Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Петра 5




1 Петра 5 V. Возложение новой ответственности (5: 1-11) В заключительной главе Петр говорит о той новой ответственности, которая ложится на членов Церкви в связи с приближением трудного времени. Он призывает пастырей заботиться о членах церкви, младших повиноваться старшим и всех верующих проявлять твердость в вере. А. Пастыри да пасут (5: 1-4) Наставляя пастырей, апостол обращается к ним с призывами как в положительной, так и в отрицательной форме. В них нашло отражение сказанное в книге пророка Иезекииля (34: 1-6), где не истинные пастыри противопоставлены Пастырю Истинному. 5: 1. Наставляя старших братьев (пресбитероус, см. Деян. 11: 30; 20: 17), он говорит о себе как о " сопастыре" (симпресбитероус, т. е. как о выполняющем такую же, как они, работу. Как старший среди них он говорит о том, что пережил сам. Но по праву апостола (1 Пет. 1: 1) и свидетеля (Деян. 3: 15; 10: 39) Христовых страданий говорит властным тоном. Петр упоминает и о том, что он — соучастник в славе, которая должна открыться (ср. 1 Пет. 4: 13). Ранее апостол уже подчеркивал, что все, кто страдают со Христом, с Ним и прославятся (4: 13). 5: 2. Повеление пасите Божие стадо очень похоже на то, которое было дано самому апостолу Иисусом Христом (Иоан. 21: 16). Употребленное здесь греческое слово поиманате означает " заботиться". Оно подразумевает не только заботу о пропитании, но всяческую заботу вообще, направление на верный-путь, защиту — словом, все те обязанности, которые несет пастух по отношению к своему стаду. Методом контраста Петр подчеркивает как побуждения, которыми должен руководствоваться пастырь в своем служении, так и характер, какой должно оно иметь. Да служит пастырь по доброй воле, а не по принуждению извне: надзирая...не принужденно, но охотно. Никакими социальными или финансовыми соображениями не должен быть подменен чистый стимул — исполнять Божию волю и служить Ему по доброй воле и со рвением: не для гнусной корысти, во из усердия (см. 1 Тим. 3: 8; Тит. 1: 7, 11). Пастыри, которые руководствуются нечистыми мотивами, заботятся лишь о себе, в ущерб своему стаду (Иез. 34: 2-3). 5: 3. Слово катакуриуонтес, переведенное как " не господствуя", подразумевает господство сильной личности над слабою (см. Мат. 20: 25; Map. 10: 42; Деян. 19: 6). Вот как говорит Иезекииль о лжепастырях: "..Правили ими (овцами) с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря..." (Иез. 34: 4-5). Апостол призывает пастырей быть примером (типои, " типичный представитель" или " образец"), чтобы люди могли подражать им в служении. Не править должны они людьми, а вести их за собою, привлекая примером своей христианской зрелости. 5: 4. Христос — Пастыреначальник (архипоименос). Он—Истинный Пастырь (Иез. 34: 11-16), Добрый Пастырь (Иоан. 10: 11, 14), и Великий Пастырь (Евр. 13: 20). И когда Ои возвратится на землю, то сохранившие Ему верность пастыри разделят с Ним Его славу (1 Пет. 5: 1) и получат неувядающие венцы (см. 1: 4). Б. Повиновение младших (5: 5-7) От пастырей Петр переходит к овцам. Добрые вожди заслуживают того, чтобы добрыми были и те, кто следуют за ними. На тех же, кем руководят, лежит ответственность подчиняться и людям и Богу. 5: 5. Также и младшие, повинуйтесь пастырям (см. 3: 1). Обычно руководителями церквей были люди старшего возраста. И более молодым членам церкви надо было добровольно чтить авторитет тех, на кого возлагалась ответственность руководителей. Но и тех и других апостол призывает облечься (енкомбосасте — " одеться", енкомбома — особый фартук, который носили рабы) в смиренномудрие. Истинное смиренномудрие — это действительно привлекательная " одежда" (см. 3: 8). Возможно, Петр намекает на тот случай, когда Христос, препоясавшись полотенцем (чтобы умыть ноги ученикам), учил своих последователей, что без смирения — невозможно служение и что в служении смирение проявляется постоянно (Иоан. 13: 4-15). Далее апостол приводит цитату из Прит. 3: 34, чтобы подчеркнуть, что Бог отнюдь неодинаково относится к гордым и к смиренным: Бог гордым противится. я смиренным дает благодать. 5: 6-7. Это знание Божиего подхода к упомянутым вещам должно было побуждать христиан подчиняться не только людям, но и высшей Божественной власти, и делать это добровольно и с охотою. Выражение " Итак смиритесь" можно было бы перевести как " дайте себе смириться". Те, кто страдали за имя Христово, должны были черпать мужество в осознании непреложного для них факта, что та же самая Всемогущая рука, которая проводит их через страдания, однажды вознесет их на небо (см. Иак. 4: 10). Далее Петр напоминает о классических словах из Нагорной проповеди Христа (Мат. 6: 25-32), приводя цитату из Пс. 54: 23: " Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя". Все свои заботы верующие могут возложить на Него. Христос поддерживает нас, потому что мы являемся предметом Его забот. И доверие к Нему со стороны христиан как раз и опирается на этот факт. В. Непоколебимость всех (5: 8-11) Но хотя верующим и следует возлагать все свои заботы иа Бога, это не значит, что им можно быть беззаботными. В трудные времена они должны быть постоянно начеку, черпая силы в Самом Христе и укрепляясь Им. 5: 8. Трезвитесь, бодрствуйте (см. 1 Фес. 5: 6, 10). Впрочем, бодрствовать (то же, что " быть начеку") верующий должен всегда, потому что враг наших душ, диавол, неустанно ищет возможность, чтобы напасть на нас. Может быть, в этом стихе содержится завуалированный намёк иа ужасы Неронова времени, когда в римском Колизее выпущенные на христиан голодные львы терзали и пожирали их. К тому же стремится и диавол, только в духовном смысле — чтобы помешать свидетельству верующих. 5: 9. Диаволу можно и нужно противостоять. Слово антистете, переведенное как " противостойте", встречаем и в Иоан. 4: 7. Оно скорее подразумевает защиту, нежели нападение. Но твердо " противостать" сатане верующие могут только тогда, когда они полностью полагаются на Христа и тверды в своей вере в Него: противостойте ему твердою верою (ср. ст. 12 и Кол. 2: 5). Петр надеется укрепить своих читателей и напоминанием о том, что в своих страданиях они не одиноки. Сознание, что и другие христиане — братия ваши в мире — подвергаются таким же гонениям, должно усиливать их решимость " стоять твердо". 5: 10. Апостол ранее призывал своих читателей так переносить страдания, чтобы действие Божией благодати в их жизни было видно окружающим. Теперь же, в заключительных словах благословения, он вверяет их Богу всякой благодати (см. 4: 10). В этом завершающем благословении кратко суммировано все поучение ап. Петра. Да, страдания будут продолжаться, но только короткое время, тогда как слава Христова, к которой они призваны, будет вечною (Рим. 8: 17-18; 2 Кор. 4: 16-18). В данном стихе апостол седьмой раз повторяет слово " слава" (см. 1 Пет. 1: 7, 11, 21, 24; 4: 14; 5: 1, 10). Сам Бог совершит (в значении " восстановит") их, утвердит (см. 2 Фес. 2: 17), укрепит (сфеносеи, употреблено только одни раз во всем Новом Завете) н сделает их непоколебимыми (темелиосеи — ср. Кол. 1: 23). 5: 11. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Это славословие идеитично славословию в 4: 11. Апостол Петр воздает славу Христу, Которому принадлежит власть на все времена (Рим. 11: 36; 1 Тим. 6: 16). Можно ли сомневаться в том, что Он силен укрепить Своих чад, подвергающихся гонениям и преследованиям! VI. Заключение (5: 12-14) 5: 12. Подобно апостолу Павлу, который, диктуя послания своим помощникам, заключительные их строки нередко писал собственной рукой, возможно поступил и Петр, и эти последние стихи написал своею рукою. Силуан помогал апостолу Петру как секретарь, которому он при надобности диктовал. Сие кратко написал я вам чрез Силуана. Возможно, Силуан же доставил это послание малоазийским церквам, находившимся в перечисленных в 1: 1 провинциях. Вероятно это был тот же человек, который сопровождал апостола Павла в его втором миссионерском путешествии (Деян. 15: 40). Цель своего послания апостол Петр выразил кратко: чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя. Он писал, увещевая христиан быть терпеливыми в гонениях, безропотно сносить страдания— так, чтобы истинная благодать Божия (см. 1: 13; 4: 10), являемая в их жизни, видна была миру: это истинная благодать Божия, в которой вы стоите, — писал он. И они должны были устоять в ней. 5: 13. Петр передает привет малоазийским церквам от вавилонской церкви. Согласно историческим источникам, свои последние годы Петр провел в Риме. Не исключено, что " Вавилоном" апостол назвал здесь Рим—с тем, чтобы не навлечь опасности, угрожавшей им со стороны императора Нерона, как на римскую церковь, так и на самого себя, но существует мнение, что Петр действительно писал это послание, находясь не в Риме, а в Вавилоне, на реке Евфрате. Апостол передает также привет от своего духовного сына — Марка. Это Иоанн-Марк, которого ранее ап. Павел послал в Рим (Кол. 4: 10). Большинство богословов согласны в том, что Иоанн-Марк был двоюродным братом Варнавы и что он находился в Риме, когда Петр писал это послание. Если так, то под " Вавилоном" действительно понимался Рим. 5: 14. Это лобзание любви" (в нескольких вариантах) часто встречается в Новом Завете и, пo-видимому, говорит о том, что обмен братскими поцелуями был тогда общепринятым знаком выражения христианской любви (Рим. 16: 16; 1 Кор. 16: 20, 2 Кор. 13: 12; 1 Фес. 5: 26). Петр заканчивает тем, чем начал (1 Пет. 1: 2), ободряя христиан среди гонений молитвой о ниспослании им мира, который обильно изливается на всех, кто во Христе, Князе мира.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.