Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, включая начисленные по ним проценты.






Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной сум­мы долга.

Основные формы государственного долга:

- внутренний долг – задолженность государства своим собственным гражданам;

- внешний долг – задолженность государства гражданам и организациям других стран;

Пути преодоления бюджетного дефицита:

- сокращение бюджетных расходов;

- изыскание дополнительных источников доходов;

- заем денег;

- денежная эмиссия.

Управление государственным долгом – совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.

Государственный долг уменьшается, если образовывается первичный бюджетный избыток и если темп прироста реального национального дохода превышает реальную ставку процента.

Помере увеличения налоговых ставок на каждую денежную единицу дохода размер налоговых поступлений сначала растет. Оптимальный уровень налоговой ставки R обеспечивает максимальные доходыгосбюджета. При дальнейшем повышении налоговых ставок стимулы к труду снижаются, и все меньше людейбудет наниматься на работу (см. Poverty trap). Если представить себе, что налоги увеличатся до 100%, никтоне захочет работать бесплатно, а доход государства будет нулевым. Правительства разных стран используюткривую Лаффера для определения уровня максимизации своих доходов.

13. Вопрос 15. Социальная политика государства

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.

Цели социальной политики:

1. жизнеобеспечение населения, удовлетворение его материальных и духовных потребностей в питании, жилье, работе, образовании;

2. обеспечение социальной безопасности, социальной устойчивости общества, предупреждение социальной напряженности, крупных социальных конфликтов;

3. социальное развитие общества, совершенствование го структуры, повышение уровня, качества жизни населения.

 

Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы.
1. Экономические.
2. Административно-распорядительные.
3. Правовые или законодательные.
4. Идеологические.
Экономические методы включают цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, доходы, социальные выплаты всех видов и т. д.
Административно-распорядительные методы — это меры разрешительного и запретительного характера. Например, установление квот и выдача лицензий на какую-то деятельность в области социального обслуживания населения, в среде конкретных субъектов рыночного хозяйствования, запреты на продажу спиртного вблизи школ и других учебных заведений.
Правовые или законодательные методы связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных пенсиях, о труде, занятости и т. п.
Идеологические методы — это методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества, использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».
В настоящее время, в условиях переходного периода, социальная политика государства строится на основе важнейших принципов:
— социальной справедливости;
— равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;
— гарантии предоставления со стороны государства основных материальных благ и услуг в размере минимально допустимого социального «стандарта», например, минимальной пенсии, зарплаты, минимального потребительского бюджета и т. д.
Соответствующие органы и службы исполнительной власти всех уровней занимаются разработкой и выполнением целевых социальных программ. Сегодня наиболее известны и значимы в РФ следующие программы:
1. «Продовольствие».
2. «Жилище».
3. «Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению».
4. «Безопасное материнство».
5. «Дети России».
6. «Развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой».
7. «Социальная поддержка инвалидов».
8. «Развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы».
9. «Взаимопрофилактика».
10. «АнтиСПИД».
11. «Развитие образования».
12. «Сохранение и развитие культуры и искусства».
13. «Развитие экономики малочисленных народов Севера».
14. «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ — Кавказских Минеральных Вод».
15. «Улучшение ритуального обслуживания населения».

Социальная справедливость и социальное равенство Под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д. В рыночной экономике конкуренция заставляет предпринимателя направлять свои усилия на удовлетворение запросов общества. Но она отнюдь не препятствует обогащению удачливого предпринимателя, если он верно улавливает требования рынка. Это создаёт сильную мотивацию предпринимательской деятельности, способствует прогрессу экономики. Но одновременно тем самым рыночная система поощряет социальную несправедливость общества. В руках собственников ресурсов происходит сосредоточение экономической власти. Напротив, значительная часть населения лишена собственности на производственные ресурсы, что порождает её экономическую зависимость. Неслучайно в обществе одни выступают как работодатели, а другие - как наёмные работники. Происходит дифференциация доходов, имущественное расслоение, обогащение одних и обнищание других. Другими словами, автоматически сама по себе рыночная система не обеспечивает социальной справедливости. Социальное равенство - это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам как каждого человека, так и общества в целом. Создавая условия для нормального развития каждого человека, государство умножает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за счёт этого социальные вложения в каждого человека.

 

«Кривая Лоренца» и «коэффициент Джини»

Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране.

«Кривая Лоренца» — это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения на обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу (от 0 до 100 %). Для точек кривой абсциссами служат единицы совокупности, а ординатами — значения признака. Равномерное распределение признака будет представлено в таком случае диагональю, называемой «линией равномерного распределения», а неравномерное — «линией Лоренца», отклонение которой от диагонали и характеризует степень неравномерности (см. график 17.1).

Таким образом, если принять величину дохода и численность населения за 100 %, то прямая ОА покажет абсолютно равномерное распределение совокупного дохода между всеми группами населения. Однако реальное распределение всегда будет характеризоваться отклонением от этой прямой. Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями координат. Но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» всегда составляют незначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая («кривая Лоренца»), отклонение которой от диагонали наглядно покажет степень неравномерного распределения доходов.

Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом. Площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов (она на графике заштрихована), относят к площади треугольника ОАВ. Полученный результат и есть «коэффициент Джини».

Размер дохода сопровождается опережающим увеличением его «сберегаемой» части.

Исключительная сложность рыночной экономики состоит в том, что пропорция между «потреблением» и «сбережением» доходов предопределяет величины совокупных расходов и совокупных сбережений в обществе (со всеми вытекающими отсюда последствиями для макроэкономических процессов), и в то же время эта пропорция сама отражает степень сбалансированности макроэкономических процессов. Вот почему искусство регулирования рыночной экономики заключается не в нахождении неких универсальных «рецептов» управления ею, а в умении определить доминирующий фактор в данной рыночной ситуации. И подчас оказывается, что таким фактором является пропорция, в которой рядовой доходополучатель решает разделить свой доход между потреблением и сбережением. Склонить его к принятию оптимального для общества решения — такова порой «сверхзадача» механизма регулирования рыночной экономики в конкретной ситуации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.