Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ 13. Положение православной церкви.






ЛЕКЦИЯ 12. Становление органов центральной власти. Изменения в социальной

Структуре общества и формах феодального землевладения.

При государе существовал совет из ближайших к нему бояр - Боярская Дума (законосовещательный орган при князе (царе), состоявший из наиболее знатных бояр). Этот совещательный орган стал при Иване III постоянным. Боярство было представлено людьми из старых московских фамилий. С присоединением новых земель в Боярскую думу стали входить и бывшие удельные князья и их потомки. В боярской среде сложились местнические отношения (местничество -особый порядок назначения на службу с учетом знатности происхождения; государственная должность должна быть тем выше, чем знатнее род боярина).

Начинает формироваться система приказов, ведавших определенными вопросами государственного управления (приказы -центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями).

На местах существовала система кормлений (кормление-система содержания должностных лиц за счет местного населения). Огромная по территории страна делилась на уезды. Уездами управляли наместники. Уезды делились на волости. Волостями управляли волостели. Наместники и волостели –это представители власти на местах, исполняющие административные, финансовые и судебные функции)

В борьбе с удельной знатью великие князья опирались на дворянство (дворянство - привилегированное сословие. Возникло как служилое сословие и постепенно становится привилегированным. Дворяне стали наделяться за службу землей-поместьями; поместье- условное земельное держание в конце XV-начале XVIII. Поместье не подлежало продаже, обмену и наследованию. Постепенно начинает сближаться с вотчиной, а в 1714 году слилось с ней окончательно).

Дворянство составляло основу армии и начиная с Ивана III, стало постепенно входить в Боярскую Думу. Дворянин (помещик) должен был не только сам служить, но и выводить определенное число своих вооруженных людей. Поместье не было наследственным и даже пожизненным и зависело от факта несения службы государству. Таким образом, государство располагало военными силами без значительных затрат.

 

ЛЕКЦИЯ 13. Положение православной церкви.

Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 году рязанского епископа Ионы митрополитом в 1448 году русская церковь стала независимой (автокефальной). После падения Константинополя, Русская православная церковь окончательно перешла к самостоятельному избранию митрополитов.

В рассматриваемый период на Руси появляются многочисленные еретические движения (ересь-течение, отклоняющееся от догматов официальной церкви; догма-положение принимаемое на веру).

В 70х гг. XIV века возникла ересь стригольников ( на голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы) в Новгороде и Пскове. Они разоблачали нравы духовенства. Считали, что священником может быть каждый образованный и праведный человек, не обязательно возведенный в церковный сан. Отвергали церковные таинства. Новгородские стригольники были казнены. Сторонники другой ереси- жидовствующие ( ее зачинателем считали еврейского купца) также отступали от церковных догм (почитания икон, поклонения святым..). За подрыв устоев церкви с еретиками жестоко расправлялись.

Образование русского централизованного государства происходило в условиях ожесточенной идеологической борьбы, выразившейся в церковно-политических спорах между так называемыми «нестяжателями» и «иосифлянами» (религиозные-политические течения в русской православной церкви) В центре стоял вопрос о церковном имуществе и богатствах.

Нестяжатели - религиозно-политическое течение в России в конце XV-начале XVI века. Проповедовали аскетизм, уход от мира. Требовали отказа церкви от земельной собственности. По их мнению, церковь должна была отказаться от приобретения («стяжания») богатств. Главным идеолог нестяжательства был старец Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский. Против нестяжателей выступили иосифляне.

Иосифляне - религиозно-политическое течение в России в конце XV-начале XVI века. Название получили по имени игумена Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого. В борьбе с нестяжателями они отстаивали господствующее положение церкви в обществе, незыблемость церковных догм, неприкосновенность владений церкви. Были поддержаны великокняжеской властью, а иосифлянин Филофей создал теорию «Москва-третий Рим».

Первоначально государство поддержало нестяжателей, потому что было не прочь провести секуляризацию церковных земель (секуляризация -передача церковных земель в собственность государства). Но пока еще слабая светская власть вынуждена была ориентироваться на сильную церковь. Иван III в итоге поддержал «иосифлян». Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Русская церковь стала государственной. Они, в свою очередь, с этого времени стали активно поддерживать теорию божественного происхождения царской власти. Характерно, что «иосифлянин» Филофей создал теорию «Москва-третий Рим», сыгравшую в дальнейшем важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.