Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скульптура и архитектура — производные канала символьных документов.






20)коммуникативные барьеры Под коммуникативным барьером обычно понимают все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров М.А. Василик предлагает выделить: а) среду (внешние условия) коммуникации; б) технические средства коммуникации; в) самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта. Таким образом, все барьеры коммуникации можно разделить на три группы: а) барьеры, обусловленные факторами среды, или физические барьеры коммуникации (акустические помехи, отвлекающая окружающая обстановка, температурные условия, погодные условия); б) технические барьеры (в технической литературе они получили название “шумы”, их источником является сам канал коммуникации – например, телефон, факс); в) “человеческие” барьеры. Психофизиологические барьеры могут возникать вследствие физиологических нарушений артикуляции (заикание, картавость), нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом (потеря голоса при простуде), глухоты, полной или частичной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.п. Социокультурные барьеры коммуникации обусловлены следующими причинами: принадлежностью коммуникантов к различным социальным группам общества, различным языковым, этническим, расовым, возрастным и т.д. сообществам. Формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется и в специфической культурной среде. Наличие множества культур и субкультур порождает проблему межкультурного взаимодействия. В данном курсе эта проблема изучается в контексте межкультурной коммуникации. Наиболее очевидные среди них – лингвистические и семантические. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов - богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов – лингвистического смыслового наполнения произносимых слов. Различаются языки не только народов, но и различных социальных групп (например, профессиональных, возрастных).

21)Цели и роли коммуникаторов Отправитель и получатель информации в системе коммуника­ции осуществляют общую базовую функцию и должны отвечать общим требованиям: иметь хотя бы минимальный уровень гума­нитарных знаний; понимать общий символьный язык (код); иметь ключи для кодирования и дешифрации закодированной ин­формации; иметь взаимное желание к установлению и поддержа­нию коммуникации. Кроме того, они должны обладать так назы­ваемыми фоновыми знаниями коммуникантов — знаниями окру­жающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т. п. Коммуникативной целью называется стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Например, объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязанности по послепродажному обслуживанию – это ключевые речевые составляющие коммуникативного поведения, реализующие ту или иную коммуникативную интенцию, то есть, намерение индивида-коммуниканта (или корпоративного коммуниканта, представляющегося как индивида) осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью.

Коммуникативной ролью будем называть способ поведения в рамках коммуникативного акта, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций). Известно, что индивид в жизни выполняет массу разнообразных социальных ролей. Нормы или правила поведения в обществе задают принятые в той или иной среде модели поведения. Наивысшую степень регламентации коммуникативных конвенций речевого поведения мы наблюдаем в законодательных собраниях ряда стран (этапы прохождения законопроектов). Судебная или научная речь – еще один пример конвенций, различающийся в рамках национальных коммуникативных структур.

22)коммуникативная сфера Под коммуникативной сферой мы по­нимаем область коммуникативной деятельности человека, в кото­рой происходит сообщение или получение определенной инфор­мации. Практически все, что окружает человека, составляет его среду обитания является также и коммуникативной средой. В коммуникативной среде осуществляется общественная деятельность людей в сфере духовной, политической, экономиче­ской, производственной жизни. Коммуникативная сфера интег­рирует целый ряд социально значимых характеристик коммуни­кации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивиро­ванности в обмене информацией и тем самым она определяет се­бе роль доминанты в коммуникативной системе.

Поскольку действие и взаимодействие индивидов происходит в определенной общественной сфере коммуникации, то говорят об институциональном дискурсе (политический дискурс, религиозный дискурс, педагогический дискурс, деловой дискурс, производственный дискурс и т.д.).

Сферы коммуникации весьма разнообразны. В некоторых из них (например, архитектура, музыка) довольно трудно разделить коммуникативный континуум на дискретные единицы. Сферы коммуникации привлекали внимание исследователей в различной степени. Достаточно традиционной считается сфера бытовой коммуникации (преимущественно межличностной). За рубежом достаточно хорошо изучена сфера производственной коммуникации (преимущественно рассматривается в рамках организационных коммуникаций). В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес-коммуникации и делового общения.

Весьма активно ведутся исследования в сфере политического дискурса. Наличие многопартийной системы требует широкое исследование политического коммуникативного пространства.

Сфера научного дискурса также достаточно традиционный объект исследовательского интереса. В то же время, если прежде изучался, в основном, специфический язык научных публикаций, то теперь исследователей привлекают различные проблемы: от создания виртуального глобального научного сообщества (через Интернет) до организации коммуникативных событии (научных конференций, конгрессов, форумов).

Сфера образовательного дискурса также раскрывает новые грани социальных взаимодействий в сфере образования, обусловленные интенсивными процессами дифференциации образования и появлением рынка образовательных услуг. В настоящее время существует потребность вузов в рекламой, маркетинговой деятельности, в специалистах по связям с общественностью. Набор в вуз, встречи с будущими абитуриентами, студентами, консультационные услуги, тестирование – вот ряд направлений коммуникации образовательных учреждений.

Сфера туристического бизнеса, шоу-бизнеса, спортивного бизнеса достаточно молоды в нашей стране, но весьма перспективны в смысле коммуникативных событий и сообщений. Их активное изучение еще впереди.

Коммуникативная среда по-разному реагирует на сообщение. По отношению к субъекту событий (сообщений) она «ведет» себя дружественно, нейтрально или враждебно. Эта реакция среды за­висит также от качественных параметров информации. Так, на­пример, негативная информация дружественной средой будет воспринята с сочувствием, враждебной — со злорадством. «На по­зитивное событие дружественная среда ответит похвалой, враж­дебная — недоверием. Эти типы реакций должны моделироваться и учитываться при планировании коммуникативных кампаний».[47]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.