Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод экономической теории. Общие проблемы экономического развития.






Опред. Макконнела и Брю: 1) эк-ка - это исслед. поведения чел-ка в процессе произв-ва, распред-ия и потребления матер. благ и услуг в мире редких ресурсов.2) эк-ка исслед. эффект. использованиеие огранич. производств.ресурсов или управление ими с целью достижения макс. удовлетворения матер.потребностей чел-ка.ЭТ изучает движ. эк-кой жизни - тенденции в развитии цен, произв-ва, безработицы. Эк-ие цели: эк-ий рост, полная занятость, эк-ая эффективность (макс.я отдача при мин. издержек), стабильный ур-нь цен, эк-ая свобода, справедл. распред-ие доходов, эк-ая обеспеченность, торговый баланс. Маркс: ЭТ изучает эк-ие отн-ия произв-ва, распред-ия, обмена и потребления на разл. ступенях развития общ-ва. Самуэльсон: предмет ЭТ изучает, как люди и общ-во выбир. способ использ. дефицитных рес-в, кот. Могут иметь многоцелевые назначения, чтобы произвести разнообр.товары и распред-ть их для потребления разл. индивидов или групп общ-ва. Предметом ЭТ явл. соц.-эк. отношения м\д людьми, в процессе произв-ва, распред-ия, обмена и потребления. ЭТ изучает сферу произв-ва и распред-ия жизненных благ в усл-х огранич. ресурсов. Объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеят-ти людей, без кот. невозможна ни одна др. форма реализации личностных и обществ. интересов.

Методы - науч. способы, приемы познания ЭТ, истинного понимания и освещения эк-го развития. ЭТ опирается на общенауч. методы позн-ия: простейшие(наблюдение, обобщение, сравнение, группировка); развитые: анализ(расчле

нение объекта на эл-ты), синтез(соединение эл-тов в единое целое), индукция(переход от фактов к общему заключению), дедукция(вывод по правилам логики), количеств. и качеств. подходы, историч. и логический(единство историч-го и логич-го, т.е. эк-ие процессы рассм-ся в ист. последоват-ти их возникновения и в логич. взаимосвязи), моделирование, формализация(в виде формальной сис-мы или исчисления. Метод науч. абстракции, т.е. освобождение представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного, рез-том чего явл-сянауч. абстракция-

понятия, категории, законы.Диалектико-материалистич. метод.

Существуют несколько функций ЭТ(опред-ся задачами науки в сис-ме обществ. взаимодействий): 1)познавательная (объяснение сущности эк-х процессов) 2)практическая - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую

политику; 3)прогнозтическая-дальнейшее развитие 4)методологическая, т.е. ЭТ исследует общее (и эк-ие отношения, и производит-ые силы) и явл.методологич.базой для др.наук, т.к. выявляет общие эк-ие законы, кот. явл. исх. методологич. посылкой для исследования в др. науках. 5)идеологическая обусловл. общественной природой ЭТ-восприятие, оценка эк-й действит-ти, ориентация теоретич. Концепций.

 

Проблема эффективности — основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов с тем, чтобы достичь наибольшего или максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества, что является целью производства.

Любое общество, каждый экономический агент стремятся эффективно использовать ресурсы, получить при этом наибольшее количество товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Для этого общество стремится полностью использовать (полностью занять) свои ресурсы и добиться максимального объема производства.

Ограниченность ресурсов диктует необходимость выбора. Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства. Экономисты называют количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу, вмененными (альтернативными) затратами, или затратами упущенных возможностей.

Задача экономиста — определить вмененные издержки как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов. Задача бухгалтера — регистрировать в качестве затрат расход самих ресурсов (или их стоимость).

Располагая информацией о производственных возможностях, общество или конкретный производитель должны ответить на три вопроса:

— Какие товары и услуги и в каком количестве производить?

— Как производить эти товары и услуги?

— Кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Рынок отвечает на вопрос «Что производить?» однозначно — то, в чем имеется потребность.

 

Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Ответ рынка — с наименьшими издержками ресурсов.

Для кого производить продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Рынок работает для того, кто имеет платежеспособную потребность (спрос).

Экономический рост — это результат увеличения предложения ресурсов и технического прогресса, возможность производить продукцию в большем объеме, что выражается в смещении линии (кривой) производственных возможностей вправо. Следствием экономического роста является способность экономики при полной занятости ресурсов обеспечить рост объемов производства всех конкурирующих продуктов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.