области с такими факторами, как объем потока информации, уровень финансирования исследовательских работ, численность персонала, занимающегося исследованием и т. д.

Поисковый прогноз представляет собой прогноз, отвечающий на вопросы типа: «Что было бы, если...», – которые можно объединить между собой и назвать цепью предположений, так как они носят условно-предположительный характер. Примером такого прогноза может служить тенденция – это направление, в котором совершается развитие какого-либо явления.

Прогнозирование эффективности инноваций базируется на анализе соотношения предполагаемых затрат и ожидаемой выгоды от использования новшества.

Нормативный прогноз – целевое предсказание. Сущность заключается в том, что такой прогноз целенаправленно вызывает какие-либо действия. Например, реклама.

При расчете такого прогноза необходимо учитывать и очень тщательно просчитывать такие условия, как затраты, рынки сбыта, совместимость с общими целями непосредственного инвестора, а также вопросы имиджа и престижа.

Прогнозирование инноваций является попыткой определить ход событий в будущем исходя из того, что уже произошло в прошлом. Этот факт свидетельствует о том, что все методы прогнозирований основываются на анализе тенденций.

Рассмотрим иерархию видов тенденций:

1) предположение – наличие возможной корреляционной зависимости какой-либо инновации от наблюдаемых тенденций;

2) метафора, или аналогия, – означает выявление общих черт сходства у двух объектов или процессов;

3) квазимодель (т. е. ненастоящая модель). Она находится между метафорой и эмпирической моделью (настоящей моделью). С помощью данной модели можно проверить качественные прогнозы или прогнозы хода какого-либо процесса;

4) эмпирическая модель – модель на опыте, предсказывает будущее с помощью математической зависимости, согласующейся с эмпирически найденными параметрами;

5) аналитическая модель означает предсказание и объяснение последовательности события с помощью фундаментальных законов, имеющих широкую область применения. Точность любого прогноза зависит в первую очередь от полноты поступающей информации. Поэтому необходимо усиливать информационные потоки, чтобы вовремя предусмотреть возникающие изменения во внешней среде и тем самым построить более точный прогноз.

 

5.5.Сценарный подход и его использование в прогнозировании

Сценарный метод базируется на системной методологической концепции и представляет собой определенным образом организованную итеративную исследовательскую процедуру построения сценариев возможного развития социально-экономической системы и исследования этих сценариев с целью выбора наиболее подходящей альтернативы управления.

 

• В наиболее общем виде сценарный метод может быть охарактеризован как метод организации междисциплинарных исследований с участием специалистов различного профиля, с разной подготовкой и часто с весьма различными взглядами на рассматриваемую проблему.

• Назначение сценарного метода состоит в обеспечении научно обоснованными прогнозами принятия решений в конкретных областях управленческой деятельности. Поэтому метод жестко ориентирован па цели прогнозирования, определяемые содержанием принимаемого решения.

Достоинства метода:

q Сценарный подход заостряет внимание фирмы на неопределенности, которая характеризует любую рыночную ситуацию, управление в меняющейся внешней среде подразумевает способность предвидеть эволюцию среды;

q Сценарный подход облегчает интеграцию данных, полученных различными методами, качественными или количественными;

q Реализация такого подхода вносит в управление дополнительную гибкость и способствует разработке альтернативных планов и системы быстрого реагирования

 

. Сценарий - гипотетическая картина последовательных событий, составляющих в совокупности эволюцию социально-экономической системы в интересующем исследователя разрезе.

Сценарий - это картина, отображающее последовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы предрешить вопрос о возможном прекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту.

Основные понятия, которыми оперирует сценарный метод

ü объекта прогнозирования;

ü степени проработки на предсценарном этапе;

ü наличия информационных технологий на базе ЭВМ, включающих математические модели и специальное математическое обеспечение для реализации эффективных человеко-машинных процедур;

ü личных качеств членов коллектива.

Процесс прогнозирования обычно заканчивается итоговым документом, в котором содержатся:

Ø цели и задачи прогноза;

Ø краткое структурированное описание объекта прогнозирования, гипотеза о механизме его функционирования и развития, принятая система допущений и ограничений;

Ø подробное описание и интерпретация разработанных сценариев и соответствующих им тенденций развития с указанием и обсуждением возможных в будущем проблемных ситуаций;

Ø рекомендации для принятия решений по результатам прогнозирования с подробным описанием возможных последствий реализации каждой из предложенных альтернатив решения.

 

5.6.Экономико- математическое моделирование и его применение в прогнозировании национальной экономики.

Метод экономико-математического моделирования является более сложным видом прогноза. Если прогнозы по временным рядам основываются на допущениях о возможности экстраполяции прошлого на будущее, то прогнозирование на основе экономико-математических моделей исходит из того, что современная ситуация может быть использована для прогнозирования ситуаций будущего. Например, экономисты руководствуются определенным числом ведущих показателей, полагая, что их изменения всегда предшествуют изменениям в предпринимательской деятельности. Тем самым эти показатели служат базой для прогноза этих изменений. Практически для выработки прогноза чаще всего рассматриваются одновременно группы подобных показателей. Например, такие показатели, как валовой национальный продукт в сравнимых ценах, индекс промышленного производства и объем розничных продаж, привязанные к временному ряду, могут рассматриваться в качестве показателей будущего уровня коммерческой деятельности. Для прогнозирования строится модель, которая увязывает основные параметры, характеризующие состояние моделируемой системы (организация, отрасль, национальная экономика) друг с другом. При этом некоторые переменные являются независимыми или входными параметрами, а другие – зависимыми или выходными, их значения определяются с помощью входных.

Используемые соотношения могут носить качественный и количественный характер, быть записаны в форме разного рода уравнений, неравенств и тождеств. Подставляя в получившуюся модель предполагаемые значения независимых переменных, мы получаем прогнозные значения выходных параметров. Например, зная ожидаемые значения выручки и затрат предприятия, мы можем прогнозировать величину налоговых платежей в определенные промежутки времени.

Преимуществом данного метода является комплексный подход к анализируемой ситуации, когда для прогноза изменения ситуации используется набор существенных показателей. Как правило, такие прогнозы в основном оказываются верными, однако, они основаны на анализе уже случившихся событий. Поэтому, если возникает ситуация, которая не имеет прецедента, этот метод не способен дать точный прогноз. Таким образом, несмотря на более высокую надежность данного метода, ему присущи те же недостатки, что и методу прогнозирования по временным рядам.

Несомненным достоинством метода является также и то, что, располагая моделью системы, мы можем прогнозировать не только одно, наиболее вероятное развитие ситуации, но и проигрывать различные сценарии и, тем самым, выбирать наиболее результативные варианты поведения. Модель в таком случае является не только инструментом прогнозирования, но и инструментом планирования.

 

5.7.Сущность и назначение планирования.Функции планирования. Планирование – это непрерывный процесс установления или уточнения целей развития предприятия и его структурных подразделений (процесс практического воплощения стратегии предприятия). А также это:

 это процесс выявления ресурсов и установления пропорций между ресурсами и производством, между отдельными участками, цехами, производствами;

 это программирование, основанное на детальных расчетах;

 это разработка плана и его корректировка, включающее предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

Сущность планирования проявляется в следующих аспектах:

1. Исходная базисная предпосылка планирования – необходимость рентабельного функционирования предприятия, т.е. возможность обеспечить поступление прибыли, достаточной для удовлетворения заинтересованных в результатах работы предприятия группы лиц.

2. Планирование – это деятельность, которая осуществляется сегодня. Поэтому существует вероятность ошибки из-за неопределенности внешней среды. Тем не менее планирование позволяет уменьшить неопределенность будущего и обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия.

План – это официальный документ, который представляет собой:

 промежуточные и конечные цели и задачи;

 стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств

 прогноз развития предприятия;

 координационные механизмы;

 приоритеты распределения ресурсов.

Цель планирования – быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, шансы и риски достижения целей.

Задача планирования – это средство достижения цели планирования. Функция планирования – это преобразование назначения планирования в действие, то есть преобразование его задач в реальность или решение задач. Эти понятия по смыслу на качественном уровне сливаются воедино.

Функции и задачи планирования отражены в вышеуказанных определениях планирования. Следует к ним также добавить:

 координация деятельности структурных подразделений и работников предприятия

 создание объективной базы для эффективного контроля

 мотивация трудовой активности трудящихся

 информационное обеспечение работников предприятия

А самое главная функция и задача планирования – это предостеречь предприятие от становления «объектом планирования», средством достижения целей предприятий-конкурентов.

 

5.8.Программирование: его сущность, назначение. Требования к программе.Страны мира значительно отличаются друг от друга по характеру стоящих перед ними макроэкономических проблем. В условиях открытой экономики пути решения этих проблем абсолютно индивидуальны для каждой из них. Но в любом случае решение тех или иных проблем предполагает предварительное создание и одобрение некоего плана, идентифицирующего проблемы и определяющего последовательность и механизмы их решения.
Макроэкономическая программа – совокупность существующих экономических условий, поставленных экономических целей и инструментов их достижения.
Макроэкономические программы могут составляться либо в качестве аналитического ориентира экономического развития, либо для исправления возникших проблем.
Классификация макроэкономических программ по целям:

· Текущая/финансовая программа – программа среднесрочного планирования или прогнозирования макроэкономического развития страны. Практически во всех странах она осуществляется в рамках составления бюджета правительства как минимум на следующий год, но нередко включает и его прогноз на 2-3 ближайших года. Во многих странах принимаются кредитные программы, которые определяют приоритеты кредитования и охватывают либо весь банковский сектор, либо только центральный банк.



· Стабилизационная / краткосрочная корректировочная программа – программа продолжительностью до 1-1, 5 года, направленная на единовременное исправление дисбалансов, не связанных с глубокими структурными проблемами экономики. Так, рост бюджетного дефицита может быть связан, например, с непредвиденными расходами на ликвидацию стихийных бедствий или выплату зарплат работникам государственных предприятий, объявивших забастовку. Дефицит платежного баланса может быть вызван быстрым оттоком краткосрочного спекулятивного капитала, необходимостью осуществить крупные выплаты по внешней задолженности, пришедшиеся на данный год.

· Долгосрочная программа структурной корректировки / программа развития – программа продолжительностью 3-4 года, направленная на исправление глубоких структурных диспропорций в экономике и обычно включающая такие меры, как приватизация, демонополизация, изменение механизмов регулирования экономики.


На практике ни одна программа не может быть однозначно отнесена к той или иной категории. Нередко на фоне реализации текущей программы правительство сталкивается с неожиданной проблемой, которая, если не применить срочных стабилизационных мер, приведет к долгосрочной разбалансированности. Во многих странах краткосрочный финансовый кризис, который на время может быть подавлен стабилизационной программой, является отражением глубоких макроэкономических структурных диспропорций, либо унаследованных от прежнего режима, либо возникших в силу недальновидной текущей экономической политики. Разработка макроэкономической программы предполагает анализ прошлых и текущих событий в экономике и составление на его основе прогноза ее развития на текущий год и несколько ближайших лет.

Таким образом, необходимо дать подробную характеристику макроэкономического программирования.

По характеру макроэкономические программы делятся на:

· Активные программы – набор мер, которые правительство обязуется принять для достижения поставленных целей.

· Пассивные программы – оценка возможных последствий текущей и планируемой экономической политики и тенденций развития макроэкономических переменных, которые были бы желательны для достижения поставленных целей.


В процессе макроэкономического программирования в аналитических и практических целях экономику каждой страны можно разделить на четыре взаимосвязанных сектора – реальный, денежный, бюджетный и внешний. Мировой опыт показывает, что именно такое представление экономики является наиболее оправданным с аналитической точки зрения, позволяющей анализировать экономику в целом, а не отдельные ее элементы, в ее взаимосвязи с внешним миром. В подавляющем большинстве стран мира именно эти секторы экономики наиболее полно отражены в статистике, что позволяет осуществлять не только количественный, но и качественный анализ.
Экономические сделки внутри каждого сектора и секторов между собой фиксируются в рамках системы национальных счетов, с одной стороны, как сделки по производству и торговле товаров и услуг, а с другой – как соответствующиеим финансовые расчёты. Баланс сделок каждого сектора, по определению, должен быть равен нулю. Разность доходов и расходов каждого сектора составляют его сбережения. Если в каком-либо из секторов доходы меньше расходов, то возникающий так образом дефицит сбережений должен быть профинансирован за счет друг сектора.
По состоянию платежного баланса можно с известной степенью условности судить как о состоянии экономики на определенный момент, так возможных проблемах на пути ее будущего развития. Поэтому достижение устойчивости платежного баланса является главной целью программ макроэкономической корректировки.

 

5.9.Методы планирования. Виды, назначение, область и ограничения применения.

К основным методам планирования относятся:

· балансовый

· опытно-статистический

· нормативный

· экономико-математический

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета.

Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности.

С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.

Опытно–статистический метод – характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток – плановый показатель будет отражать с






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.