Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа в командах. Типы команд и их характеристики. Стадии развития команды. Сплоченность команды






Коллектив, в котором наблюдается гармония общих и индивидуальных мотивов, когда групповые мотивы преобладают не в связи с подавлением индивидуальных, а на основе их ассимиляции называется командой.

Команда - коллектив, где проблемы группы принимаются и понимаются работниками как личные.

Таблица 2

Рабочая группа Подлинная команда
Сильный руководитель с четко определенными, ясными целями Руководящая роль распределена между членами команды
Индивидуальная ответственность Индивидуальная и общая ответственность
Формальное соответствие целей группы и организации Специфические цели команды определяются внутри нее
Индивидуальные результаты (продукты) труда Коллективные результаты (продукты) труда
Руководитель проводит эффективные обсуждения заданий Руководитель поощряет открытые дискуссии и конструктивные собрания по поводу решения проблем
Непрямая оценка эффективности группы (например, через финансовый успех предприятия) Прямая оценка результатов по выполненному коллективному заданию
Руководитель принимает решения, организует обсуждение и делегирует полномочия Члены группы совместно обсуждают, принимают решения и выполняют работу

Менеджеры должны стремиться к созданию команды (отличия команды от группы приведены в таблице 2). Для этого используются следующие способы формирования группового сознания:

1.Вера в цель.

2.Доверие членов команды друг к другу.

3.Оптимальный стиль руководства.

4.Участие в управлении.

5. Взаимодействие менеджера с неформальными лидерами.

Команда проходит следующие стадии развития:

· Стадия формирования, когда исследуются принципы приемлемого поведения. Каждый член команды от независимости переходит к статусу члена команды. Эта стадия окрашена такими эмоциями как: волнение, нетерпение, оптимизм, подозрение, беспокойство, опасение.

· Стадия психологической напряженности – самая трудная стадия для команды. Если задача оказалась труднее, чем предполагалось в начале, то участники процесса становятся вспыльчивыми, обидчивыми, обвиняющими. Либо фанатичными. Может наблюдаться:

- сопротивление выполнению задачи и новым подходам;

- резкие перепады в отношениях членов команды между собой и относительно достижимости цели;

- образование группировок, столкновение мнений, борьба за лидерство, влияние, ревность; э

- даже если было принято решение о предполагаемом результате и путях достижения, - члены команды продолжают обсуждение, идет «выращивание» целей, задач, методов, правил игры каждым игроком.

· Стадия нормализации - во время этой стадии члены команды определяют уровень лояльности и распределяют обязанности. Они принимают команду, ее основные правила, роли в команде, индивидуальные особенности участников. Эмоциональная напряженность падает, конкуренция и демонстрация независимости сменяются отношениями сотрудничества и взаимозависимости.

Относительно выражены:

- принятие членства в команде. Ощущение принадлежности к команде, совместимости, общего духа и общих целей;

- конструктивное выражение критики;

- взаимопомощь, направленность на выполнение работы;

- попытка достичь взаимопонимания и избегание конфликтов;

- установление и поддержание основных правил и «норм» команды.

· Стадия деятельности - на этой стадии группа начинает эффективно выполнять поставленные задачи. Члены команды уладили свои отношения и сформулировали ожидания, выявили и приняли сильные и слабые стороны друг друга, узнали, каковы их роли:

- наблюдается удовлетворительное продвижение команды к поставленной задаче;

- попутно возникающие проблемы решаются, предвидятся;

- принадлежность к команде становится важной для участников; проблемы команды становятся близки и важны для каждого участника.

 

В качестве основных критериев классификации рабочих команд предлагается использовать следующие:

  1. Членство: какие категории сотрудников организации входят в состав рабочей команды;
  2. Цели и функции: какие цели и задачи ставятся перед рабочей командой; какие функции выполняет команда;
  3. Жизненный цикл: какова продолжительность периода времени существования рабочей команды;
  4. Управление: каким образом осуществляется руководство рабочей командой;
  5. Взаимодействие: какие формы отношений используются в процессе функционирования рабочей команды;
  6. Методы: какими способами и средствами пользуются команды для достижения поставленных целей.

В соответствии с приведенными критериями можно выделить десять типов команд:

· Интрафункциональные команды: информация и функции разделены между членами команды; структура и состав варьируются при изменении области приложения.

· Оперативные команды: временное объединение специалистов различного профиля для решения актуальных проблем и выработки рекомендаций; периодические кратковременные встречи (1-2 часа в неделю); практическая деятельность не входит в компетенцию команды.

· Кроссфункциональные команды: фокусируются на совершенствовании некоторого процесса; обычно привлекаются специалисты из различных подразделений организации; часто такие команды трансформируются в самоуправляемые или самонаправляемые команды.

· Предпринимательские команды: специализируются на наблюдении за процессом производства специфического продукта или сегментом клиентов, поддержании и совершенствовании системы, ориентированной на потребителя.

· Исполнительные команды менеджеров: создаются для выработки стратегических решений и руководства; лидером команды, как правило, является первое лицо организации.

· Координационные команды менеджеров: создаются в условиях сетевой организации для выработки стратегических решений и координации рабочих команд нижнего уровня.

· Самоуправляемые команды: имеют большие права, полномочия и ответственность по вопросам, не связанным с функциями постановки целей и планирования; внешние контакты обеспечиваются менеджерами или другими подразделениями.

· Самонаправляемые команды в производстве и сервисе: обеспечивают производственный процесс или сервисные функции.

· Самонаправляемые команды в интеллектуальной сфере: команды, связанные с разработкой новых изделий, процессов, технологий.

· Виртуальные команды: интеллектуальные команды, контактирующие посредством компьютерных сетей.

 

Руководитель должен уяснить, допускает ли (требует ли) характер выполняемых группой задач ее высокой сплоченности, нужно ли формировать из сотрудников сплоченную команду, или достаточно создать рабочую группу

Условия создания сплоченной команды:

- люди, входящие в команду, должны быть специалистами в решении возлагаемых на них задач;

- совокупный опыт и таланты людей, работающих в команде, должны превышать опыт и способности любого из них, если бы он работал в одиночку;

- для повышения заинтересованности большинство участников должны иметь возможность в какой-то степени влиять на принятие тех решений, которые им приходится выполнять;

- каждый человек должен иметь склонности к творчеству, которые можно систематически использовать в работе группы.

Формированию команды способствует наличие у членов группы таких качеств, как общие ценности и интересы; умение слушать, сопереживать; готовность помогать другим; умение найти точки соприкосновения, четкость и ясность позиций; стремление уменьшить разброс мнений; открытость, гибкость.

Препятствуют этому желание доминировать или постоянно вступать в спор, безапелляционные заявления, оценка идей других участников как плохих или неверных, привычка быть всегда правым, потребность быть победителем, всегда брать верх, равнодушие, апатия, скука.

 

Признаки высокосплоченных команд:

* группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу во взаимодействии;

* все члены группы работают на совесть, не избегают работы;

* члены группы ориентируются на достижение общей цели;

* члены команды рационально используют ресурсы для достижения общих целей;

* члены группы не скрывают своего мнения, не утаивают друг от друга знания и информацию и всегда готовы поделиться ими, помочь друг другу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.