Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






объединены два вопросительных, побудительных, восклицательных или назывных предложения.

При однородных членах повторяется.

Например: А березка мила и при солнце, и в серый день, и при дожде.

Связывает больше двух однородных членов.

Например: В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело.

 

Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если однородные члены соединены попарно (отделяются друг от друга пары).

Например: На Крите жили привольно и весело, нараспашку и не таясь.

 

Постановка запятой перед союзом «И», соединяющим простые предложения в составе сложного.

 

Запятая СТАВИТСЯ, если

1) соединяются простые предложения в составе сложносочинённого: [ ], и [ ].

Например: Надвигалась гроза, и тучи заволокли всё небо.

2) после придаточной части предложения следует вторая часть двойного союза ТО, КАК или НО:

Например: Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.

Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.

 

 

Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если

1) обе части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение.

Например: Там (вот это общий второстепенный член) синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.

У Ивана Ивановича (и это тоже он) большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу

2) объединены два безличных предложения (то есть в предложении подлежащего нет), имеющие в своем составе синонимичные члены:

Например: Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.

Общее придаточное предложение.

Например: Если бы не было дождей, вся зелень давно высохла бы иземля лежала бы в морщинах и трещинах.

Общее главное предложение.

Например: Ласточка простилась с Дюймовочкой, как только солнце пригрело и земля растаяла.

5) общее вводное слово (чаще всего это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения.

Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить.Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал.

объединены два вопросительных, побудительных, восклицательных или назывных предложения.

Например: Где же твоя деревня и ждут ли нас там?

Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!

 

Важно!

В случаях постановки запятой перед союзом «и», соединяющим ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО логика постановки знака такая же, как при однородных членах.

Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли. (союз «и» одиночный)

Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется)

 

 

Одна запятая ставится в следующих случаях:
1. [ ], и [ ]
2. О, О и О
3. … не только О, но и О (как О, так и О)
4. и О, и О
5. О, но О (О, да=но О)

Я влюбилась в Петровича, и он поневоле об этом узнал. - Союз " И" (соединительный)

Я влюбилась не в Петровича, однако Петрович узнал об этом. - Союз " Однако" (противительный)

Хотя я и влюбилась в Петровича, но этот баклан так и не почувствовал этого. - Союз " Хотя и... но" (градационный)

 

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Каждая травинка и мшинка блестела и улыбалась капельными глазками.

2) Самый смелый и удачливый всадник пробивается сквозь ряды защитников крепости ломает снежную стену и врывается на коне в городок.

3) Язык — это путь цивилизации и культуры.

4) Всем интересна эта весёлая и живая интересная и увлекательная игра!

5) В суровые годы Великой Отечественной войны проникновенные песни Михаила Исаковского помогали бороться с врагом и укрепляли веру в победу.

 

Странное влияние имел на меня отец и странные были наши отношения (Тург.).

Сердце ее билось сильно и мысли не могли ни на чем остановиться (Л. Толст.).

С полей несется голос стада

В кустах малиновки звенят

И с побелевших яблонь сада

Струится сладкий аромат (Фет)

Только в исключительных случаях люди стремятся умереть

и никто в мире не желает состариться (И. Мечников).

Приемная уже была освещена и весь состав моих помощников ждал меня уже одетый и в халатах (Булг.)

Я с ним и его женою познакомилась у Пушкиных и мы одно время жили в одном доме (А. Керн)

Печальная береза

У моего окна

И прихотью мороза

Разубрана она (Фет)

Сирень цветет и есть множество людей у которых возбуждается одно только желание - сорвать цветы и унести с собой (Пришв.).

Генеральская шинель вдруг под влиянием ли ветра или какого-либо движения показывала свою красную подкладку и это было как раз в то мгновение которое нас радовало больше всего (Олеша)

Эти старинные часы тоже показывают свое время и его осталось немного (журн.).

 

 

1) Ты небо недавно кругом облегала

И молния грозно тебя обвивала

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем (Пушк.)

 

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит (Пушк.).

 

2) Он, конечно, главенствовал во всех случаях и когда оценивалось то или иное стихотворение и когда решалось, куда пойти и когда стоял вопрос о примирении с кем-либо или о ссоре (Олеша)

3) И жизнь у него идет по-прежнему и нового ничего нет (Ант.).

 

 

а) Я позвонила и мне тотчас отворила дверь пожилая служанка в накинутом на плечи зеленом в клетку платке (А. Достоевская)

Один прыжок и лев уже на спине буйвола (Купр.)

Открыли дверь и в кухню паром

Вкатился воздух со двора (Пастерн.)

Пройдет несколько лет и склоны оврагов покроются деревьями и кустарниками (Бианки); Прошло лет пять и американскую ромашку можно было легко найти по всей линии Московско-Курской дороги (Солоух.).

 

б) Становилось жарко и я поспешил домой (Лерм.)

Зима была снежная, и все ждали большого половодья (М.-Сиб.)

Дохнул сентябрь и георгины

Дыханьем ночи обожгло (Фет)

Скрылись бабочки, мухи, комары и нечего стало есть летучим мышам (Бианки)

Но была весна и старый дом не производил тягостного впечатления (Ю. Казак.); Победителей не судят и отчаянному сержанту простили его экстравагантную выходку (В. Санин); Свободных мест не было и им пришлось стоять (Расп.).

 

13. (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены.

Выпишите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

На ручей рябой и пестрый за листком летит листок.

Ветер гнал облака дымчатые легкие.

Артисты приехавшие к нам на гастроли выступили с интересной программой.

) Если определяемое слово стоит перед причастным оборотом, то оборот обособляется.

Примеры: Картина, висевшая на стене, неожиданно упала.

 

2) Причастный оборот обособляется, если определяемое слово- личное местоимение(я, ты, он, она, оно, они)

Примеры: Висевшая на стене, она неожиданно упала.

 

3) Причина.

Примеры: Уставшие до последней степени, альпинисты не продолжили восхождение.

 

Итоги

Причастный оборот обособляется в 3-х случаях:

- Определяемое слово перед оборотом.

- Определяемое слово- личное местоимение.

- Значение причины.

Примеры:

 

Текст, написанный в спешке, изобиловал грамматическими ошибками.

 

Написанный в спешке текст изобиловал грамматическими ошибками.

 

Некоторые сложные предложения могут содержать много причастных оборотов, которые требуют выделения запятыми:

 

ятел, стучащий по дереву, растущему на полене, засыпанной белым снегом, заметно мерз. Упражнение № 1

 

1)Чудесами света в древности называли выдающиеся произведения искусства и инженерной мысли поражающие людей своим величием и красотой. 2)Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло побывавший на Востоке в четырнадцатом веке написал «Книгу о разнообразии мира». 3)На островке Фарос лежавшем недалеко от места впадения Нила в Средиземное море построили знаменитый Александрийский маяк. 4)Через все ярусы маяка проходила шахта ведущая к осветительной системе. 5)Для усиления света использовалась система гладко отполированных зеркал. 6)Величественные ярусы облицованные снаружи белым мрамором производили неизгладимое впечатление. 7)Маяк разрушившийся от землетрясений простоял более шестнадцати веков.

 

Упражнение № 2

 

1)Азиатский город Вавилон построенный на берегах реки Евфрата был одной из величайших столиц древности. 2)В Библии сохранился рассказ о Вавилонской башне устремившейся к самому небу.3)Бог разгневанный дерзостью строителей наградил людей разными языками.4)Неприступные стены Вавилона тянувшиеся вокруг города примерно на 90 километров могли бы тоже считаться чудом света. 5)Чудом из чудес затмившим славу всех остальных сооружений стали вавилонские висячие сады. 6)Многослойная конструкция сочетающая различные материалы не позволяла воде заливать подвалы дворца. 7)Жителям выжженного солнцем Вавилона сады казались настоящей сказкой.

 

Упражнение № 3

 

1)Всем известно слово «мавзолей» – сооружение воздвигнутое над могилой великого человека. 2)Название произошло от имени Мавсола жившего в четвертом веке до нашей эры и правившего страной под названием Кария. 3)Гробница воздвигнутая вдовой Мавсола Артемисией стала одним из чудес света. 4)Пирамиду венчала колесница запряженная четверкой лошадей. 5)Мавзолей простоявший полтора тысячелетия погиб в двенадцатом веке до нашей эры при землетрясении. 6)Греческий город Эфес расположенный на полуострове Малая Азия был центром поклонения богине Артемиде. 7)Храм Артемиды служивший не только местом молитвы но и жилищем божества был построен среди болот. 8)Герострат мечтавший прославиться уничтожил это здание простоявшее около двухсот лет. 9)Схватившим его стражникам он назвал своё имя. 10)Отстроенный заново храм был разорён завоевателями.

 

Упражнение № 4

 

1)В древней столице инков Куско был сад украшенный фигурами растения и животных отлитыми из чистого золота. 2)Инки любили золото напоминавшее им сияние Солнца. 3)Память о могущественном государстве сохранилась в величественных руинах крепостей сложенных из многотонных каменных глыб. 4)Здания в древнем городе располагались на высеченных в скалах террасах соединенных друг с другом лестницами. 5)Удивительный древний город Петра высеченный прямо в скалах находится на территории современного государства Иордания расположенного на Аравийском полуострове. 6)Высеченные в скалах храмы Петры сохранились до нашего времени. 7)Великая цивилизация майя возникшая в конце первого века до нашей эры просуществовала до начала шестнадцатого века. 8)Майя были лучшими архитекторами доколумбовой Америки прославившимися своими пирамидами. 9)Майя строили даже стадионы – площадки предназначенные для игры в мяч.

 

Упражнение № 5

 

1)Фидий создал статую Зевса Олимпийского считавшуюся одним из семи чудес света бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы) стоявшую на афинском Акрополе и выполненную подобно Зевсу из золота и слоновой кости Афину Партенос (Деву) находившуюся внутри Парфенона. 2)Зевс восседал на огромном троне сделанном из кедра и инкрустированном черным деревом и драгоценными камнями. 3)На голове у Зевса был золотой оливковый венок символизирующий миролюбие. 4)Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были выточены из слоновой кости. 5)Когда-то Цинь Шихуанди объединивший Китай и ставший его первым императором приказал воздвигнуть мощную стену предназначенную для сдерживания противников. 6)Так началось строительство Великой Китайской стены завершившееся черед шестьсот лет. 7) Ещё Марко Поло, первый европеец побывавший в Китае был покорён этой страной.

 

Упражнение № 6

 

1)Колизей построенный в первом веке нашей эры был гигантским амфитеатром. 2)Колизей вмещавший пятьдесят тысяч зрителей опоясывали мощные стены сложенные из блоков туфа – породы образовавшейся из застывшей лавы. 3)Гладиаторами в Риме называли борцов сражавшихся между собой или с дикими зверями. 4)На посыпанной песком арене могли одновременно сражаться три тысячи пар гладиаторов. 5)Испанский писатель Сервантес написал роман о Дон Кизоте – сумасшедшем благородном рыцаре сражающемся с ветряными мельницами. 6)Дон Кихот утверждавший идеалы добра и справедливости не боявшийся при этом быть смешным стал одним из любимейших героев мировой литературы. 7)Испанский собор Саграда Фамилия начатый в 1884 году так и остался недостроенным.

 

Упражнение № 7

 

1)С германскими племенами населявшими Европу на заре истории сражались ещё римляне. 2)Готические церкви возвышавшиеся над низенькими домиками символизировали порыв к небу. 3)Входящая в состав современной Германии Бавария в девятнадцатом веке была отдельным королевством. 4)Готика – это художественный стиль возникший в позднее Средневековье и отмеченный преобладанием вертикальных линий. 5)Эйфелева башня построенная в 1889 году поначалу вызвала негодование французов. 6)Альпы расположенные на территории семи европейских стран сыграли огромную роль в жизни Европы. 7)Древние греки жившие несколько тысячелетий назад на Балканском полуострове называли себя эллинами.

 

Упражнение № 8

 

1)В голосовании определявшем новые чудеса света собор Василия Блаженного и Московский кремль заняли двенадцатое место. 2)Основанный триста с лишним лет назад Санкт-Петербург называют Северной Венецией. 3)Выросшие по берегам рек и каналов прекрасные дворцы сделали Петербург одним из самых красивых городов мира. 4)Среди достопримечательностей Пекина самая большая площадь Тяньаньмэнь вмещающая около миллиона человек. 5)Построенный в пятнадцатом веке дворец Гугун насчитывающий девять тысяч девятьсот девяносто девять комнат создан руками миллион строителей. 6)Здесь была использована уникальная система отопления проведённая под полом жилых построек. 7) Этот дворец стал первым из китайских объектов занесённым ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Простые вставки | Полярные координаты.Связь между полярными координатами точки и ее прямоугольными координатами.Преобразование координат,паралелльный сдвиг.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.